Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:55, автореферат
Актуальность исследования. Переход к рынку обострил проблему эффективности функционирования отраслей жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Процесс приватизации жилья и регулирующие его нормативные документы изменили структуру собственников жилья, что изменило систему экономических взаимодействий в отрасли и повысило ответственность за жилищно-коммунальное хозяйство муниципальных органов власти. ЖКХ в том виде, в котором оно представлено в настоящее время объединяет две разные по смыслу и содержанию функции.
Поскольку перечисленные цели в чем-то согласуются между собой, а в чем-то противоречат друг другу, в диссертации предложено несколько подходов к формированию многоставочных тарифов. В рамках каждого из подходов какие-то задачи решаются более эффективно, а какие-то — менее. Поэтому окончательный выбор между вариантами может осуществляться в зависимости от того, какие задачи муниципалитет считает для себя приоритетными. Рассмотрим каждый вариант более подробно.
Вариант 1 (для предприятий
ВКХ и теплоснабжающих
Данный вариант применим к предприятиям ВКХ и теплоснабжающим предприятиям, которые являются монополистами в производстве тепловой энергии. Суть данного подхода состоит в том, что структура тарифов для коммунальных предприятий устанавливается исходя из структуры затрат. При этом выручка предприятия складывается из двух частей:
Вариант 2 (для теплоснабжающих предприятий с учетом возможности формирования конкурентной среды в теплоснабжении).
В данном варианте предполагается, что тариф для теплоснабжающих предприятий устанавливается отдельно по каждому технологическому этапу:
При такой структуре
тарифов потребители
Вариант 3. Этот вариант представляет собой комбинацию вариантов 1 и 2. В рамках варианта 3 тариф для теплоснабжающих предприятий устанавливается отдельно для каждого технологического этапа, причем каждый из этих тарифов включает в себя как постоянный компонент («плату за мощность»), так и переменный компонент. Тариф делится на следующие составляющие:
Предложенная в диссертации методика формирования двухставочных тарифов следующая.
Прежде всего для формирования двухставочного тарифа необходимо проанализировать фактическую себестоимость, выявить резервы снижения затрат (как переменных, так и постоянных).
Основой анализа фактических затрат является экспертиза их обоснованности, которая должна проводиться перед принятием решения по пересмотру его размера.
Двухставочный тариф включает в себя:
Рисунок 4 – Расчет экономически обоснованного тарифа на жилищно-коммунальные услуги
Его можно представить в виде формулы:
То = Т1 + Т2
где: То – полный тариф;
Т1 – тариф, установленный за присоединенную мощность;
Т2 - тариф за фактически предоставленную услугу в случае доведения ее до потребителя.
К переменным затратам относятся затраты на реагенты, материалы, топливо и т.д. Остальные затраты относятся к постоянным расходам. Для расчета тарифов необходимо определить плановый объем услуг.
Распределение прочих расходов производится в соответствии с долей заработной платы рабочих в общем фонде заработной платы. Необходимая сумма прибыли должна рассчитываться на основе производственной и инвестиционной программ, которые принимаются на предполагаемый период действия тарифа.
Процедура изменения
тарифов через арбитражный
Предложенная в диссертации про
В диссертации
разработана организационно-
Среди проблем, ограничивающих рост малых предприятий в системе ЖКХ области, являются: отсутствие стимулирующей роли налогообложения малых предприятий, несовершенство нормативно-правовой базы, изношенность объектов ЖКХ и отсутствие средств в местных бюджетах на своевременную оплату услуг. На государственном уровне необходима корректировка налоговой политики в пользу производственных и обслуживающих отраслей.
К работе в жилищной сфере на конкурсной основе могут привлекаться не только малые предприятия, но и предприниматели, работа которых может быть более эффективной на эксплуатации и текущем обслуживании жилищного фонда. В этом случае при минимальном количестве обслуживающего персонала, работающего на постоянной основе, возможно снижение себестоимости обслуживания, расходов на текущий и капитальный ремонт жилфонда.
Основной задачей по привлечению малого предпринимательства в сферу жилищно-коммунального хозяйства является, в первую очередь, поддержка этих структур со стороны администраций городов и районов в части разработки нормативно- правовой базы, предоставление налоговых льгот, готовность идти на деловое сотрудничество, а также готовность и возможность соблюдать условия финансирования, оговоренные в договорах.
Предложенная в диссертации организационно-управленческая структура по реализации политики малого предпринимательства в сфере ЖКХ муниципальных образований представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 – Организационно-управленческая структура по реализации политики малого предпринимательства в ЖКХ муниципальных образований
Основными инструментами проведения государственной политики поддержки малого предпринимательства являются субсидии, дотационные займы, налоговые льготы, создание инфраструктуры для малого предпринимательства.
На муниципальном уровне должна осуществляться подготовка профессиональных кадров для малых предприятий и создаваться институты поддержки малого предпринимательства. Организационно-управленческая структура поддержки развития малого предпринимательства предусматривает двухуровневую систему - региональную и муниципальную.
На региональном уровне – это структура при Администрации области, которая разрабатывает политику в сфере малого предпринимательства, координационный совет по малому предпринимательству, который корректирует данную политику с учетом проблем малого предпринимательства.
Второй уровень – составляет сеть центров поддержки предпринимательства, обучения и переподготовки населения в муниципалитетах.
Центры поддержки
Задачами по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в сфере ЖКХ являются:
Организация системы подготовки и переподготовки кадров в бизнес-инкубаторах является одним из эффективных методов подготовки предпринимателей и организации малых предприятий. В бизнес-инкубаторе реализуется такой процесс подготовки кадров, при котором из отдельных слушателей, учащихся, безработных, овладевающих специальными знаниями в области управления, маркетинга, бухучета и т.д. «выращивается» новая, самостоятельная фирма.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:
Научная статья в ведущих рецензируемых журналах,
рекомендованных ВАК РФ:
1. Сугаипов М. Ю., Омарова
Н. Ю. Основные этапы и
Научные статьи и доклады
2. Сугаипов М. Ю., Мурсалов С. С. Эффективность
малого предпринимательства в жилищно-коммунальном
хозяйстве // Организационно-экономические
проблемы современного предпринимательства.
Сборник научных статей профессорско-
3. Сугаипов М. Ю. Особенности жилищно-коммунального
хозяйства как отрасли народного хозяйства
// Организационно-экономические проблемы
современного предпринимательства. Сборник
научных статей профессорско-
4. Сугаипов М. Ю. Специфические черты ЖКХ
в сельской местности // Организационно-экономические
проблемы современного предпринимательства.
Сборник научных статей профессорско-
5. Сугаипов М.Ю., Омарова Н.Ю., Любимов Р.В.
Структура и особенности регионального
потребительского рынка платных услуг
// Финансовый вестник №5. Сборник научных
статей профессорско-
6. Сугаипов М. Ю. Антиинфляционные меры и темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги // Маркетинг и экономика труда в управлении инновационно-инвестиционной деятельностью / НовГУ им. Ярослава Мудрого. В. Новгород, 2006, С. 278-281.
7. Сугаипов М. Ю., Соломенников С. И. Сущность и основное назначение бюджетного управления организацией инвестиционно-строительного комплекса // Стратегическое планирование и инновации в экономике: Сб. подавателей, аспирантов и студентов научно-интерактивной конференции / НовГУ им. Ярослава Мудрого, - Великий Новгород, 2006, С. 121-125.
8. Сугаипов М. Ю., Соломенников С. И. Особенности внутрифирменного планирования на западе // Стратегическое планирование и инновации в экономике: Сборник статей преподавателей, аспирантов и студентов научно-интерактивной конференции / НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. – С. 125-127.
9. Сугаипов М.Ю., Дохин В.В. Выбор целевого рынка // Актуальные проблемы развития российских регионов. Сборник статей преподавателей, аспирантов и студентов ИЭиУ / НовГУ им. Ярослава Мудрого В.Новгород, 2006, С. 126-130.
10. Сугаипов М.Ю. Сущность инвестиций и их формы\\ Маркетинг и экономика труда в управлении инновационно-инвестиционной деятельностью\ НовГУ им. Ярослава Мудрого. В. Новгород, 2005, С. 167-169.
11. Сугаипов М.Ю., Дьяконова Е.А. Формирование региональных рынков, их роль в экономической деятельности // Маркетинг и экономика труда в управлении инновационно-инвестиционной деятельностью / НовГУ им. Ярослава Мудрого. В. Новгород, 2005, С. 90-92.
12. Сугаипов М.Ю., Шайагзамова Е.Ф. Механизм формирования устойчивой предпринимательской структуры // Маркетинг и экономика труда в управлении инновационно-инвестиционной деятельностью / НовГУ им. Ярослава Мудрого. В. Новгород, 2005, С. 196-197.
Сугаипов хАС-Магомед Юсупович
АВТОРЕФЕРАТ
Лицензия ЛР №020815 от 21.09.98
Подписано в печать 2008 Формат 60х90 1/16 усл. печ. л.
Тираж 100 экз. Заказ № . Издательско-полиграфический центр