Организационные формы предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:14, реферат

Краткое описание

Существующие и действующие в экономике предприятия достаточно разнообразны с точки зрения организационно-правового устройства, масштабности, профиля деятельности. Однако при всем кажущемся многообразии возможных видов они подразделяются на упорядоченные группы, типы, для которых выработаны вполне определенные нормы хозяйственного законодательства, регламентирующие их деятельность.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 46.15 Кб (Скачать)

Кооперативы и малые  предприятия

 

 

Существующие  в нашей стране производственные кооперативы по своей сущности и  организационно-правовой основе фактически близки к обществам с ограниченной ответственностью. Действительно, имущество кооперативов формируется на долевой основе за счет взносов его членов, производимых в денежной и материальной формах. Источниками образования имущества служат также продукция кооператива и доходы, получаемые от ее реализации и иных видов деятельности. Высшим органом управления кооператива является общее собрание. Исполнительные органы представлены правлением, возглавляемым председателем. Управленческие функции общего собрания и правления в кооперативах и обществах весьма сходны, близки также механизм создания и регистрации кооперативов и обществ, содержание уставов, регламентирующих их деятельность.

Наиболее  значимые различия между кооперативами  и обществами состоят в следующем:

• при управлении кооперативом, в ходе работы его  высшего органа управления (общего собрания) каждый член кооператива  имеет один голос независимо от размера  его имущественного взноса. Решающие голоса в обществе с ограниченной ответственностью распределяются между  его членами пропорционально  внесенным паям;

• для кооперативов не устанавливается зависимость  дохода его членов от величины паевых взносов. Индивидуальные заработки  членов кооператива определяются их трудовым вкладом и размером той части валового дохода, которая направляется на оплату труда. В то же время доход членов общества с ограниченной ответственностью напрямую связан с их паевыми взносами;

• состав учредительных  документов для кооператива и  общества различен.

С начала проведения экономической реформы значительное распространение получил такой  тип хозяйственных структур, как  малое предприятие. Малые предприятия способны к высокому динамизму развития, самостоятельны в выборе стратегии развития и ее реализации, имеют упрощенную организационную структуру, обслуживаются относительно небольшим числом работников. В нашей стране они должны сыграть существенную роль в решении таких проблем, как демонополизация производства, развитие конкуренции, создание новых рабочих мест и обеспечение эффективной занятости населения, рациональное использование научно-технического потенциала,

создание  конкурентоспособной продукции, ликвидация диспропорции на потребительском рынке.

Термин "малое" не характеризует правовую форму  предприятия. Такой правовой формы, как "малое предприятие", просто не существует. "Малое" свидетельствует  лишь о небольших размерах предприятия  по численности работников, объему хозяйственного оборота или другим параметрам деятельности, устанавливаемым  в законодательных актах и  постановлениях правительства.

Малые предприятия  могут создаваться в различных  организационно-правовых формах: товариществ, обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, а также  на основе любых форм собственности, включая смешанные. Выбор наиболее приемлемой организационно-правовой формы  малого предприятия обычно осуществляется его учредителями - физическими и  юридическими лицами.

4.2. Объединения предпринимателей

 

 

Крупномасштабному бизнесу свойственны формы организации, в основе которых лежит объединение  предприятий, фирм в совокупные структуры. Это собирательные ассоциативные формы.

Рассмотрим  отдельные типы ассоциативных организационных  структур, наиболее распространенных в экономике развитых стран и  пустивших корни в зарождающейся  российской рыночной экономике.

Корпорация - это акционерное общество, объединяющее деятельность нескольких фирм для достижения их общих целей или защиты привилегий. Как юридическое лицо, корпорация несет ответственность по долгам и налогам за все входящие в нее предприятия и выступает в качестве самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности. В США создаются специальные корпорации для небольшого бизнеса, именуемые S-корпорациями. Это относительно маломасштабные корпорации, пользующиеся такими же налоговыми льготами, как малые предприятия. Существуют и крупномасштабные государственные корпорации.

Хозяйственные ассоциации - договорные объединения предприятий и организаций, создаваемые для совместного выполнения однородных функций и координации общей деятельности. Ассоциации относятся к одной из самых мягких форм объединений, минимально ограничивающих действия входящих в них членов ассоциации. Участники ассоциации обладают правом входить в любые другие ассоциации.

Концерны - форма договорных крупных объединений обычно монопольного типа, позволяющая использовать возможности крупномасштабного производства, комбинирования, кооперирования, благодаря наличию производственно-технологических связей. В России концерны создаются на базе крупных государственных предприятий и объединений. В них нашли частичное воплощение ликвидированные министерства производственной сферы.

Эти организационно-хозяйственные  структуры благодаря масштабам  концентрации капитала, производственным мощностям, широким возможностям диверсификации производства обладают определенной устойчивостью к колебаниям рыночной конъюнктуры, способны выгодно перераспределять инвестиционные ресурсы, концентрировать их на наиболее рентабельных, окупаемых направлениях. Возникновение концернов в странах с развитой рыночной экономикой исторически было обусловлено прежде всего концентрацией капитала, его перенакоплением у отдельных товаропроизводителей. Важнейшим признаком концернов стало единство собственности входящих в них фирм, предприятий, банков. Таким образом, участники концернов взаимозависимы не по договору, а по существу экономических отношений.

Холдинговые компании (холдинг-компании) характеризуются тем, что они обладают контролем над другими компаниями либо за счет владения их акциями и денежным капиталом, либо в связи с правом назначать директоров подконтрольных компаний.

Механизм  принятия решений в акционерных  обществах позволяет холдингу влиять на хозяйственные, коммерческие решения  предприятий, входящих в холдинговое  объединение. Хотя эти предприятия  остаются в правовом отношении самостоятельными, холдинг способен направлять их в русло интересов большой компании как большой целостной структуры. Помимо этого холдинг может осуществлять ряд функций, связанных с общей предпринимательской деятельностью. В том случае, когда это обусловлено необходимостью и общей пользой, холдинг способен централизовать и перераспределять финансовые средства своих участников.

Консорциум - временное добровольное объединение предприятий, организаций, образуемое для решения конкретных задач и проблем, осуществления крупных инвестиционных, научно-технических, социальных, экологических проектов. В консорциум могут входить и крупные, и мелкие предприятия, желающие принять участие в осуществлении проектного или иного предпринимательского замысла, но не обладающие самостоятельными возможностями его осуществления. Консорциум представляет потенциально эффективный организационно-структурный способ временной интеграции кадров, мощностей, материальных и финансовых ресурсов. Предприятия могут объединяться в консорциум во имя осуществления заманчивого, сулящего высокую прибыль проекта, но требующего для своей реализации крупных капиталовложений, отвлекаемых на длительный срок при высокой степени риска.

5.1. Влияние  рыночной и централизованно-плановой  систем хозяйствования на деятельность  предприятия 

 

В мире сложились две системы  хозяйствования: централизованно-плановая и рыночная. Каждая из них характеризуется  определенными признаками, чертами (табл. 2).

Таблица 2

Основные  черты функционирования экономической  системы

Условия 

регулируемая рыночная система  

централизованно-плановая система  

индивидуализм

частная собственность 

прибыль в качестве побудительного мотива  производства

власть потребителя 

свобода и конкуренция 

свобода контракта 

ограниченная роль правительства  

господство государственной  собственности 

всеобщий контроль государства 

побудительный мотив - выполнение плана 

уравнительный принцип распределения  


 

 

Как видно, в основе рыночной системы хозяйствования лежит индивидуализм (личность), и суть ее состоит в том, что группа, общество и правительство необходимы, но менее важны, чем самоопределение индивидуальности. Эта идея идет от древних греков, которые во главу угла ставили достоинство и уникальность личности. Она закреплена в конституциях развитых стран, согласно которым положение каждого гражданина в обществе определяется и зависит от его собственных усилий и предпринимательства. Этот индивидуализм основывается на праве личности иметь частную собственность, являющуюся священной и незыблемой основой существования и развития рыночной системы хозяйствования. Это означает, что каждый гражданин имеет право приобретать, использовать, накапливать и распоряжаться вещами-ценностями (факторами производства), что в конечном итоге приводит к успеху, а следовательно, ведет к улучшению материального положения работающего.

Инициатива была бы сильно ограничена, если бы личность не могла  владеть капиталом и накапливать  его. Последнее является сердцевиной  побуждения к такой деятельности, которая бы улучшала материальное положение  личности. Люди используют свою частную собственность (факторы производства) для генерирования еще большей собственности. Они ее инвестируют, чтобы сделать прибыль. Побуждение к инвестированию своей собственности лежит в возможности получить процент на нее. Получение прибыли становится движущим мотивом производства. В связи с этим можно слышать, что это порождает якобы производство таких товаров, которые не нужны обществу. Это далеко не так: уже то, что власть на рынке (право выбора) принадлежит потребителю, обусловливает производство только таких товаров, которые пользуются спросом с его стороны. В противном случае нет общественного признания товара, следовательно, нет и прибыли, а есть убыток, который влечет за собой разорение. И в то же время при централизованно-плановой системе нет гарантий, что произведенные товары и услуги являются теми, которые нужны потребителям. Это подтверждают многочисленные случаи затоваривания.

Почему так происходит? Дело в том, что ключевая проблема плановой экономики - растущая сложность  экономических процессов. Последняя проистекает из того, что, поскольку планирование осуществляется только из одного центра, его объектом является постоянно растущее многообразие общественного производства и потребления, то в условиях отсутствия инструментария, позволяющего учесть все это многообразие, оно не в состоянии правильно отразить реальную картину в централизованном плане.

В то же время в рыночной экономике фирмы и лица сами планируют  свои действия, а следовательно, каждый индивидуум, отдельная фирма сталкиваются с уровнем сложности на много порядков ниже, чем центр при плановой экономике. Из этого следует, что они имеют большую реальную возможность осуществлять свои планы. Эту проблему можно охарактеризовать как закон, гласящий, что сложность процесса увеличивается на квадрат числа единиц, которые надлежит организовать.

Две рассматриваемые системы  хозяйствования заинтересованы в решении  основной экономической проблемы, но решают ее они по-разному (табл.3).

Из табл. 3 видно, что развитие предприятия в условиях централизованно-плановой системы хозяйствования следует  за распределением ресурсов, в то время  как при рыночной системе предприятия  следуют за распределениями, которые  происходят на рынке на основе спроса потребителей.

Опыт работы советской  экономической системы в условиях централизованно-планового хозяйствования показал ее несостоятельность по многим вопросам хозяйственной жизни. Установление признаков, присущих развитию той или иной системы хозяйствования, является важным, но недостаточным  для выбора направления действий предприятия. Необходимо знание закономерностей  и особенностей развития систем, в  которых работает предприятие.

Таблица 3

Методы  решения основной экономической  проблемы

Условия 

централизованно-плановая система  

Регулируемая рыночная система  

1. Правительство осуществляет  централизованное планирование  производства 

1. Индивидуальные потребители  на основе права выбора определяют, что и сколько производить 

2. Централизованное планирование  определяет перечень и объем  ресурсов, которые будут использоваться  

2. Производитель определяет, какие ресурсы и сколько их  будет задействовано в производстве  на основе спроса на товары  и услуги 

3. Ресурсы используются  для того,

чтобы достичь целей, поставленных планом

3. Ресурсы применяются  в соответствии с решениями,  сделанными индивидуальными потребителями  на рынке, и для получения  прибыли 

4. Государственный план  определяет:

что и сколько будет  произведено

как будет произведено 

как будет распределяться  

4. Рынок определяет:   

 что и сколько будет  произведено

как будет произведено

как будет распределяться  


 

 

5.2. Особенности  перехода к рынку в России 

 

Переход к рынку и его  функционирование в России имеют  ряд особенностей.

1. Начало перехода к  рынку происходило в стране, где  государство сконцентрировало в  своих руках огромные финансовые  и материальные ресурсы, практически  владело всеми средствами производства (более 90%), следовательно, отсутствовал  такой важнейший признак рынка,  как наличие обособленных, самостоятельных  производителей (первый важнейший  признак рынка).

Информация о работе Организационные формы предприятий