Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 08:11, автореферат
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка методических подходов к обеспечению конкурентоспособности продукции предпринимательских структур на основе управления затратами в соответствии с рыночной конъюнктурой.
Для реализации поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
исследованы теоретические аспекты и конкурентные преимущества управления затратами;
выявлены особенности и проблемы действующей системы управления затратами в обеспечении конкурентоспособности продукции предпринимательских структур;
разработана методика управления затратами для предприятий, позволяющая обеспечить конкурентоспособность продукции по уровню затрат;
исследованы и научно обоснованы затратоопределяющие факторы накладных расходов;
разработаны нормативы носителей накладных расходов и предложена методика распределения накладных расходов по видам деятельности предпринимательской структуры в разрезе выпускаемой продукции.
Во второй главе “Диагностика влияния управления затратами на конкурентоспособность продукции предпринимательских структур” исследованы и выявлены проблемы неконкурентоспособности продукции при действующей системе управления затратами и исчисления себестоимости продукции в двух крупнейших предпринимательских структурах машиностроительной отрасли г. Коврова Владимирской области - Открытое Акционерное Общество “Завод им. В.А. Дегтярева” (ОАО «ЗиД») и Открытое Акционерное Общество “Ковровский электромеханический завод” (ОАО «КЭМЗ»), разработана комплексная методика управления затратами, включающая в себя комбинирование отдельных элементов пяти систем управления затратами: системы “кайзен - костинг”, традиционной отечественной системы с полным распределением затрат, систем “директ - костинг”, АВС и “стандарт-кост”.
В третьей главе “Методические подходы к обеспечению конкурентоспособности продукции предпринимательских структур на основе управления затратами в условиях нестабильной рыночной среды” разработана на основе функциональных затратообразующих факторов современная автоматизированная технология управления затратами для предпринимательских структур машиностроения, представлена апробация разработанной автоматизированной концепции АВС на двух изделиях мототехники ОАО “ЗиД”, дана оценка эффективности разработанной комплексной методики управления затратами по критерию конкурентоспособности продукции.
В заключении представлены основные выводы и результаты диссертационного исследования.
Основные положения, выносимые на защиту
В диссертации выстроена иерархия понятий “издержки”, “затраты”, “расходы” и “себестоимость”, позволяющая определить процесс управления затратами как базовый при принятии управленческих решений для достижения конкурентоспособной цены продукта.
В условиях рыночной экономики при высокой конкуренции, когда реальные возможности достижения максимальной прибыли ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию, управление затратами становится жизненно важным для компаний.
До начала глобального финансового кризиса при стабильной экономике компании стремительно наращивали свои объемы производства и услуг, увеличивая при этом как переменные, так и постоянные издержки. Однако развернувшийся мировой финансовый кризис и экономический спад в полной мере охватили и российскую экономику предприятий. И хотя сегодня российские компании встретили современный кризис более подготовленными, чем кризис 1998 года, большинство руководителей и специалистов осознали именно сейчас, что только грамотное отношение к затратам на всех этапах производственного процесса позволит выправить положение и сохранить полноценную работу компании в период спада экономики. Но чтобы управлять затратной составляющей цены, необходимо, прежде всего, изучить экономическую сущность процесса управления затратами и роль затрат в обосновании ценовых решений.
Выявление экономической сущности процесса управления затратами исходит из определения таких экономических категорий, как “издержки”, “затраты”, “расходы” и “себестоимость”. Из отмеченных терминов, по нашему мнению, наиболее ёмким понятием являются издержки. Это определено в самой трактовке данных понятий, изложенных в “Большой экономической энциклопедии” авторским коллективом (2007 год) и в “Современной экономической энциклопедии” под редакцией Г.С. Вечканова и Г.Р. Вечкановой (2002 год). Наглядно различие этих терминологических понятий нами показано в таблице 1 п.1. Тем не менее, несмотря на их различие, понятия “издержки”, “затраты”, “расходы” и “себестоимость” могут совпадать при определенных условиях (табл.1 п.2) и рассматриваться как идентичные в том случае, когда они ограничены рамками бухгалтерской информации о расходах предприятия по обычным видам деятельности (табл.1 п.3). В этой связи, поскольку целью диссертационной работы является обеспечение конкурентоспособности продукции на основе управления затратами предприятия, то на основании изложенных суждений, понятия “издержки”, “затраты”, “расходы” и “себестоимость” мы рассматриваем как иден -
тичные (табл. 1 п.3).
Таблица 1 – Основные понятийные характеристики издержек, затрат, расходов и себестоимости продукции
1. Издержки производства > | Затраты на производство > | Расходы на производство > | Себестоимость продукции |
1. Подразделяются на: а) явные издержки, расчетные, т. е. бухгалтерские издержки; б) неявные издержки. 2.Имеют только стоимостную оценку. 3.Включают налоги, относимые на себестоимость продукции: - земельный налог; - транспортный налог; - платежи по обязательному страхованию имущества; - плата за загрязнение окружающей среды; - другие. 4. Издержки представляют собой затраты только в момент приобретения материальных ценностей. | 1. Включают только явные, расчетные или бухгалтерские издержки. 2.Имеют стоимостную оценку, а также определяются величиной использованных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). 3. Налоги, относимые на себестоимость продукции в соответствии с установленным законодательством порядком включаются в себестоимость незавершенного производства и в себестоимость готовой продукции. В производственные запасы эти налоги не включаются. 4.Подразделяются на две части: одна часть затрат представляет собой расходы в момент признания доходов, другая, оставшаяся часть затрат зачисляется в активы организации. | 1. Расходами считаются только те затраты, которые участвуют в формировании прибыли определенного периода времени, а оставшаяся часть затрат капитализируется в активах организации в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и т. д. 2. Период свершения затрат отличается от периода свершения расходов: затраты означают первичное потребление ресурсов, а расходы - конечный результат производственного процесса. Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором были совершены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств. 3. Расходы предусматривают ограничение по цели использования ресурсов. 4. Расходы принимают форму оттока активов предприятия. Это затраты, которые перешли в разряд истекших, исчерпанных. | 1.Себестоимость показывает текущие расходы предприятия только на производство и сбыт готовой продукции (работ, услуг). 2. Себестоимость продукции - это нормированные расходы предприятия. Статьи себестоимости продукции регламентируются НК РФ, ПБУ 10/99. 3. Расходы, не вошедшие в себестоимость продукции, предприятие компенсирует из прибыли. 4. Себестоимость зависит от количества произведенной и проданной продукции, в то время как часть расходов непосредственно не связана с выпуском продукции. Они существуют даже тогда, когда продукция вообще не выпускается. 5. В себестоимость продукции включается только фонд заработной платы работников, а в расходы - фонд заработной платы + денежные выплаты, а также бесплатные услуги из фонда потребления, на которые в себестоимость включаются только отчисления на социальные нужды. |
2. Издержки производства = | Затраты на производство | Расходы на производство = | Себестоимость продукции |
1) Показывают первичное потребление ресурсов. 2) В основе их лежит стоимостная оценка основных средств, материальных и трудовых ресурсов, потребленных в производстве. | 1) Отражают конечный результат производственного процесса. 2) Включают все затраты на выпущенную из производства продукцию (работы, услуги) и ее продажу, т. е. себестоимость показывает расходы предприятия на производство и сбыт продукции (работ, услуг). | ||
3. Издержки производства = Затраты на производство =Расходы на производство = Себестоимость продукции | |||
Общее: 1) Определенного периода времени; 2) Документально подтвержденные; 3) Экономически обоснованные; 4) Полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию, т. е. затраты на продукт, которые имели место в течение производственного цикла (производственные запасы→ себестоимость незавершенного производства→себестоимость готовой продукции) превращаются в себестоимость проданной продукции в момент признания выручки от продаж. |
В диссертационной работе выработан стратегический подход к управлению затратами с построением “дерева целей”, раскрывающий полный цикл процесса управления затратами с учетом влияния факторов как внешней, так и внутренней среды на конкурентоспособность продукции предпринимательской структуры.
Одним из главных условий, обеспечивающих конкурентные преимущества предпринимательских структур, на наш взгляд, является разработка комплексной схемы процесса управления затратами предприятия в стратегическом контексте (рис.1). Процесс стратегического управления затратами на предприятии является дискретным и состоит из последовательных этапов, которые, по нашему мнению, включают в себя:
1. Концептуальную основу, заключающуюся в формировании оптимальной структуры выпуска продукции предприятия, ориентированной на покупателя. Для этого менеджеры предпринимательских структур определяют оценку текущей рыночной ситуации: изучается потребительский рынок, исследуется внешняя и внутренняя среда предприятия. Изучив требования рынка, проведя анализ внешней среды и дав оценку своему внутреннему состоянию, предпринимательские структуры разрабатывают продуктовую стратегию.
2. Экономико-правовую основу управления затратами, заключающуюся в формировании в соответствии с нормативными документами и действующим законодательством целей управления затратами, так как установление целей переводит стратегическое видение и направление развития предприятия в конкретные задачи, связанные с производством и результатами его деятельности. В этой связи нами разработана система целей управления затратами предприятия, которая для наглядности представлена в виде “дерева целей”, поскольку цели, появляющиеся в процессе управления затратами предприятия, образуют определенную логическую последовательность (рис. 2).
Основной целью (“вершиной дерева целей”) является увеличение прибыли и обеспечение конкурентоспособности продукции. Для реализации данного этапа в процессе управления затратами большое значение имеет подготовка качественной текущей и ретроспективной информации о затратах предприятия, наличие новой прогрессивной научно-технической литературы в этой области.
Инструментами реализации экономико - правовой основы управления затратами выступают: НК РФ, ПБУ 10/99 “Расходы организации”, Положение о составе затрат, отраслевые инструкции и положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции, учетная политика предприятия, что позволит избежать нарушений и ошибок при управлении затратами.
3. Экономическую основу управления затратами. На этом этапе исследуется применение различных систем управления затратами в долгосрочном и краткосрочном исполнении, дается их экономическое обоснование и оценка финансовых результатов в зависимости от принятых решений. Так, существенным недостатком действующей традиционной системы управления затратами, помимо того, что она не учитывает рыночные факторы, является зависимость полученных результатов о себестоимости единицы продукции от выбранного метода отнесения накладных расходов между выпускаемой продукцией.
| Анализ потребительского рынка |
| ||||
| ||||||
Анализ внешней среды предприятия |
| Анализ внутренней среды предприятия | ||||
|
| |||||
Определение стратегии деятельности предприятия | ||||||
Текущая и ретроспективная информация о затратах предприятия |
|
|
| Научно-техническая информация | ||
Формирование целей управления затратами (УЗ) | ||||||
|
| |||||
Ограничения в соответствии с законодательством и другими условиями | Поиск новых идей и методов | |||||
| ||||||
|
| |||||
Оценка финансовых результатов альтернативных управленческих решений | Выбор методов и инструментов управления затратами | Альтернативные варианты реализации метода в долгосрочном и краткосрочном исполнении. Экономическое обоснование. | ||||
|
|
| ||||
Определение мест возникновения затрат | Разработка организационных, технических и экономических мероприятий развития конкурентного преимущества предприятия | Совершенствование техники, технологии производства | ||||
|
| |||||
Определение центров затрат и центров ответственности | Повышение качества продукции и др. | |||||
|
| |||||
| ||||||
Организация и контроль исполнения мероприятия | Иерархическая система линейных и функциональных связей руководителей и специалистов, участвующих в УЗ согласно организационно- | |||||
| ||||||
|
| |||||
Наличие систем управленческого учета затрат |
Анализ и оценка результатов управления затратами предприятия | Информация о фактическом размере затрат | ||||
|
| |||||
Своевременность и достоверность информации о затратах | Сопоставление фактических показателей затрат с запланированными. Выявление резервов затрат предприятия | |||||
|
|
Рисунок 1 - Схема процесса управления затратами (УЗ) предприятия в стратегическом контексте
10
Повыше-ние функцио-нальных особен-ностей и полезных свойств продукта |
Безопас-ность, надеж-ность |
Сер-вис |
Эколо-гич-ность |
Торго-вая марка |
Бренд |
Упа-ковка |
Сегменти-рование рынка |
Позициони-рование товара |
Реклама |
Повышение производи-тельности компании | Системы УЗ (SCM, TCM, ABC, директ-кост и др.) |
Бюджет как инструмент оценки затрат |
Внедрение методов децентрализо-ванного управления решений | Цели чет-верто-го уровня | ||
|
| |||||||||||||||
Уникаль-ность продукта |
Социаль-ная ответст-венность компании |
Поддержание благоприятного образа компании (имидж) |
Выход на новые рынки сбыта |
Освоение новых видов продукции |
Модифика-ция выпускае-мой продукции |
Приобрете-ние нового оборудова-ния |
Примене-ние сберега- тельных технологий |
Комплексное применение систем УЗ | Устране-ние видов деятель-ности, не содер-жащих ценность |
Бюджети-рование |
Метод возмещения затрат |
Цели треть-его уровня | ||||
|
| |||||||||||||||
Своевременность инновации (гибкость и оперативность компании) | Качество | Эф-фект затрат | Увеличение сбыта готовой продукции | Диверсификация | Внедрение новых технологий | Полный анализ цепочки образования стоимости товара (ЦОС) | Внедрение перспективного трансфертного ценообразования | Цели второ-го уровня | ||||||||
|
| |||||||||||||||
Ориентация на потребителя |
Расширение производства |
Снижение затрат | Цели перво-го уровня | |||||||||||||
|
| |||||||||||||||
Увеличение прибыли предприятия и обеспечение конкурентоспособности продукции | Основ-ная цель |