Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:05, курсовая работа
Организация собственного бизнеса, пожалуй, самый сложный и вместе с тем захватывающий способ реализовать свои профессиональные таланты. Согласно статистике лишь около 5% людей имеют способности к успешному предпринимательству, однако это не останавливает желающих реализовать свои мечты и основать собственное дело. Будущему предпринимателю задолго до непосредственной организации своей фирмы приходится решать массу финансовых и юридических вопросов и осуществлять огромное количество процедур. Для успешного функционирования собственного бизнеса предпринимателю необходимо не только грамотно организовать внутренние процессы фирмы, но и суметь защитить свой бизнес от агрессий внешней среды, а также эффективно взаимодействовать с представителями внешнего мира.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Организационно-правовые формы, предусмотренные ГК РФ
1.1. Структура организационно-правовых форм.
1.2. Сравнение наиболее распространенных организационно-правовых форм.
Глава 2. Факторы, влияющие на выбор организационно-правовых форм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Подготовка предложений по выбору ОПФ — решается на основе анализа особенностей различных организационно-правовых форм. Главная роль в выборе ОПФ принадлежит факторам, определяющим эффективность управления.
На выбор организационно-правовой формы предпринимательства влияют внешние факторы:
1. Политическая стабильность (если ее нет, то предприниматель не будет заинтересован разрабатывать и реализовывать долгосрочные проекты).
2. Макроэкономические процессы и структурная перестройка экономики.
3. Экономические кризисы и инфляция.
4. Государственная поддержка и регулирование предпринимательской деятельности.
5. Состояние рынка и другие факторы.
К наиболее существенным факторам можно отнести: преследуемую цель будущего производства; возможности и пути реализации этой цели; способ формирования стартового капитала; масштабы будущего производства, тип и методы организации производственных процессов; принимаемую систему управления будущим предприятием; принятую форму собственности имущества и др.
Основные, наиболее значимые факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы, приведены ниже:
Группа факторов | Факторы |
Организационные | Количество учредителей и их характеристики Законодательные ограничения |
Технические | Область бизнеса Характеристики выпускаемой продукции Новизна выпускаемой продукции |
Экономические | Размер стартового капитала |
Социальные | Личностные характеристики предпринимателя Наличие сработавшейся команды |
Организационные факторы.
Они лучше всего формализуются, и для удобства сведем их в табл. 3
Табл. 3 Организационные факторы выбора правовой формы предприятия
Количество учредителей | Характеристика учредителя | Организационно-правовая форма |
Один | Физическое лицо | Без создания юрид. лица, ООО, ОДО, ЗАО |
Юридическое лицо | ООО, ОДО, ЗАО | |
Государственный орган | Государственное предприятие | |
Муниципальный орган | Муниципальное предприятие | |
Несколько (ограниченное количество) | Физические лица | ПТ, ТНВ, ООО, ОДО, ЗАО(<50), ПК(<5) |
Юридические лица | ПТ, ТНВ, ООО, ОДО, ЗАО(<50) | |
Физические и юридические лица | ПТ, ТНВ, ООО, ОДО, ЗАО(<50) | |
Много (неограниченное количество) | Физические лица Юридические лица | ОАО |
Примечание. Условные обозначения в таблице: ООО – общество с ограниченной ответственностью; ОДО – общество с дополнительной ответственностью; ЗАО – закрытое акционерное общество; ОАО – открытое акционерное общество; ПТ – полное товарищество; ТНВ – товарищество на вере; ПК – производственный кооператив |
Технические факторы.
Технические факторы структурируются труднее, чем организационные. Необходимо отметить, что в таких областях хозяйства, как торговля (особенно розничная), транспорт (особенно автомобильный), сельское хозяйство и сфера обслуживания (особенно питание), преобладает индивидуальное предпринимательство, много небольших предприятий – товариществ и обществ с ограниченной ответственностью. В промышленности же, в информатике, научно-практической деятельности, финансах преобладают более крупные предприятия, которым лучше соответствует форма акционерного общества, закрытого или открытого типа. Особую область составляют оборонные предприятия (особенно по производству оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ), представленные часто в виде государственных казенных предприятий.
По второй характеристике для промышленности можно отметить следующую закономерность: чем сложнее выпускаемая продукция и чем ближе она к концу технологической цепочки (готовой продукции), тем крупнее предприятия и тем больший удельный вес составляют открытые акционерные общества. И наоборот, чем проще продукция и чем ближе к началу технологической цепочки, тем выше доля небольших предприятий – товариществ и обществ (рис. 1).
Рис. 1. Технические факторы выбора организационно-правовой формы
Выпуском новой продукции, особенно научно-технических новинок, занимаются обычно небольшие предприятия, действующие на свой страх и риск. В случае успеха они резко разрастаются и реорганизуются в открытые акционерные общества. Кроме того новинки зачастую подхватывают крупные фирмы, чтобы заработать на коммерциализации нового продукта.
Экономические факторы.
Как уже говорилось, в соответствии с Гражданским кодексом России размер уставного капитала для открытых акционерных обществ должен составлять не менее 1000, а для закрытых акционерных обществ – не менее 100 минимальных месячных размеров оплаты труда. Другой важный момент – при создании нового дела предприниматель должен знать, когда он может рассчитывать на получение первой прибыли. Рассчитав точку безубыточности (порог рентабельности), предприниматель может оценить, сколько денег ему понадобится, чтобы поддержать новое предприятие на первом этапе его существования. Добавив к этой сумме организационные расходы по созданию и регистрации предприятия и вычтя планируемые займы, получим грубую оценку величины стартового (уставного) капитала:
У = Ц•К + Рорг – З
или
У = С + П•К + Рорг – З,
где Ц – цена единицы продукции; К – количество продукции в точке безубыточности; С – не зависящие от размеров производства продукции совокупные финансовые издержки; П – переменные издержки на единицу продукции; Рорг – расходы по созданию и регистрации предприятия; З – планируемые займы.
Эта величина является минимально необходимой для начала дела, т.е. уставный капитал может быть и больше этой суммы, но никак не меньше.
Социальные факторы.
Личностные характеристики предпринимателя – опора на собственные силы, жажда успеха, стремление к независимости. Чем сильнее развиты эти качества в человеке, тем сильнее он стремится вести дело сам в качестве индивидуального предпринимателя. И наоборот, чем слабее развиты эти качества в человеке, тем более он предпочитает быть одним из партнеров, а то и просто получать дивиденды в качестве рядового акционера. Еще одно качество – склонность к риску. Если она сильна, то человек выбирает полную ответственность – личное дело, товарищество, если нет – предприятие с ограниченной ответственностью.
Другой важный социальный фактор – наличие сработавшейся команды. Если предпринимательской деятельностью начинает заниматься не один человек, а коллектив, то члены коллектива выбирают подходящую им организационно-правовую форму. На практике это часто бывает закрытое акционерное общество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены современные организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации. Каждая из вышерассмотренных организационно-правовых форм имеет свои преимущества и недостатки, возникает вопрос: какую правовую форму выбрать? В условиях рыночной экономики и ныне действующего законодательства (см. статью Конституции 34, п. 1 Российской Федерации о праве использования своих способностей для осуществления экономической деятельности) каждый предприниматель добровольно может выбирать ту или иную организационно-правовую форму предприятия.
Полное товарищество является наиболее простой формой предприятия и больше всего подходит для организации мелких фирм. Полное товарищество мобильно, максимально свободно в решениях и действиях. Структура органов управления определяется самими партнерами. Большую роль играет личное доверие партнеров друг к другу.
Выбор формы товарищества на вере предпочтителен в тех случаях, когда перед учредителями возникает необходимость разделения финансового контроля над предприятием (осуществляемого коммандитистами) и управленческого контроля (осуществляемого полными товарищами). Данная организационно-правовая форма предприятия характерна для более крупных предприятий из-за возможности привлечения значительных финансовых ресурсов через фактически неограниченное число коммандитистов.
Организационно-правовая форма общества с ограниченной ответственностью распространена среди мелких и средних предприятий. Такая форма позволяет вести упрощенный документооборот, в то же время позволяет иметь в обороте достаточно высокий капитал. В случае ликвидации предприятие будет отвечать перед кредиторами только собственным имуществом, долги на имущество участников не переносятся.
Организационно-правовая форма акционерного общества распространена среди достаточно крупных предприятий, т.е. среди тех предприятий, на которых существует большая потребность в значительных финансовых ресурсах.
Для выбора одной из организационно-правовых форм при создании предприятия следует учитывать ряд факторов. Это и количество участников, и порядок формирования первоначального капитала, а также защита прав кредиторов, права и обязанности учредителей, состав органов управления и их компетенцию, порядок распределения прибыли среди учредителей при различных организационно-правовых формах. Как видно из приведенного краткого описания, при создании предприятия выбор организационно-правовых форм достаточно широк и далеко не однозначен. В значительном числе случаев этот выбор в России происходит случайным образом, исходя из опыта или интуиции предпринимателя, а иногда и просто по совету знакомых, не всегда обладающих достаточным уровнем правовых знаний. Между тем выбор этот чрезвычайно важен и в тактическом и, главным образом, в стратегическом смысле.
Самой удобной, на мой взгляд, формой для создания частной (не государственной или муниципальной), независимой (не являющейся дочерней фирмой крупного предприятия), малой фирмы, торгующей услугами (непроизводственной), представляется общество с ограниченной ответственностью.
Чтобы подстраховаться перед принятием окончательного решения, лучше всего обсудить все интересующие аспекты этого вопроса с квалифицированными юристом и бухгалтером, которые хорошо разбираются в тонкостях законодательства, налогообложения и финансов и действуйте по принципу: семь раз отмерь — один раз отрежь.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации - часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009, с изм. от 08.05.2010).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 09.03.2010) и (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2010).
3. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995г. № 208-ФЗ (ред. от 27.12.2009).
4. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 27.12.2009).