Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность планирования рентабельности, а также определить основные способы повышения уровня рентабельности коммерческого предприятии.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач, отражающих логику и последовательность проведенного исследования:
раскрыть экономическое содержание рентабельности;
определить виды рентабельности;
изучить факторный анализ показателей рентабельности;
рассмотреть влияние различных факторов на размер рентабельности.
Методологической и теоретической основой курсовой работы послужили концепции и гипотезы, представленные в трудах отечественных ученых: Зайцева Н.Л., Юрковой Т.Н., Филатова О.К., Шепеленко Г.И.
Введение
Понятие рентабельности предприятий. Система показателей рентабельности.
Понятие рентабельности и её виды.
Система показателей рентабельности.
Способы повышения уровня рентабельности.
Факторы, влияющие на повышение уровня рентабельности.
Факторный анализ показателей рентабельности.
Список использованной литературы
где СК - величина собственного капитала на определенную дату, руб.
Рентабельность изделия (Ри) определяется по формуле:
где Пед - прибыль на единицу изделия, руб.;
С - себестоимость изделия, руб.
Рентабельность инвестированного капитала (Рик) определяется по формуле:
где ИК
- средний инвестированный
Рентабельность основных фондов (Ро.ф) определяется по формуле:
Рентабельность заемных средств (Рз.с) определяется по формуле:
где Пз.с - плата за пользование заемными средствами, руб.;
ЗС - средства, привлеченные на заемной основе (долгосрочные и краткосрочные) на определенную дату (средняя величина), руб.
Рентабельность активов (Ра) определяется по формуле:
где СА - средняя величина активов, руб.
Рентабельность совокупных вложений капитала (Рс.в.к) определяется по формуле:
где Рз.с расходы, связанные с привлечением средств на заемной основе, руб.;
ИК - величина совокупного
Рентабельность инвестиций (Ри) определяется по формуле
где В - величина валюты баланса на определенную дату (средняя за период), руб.;
КО - величина краткосрочных обязательств на определенную дату (средняя за период), руб.
Рентабельность товарной продукции (Ртп) определяется по формуле:
где Ст.п_ себестоимость товарной продукции, руб.
Для расчета рентабельности отраслей экономики в расчет принимается общая сумма прибыли, полученная предприятиями, объединениями, другими хозрасчетными формированиями, входящими в соответствующую отрасль экономики. На уровень рентабельности отрасли будут оказывать влияние наличие в ней низкорентабельных и убыточных предприятий.
Известны
два подхода к расчету
Затратный используется для расчета показателей рентабельности продукции: произведенной, реализованной, единицы отдельных видов или групп продукции, услуг работ, товаров. Эти показатели рассчитываются как отношение прибыли и соответствующих затрат. В качестве показателей прибыли могут быть использованы: прибыль общая, чистая, от реализации продукции (товаров, работ, услуг), на единицу продукции (товаров, работ, услуг). В качестве затрат: общая сумма затрат на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг), осуществление других видов деятельности; полная себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг); полная себестоимость единицы продукции (товаров, работ, услуг).
Показатели рентабельности, рассчитанные по данному методу, характеризуют эффективность использования средств, потребленных в процессе производства или осуществления других видов деятельности.
Все показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или процентах и отражают долю прибыли с каждой денежной единицы затрат. Если в числителе взята сумма прибыли отчетного периода или чистой прибыли, а в знаменателе – общая сумма затрат по всем видам деятельности, этот показатель рентабельности может использоваться для оценки эффективности деятельности предприятия в целом.
Сущность
ресурсного подхода к расчету показателей
рентабельности заключается в том, что
в числителе используются показатели
общей, чистой прибыли или прибыли от реализации,
а в знаменателе - ресурсы, в качестве которых
наиболее часто используются показатели
капитала.
На
величину рентабельности, рассчитанную
на балансовой прибыли, влияют
три основных фактора: прирост
прибыли, уровень
Прибыль может возрасти в результате увеличения объема производства продукции, повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью, снижения себестоимости продукции, роста оптовых цен, при повышения качества выпускаемой продукции. Прирост прибыли в результате увеличения объема производства продукции можно рассчитывать по следующей формуле:
,
где Qпл и Qб- соответственно плановый и базовый объем производства в оптовых ценах предприятия;
апр- прирост прибыли в стоимости валовой продукции в базисном периоде, в %.
Ассортимент выпускаемой
продукции оказывает
,
где aпл, aб- плановый и базовый удельный вес изделий, рентабельность которых превышает средний уровень предприятию;
Rб, Rср- повышенная и средняя рентабельность изделий в процентах.
Если в результате структурных сдвигов увеличился удельный вес нескольких высокорентабельных изделий, то общий прирост прибыли определяется как сумма прироста прибыли по каждому изделию:
,
где а1, а2…аi- изделия с более высокой рентабельностью.
Среди факторов,
влияющих на прирост прибыли, ведущая
роль принадлежит снижению стоимости
продукции. Выбор путей сокращения
текущих издержек производства основывается
на анализе структуры
В формализованном
виде прирост прибыли можно
,
где ∆Пс- прирост прибыли в результате снижения себестоимости продукции;
Сб, Спл- себестоимость продукции в базисном и плановом периоде.
При производстве продукции повышенного качества текущие издержки чаще всего возрастают. Однако в результате реализации этой продукции по повышенным ценам прибыль также может возрасти:
,
где ∆П- прирост прибыли в результате роста оптовых цен из-за повышения качества выпускаемой продукции;
aпл - удельный вес продукции повышенного качества;
Rq - рентабельность продукции повышенного качества;
∆Rq – прирост рентабельности продукции повышенного качества, %;
Rпл – средняя рентабельность производства, %.
Рентабельность
является показателем, характеризующим
использование основного
При списании лишнего оборудования прирост рентабельности может быть определен по формуле:
,
где Пб- прибыль в базисном периоде;
∆ОКсп – уменьшение стоимости основного капитала за счет списания лишнего оборудования;
ОКб – среднегодовая стоимость основного капитала и оборотных средств в базисном году.
При расчете
рентабельности по чистой прибыли дополнительные
факторы, влияющие на рост уровня рентабельности,
обусловлены снижением
Чистая рентабельность производства отражает чистую прибыль, приходящуюся на 1 руб. среднегодовой стоимости производственных фондов:
,
где ПФср.г - среднегодовая стоимость производственных фондов, т.е. сумма среднегодовой стоимости основных производственных фондов ОПФср.г и нормируемых оборотных средств ОС.
Стоимость производственных фондов в отчетном периоде рассчитывается по формуле:
.
Чистая рентабельность в отчетном периоде равна:
.
Факторный анализ показателей рентабельности основывается на следующем соотношении:
R = (прибыль от реализации / себестоимость) * 100%
или R = ((цена - себестоимость) / себестоимость) * 100%.
Методология
факторного анализа показателей
рентабельности предусматривает разложение
исходных формул расчета показателя
по всем качественным и количественным
характеристикам интенсификации производства
и повышения эффективности
Для анализа
общей рентабельности (рентабельности
производственных фондов) можно использовать
трехфакторную или
Рентабельность фондов тем выше, чем выше прибыльность продукции; чем выше фондоотдача основных фондов и скорость оборота оборотных средств; чем ниже затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средства труда, материалов, труда). Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяются по методу цепных подстановок, или по интегральному методу оценки факторных влияний.
Трехфакторная модель анализа рентабельности включает в себя: