Заключение
Перенос центра
тяжести экономических реформ с
макроэкономического на микроэкономический
уровень вызывает необходимость
разработки ряда первоочередных мероприятий:
совершенствование механизма законодательного
регулирования предпринимательской
деятельности; стимулирование процесса
создания финансово-промышленных, торгово-промышленных,
научно-промышленных групп и альянсов
предприятий; создание механизма, обеспечивающего
стабильность и прозрачность отношений
собственности; повышение инвестиционной
привлекательности предприятий; использование
особых форм государственной поддержки
и государственного контроля за ключевыми
предприятиями отраслей, выпускающими
продукцию современного мирового уровня;
создание комплексной системы государственного
регулирования рынка корпоративных ценных
бумаг; создание института лицензирования
высшего управленческого персонала, института
«управленческого аудита» — проверка
обоснованности решений, принимаемых
руководителями предприятия; лицензирование,
сертификация и аттестация профессиональных
бухгалтеров в рамках перехода на международную
систему бухгалтерского учета и отчетности;
сосредоточение усилий на модернизации
процедуры банкротства; разработка типовой
формы финансово-экономической стратегии
предприятия и включение ее в состав годовой
бухгалтерской отчетности; постепенное
сближение бухгалтерского, налогового
и управленческого учета; инвентаризация
и рыночная оценка имущественного комплекса
(бизнеса) предприятий и переход к налогообложению
недвижимого и движимого имущества по
их рыночной стоимости; создание на предприятии
развитой информационной инфраструктуры;
развититие системы консалтинга в области
управления качеством, сертификация предприятий;
рационализация и аттестация рабочих
мест в рамках системы научной организации
труда; создание реестра российских предприятий
и их паспортизация.
Основным органом,
координирующим ход проведения экономической
реформы российских предприятий
в 2002—2010 гг., является Центр стратегических
реформ предприятий (Центр реформ предприятий).
Деятельность Центра реформ предприятий
направлена на повышение социально-экономической
эффективности деятельности российских
предприятий. Он разрабатывает методические
рекомендации и другие необходимые документы
для проведения стратегического реформирования
предприятий, типовую форму финансово-экономической
стратегии, разрабатывает и регулярно
публикует сводные рейтинговые оценки
предприятий; участвует в процессе лицензирования
высшего управленческого персонала и
профессиональных бухгалтеров, в процессе
лицензирования юридических лиц — конкурсных
арбитражных управляющих, в процедуре
финансово-экономического оздоровления
перед возможной процедурой банкротства,
в процессе аттестации рабочих мест предприятий;
осуществляет ведение экономического
реестра предприятий, паспортизацию предприятий
и отслеживает основные экономические
показатели их деятельности; координирует
процесс инвентаризации и рыночной оценки
имущественного комплекса предприятий.
Центр выступает с законодательной инициативой
по вопросам реформирования предприятий.
Разработка стратегии
социально-экономического развития предприятия
должна осуществляться на прочном фундаменте
информационного и учетно-аналитического
обеспечения. Систему информационного
обеспечения составляют данные бухгалтерского
и статистического учета и
отчетности, разнообразная маркетинговая
рыночная информация. Однако многие экономические
показатели и данные для их расчета
находятся в различных, не связанных
в единую систему, учетных регистрах.
Данные бухгалтерского и налогового
учета часто не совпадают, а сами
бухгалтерские оценки активов и
обязательств предприятий отличаются
от реальной рыночной стоимости. Действующая
система информационного обеспечения
нуждается в совершенствовании и реформировании.
Для координации
и обобщения учетно-аналитической
информации о предприятии целесообразно
использовать сводный документ —
финансово-экономический паспорт
предприятия. Идея паспортизации уже
была с успехом апробирована в
экономике нашей страны. В 70-е
годы промышленные предприятия уже
составляли производственно-технической
паспорт предприятия. В современных экономических
условиях финансово-экономический паспорт
необходим.
Финансово-экономический
паспорт предприятия является основным
документом для осуществления стратегического
анализа, планирования, управления и
контроля. Полная паспортизация предприятия
проводится один раз в три года
в сроки, установленные Центром
реформ предприятий. Заполнение форм паспорта
производится в строгом соответствии
с инструкцией по его заполнению.
Персональную ответственность за правильность
данных паспорта несут директор и
главный бухгалтер предприятия.
Руководители предприятий обязаны
в период между паспортизациями
ежегодно предоставлять вкладные листы
к паспорту со всеми существенными
изменениями и дополнениями.
Хотя работа
по составлению паспорта и будет
требовать определенных затрат, но
экономически эффект от этого мероприятия
гораздо выше.
Экономическая
политика государства была радикальна
только в макроизмерении, а в области
институциональных преобразований на
микроуровне имела половинчатый, компромиссный
характер — недостаточно эффективные
формы и методы приватизации, отсутствие
необходимой реформы социального сектора
и трудовых отношений и т. п.
Проведение радикальной
экономической реформы предприятий
на современном этапе развития в
рамках механизма стратегического
управления, ориентированного на стоимость,
позволит в ближайшее время существенно
увеличить экономический потенциал
отечественных предприятий и
повысить уровень их конкурентоспособности.
Комплексная поэтапная
реализация мероприятий, предусмотренных
настоящей концепцией, позволит экономике
нашей страны перейти на режим
устойчивого экономического роста
и социального благополучия.
Для дальнейшего
развития российской экономики имеются
уникальные территориально-природные
условия, обеспеченность ресурсами, мощная
производственная база, образовательно-культурный
потенциал, прорывы в области
высоких технологий и другие необходимые
условия, являющиеся основой высокоэффективного
менеджмента и бизнеса.
Предполагалось,
что переход России от коммунизма
к капитализму после 1991 года принесет
стране беспрецедентное процветание.
Этого не случилось. К моменту падения
рубля в августе 1998 года объем выпускаемой
продукции сократился почти вдвое, а бедность
возросла с 2% населения до более чем 40%.
В дальнейшем экономические
показатели России были впечатляющими,
однако ее валовой внутренний продукт
(ВВП) по-прежнему почти на 30% ниже того,
что был в 1990 году. При темпах роста
около 4% в год российской экономике
потребуется еще десяток лет,
чтобы выйти на тот уровень, который
был в момент развала коммунизма.
Длящийся два
десятилетия переходный период, в
течение которого значительно увеличиваются
бедность и социальное неравенство,
когда немногие богатеют, а все
остальные нищают, нельзя назвать
победой капитализма или демократии.
Более того, прогнозы на более долгосрочную
перспективу далеки от розовых: при
уровне инвестиций всего 10% от уровня 1990
года, даже если эти инвестиции и будут
лучше распределяться по отраслям.
Список
использованной литературы 1.Раицкий
К.А. Экономика предприятия: Учебник. -
М.: Информ.-внедренч. центр "Маркетинг",
1999. - 693 с.
2. Зайцев Н.Л., Экономика организации: Учебник.
- М., 2000.
3.Экономика предприятия. Учебник для вузов
/ Под ред. П.П. Табурчака и В.М. Тумина. –
СПб., 2001.