Особенности системы «директ-костинг» в калькулировании себестоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ системы учета «директ-костинг». Цель работы конкретизируется в ее задачах:
• Рассмотреть исторические предпосылки развития системы «директ-костинг»;
• Провести детальную классификацию затрат и определить их значение в системе учета «директ-костинг»;
• Рассмотреть варианты организации учета затрат по системе «директ-костинг»;
• Провести анализ взаимосвязи и соотношения «затраты–объем–прибыль»;
• Рассмотреть влияние системы «директ-костинг» на принятие управленческих решений.

Оглавление

I. Особенности системы «директ-костинг» 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика системы учета «директ-костинг». 4
1.1. Исторические предпосылки развития системы «директ-костинг. 4
1.2. Роль и значение затрат в системе учета «директ-костинг». 5
1.3. Организация учета затрат и результатов по системе «директ-костинг» 9
1.4. Сравнительная характеристика метода учета полных затрат с системой «директ-костинг» 12
2. Анализ взаимосвязи и соотношения «затраты–объем–прибыль» 19
3. «Директ-костинг» и принятие управленческих решений. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 32
II. Практическая часть 33

Файлы: 1 файл

курсовая3.doc

— 669.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

I. Особенности системы «директ-костинг»

 

ВВЕДЕНИЕ

     В условиях развивающихся рыночных отношений  эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня его информационного обеспечения. Существующая в настоящее время отечественная система бухгалтерского учета во многом еще остается учетом директивной экономики и выполняет функции расчета налогооблагаемой базы. До сих пор на наших предприятиях применяется затратный метод бухгалтерского учета, предусматривающий учет и исчисление полной фактической себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Однако весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода бухгалтерского учета – системы учета “директ-костинг”, в основе которой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода.

     Невзирая  на то, что бухгалтерские стандарты  не разрешают в полном объеме использовать систему “Директ-костинг” для составления внешней отчетности и расчета налогов, данный метод в настоящее время находит все более широкое применение в отечественной бухгалтерской практике. Он применяется во внутреннем учете для проведения технико-экономического анализа и обоснования для принятия как перспективных, так и оперативных управленческих решений в области безубыточности производства, ценообразования.

     Целью данной курсовой работы является анализ системы учета «директ-костинг». Цель работы конкретизируется в ее задачах:

  • Рассмотреть исторические предпосылки развития системы «директ-костинг»;
  • Провести детальную классификацию затрат и определить их значение в системе учета «директ-костинг»;
  • Рассмотреть варианты организации учета затрат по системе «директ-костинг»;
  • Провести анализ взаимосвязи и соотношения «затраты–объем–прибыль»;
  • Рассмотреть влияние системы «директ-костинг» на принятие управленческих решений.

1. Общая характеристика  системы учета  «директ-костинг».

1.1. Исторические  предпосылки развития  системы «директ-костинг.

     Исторически маржинальный подход стал использоваться в западных странах тогда, когда  исчерпала себя модель экстенсивного  развития производства и на ее смену пришла новая модель – модель интенсивного развития. Использование этой модели, в свою очередь, потребовало решения стратегических задач управления на основе четкого подразделения затрат на прямые и косвенные, основные и накладные, постоянные и переменные, производственные и периодические.

     Экономисты  затрудняются утверждать, кто из ученых стоял у истоков теоретического обоснования такой классификации затрат. Впервые в пользу граничных затрат высказался видный немецкий ученый О. Шмаленбах. В 1899 году в статье “Бухгалтерия и калькуляция в фабричном деле”, опубликованной в газете “Немецкая металлургия”, он провел различия между прямыми затратами покупателя и косвенными затратами. О. Шмаленбах уже тогда считал теоретически правильным относить на конкретных покупателей только первичные накладные расходы, а вторичные – покрывать за счет валовой прибыли.

     Дж. Кларк. в 1923 году предложил подразделять валовые издержки производства, в зависимости от объема производства, на постоянные и переменные. К постоянным, по его мнению, следовало относить: амортизацию основного капитала; расходы на содержание административного и технического персонала; поддержание оборудования в надлежащем состоянии; содержание сбытовой сети; сумму обычной прибыли на задействованный капитал. К переменным же затратам, согласно Дж. Кларку, следовало относить стоимость сырья, материалов, электроэнергии, рабочей силы, эксплуатации оборудования и др., изменяющихся в зависимости от величины объема производства.

     В 1936 году, развивая эти идеи, американский экономист Джонатан Гаррисон создал учение – ”Директ-костинг”, согласно которому в составе себестоимости необходимо учитывать только прямые расходы. Основные идеи этой системы были опубликованы им в январе 1936 года в бюллетене Национальной ассоциации промышленного учета. Вначале эта концепция не получила широкого признания, и только в последующем “Директ-костинг” стал преобладающим методом учета затрат.

     Значительный  вклад в развитие идеи “Директ-костинг” внес К. Румель, издав книгу “Единая  система учета затрат на основе пропорциональности затрат и производственных величин”. В ней содержится практическое руководство по использованию учета затрат как информационного инструмента, действующего по принципам “Директ-костинга”.

     Фактическое внедрение системы “Директ-костинг” в США относится к 1953 году, когда  Национальная ассоциация бухгалтеров-калькуляторов в своем отчете опубликовала описание этой системы. В 1961 году ею был опубликован второй отчет, где исследованию подверглись 50 крупных фирм, применяющих данную систему.

     В настоящее время “Директ-костинг” широко распространен во всех экономически развитых странах. В Германии и Австрии данный метод получил наименование “учет частичных затрат” или “учет суммы покрытия”, в Великобритании его называют “учетом маржинальных затрат”, во Франции – ”маржинальная бухгалтерия” или “маржинальный учет”.

     При описании этой системы в отечественной  литературе по бухгалтерскому учету часто встречается термин “учет ограниченной, неполной или сокращенной себестоимости”. Более приемлемым названием для озвучивания этой системы у нас в стране является термин: “маржинальный метод бухгалтерского учета”.

1.2. Роль  и значение затрат  в системе учета  «директ-костинг».

     Система учета “Директ-костинг” требует  четкой детальной классификации затрат для контроля за их поведением в процессе функционирования предприятия. В системе учета “Директ-костинг” поведение затрат, в первую очередь, зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить.

     Решению каждой задачи должен соответствовать  свой классификационный признак.

  1. По экономическому содержанию затраты целесообразно группировать в разрезе экономических элементов и статей калькуляции.

  Действующим Положением о составе  затрат, включаемых в себестоимость  продукции, установлен единый для всех организаций следующий перечень экономически однородных элементов затрат:

 

      К сожалению, классификация затрат по экономическим элементам не позволяет исчислять себестоимость отдельных видов продукции, установить объем затрат конкретных структурных подразделений организации. В этих целях используют классификацию затрат по статьям калькуляции.

     В наиболее общем виде номенклатура статей калькуляции для производственных предприятий при применении системы учета “Директ-костинг” может выглядеть следующим образом:

  • “Сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия”;
  • “Полуфабрикаты собственного производства”;
  • “Возвратные отходы (вычитаются)”;
  • “Вспомогательные материалы”;
  • “Топливо и энергия на технологические цели”;
  • “Расходы на оплату труда производственных рабочих”;
  • “Отчисления на социальные нужды”;
  • “Расходы на подготовку и освоение производства”;
  • ”Потери от брака”;
  • “Общепроизводственные расходы”;
  • “Прочие производственные расходы”;
  • “Итого производственная себестоимость”.
  1. По местам возникновения затраты следует группировать и учитывать в разрезе производств, цехов, участков, отделов, бригад и других структурных подразделений организации, т.е. центров затрат.
  1. В зависимости от сферы возникновения и функциональной деятельности предприятия затраты необходимо подразделять на снабженческо-заготовительные, производственные, сбытовые и организационно-управленческие.

     Такая группировка затрат способствует укреплению внутрихозяйственного расчета и усилению взаимосвязи и взаимозависимости между центрами ответственности, обеспечивает более точное предоставление информации о произведенных затратах.

IV.  По способу включения в себестоимость продукции затраты организации в системе учета “Директ-костинг” подразделяются на прямые и косвенные.

     Прямыми являются расходы по производству конкретного вида продукции. К ним относятся: затраты сырья, материалов, заработная плата производственных рабочих и др. Они учитываются по дебету счета 20 “Основное производство”, и их можно отнести непосредственно на себестоимость определенного конкретного изделия.

     Косвенные же расходы связаны с выпуском нескольких видов продукции. Такие расходы сначала собираются на соответствующих собирательно-распределительных счетах, а затем распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной организацией методике (базе) их распределения (заработной плате производственных рабочих, количеству часов отработанного времени).

V. По роли, выполняемой в технологическом процессе изготовления продукции, и целевому назначению затраты организации необходимо подразделять на основные и накладные.

     К основным расходам относятся все виды ресурсов, потребление которых связано с выпуском продукции или оказанием услуг, т.е. это затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции. К ним относятся: стоимость сырья, материалов и полуфабрикатов; стоимость топлива и энергии, израсходованных на технологические цели; расходы на оплату труда производственных рабочих и т.д.

     Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением. Они состоят из комплексных общехозяйственных расходов и расходов на продажу.

     В зарубежной литературе основные затраты  называются затратами на продукт (product cost), а накладные – затратами периода (period cost). Такое разделение затрат основано на том, что в себестоимость продукции должны включаться только производственные затраты. Они, как необходимые, формируют производственную себестоимость изделий и используются для расчета себестоимости единицы продукции. Затраты периода не являются необходимыми для производства продукции и не учитываются при определении себестоимости единицы продукции.

   Производственные  затраты включают в себя:

  • прямые материальные затраты;
  • прямые расходы по оплате труда с отчислениями на социальные нужды;
  • потери от брака;
  • производственные накладные расходы.

VI.  Важное значение в системе учета “Директ-костинг” имеет группировка затрат по отношению к объему производства. По данному признаку затраты подразделяются на переменные и постоянные.

     Переменными называются затраты, величина которых изменяется вместе с изменением объема производства, т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. К производственным затратам относят прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты. К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции, для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объема продажи.

Информация о работе Особенности системы «директ-костинг» в калькулировании себестоимости