Организация труда и его мотивация на предприятии в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью куpcoвой рабoты является иccледование вопрoсов opганизации и мoтивации труда в ООО «Дoброхот» в coвременных услoвиях.
Иcходя из цели, в paботе поставлены и решены следующие зaдачи:
1. Изучены и paccмотрены теopетические основы организации и мотивации труда на пpедприятиях в условиях pыночной экономики;
2. Рассмотpена структурa социальной сфеpы предприятия;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Рынок труда: понятие, сущность, структура..……………… ……………….4

2. Организационная структура турфирмы ООО « Доброхот»…………………9

3. Понятие и экономическое значение организации труда………..………..14

4.Мотивация сотрудников. Способы мотивации и повышения эффективности труда работников в ООО «Доброхот»……………………………………….19

5. Оплата труда, ее сущность и роль в системе вознаграждения……………22

Заключение…………………………………………………………………….26

Список использованных источников………………………………………..27

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике предприятия.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

     В настоящее время под организационной  структурой понимается упорядоченная  совокупность устойчиво взаимосвязанных  элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого  целого. Структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности. Можно сказать, что структура управления есть не что иное, как оптимальное распределение работы, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между членами коллектива организации.

       Целью организационной структуры  управления является обеспечение  устойчивого развития социально-экономической  системы посредством формирования, сохранения и совершенствования  способов взаимосвязи и взаимодействия  системы с внешней средой и  внутреннего взаимодействия элементов системы.

       Структура организации определяет  не только распределение обязанностей  в организации, но и стиль  управления: административно-организационное управление - предполагает установление структуры организации и взаимосвязей, распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления;

       оперативное управление - обеспечивает функционирование организации в соответствии с утвержденным планом и заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их коррекции. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

       Составляющими организационных  структур являются:

      - элементы организационных структур управления - службы или органы аппарата управления, а также отдельные работники этих служб (органов);

      - организационные отношения - отношения (связи) между подразделениями организации, уровнями ее управления, персоналом, посредством которых реализуются функции управления;

      - уровни управления - совокупность прав, обязанностей и ответственности, характерная для должностных лиц, занимающих определенную ступень в иерархической структуре организации.

       Полномочия подразделяются на три вида:

      1) полномочия линейных руководителей - право решать все вопросы развития вверенной им организации или подразделения, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделения), по реализации всех функций, т.е. это полномочия по планированию, организации, контролю, мотивации деятельности персонала;

      2) полномочия штабного персонала - право планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения и т.п.;

      3) функциональные полномочия - право того или иного работника управленческого аппарата принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами.

     Составляющие  организационной структуры взаимозависимы: изменения каждой из них (числа элементов и уровней, числа и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных.

     Увеличение  числа элементов и уровней  в структуре управления неизбежно  приводит к многократному росту  числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений, следствием чего нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

     Организационная структура турфирмы представлена подразделениями с их взаимосвязями. В соответствии с целями и распределением функций между подразделениями турфирмы особое положение занимает отдел работы с клиентами. Это центральное звено турфирмы, на обеспечение работы которого работают остальные подразделения. Таким образом, в организационной структуре данный отдел линейно взаимосвязан со всеми другими отделами.

      

     Туристская  деятельность - это организованная деятельность по предоставлению туристских услуг. Рынок туризма характеризуется большим числом субъектов, участвующих в процессе производства и продвижения туристской услуги. При всем разнообразии субъектов рынка (туристские предприятия, объединения, турагенты, туроператоры и т.п.) между ними устанавливаются логические взаимоотношения уровней управления и функциональных служб, которые с помощью менеджмента строятся так, чтобы достичь стратегических целей туристской отрасли. Организационная структура управления туризмом позволяет упорядочить совокупность взаимосвязанных элементов внутри любой туристской организации, туристского рынка.

     Управление  туристской структурой представляет собой  распределение задач между структурными подразделениями и работниками, в том числе наделение их полномочиями на осуществление того или иного направления туристской деятельности или деятельности по обеспечению функционирования организации.

     Организационная структура управления в сфере  туризма, также как в любой  другой организации, включает звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи между ними- горизонтальные и вертикальные.

     Звенья  управления в туристской организации  определяются ее масштабами. В небольших  туристских организациях с малочисленным  штатом управленческие звенья представлены отдельными специалистами. Крупные  туристские организации разделяются на структурные подразделения, ориентированные на выполнение соответствующих функций управления. Связи между структурными подразделениями носят горизонтальный характер.

     Уровни  управления туризмом представляют собой  совокупность звеньев управления, отражают иерархическое построение организации и отношения руководства и подчинения между уровнями разного уровня.

     Управленческие  задачи менеджеров в сфере туризма, тур-агентов, туроператоров, которые  работают на разных уровнях управления, зависят от должности и специализации. Например, менеджер по работе с предприятиями общественного питания заключает договоры с ресторанами, столовыми, кафе в определенном туристском регионе и контролирует их соблюдение. В крупных туристских холдингах, занимающихся туроператорской деятельностью, менеджер может заниматься решением подобного рода задач во всех туристских регионах, с которыми работает организация.

     На  высшем уровне управления- директором и его заместителями (председателем совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением) разрабатываются решения стратегического характера, затрагивающие политику организации в сфере развития туристской деятельности, расширения географических маршрутов. В задачу генерального директора входят разработка политики развития организации, выявление перспектив расширения зоны туризма. Помимо этого, руководители осуществляют координирование деятельности своих заместителей - руководителей отделов и других подчиненных.

       Специфика единоначального или коллегиального управления определяет два подуровня управления - полномочное управление и общее руководство.

     Многоуровневая  структура управления в туристской организации целесообразна при: разветвленной сети обслуживания и  большом географическом охвате, большом числе работников.

     Разделение  труда в туристской организации

       Цель функционирования туристской  организации достигается посредством  последовательного решения ряда  задач, каждая из которых имеет  функциональное содержание. Этапы  управленческого процесса также можно представить в виде последовательно сменяющихся функций. Оба этих аспекта составляют сущность специализации работников на выполнении отдельных видов работ, операций, процедур. Распределение задач между работниками осуществляется по профессиональной принадлежности и наличию соответствующих навыков и опыта. От того, насколько полно учитывается квалификация исполнителей, зависят эффективность работы организации и личный трудовой вклад каждого из них.

     Горизонтальное  разделение труда обусловлено наличием в организации одного уровня управления. Взаимоотношения между менеджерами одного уровня носят согласовательный характер. Например, менеджер по персоналу, прежде чем отбирать новых работников, должен ознакомиться с планами развития организации, получить консультацию менеджера планового отдела о вакантных местах, которые будут заявлены в скором будущем. Данная информация требует поддержки финансового отдела, специалисты которого рассчитывают затраты на процедуры отбора и будущую заработную плату работников.

     В современном менеджменте выделяют следующие направления вертикального  разделения труда, характерные и  для менеджмента в туризме:

      - общее руководство - выработка и воплощение главных, перспективных направлений деятельности организации, например разработка стратегического плана развития туристской организации на период 5-7 лет;

      - технологическое руководство - разработка и внедрение прогрессивных технологий и рационализация производственных процессов с использованием современных методов управления, совершенствование информационных технологий в туризме. В сфере менеджмента в туризме технологическое руководство занимается применением интернет-ресурсов, маркетинговых стратегий и методов продвижения услуги, совершенствования производственных механизмов гостиничного бизнеса;

      - экономическое руководство - стратегическое и тактическое планирование, анализ экономической деятельности, внедрение хозрасчета и обеспечение рентабельной работы организации;

      - оперативное управление - составление и доведение до подразделений и отдельных исполнителей оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, их инструктирование, организация систематического контроля за ходом предоставления туристской услуги;

      - управление персоналом - подбор, отбор, расстановка и развитие трудовых ресурсов организации.

     Формальная  и неформальная структуры организации

       Отношения в любом коллективе  носят не только формальный, но  и неформальный характер, в соответствии  с чем складываются формальная  и неформальная структуры организационных отношений.

     Формальные (официальные) отношения в организации  составляют основу руководства и  регламентируются соответствующими инструкциями, приказами, распоряжениями. Отношения  и связи между работниками  организации описываются в должностных  инструкциях.

       Неформальные отношения никем  и нигде не регламентируются, но зачастую оказывают существенное  влияние на эффективность функционирования  организации.

       В менеджменте туризма одинаково  важно изучать оба аспекта  организационных отношений, так  как вся туристская деятельность сосредоточена на взаимодействии персонала организации с потребителем услуги и проблемы в формальной, а особенно в неформальной структуре отношений отражаются на эффективности работы туристских менеджеров.

       Формальный коллектив- это группа людей, объединившаяся по воле руководителя для достижения целей организации. Члены коллектива занимаются аккумулированием организационных ресурсов для решения поставленных перед ними задач. Отношения между ними регулируются нормативными документами - законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и др.

     Неформальная  группа - это группа людей, добровольно объединившихся для достижения определенных целей в соответствии со своими проблемами и интересами. Основу отношений между членами такой группы составляют личные симпатии, а функции и роли между ними распределяются без какой-либо официальной документации.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Понятие и экономическое значение организации труда.

     Организация труда или организационные отношения  — это форма, в которой реализуются  экономические   результаты   труда. Поэтому организация труда рассматривается как составная часть экономики труда. В условиях рыночной экономики возрастает значение различных  факторов, которые  воздействуют  на  эффективность  производства.

Информация о работе Организация труда и его мотивация на предприятии в условиях рынка