Особенности обеспечения кадровой безопасности коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

При раскрытии данной темы стоит, прежде всего, задача отобразить основные угрозы со стороны персонала банка и меры пресечения до возникновения и в процессе разрешения их службой экономической безопасности. То есть показать необходимость создания выделенных структур в банке, которые бы в связке с кадровыми отделами непосредственно с руководством, решали задачи по построению системы мотивации сотрудников, влияния на лояльность персонала, предотвратить действия сотрудников, которые могут таить в себе потенциальную опасность для деятельности банка.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Особенности обеспечения кадровой безопасности.docx

— 43.32 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа  

По теме: «Особенности обеспечения кадровой безопасности коммерческих банков» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Обеспечение безопасности является одной из важнейших проблем, стоящих перед любой организацией. В общей системе управления организацией подсистема обеспечения безопасности тесно связана с подсистемой управления персоналом.

    Непосредственно о понятии «кадровая безопасность». Это процесс предотвращения негативных воздействий на экономическую безопасность предприятия за счет рисков и угроз, связанных с персоналом, его интеллектуальным потенциалом и трудовыми отношениями  в целом.

    Невооруженным взглядом видно, что кадровая безопасность занимает доминирующее положение по отношению к другим элементам  системы безопасности компании, так  как она «работает» с персоналом, кадрами, а они в любой составляющей первичны.

    За  последнее время количество и  масштаб экономических преступлений значительно выросли, а наиболее опасными и распространенным их видом  являются «преступления» со стороны работников компаний. Сотрудник предприятия может найти доступ ко всем или практически всем активам предприятия, имеет возможность преодолеть систему охраны объекта, защиту баз данных, может просто услышать нужную информацию и выявить случившееся практически невозможно.

      Никто не может нанести большего  ущерба организации, чем ее  работник, допущенный ко всем  средствами и секретам. Около  80% ущерба материальным активам  компаний и банков наносится  их собственным персоналом. Только 20% попыток взлома сетей и получения  несанкционированного доступа к  компьютерной информации приходит  извне. Остальные 80%  случаев  спровоцированы с участием персонала  компаний.

    Также невозможно обойти вниманием и общемировую  статистику, применимую к России: 10-15% всех людей являются нечестными по определению, 10-15% абсолютно честны, остальные 70-80% колеблющиеся, то есть те, кто поступит нечестно, если риск попасться будет минимальным.

    Немного американской статистики. Мошенничество  сотрудников стало основной причиной вынужденного закрытия около 100 американских банков за последние 20 лет. 95% ущерба, понесенного  в банковской сфере США, образуется при непосредственном участии персонала  банков и только 5% за счет действий клиентов и иных лиц. И это при  передовой системе safety & security и средствах, выделяемых на защиту активов!

    Анализ  и обобщение данных, опыта работы ряда компаний по управлению персоналом с целью обеспечения экономической  безопасности, показали, что на уровне предприятия следует выделять:

    • Внутренние и внешние угрозы по отношению к предприятию
    • Преднамеренные и непреднамеренные со стороны лица совершающего преступление
    • Корыстные (мошенничество, кражи, грабеж, разбои, вымогательства) и некорыстные (халатность)
    • Технические (профессиональные) ошибки (случайные или систематические).
 

Целью управления персоналом в системе  экономической безопасности банком является поиск способов по минимизации  риска и угроз со стороны сотрудников.

 

    При раскрытии данной темы стоит, прежде всего, задача отобразить основные угрозы  со стороны персонала банка и  меры пресечения до возникновения и  в процессе разрешения их службой  экономической безопасности. То есть показать необходимость создания выделенных структур в банке, которые бы в  связке с кадровыми отделами  непосредственно с руководством, решали задачи по построению системы мотивации сотрудников, влияния на лояльность персонала, предотвратить действия сотрудников, которые могут таить в себе потенциальную опасность для деятельности банка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Угрозы  со стороны персонала  и методы их предотвращения

     

    1. Виды и причины возникновения угроз.

Следует различать внешние и внутренние угрозы. Внешние негативные воздействия  – это действия, явления и процессы, не зависящие от воли и сознания сотрудников банка и влекущие нанесение ущерба. К внутренним негативным воздействиям относятся действия (умышленные и неосторожные) сотрудников банка, также влекущие нанесение ущерба.

К внутренним угрозам относятся:

  • Несоответствие квалификации сотрудников предъявляемым к ним требованиям
  • Недостаточная квалификация сотрудников
  • Слабая организация системы управления персоналом
  • Слабая организация системы обучения
  • Неэффективная система мотивации
  • Ошибки в планировании ресурсов персонала
  • Снижение количества рационализаторских предложений и инициатив
  • Уход квалифицированных сотрудников
  • Сотрудники ориентированы на решение внутренних тактических задач
  • Сотрудники ориентированы на соблюдение интересов подразделения
  • Отсутствие или «слабая» корпоративная политика
  • Некачественные проверки кандидатов при приеме на работу.

К внешним угрозам относят:

  • Условия мотивации у конкурентов лучше
  • Установка конкурентов на переманивание
  • Давление на сотрудников извне
  • Попадание сотрудников в  различные виды зависимости
  • Инфляционные процессы (невозможно не учитывать при расчете заработной платы и прогнозировании ее динамики).

Все эти  негативные воздействия внешней  среды оказывают влияния на процессы внутри банка, в целом,  на безопасность по кадровой составляющей. 
 

    1. Основные  виды угроз интересам  коммерческого банка.

    В процессе выявления, анализа и прогнозирования  потенциальных угроз интересам  банка учитываются объективно существующие внешние и внутренние условия, влияющие на их опасность. Таковыми являются:

    • Нестабильная политическая, социально-экономическая обстановка и обострение криминогенной ситуации
    • Невыполнение законодательных актов, правовой нигилизм, отсутствие ряда законов по жизненно важным вопросам
    • Снижение моральной, психологической и производственной ответственности граждан.

На стадии концептуальной проработки вопросов безопасности коммерческого банка представляется возможным рассмотрение общего состава  потенциальных угроз. Конкретные перечни, связанные со спецификой и банка, и условий требуют определенной детализации и характерны для  этапа разработки конкретного проекта  системы безопасности.

Угрозы  информационным ресурсам проявляются  в виде:

  • Разглашения конфиденциальной информации
  • Утечки конфиденциальной информации через технические средства обеспечения производственной деятельности различного характера и исполнения
  • Несанкционированного доступа к охраняемым сведениям со стороны конкурентных организаций и преступных формирований.
 

    Осуществление угроз информационным ресурсам может  быть произведено:

    • Путем неофициального доступа и съема конфиденциальной информации
    • Путем подкупа лиц, работающих в банке или структурах, непосредственно связанных с его деятельностью
    • Путем перехвата информации, циркулирующей в средствах и системах связи и вычислительной техники с помощью технических средств разведки и съема информации, несанкционированного доступа к информации и преднамеренных программно-математических воздействий на нее в процессе обработки и хранения
    • Путем подслушивания конфиденциальных переговоров, ведущихся в служебных помещениях, служебном и личном автотранспорте, на квартирах и дачах
    • Через переговорные процессы между банком и иностранными или отечественными фирмами, используя неосторожное обращение с информацией
    • Через отдельных сотрудников банка, стремящихся заполучить больших, чем их зарплата, доход или имеющих иную корыстную либо личную заинтересованность.

Существующие  правовые условия обеспечения банковской безопасности в основном позволяют  государственным и иным правоохранительным и охранным структурам организовывать противостояние противоправным посягательствам  на банковскую безопасность в различных  ее аспектах.

Успешное  и эффективное решение задач  обеспечения безопасности конкретного  банка достигается формирование системы внутренних нормативных актов, инструкций, положений, правил, регламентов и функциональных обязанностей сотрудников линейных подразделений и служб, в том числе и службы безопасности. (см. Приложение). Требования по правовому обеспечению безопасности предусматриваются во всех структурно-функциональных правовых документах, начиная с Устава коммерческого банка и кончая функциональными обязанностями каждого сотрудника. Необходимым условиям обеспечения безопасности банка является совокупность правил входа (выхода) лиц в помещения банка, вноса (выноса) документов, денежных средств и материальных ценностей. 

    1. Факторы влияющие на надежность сотрудников

Как показывает практика, наибольший ущерб компаниям  наносят их же сотрудники. Сегодня  большинство работодателей это  понимают, и во многих организациях для устройства на работу уже недостаточно профильного образования, опыта  работы и квалификации. Помимо профессиональных навыков от будущих сотрудников  ждут строгого соблюдения принятых в  компании норм и правил поведения, то есть благонадежности.

Помимо  факторов влияющих на благонадежность  сотрудников, которые выделяют специалисты  в три группы (документально зафиксированные  факты биографии, сведения нефорамльного  характера, черты характера) и которые  проверяются службой экономической  безопасности, и факторы влияющие на повышение надежности вновь принятых или «старых» сотрудников, как-то: разработка и вступление в силу системы мотивации, способы влияния на лояльность персонала и на количество и качество контрольных мер. 

      1.   Мотивация

Основа  мотивации отражает как исторический переходящий характер управленческих концепций, так и общественно-историческую обусловленность развития мотивов. Управление мотивацией сотрудников  средствами кадровой политики (оценка, контроль, формирование) – есть одна из эффективных мер обеспечения безопасности наряду с другими.

Стратегия построения системы мотивации, которая  удерживала бы сотрудников от неожиданного перехода на другое место работы или  от сознательной передачи коммерческой информации конкурентам зависит  от ее целей, возможностей, подобранного персонала и его потребностей.

Человеческие  потребности безграничны, и любой  уровень заработной платы со временем будет казаться недостаточно высоким. Ресурсы, которые могут использоваться для выплат работникам, ограничены, и руководителям волей-неволей  приходится искать нематериальные способы  мотивации и стимулирования персонала.

Современными  инструментами мотивации являются тренинги, например, по коммуникативному общению, психологической совместимости  и т.д., позволяющие объединить сотрудников  в команду, повысить эффективность  и производительность труда. 

Каждый тренинг должен сопровождаться отчетом, который затем анализируется:

  • Рассматриваются ситуации, происходившие на семинаре,
  • Даются развернутые характеристики участников,
  • Анализ сильных и слабых сторон каждого участника тренинга.

Информация о работе Особенности обеспечения кадровой безопасности коммерческих банков