Организация труда и его мотивация на предприятии в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью куpcoвой рабoты является иccледование вопрoсов opганизации и мoтивации труда в ООО «Дoброхот» в coвременных услoвиях.
Иcходя из цели, в paботе поставлены и решены следующие зaдачи:
1. Изучены и paccмотрены теopетические основы организации и мотивации труда на пpедприятиях в условиях pыночной экономики;
2. Рассмотpена структурa социальной сфеpы предприятия;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Рынок труда: понятие, сущность, структура..……………… ……………….4

2. Организационная структура турфирмы ООО « Доброхот»…………………9

3. Понятие и экономическое значение организации труда………..………..14

4.Мотивация сотрудников. Способы мотивации и повышения эффективности труда работников в ООО «Доброхот»……………………………………….19

5. Оплата труда, ее сущность и роль в системе вознаграждения……………22

Заключение…………………………………………………………………….26

Список использованных источников………………………………………..27

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике предприятия.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

                Зарегистрировано  «___»_____20___г.

                ________ __________________________

                Подпись       (расшифровка подписи) 
                 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НИУ  «БелГУ») 

Факультет Бизнеса и сервиса 
 

Кафедра туризма и социально  – культурного  сервиса 
 
 
 

Организация труда и его  мотивация на предприятии  в условиях рынка

Курсовая  работа

студентки дневного отделения 2 курса группы 171006

Шиняковой Дарьи Дмитриевны 
 
 
 
 
 

                Научный руководитель:

                к.э.н, Г.Н.Лихошерстова 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

БЕЛГОРОД 2011

Тема: «Организация труда  и его мотивация  на предприятии в  условиях рынка» 

                                                           Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Рынок труда: понятие, сущность, структура..……………… ……………….4

2. Организационная структура турфирмы ООО « Доброхот»…………………9

3. Понятие  и экономическое значение организации  труда………..………..14

4.Мотивация сотрудников. Способы мотивации и повышения эффективности труда работников в ООО «Доброхот»……………………………………….19

5. Оплата  труда, ее сущность и роль в системе вознаграждения……………22

Заключение…………………………………………………………………….26

Список  использованных источников………………………………………..27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Пpоблема oплаты тpуда - oдна из ключевых в украинскoй эконoмике. От ее успешного pешения вo многoм зависят как пoвышение эффективности пpoизводства, так и pocт благococтояния людей, благoпpиятный социально-психолoгический климат в oбществе.

     Oдним из оснoвных принципов opганизации зарабoтной платы в совpеменной экономике является принцип матеpиальной заинтересованности pаботника в pезультатах своего тpуда.

     От  эффeктивной системы матeриального стимулиpoвания труда персонала пpeприятия зависят основные эконoмические пoказатели его деятельности, его устoйчивое финансовое пoложение.

     Нoвые cистемы opганизации тpуда и заpаботной платы дoлжны oбеспечить сoтрудникам матеpиальные стимулы. Эти стимулы мoгут быть задействoваны наибoлее эффективнo при жесткoй индивидуализации зарабoтной платы каждогo рабoтника, т.е. при внедpении бестаpифной, гибкой модели oплаты труда.  При кoторой заработок работника находится в прямой зависимости от: спроса на пpоизводимую им пpодукцию и выпoлняемые информационные услуги,oт качества и кoнкурентоспособности продуктов труда и, конечно, от финансoвого положения общества, в кoтором он работает. Необходимo учитывать так же, что фopмирование и величина пpибыли зависят от выбpанной cистемы oплаты тpуда.

     Целью куpcoвой рабoты является иccледование вопрoсов opганизации и мoтивации труда в ООО «Дoброхот» в coвременных услoвиях.

     Иcходя из цели, в paботе поставлены и решены следующие зaдачи:

     1. Изучены и paccмотрены теopетические основы организации и мотивации труда на пpедприятиях в условиях pыночной экономики;

     2. Рассмотpена структурa социальной сфеpы предприятия; 
 

Глава 1.Рынок труда: понятие, сущность, структура.

     Рынок труда является одним из важнейших  элементов рыночной экономики. Он, в  свою очередь, актуализирует проблему воспроизводства трудовых ресурсов. Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. Основные элементы рынка труда: субъекты рынка труда, правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда; систему социальной защиты и др. Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники. Работодатель – наниматель, который может быть представлен различными "фигурами" в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Им могут быть: государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п.. Наемные работники - это свободные трудоспособные граждане, для которых по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса, и ряда социально приобретенных качеств (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, предприимчивости и др.). В функционировании рынка труда можно отметить несколько принципиальных положений. Во-первых, это совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. На практике общее или структурное равновесие на рабочую силу и ее предложение трудно достижимо. Предложение рабочей силы - это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе – источника средств существования.

       Спрос на рабочую силу отражает  потребность экономики в определенном  количестве работников на каждый  данный момент времени. Спрос  на труд является главным показателем, в котором скрыто множество экономических явлений и процессов, порождающих этот спрос, и возникает в силу наличия рабочих мест.

       Во-вторых, место пересечения различных  экономических и социальных интересов  и функций. 

       В-третьих, с позиций предприятий  – поле взаимоотношений его сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы. Система отношений на рынке труда складывается из трех компонентов:

      1. Отношения между наемными работниками  и работодателями;

      2. Отношения между субъектами  рынка труда и представителями 

      (профсоюзы, ассоциации работодателей,  службы занятости);

      3. Отношения между субъектами  рынка труда и государства. 

       Наличие и взаимодействие всех  элементов рынка труда 

       необходимо для его функционирования.

       Рынок труда выполняет ряд  функций:

      1. Организация встречи работодателей  и наемных работников;

     2. Обеспечение конкуренции на рынке  труда как между работодателями, так и наемными работниками;

     3. Установление равновесных ставок заработной платы;

     4. Решение вопросов занятости населения;

     5. Осуществление социальной поддержки  безработных путем перераспределения  рабочей силы в народном хозяйстве  между отраслями и сферами  производства и обеспечение работой  незанятого населения. 

       Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мест (ввод новых и выбытие старых). Он состоит из отдельных элементов:

     Открытый  рынок труда - это экономически активное население, которое ищет работу и  нуждается в подготовке, переподготовке, а так же все вакантные рабочие места во всех секторах экономики.

       Скрытый рынок труда - это лица, которые формально заняты в  экономике, но в то же время  в связи с сокращением производства  или же с изменением его  структуры могут быть высвобождены..

     Инфраструктуры  рынка труда - это государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды, и другие, обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а так же организовывать и регулировать процессы защиты прав работодателей и наемных работников на рынке труда.

     Отношения занятости обуславливаются экономическими, демографическими и социальными  процессами.

     Обычно  применяются четыре группы показателей, отражающих эффективность занятости:

     1. Первая группа - это пропорции  распределения ресурсов труда  общества по характеру их участия  в общественно полезной деятельности.

     2. Вторая группа - уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Экономически этот показатель отражает, с одной стороны, потребность общественного хозяйства в работниках, а с другой стороны - потребность населения в рабочих местах.

     3. Третья группа - структура распределения работающих по отраслям народного хозяйства.

     4. Четвертая группа - это профессионально-квалификационная структура работающих. Она показывает распределение работающего населения по профессионально-квалификационным группам и отражает степень сбалансированности системы подготовки кадров с потребностью экономики в квалифицированных работниках.

     Взаимоотношения субъектов рынка труда реализуются  на трех основных стадиях функционирования предпринимателя на рынке труда: при найме рабочей силы, при  установлении или изменении условий  труда, т.е. в рамках трудовых отношений, и при увольнении (высвобождении) наемных работников.

     Субъектами  рынка труда являются предприниматели, объединения предпринимателей, наемные  работники, профсоюзы, объединения  профсоюзов и иные объединения работников, а также государство в лице его уполномоченных органов.

     Предприниматели и наемные работники имеют изначально различные интересы на рынке труда. Предприниматели, являясь одновременно работодателями, заинтересованы в достижении своих целей с использованием рабочей силы, что предполагает четкое и неукоснительное выполнение работниками своей трудовой функции, соблюдение ими трудовой дисциплины под постоянным контролем со стороны работодателя. Наемные работники заинтересованы в обеспечении безопасных условий труда и улучшении социальных гарантий. Функционирование рынка труда необходимо для того, чтобы поддерживать баланс данных интересов.

     Предприниматель выступает на рынке труда как  лицо, использующее рабочую силу для  достижения результатов предпринимательской  деятельности. Поэтому в данном случае о предпринимателе принято говорить как о работодателе (нанимателе). Работодателем является предприниматель, вступающий во взаимоотношения с наемными работниками по поводу установления, изменения или прекращения трудовых отношений. Предприниматель признается работодателем уже на стадии поиска и подбора кадров, т.е. до заключения индивидуального трудового договора с наемным работником.

     Права и обязанности работодателя обусловлены  прежде всего гарантиями прав граждан  на труд и законодательно установленными правами работающих по найму работников (ст.1 ТК РФ). Например, работодателям запрещено необоснованно отказывать в приеме на работу. Не допускается также какое-либо прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, места жительства, религиозных убеждений, принадлежности к общественным организациям (ст.3 ТК РФ).

     Обязанности наемного работника возникают на основе трудового договора c работодателем. Работник обязан выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, распоряжениям руководителей различных уровней, выполнять требования учредительных и иных внутренних документов организации, соблюдать трудовую дисциплину.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Организационная структура турфирмы.

      Эффективность управления деятельностью зависит оттого, насколько грамотно сформирована организационная структура управления и насколько она соответствует цели деятельности организации.

Информация о работе Организация труда и его мотивация на предприятии в условиях рынка