Организационно-экономический механизм функционирования жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования на принципах пред

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:55, автореферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Переход к рынку обострил проблему эффективности функционирования отраслей жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Процесс приватизации жилья и регулирующие его нормативные документы изменили структуру собственников жилья, что изменило систему экономических взаимодействий в отрасли и повысило ответственность за жилищно-коммунальное хозяйство муниципальных органов власти. ЖКХ в том виде, в котором оно представлено в настоящее время объединяет две разные по смыслу и содержанию функции.

Файлы: 1 файл

Автореферат.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

Эффективный менеджмент на муниципальном рынке коммунальных услуг включает в себя следующие механизмы:

  • организация тарифов с учетом потребления услуг, использование возможностей снижения затрат по элементам на основе нормативов, скорректированных с учетом местных условий по установление дифференцированных тарифов, причем стратегия ценообразования предприятий ЖКХ в рамках города должна учитывать влияние следующих факторов: градостроительные особенности населенных пунктов, уровень благоустройства жилищного фонда, мощность предприятий жилищно-коммунальных услуг;
  • создание условий по обеспечению конкуренции на основе конкурса оказания услуг на муниципальном рынке жилищно-коммунальных услуг;
  • использование в качестве инструмента экономического механизма управления предприятий-монополистов в сфере ЖКУ двухставочного тарифа, который с одной стороны способен сглаживать колебания доходов предприятия за счет сокращения потребностей в средствах, а с другой стороны - отвечать интересам потребителя, оплачивающего лишь реально необходимые ему затраты.

 

 

Рисунок 1 - Основные проблемы развития малых предприятий в сфере ЖКХ

 

Действующее законодательство не обеспечивает системного решения проблем управления ЖКХ и не соответствует рыночным правилам поведения хозяйствующих субъектов, населения и работников ЖКХ.

В этих условиях задача местных  органов власти заключается в  разработке комплекса мер, способствующих повышению инвестиционной привлекательности ЖКХ муниципального образования, в том числе:

1. Создание правовой среды по инвестиционному проектированию в сфере ЖКХ, учитывающей территориальные особенности.

2. Организация конкурсов инвестиционных проектов и отбор наиболее эффективных вариантов.

3. Контроль за процессом реализации инвестиционных проектов.

4. Содействие практической реализации эффективных инвестиционных проектов (налоговые льготы, поручительства, гарантии, финансовая помощь в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд и др.).

5. Создание информационной базы об экономическом потенциале муниципального образования, состоянии ЖКХ и его предприятий.

При рассмотренном подходе система  управления ЖКХ на уровне муниципального образования представляется как трехзвенная система:

  • собственники жилищного фонда и других объектов недвижимости;
  • организации по управлению муниципальным жилищным фондом;
  • подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.

Основным направлением развития на современном этапе является реформирование данного сектора экономики. Наиболее приоритетными задачами реформирования ЖКХ являются:

  • экономические – уменьшение расходов муниципального бюджета;
  • социальные – повышение качества содержания жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг;
  • структурные – развитие рыночных преобразований в ЖКХ муниципальных образований, эффективное управление жилищным фондом.

В числе главных проблем, решаемых в ходе реформирования ЖКХ должны стать: социальная защита населения при реализации реформы и создание условий для обеспечения устойчивого функционирования ЖКХ на перспективу.

Основными векторами реформирования ЖКХ на современном этапе являются:

  • устранение остаточного принципа финансирования отрасли;
  • создание рынка жилья и услуг в сфере ЖКХ;
  • формирование эффективного собственника жилья.

 

В диссертации предложен и усовершенствован подход к формированию рыночного механизма и разработана концептуально-логическая модель системы управления сферой ЖКХ сельских муниципальных образований.

Для поддержки малого бизнеса, занятого в сфере ЖКХ, целесообразно:

  • на уровне органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления организовать подготовку и переподготовку кадров по управлению и обслуживанию недвижимости;
  • региональным фондам поддержки предпринимательства резервировать часть средств для предоставления льготных кредитов предприятиям, занятым предоставлением жилищно-коммунальных услуг;
  • органам местного самоуправления обеспечить предоставление определенной части муниципального заказа в сфере ЖКХ для выполнения на конкурсных условиях субъектами малого предпринимательства.

Дополнительными направлениями  в демонополизации сферы оказания услуг ЖКХ с участием малого бизнеса являются:

  • разработать региональные и муниципальные проекты инновационной деятельности малых предприятий в сфере ЖКХ, в том числе с привлечением инвестиций и прямым участием иностранных фирм с целью создания дополнительной конкуренции более высокого уровня;
  • проработать льготные кредитные линии по микрокредитованию малых предприятий для приобретение средств малой механизации;
  • создать малые предприятия по подготовке менеджеров в сфере управления жилым фондом муниципальных образований;
  • разработать и осуществлить 3-4 пилотные проекты в регионах по созданию специализированных объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  • поддерживать выставочно-ярмарочную деятельность субъектов малого предпринимательства жилищно-коммунальной сферы.

Именно в секторе  малых предприятий, прежде всего, можно ожидать позитивных изменений социально-экономического положения в ближайшие годы, именно малые предприятия способны снизить социальную напряженность, смягчить в обществе негативные последствия.

С одной стороны, государство  осуществляет финансовую поддержку  малых предприятий за счет бюджетных  средств, с другой стороны, ужесточает систему, а именно:

  • реформирование существующих органов управления жилищно-коммунального хозяйства на местном уровне;
  • завершение перехода к договорным отношениями между заказчиком и поставщиком жилищно-коммунальных услуг;
  • организация управления и обслуживания муниципальной собственности и выполнения муниципальных заказов на конкурсной основе;
  • организация информационного обеспечения мероприятий.

Ввиду территориальной  удаленности сел, деревень и поселков от районного центра, обеспечить текущий контроль за работой управляющих организаций весьма сложно. Эту проблему призван решить федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, которым предусматриваются новые принципы территориальной организации и четкое разграничение полномочий и перераспределение имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

В условиях действия этого  закона работа предприятий жилищно-коммунального хозяйства может быть организована по двум направлениям:

  1. Для обеспечения населения коммунальными услугами и содержания жилищного фонда в каждом поселении должно быть создано многоотраслевое муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства или привлечены частные организации. 

В этом случае из-за роста управленческих расходов значительно увеличиваются затраты на коммунальные услуги и на содержание жилищного фонда. Обострится проблема квалифицированных управленческих кадров.

 

 

Рисунок 2 - Принципиальная схема рыночного механизма функционирования ЖКХ сельской территории

 

  1. В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения, в соответствии со ст.8 и 68 Федерального Закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» могут быть образованы  межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, с которыми местная администрация заключает договоры подряда на содержание и ремонт жилищного фонда и предоставление коммунальных услуг населению.

В этом случае дополнительные расходы потребуются только на организацию  новых межмуниципальных хозяйственных обществ.

Целесообразно формирование управляющих организаций, работающих в нескольких населенных пунктах. Объемы работ, выполняемые управляющими организациями, достаточны для минимизации удельных расходов предприятия, при этом каждый населенный пункт имеет возможность обратиться с просьбой пригласить другую организацию для работы на его территории.

Управление жилищным хозяйством малых и сельских муниципальных  образований  в диссертации предложено организовать по следующей схеме (рис. 2). Предлагаемая модель управления сферой ЖКУ села предусматривает разработку с участием муниципальных образований и внесение в органы исполнительной  и законодательной власти регионов предложений по проектам регламентирующих и нормативно-методических актов в сфере бюджетной и налоговой политики, финансирование и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, включая передачу его объектов в муниципальную собственность (рис. 3).

 


Рисунок 3 – Концептуально-логическая модель системы управления сферой жилищно-коммунальных услуг сельских поселений

В предлагаемой схеме  управления сферой ЖКУ в сельских поселениях предусмотрено введение двух новых подразделений:

1. Служба Заказчика, функциональное предназначение которой связано с проведением тендеров на выполнение муниципального заказа ЖКУ. Эта же служба осуществляет контроль за сроками и качеством проведения работ в сфере ЖКУ, позволяющих применять систему дифференцированного материального поощрения.

2. Формирование хозрасчетных  участков, являющихся структурными  подразделениями МУП, в значительной степени будет способствовать увеличению мобильности оказания услуг в населенных пунктах, поскольку головные предприятия сферы ЖКУ расположены на территории районов.

Новым для села представляется формирование на их территориях единых расчетных центров (ЕРЦ), аккумулирующих платежи населения за услуги ЖКХ. Введение ЕРЦ повышает собираемость и своевременность платежей.

Модернизация системы  управления сферой ЖКУ сельских муниципальных  образований позволяет решить ряд проблем по реформе ЖКХ, а именно:

1) разграничить бюджетные источники и уточнить объемы финансирования по переданным в муниципальные образования объектам ЖКХ сельских территорий;

2) определить направления,  виды реконструкции объектов  ЖКХ;

3) согласовать с финансовыми  органами территорий периоды погашения убытков по вновь принятым объектам;

4) решить вопросы благоустройства  территорий, в основном, ремонта  дорог и объектов социальной инфраструктуры.

 При этом варианты, связанные с созданием новых  структур соизмеримы с полученным эффектом, позволяющим окупить их в течение 2-3 лет.

Погашение убытков в  системе ЖКУ села осуществляется между федеральным и региональными бюджетами в соотношении 55 и 45%. При этом последняя доля распределяется между регионами и муниципальными образованиями. Федеральное финансирование по объектам сферы ЖКУ осуществляется с части погашения убытков прошлых лет, текущего содержания предприятий и организаций, а также проведения капитального ремонта зданий, сооружений, дорог.

Объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры только институционально передаются в ведение муниципалитетов, фактическое их функционирование будет осуществляться на тех же территориях.

 

В диссертации предложен организационно-экономический механизм деятельности малых предприятий, обеспечивающий их конкурентоспособность; основные направления рыночного реформирования системы ЖКХ муниципальных образований закладываются в антимонопольном регулировании, создания конкуренции, разделения функций.

Стабильное и достаточное  финансирование предоставляемых жилищно-коммунальных услуг может быть достигнуто путем обеспечения в бюджетной системе, а также у самих предприятий ЖКХ достаточного объема финансовых ресурсов. Основными мерами по обеспечению достаточного уровня финансирования являются:

  • переход на полную оплату потребителями, в том числе населением жилищно-коммунальных услуг с учетом роста потребности в средствах на предоставление жилищных субсидий гражданам, а также роста потребности в дотировании бюджетной сферы;
  • упорядочение механизма предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;
  • упорядочение механизма формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, создание эффективного механизма целевого использования инвестиционных составляющих тарифа на цели модернизации.

Переход к многоставочным тарифам означает, что платежи  коммунальному предприятию разделяются на несколько составляющих, притом что общая сумма остается прежней, а структура тарифа (следовательно, и структура доходов предприятия) соответствует структуре издержек предприятия. Это позволит решить следующие основные задачи:

  1. Повышение финансовой устойчивости коммунальных предприятий. Внедрение многоставочных тарифов позволит устранить риск убытков, обусловленных влиянием сезонных и климатических факторов, сбалансировать сезонные колебания доходов и расходов предприятия и тем самым уменьшить потребность предприятия в средствах.
  2. В случае теплоснабжающих предприятий — создание условий для формирования рынка тепловой энергии, основанного на конкуренции между различными источниками тепла. В свою очередь, конкуренция между различными источниками тепловой энергии будет стимулировать снижение затрат, что в конечном итоге должно привести к снижению стоимости тепловой энергии.

Информация о работе Организационно-экономический механизм функционирования жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования на принципах пред