Международные корпорации в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Международные корпорации последней четверги XX в. являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает обострение международной конкуренции углубление международного разделения труда. Международные корпорации предстают как непосредственные участники всего спектра мирохозяйственных связей, как «локомотивы» мировой экономики.
Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений (МЭО), а с другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия на них. Активно воздействуя на МЭО, международные (транснациональные) корпорации (ТНК) формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы.

Оглавление

Введение 3
Отличительные черты международных корпораций 4
Причины возникновения международных корпораций 4
Эволюция международных корпораций 6
Виды международных корпораций 11
Отраслевая структура производства ТНК 12
Роль ТНК в мирохозяйственных связях 16
Внутрифирменное международное производство 16
Повышение роли ТНК 18
Деятельность ТНК 19
Контрактные формы деятельности ТНК 19
Современные стратегические модели международных корпораций 21
Заключение 24
Литература 32

Файлы: 1 файл

курсовик мой.docx

— 78.09 Кб (Скачать)

     4) использовать свои дочерние компании  в качестве плацдарма для завоевания развивающихся рынков; так, к примеру, реализация продукции ТНК через свои заграничные филиалы значительно превышает мировой экспорт. Па этом продажи ТНК вне страны основного базирования растут и 20—30% быстрее, чем увеличивают экспорт. Осуществляя инвестиции во многих развивающихся странах, ТНК строят заводы не для того, чтобы произведенную продукцию реализовывать в стране своего базирования, а для нужд стран — реципиентов капитала,

     5) продлевать жизненный цикл продукта, налаживая его производство в  зарубежных филиалах по мере  его морального устаревания в  стране основного базирования.

     Основа  мирового господства ТНК — вывоз  капитала и его эффективное размещение. Совокупные зарубежные инвестиции всех ТНК в настоящее время играют более существенную роль, чем торговля. ТНК контролируют треть производительных капиталов частного сектора всего мира, до 90% прямых инвестиций за рубежом. Прямые инвестиции ТНК за рубежом в середине 90-х гг. превысили 3 трлн долл. При этом прямые инвестиции росли в три раза быстрее, чем инвестиции в целом, хотя первые все еще составляют примерно 6% годовых капиталовложений промышленно развитых стран [4, 117]. 

     Обладая огромными капиталами, ТНК активно  действуют на международных финансовых рынках. Совокупные валютные резервы ТНК в несколько раз больше, чем резервы всех центральных банков мира, вместе взятых. Перемещение 1—2% массы денег, находящихся в частном секторе, вполне способно изменить взаимный паритет национальных валют. ТНК часто рассматривают обменные валютные операции в качестве наиболее выгодного источника своих прибылей.

     Повышение роли ТНК

 

     ТНК во все большей степени становится определяющим фактором для решения  судьбы той или иной страны в международной  системе экономических связей. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК позволяет им выполнить функцию международного регулятора производства и распределения продукции и даже, как считают эксперты ООН, содействовать экономической интеграции в мире.

     ТНК вторгаются в сферы, которые традиционно  считались областью государственных  интересов — делают вывод эксперты ООН в докладе ЮНКТАД о транснациональных  корпорациях (1993 г.). Вместе с тем  речь не идет о движении к полной интеграции мировой экономики под  руководством ТНК. В действительности деятельность ТНК ведет к интеграции, интернационализации только в тех рамках и границах, которые определены получением максимальной прибыли.

     Отмечая положительные стороны функционирования ТНК в системе мирового хозяйства  и международных экономических  отношений, следует сказать и  об их негативном влиянии на экономику  тех стран, где они функционируют. Специалисты указывают:

     • на противодействие реализации экономической  политики тех государств, где ТНК осуществляют свою деятельность;

     • на нарушение законодательства стран  пребывания. Так, манипулируя политикой  трансфертных цен, дочерние компании ТНК, действующие в различных странах, умело обходят национальные законодательства в целях укрытия доходов от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую;

     • на установление монопольных цен, диктат условий, ущемляющий интересы развивающихся стран.

     В целом ТНК — это достаточно сложный и постоянно развивающийся  феномен в системе межхозяйственных связей, требующий постоянного внимания, изучения и международного контроля. Тем более что в нашей стране начинают возникать и развиваться крупные российские корпорации — финансово-промышленные группы, видящие свои перспективы в активной экспансии на внешних рынках.

     Послевоенная  история западноевропейских стран, Японии, новых индустриальных стран Азии свидетельствует о том, что национальный капитал способен выдерживать конкуренцию с ТНК в том случае, если он сам структурируется в мощные финансово-промышленные образования (адекватные международным аналогам), способные проводить активную внешнеэкономическую политику.

     Деятельность  ТНК

     Контрактные формы деятельности ТНК

     Расширяя  свою экспансию, ТНК используют разнообразные  формы освоения  мирового  рынка.   Эти формы в значительной степени основываются на контрактных отношениях и не связаны с участием в акционерном капитале других фирм.

     К числу таких форм экспансии ТНК  обычно относят:

     1) лицензирование;

     2) франчайзинг;

     3) управленческие контракты;

     4) оказание технических и маркетинговых  услуг;

     5) сдачу предприятий «под ключ»;

     6) ограничение во времени договора  по созданию совместных предприятий и соглашений по осуществлению отдельных операций.

     На  практике достаточно трудно четко провести границу между той или иной формой деятельности ТНК. Они используются недифференцированно и часто  переплетаются. Нередко они не альтернативны  традиционному заграничному инвестированию, а дополняют его.

     Важная  особенность развития этих форм состоит  в том, что они используются в значительной степени в отношениях между самими ТНК, выражая усиление центростремительных тенденций.

     Особое  распространение получили лицензионные соглашения. В 1990 г. объем лицензионных сделок ТНК превысил показатель 1970 г. почти в 10 раз.

     С конца 80-х гг. становится популярной такая форма экспансии; ТНК, как  оказание управленческих и маркетинговых  услуг. Договор по предоставлению управленческих услуг представляет собой соглашение, по которому оперативный контроль предприятия или фазы его деятельности предоставляется другому предприятию за соответствующее вознаграждение. Функции, выполняемые предприятиями по договору, могут включать управление производством, в том числе ответственность за технический и инженерный аспекты производства; управление кадрами, в том числе назначение и увольнение иностранцев и обучение местной рабочей силы; покупку техники и сырья; маркетинг и финансовое управление.

     Так, к примеру, правительство Казахстана в 1997 г. подписало контракт с консорциумом АББ на управление национальной энергетической системой республики в течение 25 лет. По соглашению шведско-швейцарская  ТНК выплатит задолженность правительства по заработной плате служащим сектора, создаст объединенную энергосистему и в ближайшие три года сделает капиталовложения в размере не менее 200 млн. долл. В обмен АББ получит 15% чистой прибыли от эксплуатации и гонорар за управленческие услуги, устанавливаемый в зависимости от показателей работы.

     Широкое распространение получили договоры о сдаче заводов «под ключ». В  этом случае ТНК берет на себя ответственность  за осуществление всех (или большей  части) видов деятельности, необходимых  для планирования или строительства определенного объекта.

     В целом тенденция к использованию  многообразных форм экспансии ТНК  развивается, как и сам процесс  интернационализации капитала и  производства, демонстрируя новые формы и подходы.

     Одной из новейших форм завоевания ТНК международных  рынков является создание ими за рубежом специальных инвестиционных компаний. Задачей этих структур являются1 инвестиции в дочерние и партнерские предприятия ТНК для стимулирования продвижения их продукции на региональный рынок. Такой подход используют, в частности, крупнейшие международные компании по продаже безалкогольных напитков «Пепси-кола» и «Кока-кола» в Африке.

     Современные стратегические модели международных корпораций

 

     Стратегия корпорации — это способ осуществления  ее целей в меняющихся рыночных условиях.

     Для реализации своих стратегий международные  корпорации используют различные модели инвестирования:

  • инвестирование с «нуля»;
  • трансплантации;
  • стратегические альянсы;
  • международные слияния и приобретения;
  • международные переплетения.

     Инвестирование  с «нуля» означает создание за рубежом  полностью нового предприятия. До 80-х годов было самой распространенной формой инвестирования.

     Трансплантации  — вынесение в принимающую  страну отдельных производств (чаще всего сборочных). Первыми в мировой практике применили эту стратегическую модель японские и южнокорейские автомобилестроительные ТНК. Сегодня для немецких и итальянских фирм заводы Чехии, Польши, Венгрии также стали сборочными цехами для последующего реэкспорта в ЕС.

     Стратегические  альянсы — разного рода гибкие межфирменные союзы, создаваемые для  совместного решения ориентированных  на глобальный рынок конкурентных задач в той или иной области, но позволяющие продолжать соперничество в других сферах [9, 210].

     В качестве конкретных целей создания стратегических альянсов можно выделить следующие сгруппированные по нескольким основным позициям:

     1) технологические альянсы, предполагающие  международное сотрудничество фирм в сфере НИОКР, — 37,7% межфирменных коалиций;

     2) соглашения о совместном производстве (23,3%). Многие из производственных альянсов ориентируются на достижение экономии на масштабах производства. При этом в одних случаях фирмы могут стремиться к объединению усилий тех или иных звеньев производственной цепочки при сохранении полной независимости во всех остальных операциях, а в других — создавать совместные предприятия;

     3) соглашения в области сбыта  (7,9%). Главное целевое назначение  сбытовых альянсов состоит не  в устранении или ограничении  взаимной конкуренции участников, а во взаимном предоставлении доступа к сбытовым сетям друг друга на стратегических рынках.

     Стратегические  семьи являются обобщающей формой предпринимательства фирм, которые не конкурируют друг с другом, имеют взаимодополняющую стратегию, зависят друг от друга в процессе достижения успеха на рынке.

     В качестве примеров стратегических семей  можно привести отношения «заказчик-поставщик» и связи между производящими компаниями и обслуживающими их банками.

     В стратегических системах кооперируется  большое число предприятий (производящие компании, торговые фирмы, банки) на базе долгосрочной совместной работы, создаются общие условия кооперации и регулирования и через одну компанию.

     Международные слияния и приобретения (М & А) как  форма международного предпринимательства имеет в современных условиях возрастающее значение.

     Количество  международных слияний компаний, составившее в 1997 году сумму в 342 млрд долл., еще больше увеличилось  в 1998 году. На этот вид инвестиций в 1998-1999 годах пришлась большая часть инвестиций в развитые страны.

     По  оценкам экспертов ЮНКТАД, благодаря  слияниям компаний к 2010 году в ряде отраслей мировой промышленности число  игроков может резко сократиться. Например, автомобильный рынок, где  сейчас насчитывается 15 основных производителей, может оказаться во власти 5-10 компаний. На рынке фармацевтической продукции  уже сейчас семь крупнейших ТНК с  продажами более 10 млрд. долл. каждая контролируют почти четверть этого 300-миллиардного рынка.

     В 1998 году резко возросло количество крупных слияний на сумму свыше 1 млрд. долл. В 1997 году стоимость 58 таких сделок составила 161 млрд. долл. Одной из крупнейших сделок 1997 года на сумму более 18 млрд долл. было приобретение швейцарской Zurich Versicherungs GmbH английской табачной компании ВАТ Industries. Большинство остальных крупных приобретений пришлось на сферы финансовых услуг, страхования, химической и фармацевтической промышленности, связи и средств массовой информации.

     Слияния 1998 года установили новые рекорды. Ряд  слияний в нефтяных компаниях, таких как Total с Petrofina на сумму 39 млрд долл., British Petroleum с Amoco на сумму 50 млрд. долл., а теперь еще и Еххоп с Mobil на сумму 80 млрд. долл., существенно увеличили долю инвестиций путем слияния в общем объеме инвестиций этого года. Слияния в сфере финансов также поразили своими масштабами — 72 млрд. долл. стоило одно только слияние Citibank и Travelers Group [10].

Информация о работе Международные корпорации в мировой экономике