Организационные формы предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:14, реферат

Краткое описание

Существующие и действующие в экономике предприятия достаточно разнообразны с точки зрения организационно-правового устройства, масштабности, профиля деятельности. Однако при всем кажущемся многообразии возможных видов они подразделяются на упорядоченные группы, типы, для которых выработаны вполне определенные нормы хозяйственного законодательства, регламентирующие их деятельность.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 46.15 Кб (Скачать)

2. Население страны в  подавляющей массе ни по профессиональному,  политическому, экономическому, общекультурному  уровню еще и сегодня не  готово к немедленному экономическому  самоопределению. Право свободного  выбора рода занятий, ориентируясь  на свои желания и возможности:  стать предпринимателем, наемным  работником в государственных  структурах, менеджером на акционерном  предприятии или заниматься индивидуальной трудовой деятельностью не всегда подкреплено экономически. А ведь именно свобода выбора является основой личной свободы, фундаментом раскрытия творческого потенциала, столь необходимого для эффективного функционирования рынка.

3. В силу того, что была  создана, по существу, затратная  экономика, переход к рынку  осуществлялся в условиях острейшего  дефицита товаров и денежной  инфляции. Отечественный потребительский  рынок был практически полностью  разрушен. По сути, преобладающими  являлись натуральный обмен, необоснованное  завышение цен и др.

4. На рынке, особенно  на рынке средств производства, господствуют монополисты-производители. Это объясняется тем, что функционирование тоталитарной системы требовало узкой предметной специализации, что в конечном счете привело к тому, что наша промышленность представляет собой ряд технологически обособленных предприятий, которые зачастую являются единственными в стране производителями своей продукции. Список подобных предприятий-монополистов значителен. Сложившуюся до перехода к рынку ситуацию можно показать на примере выпуска продукции в машиностроении (табл. 4).

Таблица 4

Монополизация выпуска продукции в  машиностроении 

 

Наименование продукции 

Количество предприятий 

Доля монополизированного  производства, % 

Всего 

Монопольное производство 

Индивидуальная продукция  

574 

517 

90 

Серийная продукция 

998 

668 

67 

Комплектующие изделия и  приборы 

1031 

720  

80 

Общемашиностроительная  продукция 

3403 

2212 

73 


 

 

Как видно, доля монополизированного  производства по ряду позиций достигала 80-90%.

5. Отсутствие соответствующей  правовой системы для развития  инфраструктуры рынка (банковская, кредитно-финансовая и налоговая  системы, товарные и трудовые биржи). Существующие системы возникли стихийно и работают во многом на свой страх и риск.

Таким образом, формирование рыночных отношений в стране началось в условиях отсутствия многих элементов  и признаков рынка. Поэтому первым шагом на пути перехода к рынку  явилось создание условий для  возникновения обособленных, самостоятельных  производителей как важнейшего признака функционирования рыночных отношений. Данная проблема решается реформированием  государственной формы собственности.

Этот процесс реализуется  в двух направлениях: осуществление  глубокой децентрализации управления собственностью и денационализация, или, иначе, приватизация (передача собственности  трудовым коллективам, создание акционерных  и арендных предприятий, кооперативов и продажа предприятий в частную  собственность). Децентрализация в  управлении предприятиями явилась  исходным пунктом в решении проблемы реформирования государственной собственности. Дело в том, что форма собственности  предполагает адекватную ей форму управления. И если для кооперативных, малых  и частных предприятий реализация этого уровня представляется само собой  разумеющейся, то для государственных - вызвала определенные трудности. Это  объясняется рядом причин. С одной  стороны, сам "государственный" статус предприятия предполагает наличие  определенной иерархической системы  управления (как в части определения характера производственной деятельности, так и его материально-технического снабжения и сбыта продукции), а с другой - его функционирование в условиях рыночных отношений подразумевает предоставление полной экономической свободы. Последняя позволила бы предприятию в соответствии с рыночной конъюнктурой самостоятельно определять объемы и структуру производства, объем продаж, цены на свою продукцию, а также выбирать партнеров. Эти возможности для государственных предприятий отсутствовали. Вот почему первым шагом в реформировании государственной собственности явилась децентрализация управления предприятиями.

5.3. Государственное регулирование  рыночной экономики

 

 

Для решения  важнейших экономических проблем - что, как и для кого производить - рынки выступают наиболее эффективной  системой организации взаимосвязей. Однако и эта система способна функционировать лишь при наличии  определенных условий, формируемых  государством. К ним относятся:

законодательное определение прав собственности;

защита свободы  индивидуального выбора людьми той  или иной формы предпринимательской  деятельности, разрешенной законом;

гарантия  приоритетов личных интересов и  экономической мотивации;

использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков;

ограничение монопольных тенденций в экономике.

Вмешательство государства в рыночную экономику  необходимо также в тех случаях, когда имеют место так называемые провалы рынка, когда по различным  причинам рыночная конкуренция и  свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного  решения экономических и социальных проблем. Примером могут служить сферы совокупного социального иди муниципального потребления, где использование рыночных механизмов ограничивается государством: оборона, охрана общественного порядка, обслуживание крупных инфраструктурных комплексов и энергетических сетей, водоснабжения и т.п.

Рыночные  механизмы неуместны также в  сфере социальной защиты нетрудоспособных, безработных, многодетных и других групп населения. Составляемые государством социальные программы призваны обеспечить материальную помощь гражданам с  низкими доходами; обеспечить бесплатное образование и медицинское обслуживание; предусмотреть разнообразные пособия  многодетным семьям, безработным, инвалидам.

К "провалам" рынка относят и некоторые  макроэкономические проблемы: общее  равновесие национальной экономики; взлеты и падения промышленного цикла; занятость и инфляция. Особенностью рыночной организации экономики является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить саморегулирование, возврат в нормальное состояние после слишком больших отклонений от него, равновесие всех элементов системы. Рыночные механизмы подчас не только не устраняют, напротив, даже усугубляют нежелательные явления в экономике. Несовершенства рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства, административным регулированием и налоговой политикой.


Информация о работе Организационные формы предприятий