Оценка вероятности банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: рассмотреть основные аспекты понятия «банкротства» и проанализировать вероятность банкротства на конкретном предприятии.
Цель определила следующие задачи:
рассмотреть понятие, виды и причины банкротства организации;
изучить методику анализа вероятности банкротства организации и современное регулирование банкротства в России;
провести анализ вероятности банкротства предприятия ОАО «Молоко»;
сделать выводы и ознакомиться с путями финансового оздоровления предприятий.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….….3
Глава I Теоретические основы понятия банкротства организации….5
Понятие, виды и причины банкротства…………………………………5
1.2 Методы диагностики вероятности банкротства…………………….….8
1.3 Современное регулирование банкротства в России……………….…12
Глава II Оценка вероятности банкротства предприятия ОАО «Молоко»………………………………………………………………………17
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Молоко»…………………………17
2.2 Анализ вероятности банкротства предприятия ОАО «Молоко»………20
2.3 Пути финансового оздоровления субъектов хозяйствования………….23
Заключение.....................................................................................................27
Список использованных источников………………………………………29
Приложения……………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Курсовая Цапина.docx

— 70.69 Кб (Скачать)

     К достоинствам этой системы индикаторов возможного банкротства можно отнести системный и комплексный подходы, а к недостаткам - более высокую степень сложности принятия решения в условиях многокритериальной задачи, информативный характер рассчитанных показателей, субъективнее прогнозного решения.

     В соответствии с действующим законодательством  о банкротстве предприятий для  диагностики их несостоятельности применяется ограниченный круг показателей: коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственным оборотным капиталом и восстановления (утраты) платежеспособности. [3, с. 296]

     Основание для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным является наличие одного из условий:

     а)     коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение ниже нормативного (2 — в Российской Федерации);

     б)  коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода имеет значение ниже нормативного (0,1 - в РФ).

     Так же анализ вероятности  банкротства организации может  проводиться на основании следующих  методик:

  1. Z-счет Альтмана - этот метод предложен в 1968 г. известным западным экономистом Альтманом (Edward I. Altman). Индекс кредитоспособности построен с помощью аппарата мультипликативного дискриминантного анализа (Multiple-discriminant analysis - MDA) и позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и не банкротов. [5, с. 125]

     Коэффициент Альтмана представляет собой пятифакторную  модель, построенную по данным успешно действующих и обанкротившихся промышленных предприятий США. Итоговый коэффициент вероятности банкротства Z рассчитывается с помощью пяти показателей, каждый из которых был наделён определённым весом, установленным статистическими методами:

     Z-счёт = 1,2 х К1 + 1,4 х К2 + 3,3 х К3 + 0,6 х К4 + К5, где:

     К1 - доля чистого оборотного капитала во всех активах организации

     К2 - отношение накопленной прибыли к активам

     К3 - рентабельность активов

     К4 - доля уставного капитала в общей сумме активов (валюте баланса)

     К5 - оборачиваемость активов

     Результаты  многочисленных  расчетов  по  модели  Альтмана   показали,   что обобщающий показатель Z может  принимать значения в пределах [-14, +22],  при этом предприятия, для  которых Z>2,99 попадают в число финансово  устойчивых, предприятия, для  которых  Z<1,81  являются  предприятиями с высоким риском банкротства,  а интервал [1,81-2,99] составляет зону неопределенности.

  1. Z-счет Таффлера. В 1977 г. британский ученый Таффлер (Taffler) предложил использовать четырехфакторную прогнозную модель, при разработке которой использовал следующий подход: На первой стадии расчетов вычисляются 80 отношений по данным обанкротившихся и платежеспособных компаний. Затем, используя статистический метод, известный как анализ многомерного дискриминанта, можно построить модель платежеспособности, определяя частные соотношения, которые наилучшим образом выделяют две группы компаний и их коэффициенты. Такой выборочный подсчет соотношений является типичным для определения некоторых ключевых измерений деятельности корпорации, таких, как прибыльность, соответствие оборотного капитала, финансовый риск и ликвидность. Объединяя эти показатели и сводя их соответствующим образом воедино, модель платежеспособности производит точную картину финансового состояния корпорации. Типичная модель принимает форму:

     Z=0,53*К1+0,13*К2+0,18*К3+0,16*К4 , где:

     К1 - Соотношение чистой прибыли и краткосрочных обязательств

     К2 - Соотношение оборотных активов с суммой обязательств

     К3 - Соотношение краткосрочных обязательств с активами (валютой баланса)

     К4 - Соотношение выручки от реализации с активами (валютой баланса)

     Если  величина Z-счета больше 0,3, это говорит  о том, что у фирмы неплохие долгосрочные перспективы, если меньше 0,2, то банкротство более чем вероятно.

  1. Z-счет Лиса. В 1972 году экономист Лис (Великобритания) получил следующую формулу: 

       Z=0,063*К1+0,092*К2+0,057*К3+0,001*К4 , где:

     К1 - Соотношение оборотного капитала с активами (валютой баланса)

     К2 - Соотношение прибыли от реализации с активами (валютой баланса)

     К3 - Соотношение нераспределенной прибыли  с активами (валютой баланса)

     К4 - Соотношение собственного и заемного капитала

     Критическое значение показателя составляет <0,037. 

     1.3   Современное регулирование банкротства в России

     Развитие нормативного регулирования банкротства в России нашло отражение в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, действующем (наравне с иными законами и подзаконными актами) в настоящее время.

     Закон распространяется на все юридические лица, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением казённых предприятийучреждений, кредитных организаций (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»), субъектов естественных монополий (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий»), политических партий и религиозных организаций. [8, с. 229]

     Возможность банкротства граждан (физических лиц) предусмотрена действующим законодательством, но до настоящего времени соответствующая  процедура законодательно не утверждена, в связи с чем, реально не применяется.

     Для возбуждения дела о банкротстве  необходимо чтобы должник — юридическое лицо либо гражданин - предприниматель, обладал признаками банкрота. Для гражданина такими признаками является неудовлетворение указанных требований в течение трёх месяцев со дня, когда он должен был их удовлетворить, при этом сумма его обязательств должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества. Для юридических лиц таким признаком является только неудовлетворение своих обязательств в течение трёх месяцев. При этом сумма обязательств должна быть более 100 000 рублей.

     Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано кредитором, уполномоченным органом или самим должником и учитываются только обязательства перед кредиторами.

     Процедуры банкротства, вводимые в отношении  должника: наблюдениефинансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

     Для контроля за проведением процедуры банкротства создается собрание и комитет кредиторов, назначается арбитражный управляющий, составляется реестр кредиторов должника.

     Процедура банкротства завершается либо ликвидацией должника с частичным удовлетворением требований кредиторов или без удовлетворения (конкурсное производство), либо удовлетворением  требований кредиторов (через процедуры внешнего управления, финансового оздоровления, путем выяснения достаточности средств должника для расплаты кредиторов, удовлетворением обязательств должника акционерами (учредителями) или третьими лицами).

     Банкротство некоторых юридических лиц имеет свои специфические особенности, в частности банков, градообразующих, стратегических, сельскохозяйственных предприятий.

     Уголовным кодексом РФ и Административным кодексом РФ предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство. В число законодательных актов, так или иначе затрагивающих вопросы банкротства необходимо включить так же Гражданский кодекс Российской Федерации (ст.ст. 61 - 65), Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»; Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" и др.

     Наряду  с законодательными актами, правовое регулирование института банкротства  строится на многочисленных подзаконных  нормативных актах, а также информационных письмах и пленумах Высшего арбитражного суда.

     Последние изменения в законодательство о  банкротстве вносились в течении года три раза.  Спустя, четыре месяца с момента принятия практически нового федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции от 30.12.2008 N 296-ФЗ,  28.04. 2009 г. Федеральным законом № 73-ФЗ  внесены снова существенные поправки, которые вступили в силу 5 июня 2009 г. и через три месяца  вновь внесены существенные поправки Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ.

     Фактически  это означает, что неоднократно  повторяемые прогнозы об увеличении неплатежеспособных предприятий начинают сбываться. Высший арбитражный суд готовится к росту числа судебных разбирательств, связанных с делами о банкротстве. Согласно прогнозу ВАС, число  таких дел может увеличиться в результате финансового кризиса на 40 процентов. Соответственно,  в этом году банкротство ждет приметно 48 тысяч организаций.

     Принимая  очередные поправки в один из самых  изменяемых федеральных законов  государство готовится более уверенно, как говорится во всеоружии встретить волну неплатежеспособности.  Формально закон направлен на защиту интересов кредиторов при банкротстве организации, но основным кредитором в процедуре банкротства чаще всего является само государство в лице уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы.

     Главное новшество документа, это ранее  декларируемая, а теперь впрямую  прописанная - возможность привлечения  директора и собственников компании-банкрота к дополнительной ответственности  по ее долгам. Если у банкрота не хватит средств, чтобы рассчитаться со всеми  кредиторами, появляется возможность  взыскать оставшийся долг со стоящих  за ним физических лиц, обратив взыскание  на их личное имущество.

     Новая редакция закона о банкротстве вводит новое понятие «контролирующие  должника лица» и распространяет норму, об имущественной ответственности не только на руководителей, но также на участников ООО, акционеров, ликвидаторов и других лиц имевших право в течение двух лет до введения процедуры банкротства давать обязательные указания предприятию - должнику. [8, с. 259]

     Любой из «контролирующих должника лиц»  или все  они вместе могут быть привлечены к дополнительной ответственности, если их действия повлекли ухудшение финансового положения компании (увеличение долговой нагрузки или уменьшение ее активов). Заявление о привлечении физических лиц к ответственности будет подавать конкурсный управляющий после того, как в конкурсной массе предприятия закончатся денежные средства. Окончательное решение об этом принимает суд. Решение вступает в силу сразу.

     Интерес вызывает норма, по которой руководитель ответит по долгам компании в том  случае, если на момент банкротства  обнаружится, что бухгалтерская  документация отсутствует, либо не содержит сведений об имуществе банкрота, либо эти сведения искажены.  В практике часто возникают случаи, когда бухгалтерская документация украдена, либо она сгорает при пожаре, теперь такие ситуации не являются уважительными для руководителя. Введена обязанность на руководителя самостоятельно подать заявление о признании банкротом в течение месяца с момента, когда компания стала неплатежеспособной. Если заявление не подано или подано не вовремя, директор может также ответить своим личным имуществом.

     Добавлена новая глава об оспаривании сделок должника, которая дает арбитражному управляющему право по разным основаниям, в пределах разных сроков (до трех лет) оспаривать фактически любые  сделки должника, например «подозрительные сделки», где основанием для обжалования может послужить, например фактическое пользование имуществом должника  после сделки, скрытие документов или даже изменение местонахождения без уведомления кредиторов.

     Все указанные нововведения очевидно внесены в интересах кредиторов. Складывается  новая для предпринимателей ситуация,  в отличие от действующей раннее редакции закона,  лицам доведшим  предприятие до банкротства будет намного сложнее выйти из состояния неплатежеспособности  и начать новый бизнес со старыми активами. Банкротство перестает быть одной из возможностей искусственно закрыть долги. В сегодняшних реалиях в состоянии  неплатежеспособности необходимо принимать ответственные, соответствующие закону решения,  понимая  все последствия процедуры банкротства. Но как бы ни менялось законодательство, с точки зрения экономики   банкротство, по прежнему остается одним из наиболее главных универсальных инструментов применяемых во всем мире для решения проблем неплатежеспособности и оздоровления экономики,  ни один бизнес  не застрахован от  банкротства,  что и подтверждает  тем замечательным временем  в которое мы живем.

Информация о работе Оценка вероятности банкротства