Особенности системы «директ-костинг» в калькулировании себестоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ системы учета «директ-костинг». Цель работы конкретизируется в ее задачах:
• Рассмотреть исторические предпосылки развития системы «директ-костинг»;
• Провести детальную классификацию затрат и определить их значение в системе учета «директ-костинг»;
• Рассмотреть варианты организации учета затрат по системе «директ-костинг»;
• Провести анализ взаимосвязи и соотношения «затраты–объем–прибыль»;
• Рассмотреть влияние системы «директ-костинг» на принятие управленческих решений.

Оглавление

I. Особенности системы «директ-костинг» 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика системы учета «директ-костинг». 4
1.1. Исторические предпосылки развития системы «директ-костинг. 4
1.2. Роль и значение затрат в системе учета «директ-костинг». 5
1.3. Организация учета затрат и результатов по системе «директ-костинг» 9
1.4. Сравнительная характеристика метода учета полных затрат с системой «директ-костинг» 12
2. Анализ взаимосвязи и соотношения «затраты–объем–прибыль» 19
3. «Директ-костинг» и принятие управленческих решений. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 32
II. Практическая часть 33

Файлы: 1 файл

курсовая3.doc

— 669.50 Кб (Скачать)
 

     Как видно, у всех трех изделий маржинальный доход на единицу изделия положительный. Если отказаться от производства 1 шт. ДТ02-1000, предприятие теряет 575,2 руб. маржинального дохода. Отказ от производства 104 шт. ДТ02-1000 приведет к потерям в размере 59820,8 руб. (575,2 х 104). Отсюда можно сделать вывод: дроссель-трансформатор ДТ02-500 необходимо сохранить в ассортименте.

     Теперь  предположим, что предприятие имеет  возможность производить и реализовывать  новое изделие ДТ06-1000 в объеме 160 шт. по цене 11200 руб. за 1 шт. При этом средние переменные затраты по этому изделию составляют 9665,26 руб. Выпуск и реализация данного изделия предприятию выгодна. Средняя величина маржинального дохода равна 1734,74 руб. (11200-9665,26). Увеличение прибыли предприятия от данного изделия составит 277558,4 руб. (160 х 1734,74).

     Однако  производственные мощности предприятия  пригодны для производства только 400 шт. изделий. Если предприятие собирается наладить производство нового изделия ДТ06-1000, ему придется отказаться от выпуска 54 шт. других изделий. Отсюда вопрос: стоит ли вводить в ассортимент новое изделие и если да, то производство каких изделий следует сократить?

     Величина  маржинального дохода для единицы  изделия ДТ06-1000 составляет 1734,74 руб. Среди всех производимых предприятием изделий наименьшая средняя величина маржинального дохода у изделия ДТ02-1000 ( 575,2 руб.). Если отказаться от производства 54 шт. изделий ДТ02-1000 то предприятие потеряет 31060 руб.= (54 х 575,2), в то же время от выпуска изделия ДТ06-1000 предприятие дополнительно получит 277558,4 руб. Выигрыш предприятия от изменения в ассортименте составит 246498,4 руб.= (277558,4 -31060).

     В табл. 3.3. показано, как изменится  прибыль предприятия, когда оно  начнет выпускать ДТ06-1000.

Таблица 3.3.

Расчет  прибыли предприятия  после изменения  в ассортименте

Показатель Изделие Всего
    ДТ06-500 ДТ02-500 ДТ02-1000 ДТ 06-1000
1 Объем выпуска, ед. 48,00 142,00 50,00 160 400,00
2 Цена 9500 5800 6125,3 11200  
3 Выручка от реализации всего выпуска, руб. 456000 823600 306265 1792000 3377865
4 Совокупные  переменные затраты, руб. 369014,4 634569,6 277490 1514441,6 2795516
5 Совокупные  постоянные затраты, руб. 40713,6 85910 38430 202080 367133,6
6 Прибыль (стр.3 - стр. 4 - стр. 5), руб. 215215,8
 

     Как видно, в результате обновления продукции  положение предприятия улучшилось: прибыль выросла с 129310 руб. до 215215,8 руб.

     В заключение отметим, что при анализе  поведения прибыли, затрат и объема нужно быть осторожным, так как не всегда соблюдаются первоначальные допуски. Как только меняются условия, может измениться критическая точка и предполагаемая прибыль.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В данной курсовой работе были рассмотрены  проблемы формирования себестоимости  методом «директ-костинг».

     В первой главе описана общая характеристика системы учета «директ-костинг». Здесь были раскрыты вопросы о роли и значении затрат в системе учета «директ-костинг» и приведена сравнительная характеристика метода учета полных затрат с системой «директ-костинг».

     Вторая  глава посвящена анализу взаимосвязи «затраты-объем-прибыль», который позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными затратами, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции.

     В третьей главе на основе конкретного примера показано, каким образом использование метода учета затрат и калькулирования по сокращенной себестоимости может способствовать принятию решений об ассортименте выпускаемой продукции.

     Таким образом, главное преимущество метода учета «директ-костинг» заключается в разделении постоянных и переменных затрат. Это позволяет решать такие важнейшие задачи управления затратами, как:

  • определение нижней границы цены продукции или заказа;
  • сравнительный анализ прибыльности различных видов продукции;
  • определение оптимальной программы выпуска и реализации продукции;
  • выбор между собственным производством продукции или услуг и их закупкой на стороне;
  • выбор оптимальной с экономической точки зрения технологии производства;
  • определение точки безубыточности и запаса прочности предприятия и др.

 

     

ЛИТЕРАТУРА

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть  вторая от 05.08.2000 г., №118-ФЗ. – М.,2000.
  2. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21.11.96 г., №129-ФЗ. –М.,1995.
  3. ПБУ 10/99 «Расходы организации». Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г., №33н.
  4. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации№ 552 от 5 августа 1992 г.
  5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н.
  6. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. Пособие / ВЗФЭИ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001г.
  7. Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Управленческий учет. – М.: Эдиториал УРСС, 2001г.
  8. Савчук В.П. Управление издержками предприятия и анализ безубыточности: Учебное пособие – М., 2002г.
  9. Керимов В.Э., Комарова Н.Н., Епифанов А.А. Организация управленческого учета по системе “директ-костинг” – журнал «Аудит и финансовый анализ» №2, 2001г.
  10. Минькин Ю. М. Управленческий учет и системы учета. – http://www.gaap.ru
  11. Матвейчева Е.В., Вишнинская Г.Н. Традиционный подход к оценке финансовых результатов деятельности предприятия (на примере ЗАО "Уралсельэнергопроект") – журнал «Аудит и финансовый анализ» №1, 2000г.

II. Практическая часть

 

 

    Торговое  предприятие реализует постоянную номенклатуру изделий. В упрощенном виде ассортимент товаров состоит из болтов, гаек и шайб определенного размера. Обычно крепеж продается в комплекте (болт + гайка + шайба), но реализация отдельных наименований также имеет место. Приемлемый диапазон продаж (масштабная база) - от 2 до 6 тонн крепежа.

    Товарооборот  предприятия подвержен сезонным колебаниям. Исходная информация о затратах и доходах организации в несезонный период представлена в таблице1:

    Таблица 1.

    Затраты и доходы организации  в несезонный период

Показатель Болты Гайки Шайбы
Объем реализации

Переменные расходы  на 1 кг

Постоянные расходы, всего

Цена реализации 1 кг

    
3 500 кг

7,5 руб.

 

9,5 руб.

1 000 кг

9,5 руб.

6 000 руб.

13,0 руб.

500 кг

12,0 руб.

 

14,0 руб.

    Требуется:

    1) рассчитать прибыль предприятия;

    2) оценить "вклад" каждого  вида товаров в формирование  общей прибыли предприятия, для чего определить рентабельность каждого вида продукции, основываясь на расчетах полной и неполной себестоимости; дать рекомендации руководству по совершенствованию ассортимента реализуемых товаров;

    3) рассчитать точку безубыточности по каждому товару и в условиях реализации трех видов одновременно;

    4) для каждого случая построить  график безубыточности.

    В предстоящем месяце ожидается резкое повышение объема продаж.

    Сезонный  спрос позволит увеличить реализацию до 6,5 тонн, что потребует аренды дополнительных складских площадей. Постоянные издержки (арендная плата) возрастут на 1000 руб., переменные затраты по каждому наименованию - на 5%. Цена на шайбы повыситься на 10% вследствие ее частичной реализации в фасованном виде через магазины. Произойдут структурные изменения в сторону более рентабельного вида продукции - гаек, в результате чего номенклатура реализуемых изделий будет выглядеть следующим образом: болты - 4000 кг, гайки - 1750 кг, шайбы - 750 кг.

    Требуется:

    1) рассчитать точку безубыточности и кромку безопасности (в %) в условиях повышенного сезонного спроса;

    2) определить прибыль предприятия  в новых условиях и факторы, повлиявшие на ее изменение.

    Решение:

  1. найдем прибыль предприятия

    а) выручка

    б) издержки

    в) прибыль

  1. рентабельность  отдельных видов продукции

     а) найдем процент выпуска каждого  вида продукции в общем объеме производства и сумму постоянных издержек для каждого вида продукции (таблица 2):

общий объем реализации = 3500+1000+500 = 5000

Таблица 2.

изделие доля  каждого изделия постоянные  расходы
совокупные на единицу  изделия
болты 3500/5000 х 100% = 70% 4200 4200/3500=1,2 руб
гайки 1000/5000 х 100% = 20% 1200 1200/1000=1,2 руб.
шайбы 500/5000 х 100% = 10% 600 600/500=1,2 руб.
 

    б) Для  расчета рентабельности сведем полученные результаты в таблицу 3:

 

    Таблица 3.

№ п/п показатели болты гайки шайбы всего
1 Объем реализации, кг 3500 1000 500 5000
2 Цена реализации, руб. 9,5 13 14
3 Выручка (стр.1 х стр.2), руб. 33250 13000 7000 53250
4 Переменные  расходы на единицу продукции, руб. 7,5 9,5 12,0
5 Маржинальный  доход на единицу продукции (стр. 2-стр.4), руб. 2 3,5 2
6 Совокупный  маржинальный доход (стр.5 х стр1), руб. 7000 3500 1000 11500
7 Постоянные расходы, руб. 6000
8 Прибыль, руб. 5500
 

    в) Найдем рентабельность отдельных видов  продукции на основе неполной себестоимости. Из таблицы 3 величина маржинального  дохода составляет: болты 2 руб., гайки 3,5 руб., шайбы 2 руб.

    Вывод: реализация одного килограмма болтов приносит 2 руб., одного килограмма гаек – 3,5 руб., шайб – 2 руб. маржинального дохода. В той же мере вносится вклад в формирование прибыли предприятия.

    г) Используем данные таблицы 4 для калькулирования  полной себестоимости и для определения рентабельности каждого вида продукции:

    Таблица 4.

    Полная  себестоимость и  рентабельность единицы  продукции

Показатели болты гайки шайбы
Переменные  затраты, руб. 7,50 9,50 12,00
Постоянные  затраты, руб. 1,20 1,20 1,20
Полная  себестоимость, руб. 8,70 10,70 13,20
Цена, руб. 9,50 13,00 14,00
Прибыль, руб. 0,80 2,30 0,80
Рентабельность, % 9,19 21,49 6,06
 

    Вывод: выполненные расчеты свидетельствуют о прибыльности всех трех изделий. Наиболее прибыльно производство гаек (рентабельность+21,49%), менее выгодно производство болтов (+9,19%), наименьший доход приносит производство шайб (+6,06%). Можно рекомендовать руководству предприятия увеличить производство более рентабельного изделия – гаек за счет сокращения производства шайб. Однако полностью отказаться от производства шайб нельзя, т.к. их выпуск имеет положительный маржинальный доход (+2).

  1. Сведем данные, необходимые для нахождения точек безубыточности и графиков безубыточности в таблицу 5:

Информация о работе Особенности системы «директ-костинг» в калькулировании себестоимости