Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:55, автореферат
Актуальность исследования. Переход к рынку обострил проблему эффективности функционирования отраслей жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Процесс приватизации жилья и регулирующие его нормативные документы изменили структуру собственников жилья, что изменило систему экономических взаимодействий в отрасли и повысило ответственность за жилищно-коммунальное хозяйство муниципальных органов власти. ЖКХ в том виде, в котором оно представлено в настоящее время объединяет две разные по смыслу и содержанию функции.
Эффективный менеджмент на муниципальном рынке коммунальных услуг включает в себя следующие механизмы:
Рисунок 1 - Основные проблемы развития малых предприятий в сфере ЖКХ
Действующее законодательство не обеспечивает системного решения проблем управления ЖКХ и не соответствует рыночным правилам поведения хозяйствующих субъектов, населения и работников ЖКХ.
В этих условиях задача местных органов власти заключается в разработке комплекса мер, способствующих повышению инвестиционной привлекательности ЖКХ муниципального образования, в том числе:
1. Создание правовой среды по инвестиционному проектированию в сфере ЖКХ, учитывающей территориальные особенности.
2. Организация конкурсов инвестиционных проектов и отбор наиболее эффективных вариантов.
3. Контроль за процессом реализации инвестиционных проектов.
4. Содействие практической реализации эффективных инвестиционных проектов (налоговые льготы, поручительства, гарантии, финансовая помощь в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд и др.).
5. Создание информационной базы об экономическом потенциале муниципального образования, состоянии ЖКХ и его предприятий.
При рассмотренном подходе система управления ЖКХ на уровне муниципального образования представляется как трехзвенная система:
Основным направлением развития на современном этапе является реформирование данного сектора экономики. Наиболее приоритетными задачами реформирования ЖКХ являются:
В числе главных проблем, решаемых в ходе реформирования ЖКХ должны стать: социальная защита населения при реализации реформы и создание условий для обеспечения устойчивого функционирования ЖКХ на перспективу.
Основными векторами реформирования ЖКХ на современном этапе являются:
В диссертации предложен и усовершенствован подход к формированию рыночного механизма и разработана концептуально-логическая модель системы управления сферой ЖКХ сельских муниципальных образований.
Для поддержки малого бизнеса, занятого в сфере ЖКХ, целесообразно:
Дополнительными направлениями
в демонополизации сферы
Именно в секторе малых предприятий, прежде всего, можно ожидать позитивных изменений социально-экономического положения в ближайшие годы, именно малые предприятия способны снизить социальную напряженность, смягчить в обществе негативные последствия.
С одной стороны, государство осуществляет финансовую поддержку малых предприятий за счет бюджетных средств, с другой стороны, ужесточает систему, а именно:
Ввиду территориальной удаленности сел, деревень и поселков от районного центра, обеспечить текущий контроль за работой управляющих организаций весьма сложно. Эту проблему призван решить федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, которым предусматриваются новые принципы территориальной организации и четкое разграничение полномочий и перераспределение имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
В условиях действия этого
закона работа предприятий жилищно-
В этом случае из-за роста управленческих расходов значительно увеличиваются затраты на коммунальные услуги и на содержание жилищного фонда. Обострится проблема квалифицированных управленческих кадров.
Рисунок 2 - Принципиальная схема рыночного механизма функционирования ЖКХ сельской территории
В этом случае дополнительные расходы потребуются только на организацию новых межмуниципальных хозяйственных обществ.
Целесообразно формирование управляющих организаций, работающих в нескольких населенных пунктах. Объемы работ, выполняемые управляющими организациями, достаточны для минимизации удельных расходов предприятия, при этом каждый населенный пункт имеет возможность обратиться с просьбой пригласить другую организацию для работы на его территории.
Управление жилищным хозяйством малых и сельских муниципальных образований в диссертации предложено организовать по следующей схеме (рис. 2). Предлагаемая модель управления сферой ЖКУ села предусматривает разработку с участием муниципальных образований и внесение в органы исполнительной и законодательной власти регионов предложений по проектам регламентирующих и нормативно-методических актов в сфере бюджетной и налоговой политики, финансирование и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, включая передачу его объектов в муниципальную собственность (рис. 3).
Рисунок 3 – Концептуально-логическая модель системы управления сферой жилищно-коммунальных услуг сельских поселений
В предлагаемой схеме управления сферой ЖКУ в сельских поселениях предусмотрено введение двух новых подразделений:
1. Служба Заказчика, функциональное предназначение которой связано с проведением тендеров на выполнение муниципального заказа ЖКУ. Эта же служба осуществляет контроль за сроками и качеством проведения работ в сфере ЖКУ, позволяющих применять систему дифференцированного материального поощрения.
2. Формирование хозрасчетных участков, являющихся структурными подразделениями МУП, в значительной степени будет способствовать увеличению мобильности оказания услуг в населенных пунктах, поскольку головные предприятия сферы ЖКУ расположены на территории районов.
Новым для села представляется формирование на их территориях единых расчетных центров (ЕРЦ), аккумулирующих платежи населения за услуги ЖКХ. Введение ЕРЦ повышает собираемость и своевременность платежей.
Модернизация системы управления сферой ЖКУ сельских муниципальных образований позволяет решить ряд проблем по реформе ЖКХ, а именно:
1) разграничить бюджетные источники и уточнить объемы финансирования по переданным в муниципальные образования объектам ЖКХ сельских территорий;
2) определить направления, виды реконструкции объектов ЖКХ;
3) согласовать с финансовыми органами территорий периоды погашения убытков по вновь принятым объектам;
4) решить вопросы
При этом варианты, связанные с созданием новых структур соизмеримы с полученным эффектом, позволяющим окупить их в течение 2-3 лет.
Погашение убытков в системе ЖКУ села осуществляется между федеральным и региональными бюджетами в соотношении 55 и 45%. При этом последняя доля распределяется между регионами и муниципальными образованиями. Федеральное финансирование по объектам сферы ЖКУ осуществляется с части погашения убытков прошлых лет, текущего содержания предприятий и организаций, а также проведения капитального ремонта зданий, сооружений, дорог.
Объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры только институционально передаются в ведение муниципалитетов, фактическое их функционирование будет осуществляться на тех же территориях.
В диссертации предложен организационно-экономический механизм деятельности малых предприятий, обеспечивающий их конкурентоспособность; основные направления рыночного реформирования системы ЖКХ муниципальных образований закладываются в антимонопольном регулировании, создания конкуренции, разделения функций.
Стабильное и достаточное
финансирование предоставляемых жилищно-
Переход к многоставочным тарифам означает, что платежи коммунальному предприятию разделяются на несколько составляющих, притом что общая сумма остается прежней, а структура тарифа (следовательно, и структура доходов предприятия) соответствует структуре издержек предприятия. Это позволит решить следующие основные задачи: