Организационно-экономический механизм функционирования жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования на принципах пред

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:55, автореферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Переход к рынку обострил проблему эффективности функционирования отраслей жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Процесс приватизации жилья и регулирующие его нормативные документы изменили структуру собственников жилья, что изменило систему экономических взаимодействий в отрасли и повысило ответственность за жилищно-коммунальное хозяйство муниципальных органов власти. ЖКХ в том виде, в котором оно представлено в настоящее время объединяет две разные по смыслу и содержанию функции.

Файлы: 1 файл

Автореферат.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

В заключении даны основные выводы и предложения по теме исследования.

 

ОСНОВНЫЕ положения, выносимые  на защиту

 

В диссертации выявлены специфические особенности деятельности предприятий и организаций ЖКХ и их связи с сельским образом жизни; малые предприятия всех форм собственности в силу своих конкурентоспособных преимуществ в наибольшей степени соответствуют задачам оказания жилищно-коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальное хозяйство - это многофункциональный комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы. Производственная структура ЖКХ в настоящее время интегрирует более 30 видов деятельности, ведущие из которых жилищное хозяйство, теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод.

Жилищно-коммунальные услуги относятся к наиболее остро социально ощутимым их группам. При наличии ряда общих родовых признаков с другими отраслями социально-экономического характера, они имеют видовое своеобразие, т.к. непосредственно связаны с воспроизводством жилищного фонда, который, в значительной мере определяет ход экономических, социальных, демографических и политических процессов.

ЖКХ, являясь одной из важнейших отраслей обслуживания, представляет собой наиболее крупную часть народного хозяйства, основой его развития является рост населенных пунктов и потребности населения в услугах жилищно-коммунального хозяйства.

В настоящее время в системе ЖКХ действует более 50 тыс. предприятий, в том числе 10 тыс. муниципальных и государственных, в отрасли занято около 4 млн. чел. Однако, несмотря на рост объемов услуг, работ и продукции, произведенных в отрасли, многие предприятия являются убыточными.

Проведенные исследования показали, что жилищно-коммунальное хозяйство имеет ряд особенностей, которые отличают его от других  отраслей. Так, специфическими чертами отрасли является:

  • местный характер деятельности жилищно-коммунальных предприятий, потребителями продукции (услуг) которых являются, прежде всего, население, а также расположенные на нем предприятия промышленности, транспорта и др.
  • процессы производства и потребления продукции (услуг) в жилищно-коммунальном хозяйстве неразрывно связаны с другими отраслями, эта продукция не может накапливаться для последующей реализации;
  • предприятия жилищно-коммунального хозяйства должны быть готовы отпустить столько продукции и реализовать столько услуг, сколько их требуется в каждый конкретный момент времени;
  • нецелесообразность предоставления коммунальной продукции сверх оптимального предела, определяемого численностью населения, размерами территории и особенностями ее планировки, своеобразием климатических условий, степенем развития градообразующей и градообслуживающих сфер;
  • наличие резерва мощностей коммунальных предприятий, связанных с их ориентацией на максимальный уровень потребления услуг.
  • независимость численности основного эксплуатационного персонала непосредственно от объема производимой коммунальной продукции, что связано с выполнением работ по обслуживанию машин и оборудования, а также количеством дежурного персонала;
  • отличная от других отраслей структура основных фондов, при которой удельный вес пассивной части в 2 раза выше, чем на промышленных предприятиях;
  • особенная структура затрат на производство коммунальных услуг, при которой основными затратами являются расходы на энергоносители.
  • многоотраслевой (более 30 отраслей) характер,
  • высокая доля муниципальной собственности на земельные участки, водные и лесные ресурсы, жилой и нежилой фонд,
  • конечным потребителем услуг являются домохозяйства, коммерческие и некоммерческие организации, органы власти.

Проведенный в диссертации  анализ направлений развития современного ЖКХ муниципального образования позволил выявить следующие моменты:

  • для определения перспектив развития муниципальных образований вопросы функционирования ЖКХ являются актуальными. При этом политика повышения уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг должна гарантировать меры по социальной защите населения;
  • дифференциация подходов к оплате жилищно-коммунальных услуг с учетом платежеспособности населения является наиболее приемлемым путем стабилизации финансирования предприятий ЖКХ средствами населения при обязательном снижении издержек по предоставлению жилищно-коммунальных услуг;
  • реальное положение с финансирование предприятий ЖКХ показывает, что модернизация оборудования только за счет собственных средств предприятий невозможна.

Предприятия, оказывающие  услуги тепло-, водоснабжения и водоотведения, несмотря на разнородность оказываемых услуг, характеризуются общими признаками:

  • использованием в ходе технологического процесса сложной инженерной инфраструктуры, прикреплённой к конкретной территории и зависят от местных условий;
  • неразрывностью и последовательностью процессов производства, передачи и потребления материальных носителей услуги;
  • невозможностью компенсации недопроизводства услуг одновременно за счет более интенсивного их производства;
  • необходимостью четкой взаимосвязи на всех стадиях производственного процесса;

Жилищно-коммунальное хозяйство  в сельской местности также имеет свои особенности: оно требует значительно больших удельных затрат по сравнению с городами. Это, на наш взгляд, связано с меньшей освоенностью сельской территории, наличием большого количества мелких сельских поселений, особенностями их застройки.

Однако, как показали проведенные  в диссертации исследования, ЖКХ до настоящего времени продолжает сохранять свою монопольную сущность. Это проявляется в том, что:

  • во-первых, главные причины деформаций в сфере ЖКХ связаны с монопольным положением отраслей, не стимулирующих объем и качество производимых услуг и позволяющих проводить неэффективную тарифную политику;
  • во-вторых, тарифное регулирование в системе ЖКХ не столько экономическое, сколько административно-политическое, исключающее как их независимую экспертизу, так и необходимую прозрачность;
  • в-третьих, доходы предприятий ЖКХ не соответствуют расходам, где последние превышают первые на 20-30%, что лишает предприятия отрасли собственных источников покрытия убытков;
  • в-четвертых, тарифы для населения разных муниципальных образований имеют по одним и тем же услугам необоснованные различия в несколько раз;
  • в-пятых, растет задолженность населения за оказываемые услуги ЖКХ.

 

В диссертации выявлены проблемы и разработан комплекс мероприятий, способствующих повышению инвестиционной привлекательности ЖКХ и приоритетные задачи его реформирования.

В настоящее время  жилищный фонд Новгородской области  насчитывает 16,5 млн. м общей площади, из них муниципальный жилищный фонд – 3,6 млн. м (29,2%), государственный – 0,3 млн. м (0,2%), частный – 13,5 млн. м (82%), общественный и смешанной формы собственности – 0,1 млн. м (0,6%). Балансовая стоимость жилищного фонда области составляет около 26 млрд. руб.

Жизнеобеспечение Великого Новгорода поддерживают около 30 предприятий и учреждений различных форм собственности, в которых занято более 6000 работников. Управление жилищным фондом осуществляют различные управляющие организации.

 

Таблица 1 - Динамика и  структура жилищного фонда и  обеспеченности жильем населения Новгородской области

 

Показатели

1990 г.

2000 г.

2001 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Жилищный фонд , млн. м

14,4

15,8

16,0

16,1

16,3

16,4

16,5

в том числе:

             

муниципальный

-

5,1

4,7

4,7

3,8

3,1

3,6

государственный

9,0

0,4

0,3

0,2

0,2

0,3

0,3

частный

4,8

10,3

10,9

11,3

12,2

12,9

13,5

общественный и др.

0,6

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Обеспеченность населения общей площадью жилья, м на 1 человека

19,2

22,0

22,2

22,2

24,2

24,7

24,9

Число приватизированных квартир

171

87129

95723

98623

110872

118933

48487*

Удельный вес приватизированных квартир в общем числе квартир, подлежащих приватизации, %

0,1

39,1

44,1

46,2

51,8

52,7

48,7


* - с 2006 г. учет ведется без  Великого Новгорода

 

В Великом Новгороде зарегистрировано и действует 119 товариществ собственников жилья, в управлении которых находится 34,85 тыс. кв. м жилищного фонда. Единственным поставщиком услуг по водоснабжению и водоотведению является МУП "Новгородский водоканал". Общая протяженность сетей водоснабжения, находящихся на балансе предприятия, составляет 514,1 км, сетей водоотведения – 390,7 км. Основным поставщиком тепла и горячей воды является "Теплоэнерго". На балансе предприятия находится 63 котельные, 44 центральных тепловых пункта и 246,99 км тепловых сетей (в двухтрубном исчислении). Кроме муниципальных тепловую энергию жилищному фонду подают 5 ведомственных котельных. Все котельные работают на газе.

В Великом Новгороде существует относительно развитый рынок жилья, широко представлены услуги риэлтерских компаний. Несмотря на это жилищная проблема является одной из наиболее актуальных. В очереди на улучшение жилищных условий стоит около 8 тысяч семей.

С начала 2007 года в области  выдан 1801 кредит на строительство и  приобретение жилья на общую сумму 1250,3 млн. рублей, из них 376 кредитов (на 254,1 млн. руб.) – Новгородским областным фондом по ипотечному жилищному кредитованию. В рамках федеральной целевой программы «Жилище» на реализацию подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» (переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда) из федерального бюджета в область направлено около 13 млн. рублей.

В настоящее время в области более 21,4 тыс. человек живут в домах находящихся в ветхом и аварийном состоянии, общая площадь которых – 583,5 тыс. м , на их восстановление, в соответствии с разработанной Программой переселения граждан из ветхого им аварийного жилищного фонда требуется 2,8 млрд. руб.

 

Таблица 2 - Уровень благоустройства  жилищного фонда Новгородской области

 

Наименование

Единица измерения

Всего

В том числе:

в городской местности

в сельской местности 

ВСЕГО

м

общ. площади

16407,7

10396,5

6011,2

Водопровод

м

общ. площади

9771,9

8083,9

1688,0

%

59,6

77,8

28,1

Канализация

м

общ. площади

8784,4

7636,1

1148,3

%

53,5

76,6

19,1

Центральное отопление

м

общ. площади

8831,6

7643,8

1187,8

%

53,8

73,5

19,8

Газоснабжение

м

общ. площади

14011,7

9395,2

4616,5

%

85,4

90,4

76,8

Ванна или душ

м

общ. площади

7777,2

6905,0

872,2

%

47,4

66,6

14,5

Горячее водоснабжение

м

общ. площади

7334,2

6615,0

719,2

%

44,8

63,6

12,0

Напольные плиты

м

общ. площади

384,7

365,2

19,5

%

2,3

3,5

0,3


 

Проведенный нами анализ показал, что 3,5 млн. м жилья эксплуатируется без ремонта свыше 45 лет. Из-за отсутствия средств ежегодно ремонтируется не более 0,1-0,3% жилья, вместо положенных по нормативу 4-5%.

Анализ схемы и принципов  взаимодействия между организациями  жилищно-коммунальной сферы позволяет сделать ряд выводов:

  • отсутствует инфраструктура, способствующая развитию рынка ЖКУ;
  • практически все органы имеют контролирующие, регулирующие и директивные функции.

Существующая схема  управления порождает следующие  проблемы: в России используется прямое нормативное регулирование тарифов на услуги естественных монополий, т.е. тарифы пересматриваются и утверждаются непосредственно органами регулирования, поэтому существующая система управления по формированию рынка ЖКУ крайне неэффективна. Это  подтверждается  следующим

  • происходит рост стоимости ЖКУ без улучшения качества предоставленных услуг;
  • ухудшается материальная база обслуживающих предприятий;
  • небольшой объём проводимых капитальных ремонтов;
  • увеличивается износ инженерного оборудования;
  • происходит необоснованный рост тарифов;
  • величина тарифа не зависит от качества жилищного фонда, его месторасположения;
  • содержится большой штат сотрудников в контролирующих органах.

При этом многие проблемы в развитии малых предприятий  порождены именно недостатками государственной  экономической политики в целом, определяющей основные параметры внешней среды, в которой происходит развитие малого предпринимательства. (рис. 1).

В жилищно-коммунальной отрасли муниципальных образований  существуют две проблемы, требующие решения:

  • формирование системы управления, обеспечивающей эффективное использование имеющихся средств и имущества;
  • создание условий для привлечения инвестиций.

Низкая эффективность  системы управления ЖКХ в муниципальных  образованиях выражается в:

  • сохранении и усилении административных рычагов управления;
  • сохранении территориальной монополии жилищных предприятий или монополизации всей сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг многоотраслевыми предприятиями;
  • отсутствии или низкой эффективности договорных отношений;
  • политизированности процедуры установления ставок оплаты населением жилищно-коммунальных услуг;
  • неэффективной тарифной политике.

Информация о работе Организационно-экономический механизм функционирования жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования на принципах пред