Особенности системы «директ-костинг» в калькулировании себестоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ системы учета «директ-костинг». Цель работы конкретизируется в ее задачах:
• Рассмотреть исторические предпосылки развития системы «директ-костинг»;
• Провести детальную классификацию затрат и определить их значение в системе учета «директ-костинг»;
• Рассмотреть варианты организации учета затрат по системе «директ-костинг»;
• Провести анализ взаимосвязи и соотношения «затраты–объем–прибыль»;
• Рассмотреть влияние системы «директ-костинг» на принятие управленческих решений.

Оглавление

I. Особенности системы «директ-костинг» 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика системы учета «директ-костинг». 4
1.1. Исторические предпосылки развития системы «директ-костинг. 4
1.2. Роль и значение затрат в системе учета «директ-костинг». 5
1.3. Организация учета затрат и результатов по системе «директ-костинг» 9
1.4. Сравнительная характеристика метода учета полных затрат с системой «директ-костинг» 12
2. Анализ взаимосвязи и соотношения «затраты–объем–прибыль» 19
3. «Директ-костинг» и принятие управленческих решений. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 32
II. Практическая часть 33

Файлы: 1 файл

курсовая3.doc

— 669.50 Кб (Скачать)

Рисунок 1.3.1. Формирование прибыли  при методе учета  полных затрат и при  методе учета «директ-костинг»

 

   На  рисунке1.3.2. представлена взаимосвязь  синтетических счетов в системе учета «директ-костинг» с использованием номеров плана счетов 2001 года.

 

    20

    Основное  Производство

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
43

Готовая продукция

    90

    Продажи

Маржинальная  прибыль = выручка – переменная производственная себестоимость реализованной продукции – переменные общехозяйственные расходы – расходы на продажу   Прибыль от основной деятельности = маржинальная прибыль – постоянные общепроизводственные расходы – постоянные общехозяйственные расходы – постоянные расходы на продажу
 

Рисунок 1.3.2. Взаимосвязь синтетических  счетов в системе учета «директ-костинг»

 

      Использование различных методов учета затрат влияет не только на величину себестоимости продукции, но и на форму отчета о прибылях и убытках.

      В отчете о прибылях и убытках при  методе учета полных затрат рассчитывается валовая прибыль, как разница между выручкой от реализации продукции и производственной себестоимостью реализованной продукции.

      В отчете о прибылях и убытках при  использовании метода переменных затрат рассчитывается маржинальная прибыль, как разница между выручкой от реализации продукции и всеми переменными затратами, включая переменную часть коммерческих, общих и административных расходов.

      На  основе двух концепций – маржинальной прибыли и системы учета переменных затрат, можно разработать новую форму отчета о прибылях и убытках. Эта новая форма отчета подчеркивает характер поведения затрат и вклад конкретного продукта в прибыль. Затраты не подразделяются на производственные и непроизводственные. Вместо этого внимание фокусируется на разделении переменных и постоянных затрат.

      Обратимся к примеру 1.3.1. В дополнение к указанным  ранее данным предположим, что цена продажи единицы изделия составляет 9500 руб., переменные коммерческие расходы на единицу – 320 руб. Постоянные коммерческие расходы за период составляют 7360 руб., постоянные административные расходы – 10120 руб. В таблице 1.3.2. представлены формы отчета о прибылях и убытках при маржинальном подходе (первая форма) и учете полных затрат (вторая форма).

 

   Таблица 1.3.2.

   Отчет о прибылях и убытках

   Маржинальный  подход (руб.)

Выручка от реализации

Переменная часть  себестоимости реализованной продукции

    Переменная  часть себестоимости товаров  для продажи

    Минус конечные остатки готовой продукции

    Переменная  часть себестоимости реализованной  продукции

Плюс переменные коммерческие расходы (46 х 320 руб.)

Маржинальная  прибыль

Минус постоянные расходы

    Постоянные  общепроизводственные расходы

    Постоянные  коммерческие расходы

    Постоянные административные расходы

Операционная  прибыль (до налогообложения)

 
 
 
 
368980,8

15374,2

 

353606,6

14720

 
 

40713,6

7360,0

10120,0

437000  
 
 
 
 
 
 

368326,6

68673,4

 
 
 

58193,6

10479,8

 

   Отчет о прибылях и убытках

   Метод учета полных затрат (руб.)

Выручка от реализации   437000
Себестоимость реализованной продукции    
      Себестоимость произведенной  продукции 409694,4  
      Минус конечные остатки  готовой продукции 17070,6 392623,8
Валовая прибыль от реализации   44376,2
Коммерческие  расходы    
      Переменные 15360  
      Постоянные 7360  
Административные  расходы 10120 32840
Операционная  прибыль (до налогообложения)   11536,2

      Отметим, что операционная прибыль на 1056,4 руб. меньше при маржинальном подходе, чем при учете полных затрат. Это есть часть постоянных производственных затрат, которая включается в остатки готовой продукции на конец года при методе учета полных затрат.

      Метод учета переменных затрат и маржинальный подход наиболее часто используются в процессе принятия таких краткосрочных  решений, как заменить или оставить старое оборудование, принять или нет специальный заказ, производить или покупать комплектующие изделия, определение структуры выпускаемой продукции в условиях ограниченных ресурсов.

 

2. Анализ взаимосвязи  и соотношения  «затраты–объем–прибыль»

     При планировании производственной деятельности часто используют анализ “затраты – объем – прибыль”. Анализ “затраты – объем – прибыль” – это анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, объема производства, выручки (дохода), и прибыли. Это инструмент управленческого планирования и контроля.

     Анализ  “затраты – объем – прибыль” позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными затратами, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит маржинальной прибыли. Очевидно, что добиться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинальной прибыли. Достичь этого возможно разными способами: снизить цену продаж и соответственно увеличить объем реализации; увеличить постоянные затраты и увеличить объем; пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции.

     Величина  маржинальной прибыли в расчете  на единицу продукции также оказывает  существенное влияние на выбор модели поведения фирмы на рынке.

     Анализ  “затраты – объем – прибыль” часто называют анализом величин  в критической точке. Под критической точкой понимается та точка объема продаж, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции.

     Цель  анализа величин в критической точке состоит в нахождении уровня деятельности (объема производства), когда выручка от реализации становится равной сумме всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль организации равна нулю, т. е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка. Таким образом, критической является точка, с которой организация начинает зарабатывать прибыль.

     Для вычисления взаимосвязи “затраты –  объем – прибыль” используются три метода: метод уравнений, маржинальной прибыли и графический.

     Рассмотрим  каждый из этих методов на конкретном примере.

     Пример 2.1.

Организация планирует продавать на рынке  авторучки. Она может приобретать  за 0,8 руб., а продавать по 1 руб. за каждую. Единовременная арендная плата  за место (условно) составляет 20 руб. Сколько ручек нужно продать, чтобы достигнуть критической точки?

  1. Метод уравнения.

     Любой отчет о финансовых результатах  может быть представлен в виде следующего уравнения:

     

     Обратимся к нашему примеру. Пусть х равно количеству единиц, которые необходимо продать, чтобы достигнуть критической точки.

1х  - 0,8х - 20 = 0

0,2х  = 20 руб.;

х = 20 руб. / 0,2 руб. = 100 единиц.

 
  1. Метод маржинального дохода –это модификация предыдущего.

     Маржинальный  доход на единицу равен цене минус удельные переменные расходы: 1 руб.–0,8 руб. = 0,2 руб.

     Критическая точка определяется путем деления  постоянных расходов на маржинальный доход на единицу: 20 руб. / 0,2 руб. = 100 руб.

     Отчет о финансовых результатах в критической точке может быть представлен в следующем виде, показанном в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Финансовые  результаты в критической  точке.

Показатель Всего, руб. На  единицу, руб.
Выручка (1 руб. х 100 ед.) 100 1
Переменные  расходы (0,8 руб. х 100 ед.) 80 0,8
Маржинальный  доход 20 0,2
Постоянные  расходы 20 -
Чистая  прибыль 0 -
 

 

  1. Графический метод.

     График  показывает взаимосвязь выручки (доходов), затрат, объема продукции, прибыли (убытков).

      Представим отдельные компоненты наших расчетов графически (см. рис.2.1.).

 

     

     

     

 

Рис. 2.1. Компоненты графического метода нахождения критической  точки.

      Теперь скомплектуем переменные и постоянные расходы  в отдельные графики, используя два подхода (рис. 2.2).

     

     

     

     

     

Рис. 2.2. Комплект переменных и постоянных расходов

     Отметим, что линия общих расходов одинакова  при любом варианте.

Введем линию  выручки (рис. 2.3).

Информация о работе Особенности системы «директ-костинг» в калькулировании себестоимости