Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 23:56, курсовая работа
Необходимой частью демократического государства и одним из важных институтов современного общества является местное самоуправление. Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Муниципальная собственность, в свою очередь, является важной составляющей экономики местного самоуправления. Благодаря муниципальной собственности местное население реализует свои экономические и социальные интересы.
Введение
1. Теоретические основы изучения категории «муниципальная собственность»
1.1 Понятие «муниципальная собственность»
1.2 Состав муниципальной собственности
1.3 Нормативно-правовые акты, регулирующие муниципальную собственность
2. Муниципальная собственность г.Кирова
2.1 Основная характеристика муниципального образования г.Киров
2.2 Состав муниципальной собственности г.Кирова
2.3 Формирование муниципальной собственности в г.Кирове
3. Проблемы формирования муниципальной собственности на примере Кировской области
3.1 Описание государственного имущества Кировской области
3.2 Проблемные вопросы
3.3 Эффективность управления государственным имуществом Кировской области
Заключение
Список используемой литературы
Все перечисленные способы формирования муниципальной собственности можно разделить на административные и гражданско-правовые.
Административный способ формирования муниципальной собственности предполагает проявление воли только одной стороны – государства и реализуется при издании органом государственной власти соответствующего нормативного акта.
Первым нормативно-правовым актом, предусматривавшим использование данного способа формирования муниципальной собственности в Российской Федерации, стало Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономных округов, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», с изменениями и дополнениями действующее до настоящего времени. В этом документе устанавливается порядок отнесения объектов бывшей общенародной собственности к федеральной собственности, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности по признаку функционального назначения имущественных объектов в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий органов власти различных уровней.
Гражданско-правовые договоры и сделки, которые муниципальное образование вправе заключать с другими субъектами гражданских прав. При этом учитывается воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение с контрагентом.
Право муниципальной собственности прекращается:
В пределах установленной компетенции органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и т.п.
3. Проблемы формирования муниципальной собственности на примере Кировской области.
3.1 Описание государственного имущества Кировской области
В состав государственного имущества Кировской области входит:
В собственности области имеется:
-484 областных государственных
-35 унитарных предприятий, из которых 34 действующих предприятия и 1 предприятие в стадии конкурсного производства.
-26 пакетов акций (либо долей) в
уставных капиталах
-1067 земельных участков общей площадью 242,5 тыс. га
3.2 Проблемные вопросы
Существующая система управления государственным имуществом Кировской области, отвечая требованиям обеспечения сохранности, владения, управления имуществом, не отвечает в должной мере требованиям эффективного управления, направленного на обеспечение доходности для бюджета области, достижение высоких результатов финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий и хозяйственных обществ с долей участия области, снижение общественных издержек на предоставление услуг государственными организациями Кировской области.
Действующее определение целей управления государственным имуществом Кировской области существенно снижает возможности Кировской области в создании институтов развития региона с использованием имеющихся имущественных ресурсов. Согласно Закону Кировской области от 06.10.2008 № 287-ЗО «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Кировской области» целями управления государственным имуществом области являются: обеспечение реализации органами государственной власти Кировской области их полномочий; обеспечение доходов областного бюджета от использования государственного имущества Кировской области.
Основной блок системных проблем и задач, направленных на повышение эффективности управления государственным имуществом, связан с недостаточной эффективностью деятельности ряда государственных предприятий и хозяйственных обществ с долей участия Кировской области.
Для обеспечения эффективного управления государственным имуществом Кировской области требуют пересмотра и дополнительного нормативного регулирования подходы к системе управления государственным имуществом и обеспечению эффективного управления. Это также подтверждается имеющимися замечаниями, высказываемыми контрольными и надзорными органами, основная суть которых заключается в недостаточности контроля со стороны органов исполнительной власти отраслевой компетенции, органа по управлению имуществом Кировской области, органов управления предприятиями.
Данная проблема связана с недостаточной точностью определения полномочий и ответственности всех органов управления. Согласно действующему региональному законодательству полномочия по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью государственных унитарных предприятий возложены на отраслевые органы власти, при этом не определена ответственность отраслевого органа власти за результаты деятельности предприятий. Цели участия области в конкретных хозяйственных обществах, экономическое обоснование участия области определяется органом исполнительной власти отраслевой компетенции, при этом мониторинг достижения заявленных целей и ожидаемых результатов от участия области в хозяйственных обществах практически не осуществляется.
Отсутствует нормативная база для осуществления мониторинга эффективности управления государственным имуществом, подразумевающая проведение данной оценки на всех уровнях управления: дирекция предприятия, совет директоров, органы государственной власти.
В связи с недостаточностью методологии оценка эффективности управления государственным имуществом Кировской области осуществляется не в полной мере.
Также требует пересмотра директивная форма управления в части принятия решений и разграничения ответственности за принимаемые решения. Формирование директив для определения позиции Кировской области как акционера осуществляется органом по управлению имуществом Кировской области на основании предложений органов власти отраслевой компетенции и является обязательной для представителей области в хозяйственных обществах. Ответственность за принимаемое решение возлагается на департамент государственной собственности, при этом ответственность отраслевого органа власти не рассматривается.
Кроме того, на федеральном уровне в соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» предусматривается поэтапный отказ от института директив во взаимосвязи с усилением мер ответственности директоров за принятие решений и недостижение установленных показателей деятельности.
В качестве дополнительных проблем следует отметить исключение действующим законодательством органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации из системы контроля за использованием земель, а также закрытость федеральных ведомственных информационных систем, содержащих сведения об объектах и субъектах права, что служит препятствием для создания интегрированного информационного ресурса, имеющего открытый характер, являющегося основой для создания механизма управления земельными участками и объектами недвижимого имущества в целях их эффективного использования.
В отношении областных государственных учреждений проблемным является отсутствие методологии и системы мониторинга достаточности имущества для обеспечения выполнения государственных функций и недостаточность охвата контрольными мероприятиями по проверке сохранности и целевого использования имущества.
3.3 Эффективность управления государственным имуществом Кировской области
Результат управления и распоряжения государственным имуществом Кировской области характеризуется величиной соответствующих неналоговых поступлений в областной бюджет. Всего в 2014 году планируются, в соответствии с Программой управления государственным имуществом Кировской области, поступления в областной бюджет 86682,9 тыс. рублей доходов, в 2015 - 2016 годах - 69490,3 и 72077,3 тыс. рублей соответственно.
- Сумма поступлений части чистой прибыли государственных унитарных предприятий в областной бюджет в 2013 году планируется в размере 20316,0 тыс. рублей. Поступления от части чистой прибыли в 2014 году - 18300,0 тыс. рублей. В 2015 - 2016 планируется снижение до 17600,0 и 16700,0 тыс. рублей соответственно по причине акционирования предприятий.
Снижение поступлений части чистой прибыли предприятий ожидается в связи с их возможным акционированием в соответствии с действующим законодательством.
- Фактические поступления в областной бюджет средств от приватизации имущества казны имеют тенденцию к снижению в сравнении с 2009 - 2011 годами. Прогнозируемое поступление на 2014 год составляет 1000,0 тыс. рублей. В 2015 - 2016 годах планируется получить доход по 1000,0 тыс. рублей. В целом поступления в бюджет от продажи областного имущества носят нестабильный характер, снижение происходит по причине отсутствия в областной собственности большого количества высоколиквидного имущества, подлежащего приватизации.
Приватизация рассматривается как оптимизация государственного сектора в экономике, направлена на получение доходов от продажи государственного имущества и нацелена на достижение строгого соответствия состава государственного имущества функциям государства.
Открытость и прозрачность проводимых в строгом соответствии с законом процедур приватизации рассматривается как фактор, препятствующий возможным коррупционным проявлениям. В связи с этим особое внимание уделяется обеспечению открытости этих процедур.
- Доходы областного бюджета от перечисления дивидендов в 2009 году - 23132,8 тыс. рублей, в 2010 году - 32679,0 тыс. рублей, в 2011 году - 10117,5 тыс. рублей, в 2012 году - 10341,7 тыс. рублей.
В 2014 - 2016 годах планируется получение дивидендов в сумме 5000,0 тыс. рублей ежегодно.
Информация о работе Муниципальная собственность: содержание, состав, проблемы формирования