Особенности системы «директ-костинг» в калькулировании себестоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ системы учета «директ-костинг». Цель работы конкретизируется в ее задачах:
• Рассмотреть исторические предпосылки развития системы «директ-костинг»;
• Провести детальную классификацию затрат и определить их значение в системе учета «директ-костинг»;
• Рассмотреть варианты организации учета затрат по системе «директ-костинг»;
• Провести анализ взаимосвязи и соотношения «затраты–объем–прибыль»;
• Рассмотреть влияние системы «директ-костинг» на принятие управленческих решений.

Оглавление

I. Особенности системы «директ-костинг» 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика системы учета «директ-костинг». 4
1.1. Исторические предпосылки развития системы «директ-костинг. 4
1.2. Роль и значение затрат в системе учета «директ-костинг». 5
1.3. Организация учета затрат и результатов по системе «директ-костинг» 9
1.4. Сравнительная характеристика метода учета полных затрат с системой «директ-костинг» 12
2. Анализ взаимосвязи и соотношения «затраты–объем–прибыль» 19
3. «Директ-костинг» и принятие управленческих решений. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 32
II. Практическая часть 33

Файлы: 1 файл

курсовая3.doc

— 669.50 Кб (Скачать)

Рис. 2.3. Линия выручки 

 

     График, который представляет линию постоянных расходов над переменными (вариант 1), более удобен для бухгалтеров, так как на нем лучше виден размер маржинального дохода. Линия выручки и линия переменных расходов выходят из нулевой точки, и расстояние между линиями по вертикали дает маржинальный доход при любом объеме.

     Теперь  составим комплексный график (рис. 2.4). Чтобы нанести на график линию переменных расходов, необходимо выбрать подходящий объем, например 180 единиц. Найдем точку расходов, соответствующую данному объекту: 0,8 руб. х 180 ед. = 144 руб. (точка А).

     Чтобы нанести постоянные расходы, отметим на вертикальной оси точку, соответствующую 20 руб. (точка В), также отложим 20 руб. от 180 руб. (точка С). Используя эти две точки, начертим линию постоянных расходов параллельно линии переменных расходов. Линия ВС показывает общую сумму расходов.

     Чтобы нанести на график линию выручки, возьмем тот же объем продаж (180 единиц). Нанесем точку Д, полученную от умножения цены за единицу на объем (1 руб. х 180 ед. = 180 руб.). Проведем линию выручки через точки Д и О. Критическая точка (мертвая точка или точка перелома) образуется от пересечения линии выручки (ОД) и линии суммарных расходов (ВС).

Рис. 2.4. Комплексный график

     На  графике видна область прибыли  и убытков при различных вариантах  объема. Достоверность картины в  каждом отдельном случае зависит  от точности изображения линий. Выручка и переменные расходы изменяются прямо пропорционально относительно физического объема, в то время как постоянные расходы неизменны при любом объеме.

     Очень часто для более эффективного управления организацией нужна информация о том, сколько товара необходимо продать, чтобы получить определенный размер прибыли (например, 16 руб.). Анализ “затраты – объем – прибыль” может помочь руководству в решении этого вопроса. Попробуем найти ответ разными способами.

Начнем с  метода уравнения.

Пусть х – это количество ручек, которое необходимо продать, чтобы получить заданную прибыль. Тогда:

Выручка – Переменные расходы  – Постоянные расходы = Заданная прибыль.

1х-0,8х-20 руб. = 16 руб.;

0,2х  = 36 руб.;

х = 36 руб. / 0,2 руб. = 180 единиц.

Финансовый отчет  примет вид, показанный в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Финансовый  отчет

Показатель Всего, руб.
Выручка (1 руб. х 180 ед.) 180
Переменные  расходы (0,8 руб. х 180 ед.) 144
Маржинальный  доход 36
Постоянные  расходы 20
Прибыль 16
 

     График  на рисунке 2.4 показывает, что при  объеме реализации 180 единиц будет получена прибыль. Ее размер определяется как разница по вертикали между линиями ОД и ВС. Она равна 16 рублям.

     Можно использовать и метод маржинального дохода. В этом случае сумму заданной прибыли необходимо отразить в числителе вместе с суммой постоянных расходов:

     

      =180 единиц

     Кроме того, с помощью анализа “затраты – объем – прибыль” можно  определить объем продаж, при котором прибыль будет равна определенному проценту от величины выручки. Однако для этого необходимо правильно составить уравнение. Например, если требуется прибыль в размере 8,89% от выручки, то уравнение примет вид:

1х-0,8х-20 руб. = 0,0889 х 

1х-0,8х-0,0889х  = 20 руб. 

0,1111х  = 20 руб. 

х = 20 / 0,1111 = 180 единиц.

При использовании  маржинального метода будет применяться  формула:

0,2х  = 20 рублей + 0,0889х 

0,1111х  = 20 рублей 

х = 20 / 0,1111

х = 180 единиц.

     Следует помнить, что в основе анализа  лежат определенные допущения, и  нужно непременно выяснить, соответствует ли им реальная ситуация. Если меняются условия, то изменится и поведение затрат. Игнорирование допущений анализа “затраты – объем – прибыль” может привести к необоснованным решениям и прочим негативным явлениям.

     Многое  допущения, которые лежат в основе анализа, могут практически изменить полностью результат, лежащий за пределами области релевантности.

     Второй  график (рис. 2.5) показывает, что соотношение  выручки и расходов может реально действовать только внутри области релевантности.

     Поведение затрат зависит от взаимодействия многих факторов. К ним относятся: физический объем, цены на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, производительность, изменение технологии производства, войны, забастовки, законодательство и т.д. Любой анализ основывается на допусках поведения затрат, объема и выручки. Изменение ситуации приведет к изменениям графика и перемещению точки перелома. Использование анализа соотношения “затраты –объем – прибыль” принесет большую отдачу, если вы понимаете взаимоотношения факторов, влияющих на прибыль и особенно на затраты.

 

Рис. 2.5. Области релевантности 

 

     Допущения, которые могут  ограничить точность и надежность анализа  соотношения «затраты – объем – прибыль» :

  • Поведение общих затрат и выручки жестко определено и линейно в пределах области релевантности.
  • Все затраты можно разделить на переменные и постоянные. Постоянные расходы остаются независимыми от объема в пределах области релевантности. Переменные расходы прямо пропорциональны объему в пределах области релевантности.
  • Цена реализации не меняется.
  • Цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не меняются.
  • Производительность не меняется.
  • Отсутствуют структурные сдвиги.
  • Релевантно на затраты влияет только объем. Объем производства равен объему продаж, или изменения начальных и конечных запасов в итоге незначительны (влияние изменения величины запасов на анализ соотношения “затраты – объем – прибыль” зависит от того, какой метод оценки запасов применяется).

     Допущения постоянно пересматриваются, так как бизнес динамичен, управленческий учет непрерывно готовит информацию о поведении затрат и периодически определяет точку перелома, т. е. критическую точку. Более того, не следует жестко связывать анализ соотношения “затраты – объем – прибыль” с традиционными допусками линейности и неизменности цен.

 

3. «Директ-костинг»  и принятие управленческих  решений.

     Маржинальный  доход играет весьма активную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности как всего производства, так и отдельных изделий.

     Чем выше разница между продажной  ценой изделий и суммой переменных затрат, тем выше маржинальный доход и уровень рентабельности. Деление издержек на постоянные и переменные имеет важное значение для управления и анализа деятельности предприятия, в частности для принятия решений об ассортиментной политике, а также о закрытии или объявлении банкротства в случае убыточной деятельности.

     Теперь  покажем на примере, каким образом  использование метода учета затрат и калькулирования по сокращенной себестоимости может способствовать принятию решений об ассортименте выпускаемой продукции.

     Пример 3.1.

     ЗАО «Термотрон-завод» производит и реализует  в первом квартале 2003г. следующие  изделия:

ДТ06-500 – 48 шт. по цене 9500 руб.;

ДТ02-500 – 142 шт. по цене 5800 руб.;

ДТ02-1000 – 104 шт. по цене 6125,3 руб.

       Рассчитаем затраты предприятия  на производство и реализацию  единицы каждого из этих изделий (таблица 3.1.).

Таблица 3.1.

Затраты предприятия на производство и реализацию единицы  продукции 

 
Показатель Изделия
(руб.) ДТ06-500 ДТ02-500 ДТ02-1000
Прямые  материальные затраты 6736 3725 4744
Прямые  трудовые затраты 721,1 563,5 610,4
Переменные  общепроизводственные расходы 230,7 180,3 195,4
Постоянные  общепроизводственные расходы 848,2 605 768,6
Полная  себестоимость 8536 5073,8 6318,4
Цена 9500 5800 6125,3
Прибыль 964 726,2 -193,1
 

     Как видно из данной таблицы, прибыль  на единицу ДТ02-1000 является отрицательной величиной. Однако прежде чем принимать решение о том, сохранить это изделие в ассортименте или отказаться от его производства, необходимо рассчитать прибыль предприятия от реализации всех производимых им изделий. Для получения прибыли важно, чтобы сумма выручки превышала сумму переменных затрат.

     В рассмотренном примере общая  выручка от реализации всех изделий  составляет 1916631,2 руб.= (48 х 9500 + 142 х 5800 + 104 х 6125,3), валовые издержки предприятия 1787321,2 руб., а прибыль предприятия от реализации всех изделий составила 129310 руб. = (1916631,2 – 1787321,2).

     Поскольку предприятие имеет в ассортименте ДТ02-1000, убыточное по полной себестоимости, посмотрим, как изменится прибыль  предприятия, если отказаться от производства этого убыточного изделия.

     В случае отказа от производства ДТ02-1000 выручка предприятия сократится на объем выручки от реализации этого изделия и составит 1279600 руб. При этом также сократятся издержки предприятия на сумму переменных затрат, необходимых для производства и реализации ДТ02-1000 на величину 20321,6 руб. В связи с тем, что постоянные затраты не зависят от объема производства, отказ от производства ДТ02-1000 не повлияет на их величину.

     Затраты предприятия без производства ДТ02-1000 составят 1766999,6 руб. В этом случае убытки предприятия составят 487399,6 руб. (1279600 – 1766999,6), а общие убытки будут равны 616709,6 руб. (129310 + 487399,6), имея в виду, что 129310 руб. для предприятия – прямая потерянная прибыль.

     Таким образом, имея информацию о полных затратах и прибыли на единицу изделия, можно принять неправильное решение, отказаться от “убыточных” изделий и потерять прибыль. Использование метода учета затрат и калькулирования по сокращенной себестоимости позволяет избежать подобных ошибок (табл. 3.2.).

 

     

Таблица 3.2.

Расчет  маржинального дохода на единицу изделия, руб.

Показатель Изделие
ДТ06-500 ДТ02-500 ДТ02-1000
Средние переменные затраты 7687,8 4468,8 5549,8
Цена 9500 5800 6125,3
Средняя величина маржинального дохода +1812,2 +1331,2 + 575,2

Информация о работе Особенности системы «директ-костинг» в калькулировании себестоимости