Международные корпорации в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Международные корпорации последней четверги XX в. являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает обострение международной конкуренции углубление международного разделения труда. Международные корпорации предстают как непосредственные участники всего спектра мирохозяйственных связей, как «локомотивы» мировой экономики.
Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений (МЭО), а с другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия на них. Активно воздействуя на МЭО, международные (транснациональные) корпорации (ТНК) формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы.

Оглавление

Введение 3
Отличительные черты международных корпораций 4
Причины возникновения международных корпораций 4
Эволюция международных корпораций 6
Виды международных корпораций 11
Отраслевая структура производства ТНК 12
Роль ТНК в мирохозяйственных связях 16
Внутрифирменное международное производство 16
Повышение роли ТНК 18
Деятельность ТНК 19
Контрактные формы деятельности ТНК 19
Современные стратегические модели международных корпораций 21
Заключение 24
Литература 32

Файлы: 1 файл

курсовик мой.docx

— 78.09 Кб (Скачать)

     Важная  целевая установка компании по слиянию  и приобретению — ориентация на сбыт. Покупка компании может пониматься как стратегия выхода на рынок. В противоположность созданию новой дочерней фирмы на зарубежных рынках преимущества покупки определенной компании состоят в том, что существующие структуры, сети, оборудование в сфере сбыта, производства, поставок могут быть заимствованы.

     Международная деятельность по покупке и поглощению проводится с целью формирования глобальной структуры конкуренции. Скупка конкурентов может иметь своим следствием урегулирование рынка или усиление собственной конкурентной позиции [2, 113].

     Международные переплетения ТНК представляют собой  совместное владение несколькими корпорациями ценными бумагами друг друга. Наибольшее количество международных переплетений приходится на автомобилестроение.

     Вместе  с тем сегодня еще нельзя говорить об устойчивом типе международной предпринимательской деятельности. Критериями выбора формы международной предпринимательской деятельности являются индивидуальные для каждого предпринимателя и фирмы мотивы и цели транснационализации.

     Очевидно, что международные корпорации, создавшие  на базе глобальных производительных сил международное производство, ориентированное на удовлетворение потребностей людей в любой стране мира становятся главным субъектом глобальной мировой экономики. Обострение глобальной конкуренции между ними определяет в ближайшем будущем уменьшение числа МК с одновременным увеличением их роли и мощи.

 

     Заключение

 

     Начиная с конца 90-х годов в мире функционирует  около 60 тыс. международных корпораций, имеющих 500 тыс. зарубежных филиалов и аффилированных (зависимых) компаний по всему миру. Они контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, а также примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау.

     Таким образом, под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и  железной руды; 85% рынка меди и бокситов, 80% чая и олова, 75% бананов, натурального каучука и сырой нефти. Половина американского экспорта осуществляется американскими и иностранными ТНК. В Великобритании эта доля достигла 80%, в Сингапуре — 90%. Большая часть  платежей, связанных с трансфертом  новых технологий, осуществляется внутри ТНК. В США доля ТНК в трансфертах технологий составляет 80%, в Великобритании — 90%

     Процесс создания системы национального, двухстороннего, регионального, международного регулирования деятельности транснационального бизнеса ведет свой отчет с 70-х годов.

     70-е  годы ознаменованы, попыткой развивающихся  стран разработать и принять  в рамках ООН специальный Кодекс  поведения ТНК, а также сдерживающей государственной позицией правительств как стран происхождения, так и стран — реципиентов по отношению к международным корпорациям. По мысли инициаторов. Кодекс поведения ТНК должен был представлять свод норм, стандартов и правил, регламентирующих деятельность ТНК на международном уровне и служить эффективным инструментом балансировки национальных и глобальных интересов всех участников.

     Затянувшийся  процесс обсуждения и согласования позиций сторон проекта Кодекса  свел на нет усилия инициаторов его  разработки в связи с тем, что в 80-е годы изменилась философия отношения к транснациональному бизнесу. В результате Кодекс поведения

     ТНК так и не был принят.

     Однако  ряд регламентирующих документов в  этот период все же был принят. Среди  них:

  • Декларация о международных инвестициях и многонациональных предприятиях — принята ОЭСР в 1976 году. В приложении она содержит Руководящие принципы для многонациональных предприятий, соответствующие положениям национального права о картелях и конкуренции. Соблюдение документа носит добровольный характер;
  • Ломейские конвенции о сотрудничестве между странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана и ЕС;
  • конвенция между ЕС и Лигой арабских государств о взаимном поощрении и защите инвестиций;
  • кодекс иностранных инвестиций стран Андско-го пакта, имеющий обязательную силу для стран-участниц и отражающий концепцию подчинения ТНК законам принимающих стран;
  • свод справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой,
  • часто применяемой ТНК; — международный кодекс по передаче технологий, регулирующий передачу технологий, в том числе по каналам ТНК.

     Выполнение  этих соглашений контролируют различные  международные организации, прямо или косвенно связанные с деятельностью ТНК.

     Одновременно  были созданы международные организации, занимающиеся вопросами деятельности ТНК:

  • Комиссия ООН по ТНК, занимающаяся всем комплексом вопросов, связанных с деятельностью ТНК.
  • комитет по многонациональным предприятиям при Международной организации труда, контропирующий выполнение Трехсторонней декларации о принципах, касающихся многонациональных предприятий и социальной политики (принят МОТ в 1977 году).
  • комиссия ООН по международному торговому праву, которая, в частности, занимается урегулированием споров по инвестициям.          

     Начиная с 80-х годов многие страны изменили свою политику в отношении ТНК в сторону либерализации, что объясняется объективными процессами, происходящими в современной мировой экономике: нарастающее влияние НТР во всех сферах мирового хозяйства, его интернационализация, изменения в социальной структуре общества, однотипность решаемых практически перед всеми странами мира задач. Среди последних:

  • создание условий для долгосрочного экономического роста;
  • оказание повышенного внимания научно-технической политике;
  • укрепление экономического потенциала страны на основе глубоких структурных сдвигов;
  • качественное обновление производственной базы страны и усиление конкурентоспособности ее продукции.

     В развивающихся странах к этому  добавились:

  • долговой кризис;
  • неэффективность социально-экономической политики, связанной с большой долей государственного регулирования в экономике;
  • постепенное накопление опыта эффективного регулирования деятельности иностранного капитала в национальной экономике;
  • новое понимание роли транснационального бизнеса в экономике PC, возможность решить многие проблемы экономического развития посредством сотрудничества с международными компаниями.

     Эти задачи невозможно было решать только административными методами, путем государственного вмешательства в экономику, поэтому механизм государственно-монополистического регулирования трансформировался в пользу поощрения инициативы частного предпринимательства и изменилась политика в отношении международных монополий.

     В 80-х годах было существенно либерализовано законодательство, касающееся слияний и поглощений. В 1988 году создается Международное агентство по инвестиционным гарантиям, главной целью которого становится поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах.

     Для усиления политической, дипломатической  и юридической поддержки национальных ТНК, промышленно развитые страны заключают двусторонние соглашения о защите инвестиций со странами — основными реципиентами транснационального предпринимательского капитала. Для этих соглашений характерно:

  • продвижение обоюдных принципов национального режима и «минимального стандарта», означающих обращение, как с иностранными предпринимателями, так и с отечественными;
  • сокращение и ослабление преграды на пути допуска зарубежных ТНК в национальную экономику.

     Меры  по содействию деятельности национальных ТНК на зарубежных рынках осуществляются не только ради самих ТНК, но и стали  выступать частью общей внешнеэкономической стратегии стран-реципиентов, скоординированной с ее внешнеэкономическими интересами.

     Использование возможностей ТНК на благо внутренней экономики благотворно отразилось на эффективности мирового хозяйства  в целом. В частности, в США  одним из следствий подобной политики стал скачкообразный рост капиталовложений американских ТНК в собственную экономику.

     В странах ЕС такая политика, в сочетании  с созданием общего внутреннего рынка, привела к резкому роста числа слияний и поглощений среди ТНК, к перестройке корпоративной структуры экономики Западной Европы в целом, к более успешной конкуренции против американских и японских ТНК.

     Лишь  в экономике Японии сохраняется  «двойной стандарт»: поощряется внешняя экспансия национальных монополий при наличии многих барьеров, препятствующих проникновению иностранных компаний в страну.

     В 90-е годы либерализация как магистральная  тенденция государственного регулирования иностранных прямых инвестиций сохранилась. Практически все страны мира сейчас активно приветствуют ПИИ и стремятся улучшить инвестиционный климат для них: отменяют существовавшие ранее ограничения, укрепляют гарантии от экспроприации и национализации, дают больший простор действию рыночной конкуренции. По данным экспертов ЮНКТАД, отслеживающих изменения в регулятивной практике в 64 странах мира, в 1995 году из зафиксированных 112 случаев таких изменений в 106 случаях инвестиционный режим менялся в сторону либерализации или стимулирования ПИИ.

     Все большее значение приобретает развитие концептуальных основ, принципов и  стандартов межгосударственной координации  регулирования ПИИ. Множится число  специальных двусторонних соглашений по инвестиционным вопросам, в которых закрепляются условия допуска инофирм на рынки и защиты интересов инвесторов. Тем самым в законодательстве и административном регулировании находит конкретное выражение признание высокой роли ПИИ для развития национальной экономики принимающих стран. Одновременно в межправительственных инвестиционных соглашениях могут оговариваться возможности ограничения основополагающего принципа свободы перемещения капиталов, как правило, в целях регулирования платежного баланса страны.

     По  состоянию на июнь 1996 года в мире насчитывалось 1160 подобных соглашений, охватывавших 155 государств. Подавляющее  большинство (около 2/3) было заключено  в 90-е годы (только в 1995 году — 172 договора). Нужно отметить, что если изначально двусторонние соглашения регулировали прежде всего отношения между развитыми и развивающимися странами, то теперь они все чаще затрагивают инвестиционные потоки внутри группы развивающихся государств и в страны с переходной экономикой.

     На  региональном уровне, как правило, речь идет о регулировании весьма широкого круга вопросов, прямо или косвенно затрагивающих ПИИ и ТНК. В  разных регионах мира интеграционные процессы имеют свою специфику, поэтому в отличие от двусторонних инвестиционных соглашений здесь нет единообразия в подходах к мерам по обеспечению свободы движения капиталов. Более того, сами такие меры рассматриваются лишь как часть общей системы экономического взаимодействия. При этом в зависимости от целей и контекста соответствующих соглашений (которые обычно имеют юридически обязывающий характер) могут даваться разные определения инвестиций.

     Соглашения  на региональном уровне обычно затрагивают  не только меры, собственно государственной  политики в отношении ПИИ: формы  либерализации (снятия ограничений), защиты инвестиции, способы разрешения инвестиционных споров, ко и определенные правила поведения самих иностранных инвесторов, в частности, отказ от ограничительной деловой практики, незаконных платежей, обязательства по соблюдению определенных норм в области раскрытия ^информации о своей деятельности, трансфертного ценообразования, трудовых отношений, защиты окружающей среды. В случаях, когда та или иная участвующая в региональных соглашениях страна не может в силу недостаточного уровня развития полностью соответствовать всем требованиям, оговариваются специальные условия (исключения, отклонения или поэтапного подключения к общим правилам).

     Самый высокий уровень координации  регулирования ПИИ — многосторонний. Как показывает практика, здесь пока в основном решаются вопросы специфического характера, касающиеся отдельных секторов экономики (услуги, страхование, интеллектуальная собственность) или конкретных проблем деятельности ТНК (критерии оценки их деятельности, разрешение споров, обеспечение занятости и соблюдение национального трудового законодательства, стимулы для инвестиций, ограничительная деловая практика, политика конкуренции, защита потребителей).

Информация о работе Международные корпорации в мировой экономике