Необходимости проблемы реформирования предприятий на современном этапе развития экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:36, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время необходимо принятие на федеральном уровне концепции экономического реформирования отечественных предприятий. Экономическое реформирование предприятий будет успешным и приведет к улучшению его финансово-экономического состояния только в том случае, когда на предприятии будет сформирована и осознана комплексная стратегия его развития, начиная с реструктуризации системы принятия стратегических, политических, тактических и оперативных решений.

Оглавление

1.Введение
2.Цель и задачи экономической реформы отечественных предприятий
3. Оценка основных этапов экономической реформы отечественных предприятий
4. Особенности современной российской экономики
5.Заключение
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

Экономика организации.docx

— 37.08 Кб (Скачать)

Характерными чертами этой экономической модели являются:

— увеличивающийся  разрыв между личными интересами руководителей, с одной стороны, интересами трудовых коллективов предприятий, с другой стороны, и, с третьей  стороны, объективно наилучшими и наиболее эффективными для данного предприятия  способами реализации его рыночных возможностей, а также конфликтные  пути разрешения этих противоречий;

— резкие различия в оплате труда для различных  категорий работников предприятия;

— существенные противоречия между краткосрочными и долгосрочными интересами экономических  субъектов хозяйствования в сторону  краткосрочных интересов, вызванные  нестабильностью социально-экономической  среды;

— ограничение  свободной рыночной конкуренции, создание труднопреодолимых отраслевых и  региональных барьеров для вхождения  на рынок;

— определенная криминализация экономических отношений, перенос отношений между предприятиями  в сферу отношений между физическими  лицами, внесудебные способы разрешения конфликтов, несоответствие между товарными  и финансовыми потоками;

— неэффективность  использования большинства ресурсов с общегосударственной точки  зрения.

     Экономические отношения между физическими лицами существовали всегда и будут существовать при любой экономической системе. Однако, если они носят основополагающий характер, становятся полномасштабным заменителем экономических отношений между юридическими лицами, имеет смысл характеризовать данную экономическую систему как «экономику физических лиц».

     Данный тип экономики является неслучайным промежуточным звеном на пути рыночных реформ последних лет, а закономерным, хотя, возможно, и недолговременным результатом сравнительно длительного процесса институциональных изменений.

     Вместе с тем наступление этой фазы общественного развития не было неотвратимым. Наоборот, в определенной мере оно было спровоцировано решениями, принятыми в ходе макроэкономических реформ и, в особенности, идеологическим обеспечением этих решений. Сознательное ослабление государственного аппарата, разрушение его жизнеобеспечивающих функций, непонимание истинной роли частной собственности в современной экономике и преувеличение роли пресловутого «чувства хозяина» в повышении эффективности производства и обращения, поспешная приватизация не только производства, но и его управленческой, социальной и экономической инфраструктуры привели к чрезмерному обособлению частных и общественных интересов, подрывающих порой саму возможность необходимого для жизни страны общественного компромисса.

     После разрушения управленческой вертикали внешняя составляющая оценки деятельности руководителя самостоятельного предприятия практически исчезла. Влияние оценки со стороны коллектива, и раньше не игравшее особой роли, в условиях расширения полномочий директора также свелось к минимуму. Приоритетными стали личные интересы субъекта хозяйствования. Выяснилось, что в условиях экономического спада удовлетворение этих интересов совсем не обязательно связано с эффективностью уставной деятельности предприятия и может быть обеспечено путем использования служебных полномочий в индивидуальных целях. При этом весьма относительной оказалась и ценность самого поста генерального директора крупного предприятия, поскольку такой же титул мог носить и руководитель малого предприятия, состоящего из двух-трех работников. Интересы руководителей предприятий как физических лиц стали все чаще входить в противоречие с интересами возглавляемых ими юридических лиц и в условиях личной бесконтрольности стали определяющими. Таким образом, быстро миновав этап «экономики малых предприятий», народное хозяйство вошло в фазу «экономики физических лиц».

     В соответствии с концепцией реформирования наиболее вероятным представляется следующий этап — группировка экономических субъектов, возникновение новых коллективов, объединенных общими экономическими интересами. Возможны два основных варианта дальнейшего хода событий. В первом варианте при сохранении и углублении разрыва между руководством и коллективами предприятий результатом группировки станет создание горизонтальных структур, легально или негласно объединяющих руководителей предприятий, федеральных и муниципальных чиновников соответствующего уровня. Второй вариант связан с преодолением раскола в коллективах предприятий, сближением общественных и личных интересов, созданием вертикально интегрированных и экономически эффективных объединений типа финансово-промышленных, торгово-промышленных и научно-промышленных групп, альянсов предприятий (альянс — новый компонент глобальной рыночной стратегии предприятий). Первый путь ведет к дальнейшей криминализации экономики, переходу от «экономики физических лиц» к некой «экономике криминальных групп» с усилением монополизма, насильственным ограничением свободной конкуренции и в конечном счете воцарением тоталитаризма. Второй вариант означает консолидацию общества, развитие демократических начал в управлении экономикой на всех уровнях, сближение государственных, общественных и личных интересов при определенном взаимном и добровольном их самоограничении. Именно в этом варианте было бы реализовано стремление к социально ориентированной рыночной экономике. Желательным был бы скорейший переход от разрушительных для общества тенденций «экономики физических лиц» не к состоянию «экономики предприятий», а к новой рыночной стратегии, в которой основными экономическими субъектами стали бы относительно обособленные комплексы самостоятельных предприятий.

     Таким образом, в настоящее время необходимо принятие концепции долгосрочного развития отечественных предприятий на 2002—2010 гг., направленной на переход к следующему этапу: от экономики физических лиц к экономике финансово-промышленных групп. В настоящее время должна быть разработана модель экономического роста рыночной стоимости бизнеса предприятий и достижения социального партнерства, концепция предприятия как своеобразного интегратора — целостного экономического субъекта, объединяющего во времени и пространстве разнообразные социально-экономические процессы с целью повышения эффективности производства. Эта концепция должна не только объединить положительные черты предыдущих концепций, но и многократно усилить их действие.

 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

     Реформирование промышленных предприятий является в настоящее время ключевым этапом развития экономической реформы. Подавляющее большинство этих предприятий было создано в 20—50-х гг. и характеризуется не только устаревшими основными фондами, но и не соответствующими новым условиям структурой управления и системой внутрифирменных организационно-технологических взаимодействий. Одной из наиболее важных проблем является состояние менеджмента, промышленных предприятий. На предприятиях накопилось много проблем, часть из которых была унаследована от административно-командного периода управления, часть возникла в последнее десятилетие. Эти проблемы начинают приобретать неразрешимый характер и ставят под угрозу существование предприятий и отечественной экономики в целом. Промедление в решении этих проблем недопустимо. Поэтому если раньше основным направлением реформ было изменение среды функционирования предприятий, то сейчас настало время реформирования самих предприятий.

     Эта задача должна решаться в первую очередь самими предприятиями. Однако большинство из них не может, а некоторые не хотят проводить реструктуризацию в нужном направлении. Прибыльные предприятия обычно считают это излишним, а убыточные — невозможным. Объективно говоря, в современных условиях лишь незначительное число предприятий в состоянии самостоятельно осуществить реформирование.

     Основным выходом из создавшегося положения было бы проведение четко спланированной системы федеральных и региональных мероприятий по реформированию российских предприятий. По существу, речь идет о широкомасштабной федеральной программе, требующей серьезной проработки и мощных усилий по ее проведению. Суть программы — модернизация и реформирование предприятий, направленные на приведение их функциональных возможностей в соответствие с потребностями современной экономики. Концепция экономических реформ предприятия должна учитывать особенности и проблемы современной экономики.

Особенности отечественной экономики до начала процесса перестройки:

— отсталая технологическая  структура гражданского сектора  экономики, низкая конкурентоспособность  отечественной продукции, товаров, работ, услуг;

— относительно высокая доля крупных промышленных предприятий;

— высокий уровень  монополизма (в некоторых отраслях промышленности);

— низкая цена рабочей  силы (трудовых ресурсов);

— высокий уровень  образования работников;

— неразвитость горизонтальной инфраструктуры рынка, наличие преимущественно вертикальных связей;

— крайне медленное  перепрофилирование производства на выпуск новых, пользующихся спросом, высококачественных изделий;

— относительно низкий уровень экономической культуры всего населения;

— высокий уровень  скрытой безработицы;

— малочисленность  среднего класса.

Все перечисленные  особенности экономика России унаследовала от экономики СССР.

    После первых лет перестройки к ним добавились новые:

— приобретение руководителями государственных предприятий  прав распоряжаться доверенным им имуществом без ответственности перед собственником;

— возникновение  и расширение легального негосударственного сектора экономики;

— разрушение системы  хозяйственного управления, размывание полномочий принятия решений, децентрализация  и дерегулирование;

— разрыв хозяйственных  связей;

— резкое снижение эффективности всей хозяйственной  системы;

— рост стартовых  издержек, необходимых для начала нового производства, резкое снижение уровня безопасности бизнеса.

Специфические условия исторического развития экономики России:

огромные территории, разрозненность населенных пунктов, сезонность, суровый климат; сильная роль государства, вера в него, сильное влияние религии; генетическая предрасположенность  к системному использованию хозяйственного планирования.

Таким образом, переход к рыночным отношениям проходил на базе экономики особого рода, обладающей своими характерными чертами. К этим особенностям экономической  ситуации следует добавить нарастание кризисных явлений, неплатежеспособность экономики и другие.

Следует отметить отсутствие четкой и ясной концепции  реформирования и стратегических преобразований экономики предприятий.

Рассматривая  наиболее острые проблемы предприятий  в настоящее время, следует выделить прежде всего следующие проблемы, без решения которых невозможно проведение их радикально-экономической реформы:

— ориентация на краткосрочные результаты деятельности в ущерб средне- и долгосрочным, отсутствие стратегического подхода к деятельности предприятия;

— отсутствие на предприятиях комплексных средне- и  долгосрочных рабочих планов;

— недостаточное  знание текущего и прогнозного состояния  рынка, необходимость высоких затрат усилий и ресурсов для ориентации на рынке, поиск платежеспособных покупателей  и поставщиков недорогого сырья  и материалов;

— неготовность предприятия к изменениям спроса, появлению на рынке высокотехнологичной  и качественной конкурентной продукции;

— отсутствие гарантированной  системы государственных заказов;

— снижение квалификации персонала, старение основных фондов и  технологий, падение технологической  дисциплины;

— снижение трудовой мотивации работников, престижа рабочих  и инженерно-технических профессий;

— неэффективность  использования имеющихся в распоряжении ресурсов;

— высокая степень  расхождения оперативных интересов  менеджмента и коллектива при  возрастании объема власти руководства, преобладание личных интересов менеджеров, противостояние между руководством и коллективом;

— слабое влияние  общества на деятельность предприятия, в частности слабость акционерного влияния на решения, принимаемые  на предприятии;

— низкая степень  вертикальной интеграции;

— возрастающее несоответствие между структурой производства, структурой спроса на продукцию и  структурой предложения факторов производства.

     В настоящее время задачи стабилизации и развития реального сектора экономики не могут быть решены только за счет изменения внешней среды функционирования предприятий. Ключевым элементом современного этапа реформ должно стать реформирование самих предприятий.

     Реформирование предприятия — результат согласованных действий его руководителей, собственников, работников при координирующей, направляющей и стимулирующей роли государства. Государству необходимо разрабатывать и осуществлять микроэкономическую политику, одним из основных элементов которой является комплекс мер по реформированию предприятий. Микроэкономическая политика государства должна разрабатываться в согласовании с макроэкономической политикой.

Информация о работе Необходимости проблемы реформирования предприятий на современном этапе развития экономики России