Международные корпорации в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Международные корпорации последней четверги XX в. являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает обострение международной конкуренции углубление международного разделения труда. Международные корпорации предстают как непосредственные участники всего спектра мирохозяйственных связей, как «локомотивы» мировой экономики.
Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений (МЭО), а с другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия на них. Активно воздействуя на МЭО, международные (транснациональные) корпорации (ТНК) формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы.

Оглавление

Введение 3
Отличительные черты международных корпораций 4
Причины возникновения международных корпораций 4
Эволюция международных корпораций 6
Виды международных корпораций 11
Отраслевая структура производства ТНК 12
Роль ТНК в мирохозяйственных связях 16
Внутрифирменное международное производство 16
Повышение роли ТНК 18
Деятельность ТНК 19
Контрактные формы деятельности ТНК 19
Современные стратегические модели международных корпораций 21
Заключение 24
Литература 32

Файлы: 1 файл

курсовик мой.docx

— 78.09 Кб (Скачать)

     В свою очередь, серьезные финансовые проблемы, неэффективное управление ТНК могут стать причиной слияния с преуспевающим партнером. Так, пятая по мощи автомобильная корпорация Японии «Мазда» с 1996 г. стала фактически филиалом американского «Форда». Контрольный пакет акций «Мазды» был приобретен ее давним (с 1979 г.) американским партнером. Характерно, что за сделкой по увеличению акционерного пакета «Форда» стоял знаменитый банк «Сумитомо», который не только поддерживает «Мазду» но и имеет колоссальное влияние на «Форд» [10].

     Часто компании объединяются в международные картели с целью проведения единой торговой политики путем деления рынка сбыта и установления согласованных цен на свою продукцию [6, 218].

     Помимо  экономических альянсов крупных  и крупнейших ТНК между собой, междугородние корпорации активно  работают с малым и средним  бизнесом как в стране базирования, так и с зарубежными партнерами. Крупные компании используют мобильности малых предприятий и их способность оперативно адаптироваться к происходящим на рынках изменениям. При этом они взаимодействуют с ТНК на контрактной основе (снабжение, финансирование, проведение НИОКР). Малые предприятия не просто осуществляют дилерские функции, а часто включаются в выполнение промежуточных стадий процесса производства, испытывая «рискованные проекты», после чего к их освоению приступают крупные компании.

     Многие  слияния происходят между ТНК  и фирмами, предоставляющими ТНК консультационные, транспортные услуги, связь. Такие слияния способствуют формированию глобальных сетей в разных сферах экономики. Трансграничные слияния и поглощения происходят преимущественно между фирмами, базирующимися в развитых странах. Все эти процессы являются одной из форм crpaтегии ТНК по освоению международных рынков и удержанию на них достигнутого преимущества. Они позволяют интегрировать в группу структуры, несущие с собой новые финансовые, технологические, управленческие возможности.

     Будучи  порождением объективных экономических  процессов, протекающих в мировом хозяйстве, ТНК обладают рядом специфических черт.

     Движение  капиталов ТНК происходит, как  правило, независимо от процессов, происходящих в стране базирования корпорации. ТНК устанавливают систему международного производства, основанную на размещении филиалов, дочерних компаний, отделений по многим странам мира.

     ТНК проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, которые требуют огромных инвестиций и высококвалифицированных работников (персонала). При этом заметно проявляется тенденция к монополизации этих отраслей ТНК.

     Существенной  чертой деятельности международных  компаний является диверсификация их производства и услуг. Так, шведский автомобильный концерн «Вольво» выпускает не только известные во всем мире автомобили. Это ТНК, у которой имеется более 30 дочерних компаний разного профиля в Швеции, несколько десятков за рубежом, которые производят моторы для катеров, авиационные двигатели, продукты и даже пиво («Приппс»). В свою очередь, каждая из 500 крупнейших ТНК США имеет в среднем предприятия 11 отраслей, а наиболее мощные охватывают по 30—50 отраслей. В группе из 100 ведущих промышленных фирм Великобритании многоотраслевыми являются 96, в Германии — 78, во Франции — 84, в Италии,— 90. Количество и характер входящих в ТНК предприятий определяется главным образом экономической целесообразностью.

     Располагая  мощной производственной базой, ТНК  проводят такую производственно-торговую политику, которая обеспечивает высокоэффективное планирование производства, товарного рынка. Планирование осуществляется в рамках материнской компании и распространяется на дочерние фирмы.

     В качестве конкретного примера, возникновения  и развития международной корпорации можно привести сосредоточившую в своих руках 25% мирового рынка бытовых электроприборов и промышленного оборудования ТНК «Электролюкс». Возникшая в 1912 г. в результате слияния двух шведских компаний, «Электролюкс» уже в конце 20-х гг. вышла на рынок Австралии и Новой Зеландии, организовав там свое производство. В последнее десятилетие «Электролюкс» приобрела компанию «Уайт Консолидейтед» — третьего в США производителя бытовой техники под маркой «Вестингауз», «Гибсон» и др., «Занусси» — крупнейшего производителя электротоваров в Италии и всей Южной Европе, а также «АЭГ» — главного производителя электротоваров в ФРГ.

     После присоединения этих трех фирм «Электролюкс»  превратилась в мирового лидера в  своей отрасли, обладающего развитая системой производства, сбыта и обслуживания бытовой электротехники в 75 странах мира. В середине 90-х гг. на предприятиях этой ТНК трудится свыше 110 тыс. человек, ее годовой оборот в 1994 г. составил 16 млрд долл [7, 91].

     Виды  международных корпораций

 

     В зарубежной экономической литературе можно встретить множество определений  международных монополий: многонациональные  корпорации, интернациональные корпорации, транснациональные компании, глобальные компании и др. Российскими экономистами, как правило, предлагается следующая классификация.

     1. Транснациональные корпорации (ТНК). Это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства.

     Корпорацией в США называют акционерное общество, а поскольку большинство современных  ТНК возникли в результате международной  экспансии американских компаний, этот термин вошел в их название.

     Правовой  режим ТНК предполагает деловую  активность, осуществляемую в различных странах посредством образования в них филиалов и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно-исследовательских разработок, услуг потребителям и др. В целом они составляют единый крупный производственный комплекс с правом собственности над акционерным капиталом только представителей страны-учредителя. В то же время филиалы и дочерние компании могут быть смешанными предприятиями с преимущественно национальным участием страны базирования.

     2. Многонациональные корпорации (МНК) — это, собственно, международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. В качестве примера такой компании обычно приводится англо-голландский концерн «Ройал Датч/Шелл», существующий с 1907 г. Современный капитал этой компании делится в пропорции 60 : 40. Примером многонациональной корпорации является широко известная в Европе швейцарско-шведская компания ABB (Asia Brown Bovery), специализирующаяся в области машиностроения, электронной инженерии. ABB имеет несколько совместных предприятий в странах СНГ. К числу ведущих МНК Европы относится англо-голландская компания «Юнилевер», «Филипс» и др.

     Отличительными  признаками МНК являются: 1) наличие  многонационального акционерного капитала; 2) существование многонационального руководящего центра; 3) комплектование администрации иностранных филиалов кадрами, знающими местные условия. Последнее, кстати, свойственно и многим ТНК. Вообще, границы между этими двумя группами международных компаний весьма подвижны, возможен переход одной формы в другую [7, 216].

     Отраслевая  структура производства ТНК

 

     Отраслевая  структура производства ТНК достаточно широка. 60% материальных компаний заняты в сфере производства, 37% — в сфере услуг и 3% — в добывающей промышленности и сельском хозяйстве. Четко обозначилась тенденция увеличения инвестиций в сфере услуг и технологически интенсивном производстве. Одновременно снижается доля в добывающей промышленности, сельском хозяйстве и ресурсоемком производстве.

     По  данным американского журнала «Форчун», главную роль среди 500 крупнейших ТНК  мира играют четыре комплекса: электроника, нефтепереработка, химия и автомобилестроение. Их продажи составляют около 80% общей активности и пятисот «грандов». Весьма характерна регионально-отраслевая направленность инвестиций ТНК. Как правило, они делают капиталовложения в отрасли обрабатывающей промышленности новых индустриальных стран и относительно развитых и развивающихся государств. В этом случае идет конкурентная борьба за инвестиции стран — получателей капитала. Для беднейших стран политика иная — ТНК считают целесообразным осуществлять там капиталовложения в добывающую промышленность, но главным образом наращивать товарный экспорт. В этом случае развертывается жесткая конкурентная борьба между ТНК за продвижение своих товаров на местные рынки.

     Приведем  данные о 100 основных транснациональных корпораций. Данные взяты на сайте http://www.nbuv.gov.ua/polit/04forkek.htm по данным американского журнала Forbes, 2004 г.

NN Компания Страна Сектор экономики Объем продаж млрд$ Прибыль млрд $. Размер активов  млрд $ Рыночная стоимость млрд $
1 Citigroup United States Banking 94,71 17,85 1,264,03 255,3
2 General Electric United States Conglomerates 134,19 15,59 626,93 328,54
3 American Intl Group United States Insurance 76,66 6,46 647,66 194,87
4 ExxonMobil United States Oil & gas operations 222,88 20,96 166,99 277,02
5 BP United Kingdom Oil & gas operations 232,57 10,27 177,57 173,54
6 Bank of America United States Banking 49,01 10,81 736,45 117,55
7 HSBC Group United Kingdom Banking 44,33 6,66 757,6 177,96
8 Toyota Motor Japan Consumer durables 135,82 7,99 171,71 115,4
9 Fannie Mae United States Diversified financials 53,13 6,48 1,019,17 76,84
10 Wal-Mart Stores United States Retailing 256,33 9,05 104,91 243,74
11 UBS Switzerland Diversified financials 48,95 5,15 853,23 85,07
12 ING Group Netherlands Diversified financials 94,72 4,73 752,49 54,59
13 Royal Dutch/Shell Group Netherlands/ United Kingdom Oil & gas operations 133,5 8,4 100,72 163,45
14 Berkshire Hathaway United States Insurance 56,22 6,95 172,24 141,14
15 JP Morgan Chase United States Banking 44,39 4,47 792,7 81,94
16 IBM United States Technology hardware & equipment 89,13 7,58 104,46 171,54
17 Total France Oil & gas operations 131,64 8,84 87,84 116,64
18 BNP Paribas France Banking 47,74 4,73 745,09 59,29
19 Royal Bank of Scotland United Kingdom Banking 35,65 4,95 663,45 90,21
20 Freddie Mac United States Diversified financials 46,26 10,09 752,25 44,25
21 DaimlerChrysler Germany Consumer durables 157,13 5,12 195,58 47,43
22 Altria Group United States Food, drink & tobacco 60,7 9,2 96,18 111,02
23 ChevronTexaco United States Oil & gas operations 112,94 7,43 82,36 92,49
24 Pfizer United States Drugs & biotechnology 40,36 6,2 120,06 285,27
25 Wells Fargo United States Banking 31,8 6,2 387,8 97,53
26 Verizon Commun United States Telecommunications services 67,75 2,57 165,97 103,97
27 Barclays United Kingdom Banking 33,69 4,9 791,54 61,33
28 Morgan Stanley United States Diversified financials 33 3,64 580,63 64,81
29 General Motors United States Consumer durables 185,52 3,82 450 27,47
30 Nippon Tel & Tel Japan Telecommunications services 92,41 2,17 150,87 73
31 Microsoft United States Software & services 34,27 8,88 85,94 287,02
32 Nestlé Switzerland Food, drink & tobacco 64,56 5,48 62,15 106,55
33 SBC Communications United States Telecommunications services 39,16 5,97 100,17 82,93
34 Deutsche Bank Group Germany Diversified financials 58,85 1,53 792,49 50,23
35 Siemens Group Germany Conglomerates 86,62 2,81 85,47 75,77
36 HBOS United Kingdom Banking 32,68 3,09 571,76 52,87
37 ENI Italy Oil & gas operations 53,29 4,82 67,91 76,13
38 ConocoPhillips United States Oil & gas operations 90,49 4,83 81,95 46,72
39 Banco Santander Central Spain Banking 28,7 3,28 442,24 56,78
40 Merrill Lynch United States Diversified financials 26,64 3,47 485,77 57,52
41 Wachovia United States Banking 24,47 4,25 400,87 62,35
42 Time Warner United States Media 38,08 2,65 121,78 77,95
43 Hewlett-Packard United States Technology hardware & equipment 73,06 2,54 74,71 70,2
44 Procter & Gamble United States Household & personal products 46,99 5,81 53,86 131,89
45 Samsung Electronics South Korea Semiconductors 50,22 5,95 54,58 72,72
46 Johnson & Johnson United States Drugs & biotechnology 40,01 6,74 46,66 160,96
47 Lloyds TSB Group United Kingdom Banking 24,48 2,87 406,99 48,11
48 ABN-Amro Holding Netherlands Banking 23,64 3,98 704,95 39,29
49 Honda Motor Japan Consumer durables 67,44 3,61 63,09 40,61
50 American Express United States Diversified financials 24,17 3 175 68,89
51 Nissan Motor Japan Consumer durables 57,77 4,19 60,56 41,71
52 Bank One United States Banking 21,04 3,4 290,01 58,38
53 AXA Group France Insurance 90,1 1 456,13 41,39
54 Société Générale Group France Banking 35,52 1,61 526,54 40,61
55 PetroChina China Oil & gas operations 29,53 5,67 58,36 90,49
56 Goldman Sachs Group United States Diversified financials 22,84 2,54 394,14 50,12
57 BBVA-Banco Bilbao Vizcaya Spain Banking 24,1 2,81 288,8 44,67
58 Intel United States Semiconductors 30,14 5,64 47,14 196,87
59 MetLife United States Insurance 35,79 2,24 326,84 26,34
60 Home Depot United States Retailing 62,9 4,04 35,37 82,29
61 Viacom United States Media 25,85 2,47 90,94 68,66
62 Allstate United States Insurance 32,15 2,73 134,14 32,9
63 Merck & Co United States Drugs & biotechnology 30,78 7,33 42,59 108,76
64 Novartis Group Switzerland Drugs & biotechnology 26,77 5,4 46,92 116,43
65 ENEL Italy Utilities 38,99 2,11 71,36 46,84
66 Unilever Netherlands/ United Kingdom Food, drink & tobacco 50,7 2,24 45,49 72,19
67 Washington Mutual United States Banking 18,01 3,88 275,18 39,69
68 Crédit Agricole France Banking 31,77 1,12 531,01 38,8
69 Deutsche Post Germany Transportation 41,23 1,64 169,33 26,83
70 Comcast United States Media 18,35 3,24 109,16 67,3
71 Volkswagen Group Germany Consumer durables 91,33 2,71 112,87 17,42
72 Tokyo Electric Power Japan Utilities 41,62 1,4 116,68 30,63
73 Munich Re Germany Insurance 45,85 1,14 191,33 26,63
74 BMW-Bayerische Motor Germany Consumer durables 52,23 2,12 58,11 29,03
75 Ford Motor United States Consumer durables 164,2 0,76 312,56 26,29
76 Tyco International Bermuda Conglomerates 37,57 1,19 62,8 58,41
77 US Bancorp United States Banking 14,57 3,73 189,29 52,88
78 Roche Group Switzerland Drugs & biotechnology 25,18 2,48 45,77 95,38
79 Royal Bank of Canada Canada Banking 18,82 2,28 305,01 31,82
80 GlaxoSmithKline United Kingdom Drugs & biotechnology 34,16 6,34 29,19 124,79
81 China Petroleum & Chemical China Oil & gas operations 39,16 1,94 45,32 50,09
82 Sony Japan Consumer durables 63,23 0,98 68,04 38
83 Nokia Finland Technology hardware & equipment 37,05 4,52 29,15 104,3
84 BellSouth United States Telecommunications services 22,58 3,59 49,62 54,08
85 Walt Disney United States Media 28,44 1,92 51,52 55,06
86 Natl Australia Bank Australia Banking 15,34 2,69 269,94 36,51
87 Gazprom Russia Oil & gas operations 19,21 3,81 77,15 36,28
88 Carrefour Group France Food markets 96,94 1,45 40,11 37,19
89 Cisco Systems United States Technology hardware & equipment 19,82 4,35 36,59 166,09
90 FleetBoston Finl United States Banking 14,22 2,13 196,4 47,19
91 RWE Group Germany Utilities 45,68 1,1 97,35 23,76
92 UniCredito Italiano Italy Banking 16,53 1,89 223,6 33,53
93 BT Group United Kingdom Telecommunications services 29,58 4,24 44,42 28,73
94 United Parcel Service United States Transportation 32,81 3,54 28,37 79,62
95 United Technologies United States Conglomerates 31,03 2,36 34,65 48,77
96 Fortis Netherlands Diversified financials 52,51 0,56 507,98 30,19
97 Dow Chemical United States Chemicals 32,63 1,74 41,89 39,85
98 Aegon Insurance Group Netherlands Insurance 17,75 1,63 266,59 23,49
99 Dexia Belgium Banking 19,62 1,36 368,37 21,64
100 Renault Group France Consumer durables 38,17 2,05 54,04 19,64

     Роль  ТНК в мирохозяйственных  связях

 

     Для ведущих промышленно развитых стран  именно зарубежная деятельность их ТНК определяет характер внешнеэкономических связей. Так, до 40% стоимости имущества 100 крупнейших ТНК (включая финансовые) находится за пределами их страны базирования. Если сопоставить объем зарубежного (международного) производства ТНК с объемом их экспорта, очищенного от внутрифирменной торговли, то в конце 80-х гг. это соотношение для США, Японии и ФРГ составляло соответственно: 4,1:1; 2,6:1; 1,5:3.

     В 90-е гг. в среднем 45% общего объема продаж ТНК приходим на экспорт. ТНК охватывают 90% мировой торговли пшеницей, кофе, кукурузой, лесоматериалами, табаком, джутом и железной рудой, 85% — медью и бокситами, 80% — чаем и оловом, 75% –– натуральным каучуком и сырой нефтью.

     Велика  в экспорте этих стран роль поставок и услуг от отечественных компаний своим зарубежным филиалам. Во второй половине 80-х гг. на подобную внутрифирменную торговлю приходилось от 14 до 20% экспорта США; 23—29% — Японии и 24—28% — ФРГ.

     На  протяжении двух последних десятилетий  ежегодно примерно половина американского экспорта приходится на американские иностранные ТНК, в Великобритании эта доля достигает 80%, в Сингапуре — 90% [10].

     Внутрифирменное международное производство

 

     Активно участвуя в процессах международного производства на базе традиционного  международного разделения труда, ТНК  создали собственное внутрифирменное  международное производство на основе модернизированного МРТ с подключением ряда развивающихся рынков с новой для них специализацией. Именно этот внутрифирменный вариант международного производства стал для современных международных корпораций основным.

     Организация внутрифирменного международного производств  дает ТНК ряд преимуществ. Она  дает возможность;

     1) использовав льготы международной  специализации производства отдельных  стран; 

     2) максимально использовать налоговые,  инвестиционные другие льготы, предоставляемые странами для зарубежных инвесторов;

     3) маневрировать загрузкой производственных  мощностей, приспосабливая свои производственные программы в соответствии с конъюнктурой мирового рынка;

Информация о работе Международные корпорации в мировой экономике