Муниципальная собственность: содержание, состав, проблемы формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 23:56, курсовая работа

Краткое описание

Необходимой частью демократического государства и одним из важных институтов современного общества является местное самоуправление. Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Муниципальная собственность, в свою очередь, является важной составляющей экономики местного самоуправления. Благодаря муниципальной собственности местное население реализует свои экономические и социальные интересы.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы изучения категории «муниципальная собственность»
1.1 Понятие «муниципальная собственность»
1.2 Состав муниципальной собственности
1.3 Нормативно-правовые акты, регулирующие муниципальную собственность
2. Муниципальная собственность г.Кирова
2.1 Основная характеристика муниципального образования г.Киров
2.2 Состав муниципальной собственности г.Кирова
2.3 Формирование муниципальной собственности в г.Кирове
3. Проблемы формирования муниципальной собственности на примере Кировской области
3.1 Описание государственного имущества Кировской области
3.2 Проблемные вопросы
3.3 Эффективность управления государственным имуществом Кировской области
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 407.00 Кб (Скачать)

 

 

1.3 Нормативно-правовые акты, регулирующие муниципальную собственность

     Конституция РФ, признает и гарантирует жизнеспособность местного самоуправления, определяет экономические условия его функционирования. Это говорит о признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности (ст.8), в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью (ст.132). При этом Конституция РФ в качестве субъекта права муниципальной собственности называет население муниципального образования, которое владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью (ст.130).

     Муниципальная собственность, порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закреплены в Гражданском Кодексе, Федеральном Законе «Об организации местного самоуправления», других законах и нормативных правовых актах.

     Процесс формирования муниципальной собственности начался после принятия Закона от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР». Порядок ее формирования был определен постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В развитие названного постановления Президент РФ своим распоряжением от 18 марта 1992 г. утвердил Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности. Указанное Положение установило порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность, а также порядок оформления прав собственности в соответствующем реестре муниципальной собственности.

     На формирование муниципальной  собственности существенным образом  повлиял и процесс приватизации. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» существенно меняет организационные основы приватизации муниципального имущества.      Появились новые нормы, регулирующие отношения муниципального образования с открытыми акционерными обществами, закрепление акций в муниципальную собственность при преобразовании муниципальных унитарных предприятий в акционерные общества, создание органов по управлению муниципальным имуществом по решению представительного органа местного самоуправления и в соответствии с уставом муниципального образования.

     Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был отредактирован 6 октября 2003 г. и в статье 50  этого закона  определено, что « в состав муниципального имущества входит необходимое для решения вопросов местного значения имущество, находящееся в муниципальной собственности, включая муниципальные земли, имущество муниципальных предприятий и учреждений».

      Вторая часть этой статьи  подчеркивает, что состав муниципального имущества определяется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

     Закон также определяет, что «состав муниципального имущества  может быть изменен только  в случае приобретения (отчуждения) имущества, находящегося в собственности соответствующего муниципального образования, а также в соответствии с федеральным законом в случае изменения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, перечня вопросов местного значения, установленного статьями 14 - 16 настоящего Федерального закона».

     Порядок  распоряжения  и управления муниципальным имуществом  определен ст. 51 закона. В соответствии с  этой статьей органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются и управляют муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

     Органы местного самоуправления  вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

     Порядок и условия  приватизации муниципального имущества, определяются нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления  в соответствии с федеральными  законами.

     Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местный бюджет.

      Органы местного  самоуправления могут создавать  муниципальные предприятия и  учреждения, участвовать в создании  хозяйственных обществ, в том  числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

      Они определяют  цели, условия и порядок деятельности  муниципальных предприятий и  учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают  от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования, субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

 

 

2. Муниципальная собственность  г.Кирова

2.1 Основная характеристика  муниципального образования г.Киров

   Кировская область занимает благоприятное географическое положение на границе Приволжского Федерального Округа с Уралом и с российскими регионами Полярного круга. Кировская область является одной из важнейших экономических областей Российской Федерации и относится к Волго-Вятскому экономическому округу. Площадь Кировской области составляет 121 000 кв.км., а численность населения  1 310 929 человек. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области опубликовал данные по числу административно-территориальных единиц и плотности постоянного населения на  1  января  2014  года.

Административно-территориальная единица

районы

города

поселки

Сельские населённые пункты

Число жителей

на 1 кв. км, человек

количество

39

18

40

4229

10,9


 

     Самым крупным городом Кировской области и ее административным центром является город Киров. Муниципальное образование "Город Киров"- городское поселение, которое наделено статусом городского округа законом Кировской области "Об установлении границ муниципальных образований Кировской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения". Муниципальное образование включает в себя непосредственно город Киров, а также сельские населенные пункты, которые не являются муниципальными образованиями.

     Территория города Кирова включает в себя 4 района:

1) Ленинский район;

2) Октябрьский  район;

3) Первомайский  район;

4) Нововятский  район.

     Город Киров имеет официальные символы, которыми являются герб и флаг, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции. Эти символы, их описание и порядок использования утверждены городской Думой и зарегистрированы.

     Народ, проживающий на территории данного  муниципального образования, обеспечивает свою власть (в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Кировской области) за счет местного самоуправления.

     Структуру  органов местного самоуправления составляют: 
- представительный орган муниципального образования (городская Дума); 
- глава муниципального образования (глава города Кирова); 
- исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (администрация города Кирова); 
- контрольно-счетный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата города Кирова).

     В уставе муниципального образования «город Киров» присутствуют 43 вопроса местного значения, в их числе и вопрос о владении, пользовании и распоряжении имуществом, которое находится в муниципальной собственности муниципального образования.

2.2 Состав муниципальной собственности г.Кирова

  В Кировской области самым крупным собственником является город Киров. Регулирует отношения, которые возникают в процессе формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью, «Положение об управлении и распоряжении имуществом муниципального образования «город Киров»». В данном положении сказано, что муниципальной собственностью является недвижимое и движимое имущество (в том числе акции (доли) в уставном капитале хозяйственных обществ), принадлежащее муниципальному образованию на праве собственности. А казну данного муниципального образования составляют:

1) средства бюджета муниципального образования "Город Киров";

2) иное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.

  Правовой основой процесса управления имуществом на территории муниципального образования "Город Киров" являются следующие нормативные правовые акты: 
1) Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; 
2) Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; 
3) Федеральный закон от 21.12.2001 №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"; 
4) Федеральный закон от 14.11.2002 №161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"; 
5) Устав муниципального образования "Город Киров"; 
6) Положение об управлении и распоряжении имуществом муниципального образования "Город Киров", утвержденное решением Кировской городской Думы от 27.06.2007 №4/10.

  Согласно  вышеперечисленным нормативно- правовым  актам в состав имущества муниципального  образования "Город Киров" входят: 
- имущество, закрепленное на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями; 
- имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями; 
- имущество, составляющее казну; 
 
земельные участки, на которые в силу законодательства возникло право муниципальной собственности; 
- акции (доли в уставных капиталах) хозяйственных обществ; 
- ценные бумаги, организации как имущественные комплексы, имущественные права и объекты интеллектуальной собственности и иное имущество, находящееся в собственности муниципального образования "Город Киров".

     Итак, если обратиться к перечню  муниципального имущества г.Кирова, мы увидим, что он включает  в себя 10 разделов:

1) Жилищно-коммунальное хозяйство (например, контора для оказания услуг ЖКХ, г. Киров, ул. .Азина, 61);

2) Культура и народные промыслы (например, кинотеатр, г. Киров, ул. Щорса, 39, Ленинский район );

3) Физкультура и спорт (например, спортивный зал, г. Киров, ул. Упита, 16);

4) Бани (например, г. Киров, ул. П. Корчагина, 82б, Первомайский район);

5) Бытовое обслуживание (например, мастерская по ремонту обуви, г. Киров, ул. Маршала И.С. Конева, 13);

6) Образовательная деятельность (например, Центр развития детей в области  спорта, культуры, образования, г. Киров, ул. Московская, 181);

7) Медицинские услуги (например, медицинский  диагностический центр, г. Киров, ул. Производственная, 3);

8) Помещения, предоставляемые бизнес-инкубаторами  в аренду (субаренду) субъектам малого  и среднего предпринимательства (например, предоставление в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, г. Киров, ул. Карла Маркса, 41);

9) Объекты, входящие в областную  целевую программу с условным  названием "Улица Спасская" на 2012 - 2014 годы (например, магазин, офис, г. Киров, ул. Спасская, 6);

10) Торговля (магазин, г. Киров, п. Захарищевы, 1).

2.3 Формирование муниципальной  собственности в г.Кирове

    Для формирования муниципальной собственности используются, во-первых, способы, предусмотренные действующим законодательством для других видов собственности, во-вторых, − некоторые специфические для муниципальной собственности способы.

Формирование муниципальной собственности осуществляется следующими способами:

Информация о работе Муниципальная собственность: содержание, состав, проблемы формирования