Лизинг в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение организации и управления лизинговыми операциями в РБ и разработка мероприятий повышения их эффективности.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
- особенности лизинговой деятельности;
- анализ развития лизинга в Республике Беларусь;
- формирование практики лизингового кредитования за рубежом
-определение путей повышения эффективности лизинговых операций.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты лизинга 5
1.1. Сущность, функции, преимущества лизинга 5
1.2. Объекты и субъекты лизинга, виды лизинговых сделок 7
1.3. Понятие договора лизинга, его условия 12
1.4. Порядок осуществления лизинговой операции в банке 14
2. Развитие лизинговых услуг 16
2.1. Обзор рынка лизинговых услуг Республики Беларусь 16
2.2. Мировая практика применения лизинга 20
3. Проблемы рынка лизинговых услуг и пути их решения 23
3.1. Проблемы на внутреннем рынке лизинга……………………….......23
3.2. Лизинг как источник финансирования инновационной деятельности
промышленных предприятий РБ ……………………………………...….…24
3.3.Создание лизинговой биржи в Беларуси ..……………………………..25
Заключение 28

Файлы: 1 файл

Лизинг.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

   Относительная невостребованность лизинга в нашей  стране свидетельствует либо о несогласованности законотворческой деятельности различных министерств и ведомств, либо об отсутствии эффективного спроса на него со стороны субъектов хозяйствования вследствие недостаточно последовательного проведения реструктуризации экономики.

   В экономически развитых странах при  помощи лизинга решается задача стимулирования экономического роста путем ускоренного обновления основного капитала, сокращения продолжительности технологического цикла. Поэтому специфика лизинга как инструмента экономической политики, направленного на ускорение обновления основного капитала, заключается в следующем: лизинг успешно развивается в тех странах, где наблюдаются высокие темпы обновления основного капитала. Развитие лизинга – не самоцель, а, в конечном итоге, средство роста ВВП. В этой связи наметившаяся в последнее время тенденция к общему оздоровлению экономики, уменьшению числа убыточных предприятий может способствовать увеличению эффективного спроса на новые средства производства, а следовательно, усилению востребованности лизинга в нашей стране, что, в свою очередь, будет закладывать долгосрочные основы роста ВВП [2]. 

3.2. Лизинг как источник финансирования инновационной деятельности

промышленных предприятий РБ 

   В 2010 году завершается реализация государственной  программы инновационного развития Республики Беларусь, в соответствии с которой доля новой продукции в общем объёме продукции промышленности к концу года должна составить не менее 19%, а доля инновационно активных предприятий должна превысить 25%.

 В то же  время завершается подготовка  программы инновационного развития  на 2011-2015 годы. Согласно этому документу  доля инновационно активных предприятий  в общем объёме промышленных  предприятий в Беларуси к 2015 году планируется довести до 30,5%. В данной программе должно быть задействовано каждое предприятие Беларуси. В целях её выполнения необходимо обеспечить техническое перевооружение, глубокую модернизацию и освоение новых технологий с привлечением инвестиций в экономику страны.

На сегодняшний  день около 50% из общего объёма инвестиций составляют собственные средства организаций, а также средства инновационных  фондов. При этом зачастую отмечается невыполнение заданий по инновационным объектам. Причины этого – отсутствие ритмичного финансирования, неисполнение контрактных обязательств по поставкам оборудования (в связи с недостатком финансовых ресурсов или несвоевременным их предоставлением).

Одним из вариантов  решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

Лизинг помогает без отрицательных последствий  изымать из оборота средства, необходимые  для замены устаревшего оборудования. У предприятий есть возможность провести техническое перевооружение за счёт будущих доходов, существенно не ухудшая своё текущее финансовое положение.

Создание благоприятных  условий развития лизинга должно стать приоритетным направлением деятельности государства, учитывая сложность выполнения задач, поставленных предприятиям госпрограммой инновационного развития.

С учётом накопленного опыта инвестирования инновационной деятельности в Республике Беларусь, предполагается, что значительная часть технического перевооружения, модернизация предприятий, предусмотренных госпрограммой, произойдёт посредством международного лизинга.

Международный лизинг предполагает перемещение через  границу не только оборудования, но и других активов. В их число, прежде всего включаются технологии, обучение и повышение квалификации работников.

Для дальнейшего  развития лизинговой деятельности в  Республике Беларусь, привлечения инвестиций, необходимо предусмотреть дополнительные налоговые и таможенные льготы, в том числе: снижение или отмену таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость в отношении оборудования, ввозимого на территорию Республики Беларусь и являющегося объектом международного финансового лизинга, для производства новых видов продукции , имеющих приоритетное значение для развития экономики, не только для конкретных государственных предприятий, но и для всех предприятий, которые будут выпускать такую продукцию [3]. 

3.3. Создание  лизинговой биржи в Беларуси 

   Лизинг  в Беларуси ожидают кардинальные перемены: к 2011 году в республике предполагается создать биржу лизинговых услуг. Ее появление, как считают эксперты, позволит либерализировать рынок, сделав механизм работы лизинговых операторов более прозрачным и освободив лизингополучателя от необходимости обивать пороги различных компаний.

   Биржа лизинговых сделок будет основана на электронной базе данных, в которой в режиме реального времени будет собираться оперативная информация о потребностях лизингополучателей. Так, в реестр будут заноситься данные о необходимом клиенту оборудовании, его примерной стоимости, сроках предоставления финансовых средств, ожидаемой процентной ставке и прочих условиях. Любой лизинговый оператор сможет подключиться к системе и при желании предложить лизингополучателю свои услуги.

   Это позволит небольшим лизинговым операторам, не располагающим достаточной ресурсной базой, передать клиента другим компаниям, а не «капитулировать», как это происходит сегодня.

   Создание  биржи лизинговых услуг, по приблизительным  оценкам, может обойтись в 20 тыс. долларов. Решающую роль в создании биржи лизинговых услуг должен сыграть Белорусский союз лизингодателей. Ему же, вероятно, и предстоит стать оператором электронной площадки.

   Но  нуждаются ли лизинговые компании в  подобной бирже? В настоящее время  в Беларуси насчитывается около 50 лизинговых операторов. Однако лишь 10-15 компаний активно ведут себя на рынке и способны обслужить крупного клиента. Поэтому биржа лизинговых сделок должна, с одной стороны, дать возможность небольшим компаниям зарабатывать на комиссии, а с другой – упростить крупным операторам процедуру поиска клиента, равно как и сэкономить время самому лизингополучателю.

   Как правило, лизингополучатель обращается в одну-две компании, и если там  ему отказывают, он разочаровывается в лизинге. В итоге рынок теряет клиента и потенциальную прибыль, хотя если бы была биржа, вопрос поиска оптимального для сделки лизингового оператора решался бы за считанное время.

   Кстати, аналогичный инструмент уже существует в сфере тендерных закупок. Так, компании, которым необходимо приобрести новое оборудование, размещают заявку в единой базе данных тендерных закупок. Такую же модель хотят распространить и на рынок лизинговых услуг.

   Что немаловажно, биржа позволит объективно оценить объемы лизингового рынка. Ведь сегодня ни у одной компании нет данных о масштабах рынка. Если создать электронную базу данных, где бы фиксировались все сделки, можно было бы понять не только объемы рынка, но и сравнить их с доступными объемами фондирования.

   Это, в свою очередь, может стать «пряником» для внешних инвесторов, которые собираются выйти на белорусский рынок или пополнить лизинговые портфели белорусских компаний. Ведь лизинговая биржа позволит им лучше ориентироваться в местных условиях, в частности, узнать, кто и в каком оборудовании нуждается, а также на какие процентные ставки рассчитывает. В итоге довольно хаотичный рынок лизинговых услуг примет системный вид [10]. 

   Таким образом, подведём итог вышесказанному: с каждым годом лизинг в Республике Беларусь приобретает всё большую актуальность, ведь он является одним из наиболее выгодных способов обновления и расширения основных фондов предприятия, при этом сохраняется необходимое количество финансовых средств, которые организация может использовать на другие нужды, одновременно пользуясь уже новым оборудованием. Лизинг позволяет проводить инновационную модернизацию предприятий, что только позитивно сказывается на экономике Республики Беларусь, а именно, продукция становится конкурентоспособной; лизинг влияет на экономический рост и, соответственно, с каждым годом увеличиваются объёмы валового внутреннего продукта по стране. Поэтому в последние годы он внедряется в экономическую сферу всё более и более интенсивными темпами. При этом существует ряд проблем, решив которые, лизинговая деятельность достигнет своего апогея в нашей стране и будет работать эффективно на экономику. 
 
 
 

 

 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Лизинг  становится гибким и многообещающим экономическим рычагом, способным привлечь инвестиции, способствовать подъёму отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надёжный доход для коммерческих банков и т. п.

      Одна  из основных проблем лизинга – финансирование лизинговых сделок. Одним из перспективных и весьма существенных источников финансирования является международный лизинг. Лизинговые операции при этом позволяют привлечь в Республику Беларусь иностранный капитал и оборудование для народного хозяйства, не увеличивая внешней задолженности страны, а также исключают риск колебаний валютных курсов.

      Для этого необходимо государственное  регулирование инвестиций в отдельных  отраслях экономики. Изменяя размеры  налогов, устанавливая налоговые и  инвестиционные льготы, увеличивая или  уменьшая сроки амортизации, государство  определяет приоритеты и стимулирует финансирование в производство. И только при благоприятной для лизинговых операций правовой, кредитной и налоговой политике, как свидетельствует мировой опыт, происходит:

      1. Ускоренный рост производственных  мощностей, т.к. лизинговое финансирование создает дополнительные стимулы к наполнению и ускоряет процесс трансформации капитала из ссудного в функционирующий;

      2. Ускорение НТП, т.к. благодаря  лизингу производители получают  дополнительные каналы реализации  своей продукции, а потребителю становятся доступными многие виды дорогостоящего оборудования;

      3. Увеличение эффективности инвестиций, т.к. лизинг обеспечивает рост  производительности машин и оборудования  за счет использования их с  максимальной отдачей.

      Опыт  многих стран подтверждает высокую эффективность лизинга как инструмента привлечения инвестиций даже в период экономического кризиса. Следовательно, инвестиции в производство товаров и услуг – вот, что питало и питает экономику любой страны, придаёт стабильность любому государству и определяет его будущее. Совершенно ясно, что ключ к решению большинства экономических проблем Республики Беларусь в широкомасштабном перевооружении производства на базе новых технологий, очевидно и то, что без инвестиций в основные фонды этой задачи не решить.

      Хотелось  бы подчеркнуть, что лизинг не является дешёвой заменой кредита. Существуют определённые преимущества финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказываются настолько же критичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами пропадает основной привлекательный момент для лизингополучателей (в частности, для малого бизнеса), заключающийся в том, чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).

      Опираясь  на практику мирового сообщества и  теоретические наработки школ отечественных исследований, можно определенно сказать, что потенциал лизинговых услуг на практике не раскрыт еще в полной мере.

      На  мой взгляд, нашей стране не хватает  комплексной программы в рамках которой был бы из следующих элементов:

  1. была бы продумана и создана более развитая инфраструктура рынка лизинговых услуг, которая включала бы: подготовку квалифицированных кадров, информационное освещение предоставляемых услуг;
  2. предоставление банками более широкого спектра льгот при долгосрочном кредитовании лизинговых сделок (более 3-х лет);
  3. развитие системы гарантий, чтобы избежать 100 % залога при лизинге (например, страхование);
  4. наряду с уже принятыми мерами (отсутствие валютного контроля при контрактах международного лизинга), усилить комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций в рамках лизинга.

      Такая программа смогла бы подтолкнуть  коммерческие банки вместо сомнительных, рисковых прибылей в краткосрочном периоде переориентироваться на долгосрочное инвестирование средств в экономику Республики Беларусь для получения уверенной прибыли.

      Можно с полной уверенностью сказать, что  лизинг в нашей стране постепенно будет наращивать свои обороты и будет играть все более весомую роль в экономике Беларуси.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Банковский кодекс Республики Беларусь № 444-3 от 25.10.2000 г.
  2. Горюнов А. Рынок лизинга в Беларуси / А. Горюнов // Журнал «Финансовый директор». – № 1, 2011 г. – с. 13.
  3. Зубарева. Лизинг как источник финансирования инновационной деятельности промышленных предприятий РБ / Зубарева // Материалы IV международной молодёжной научно-практической конференции «Научный потенциал молодёжи – будущему Беларуси». – ч. 2, 2010 г. – с. 151.
  4. Инвестиционные технологии [Электронный ресурс] / Договор лизинга – Режим доступа: http://www.demamida.ru/materials.php. Дата доступа: 25.03.2011.
  5. Коноплицкая М.А., Игнатьева Е. С., Островецкая Ж. М. Организация деятельности банков: учебное пособие / М. А. Коноплицкая, Е. С. Игнатьева, Ж. М. Островецкая // 2010. – 189 с.
  6. Левкович А.О. Формирование рынка лизинговых услуг: монография  / А. О. Левкович. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2004 – 336 с.
  7. Левкович А.О. Обзор рынка лизинговых услуг в Республике Беларусь / А. О. Левкович // Журнал «Планово-экономический отдел». - № 11, 2008 г. – с. 12-14.
  8. Лещенко М.И. Основы лизинга: учебное пособие / М. И. Лещенко // - М.: Финансы и статистика, 2001 – 350 с.
  9. Молис М.Б. Экономическая сущность лизинга / М. Б. Левкович // Журнал «Лизинг». -  № 12, 2008 г. – с. 27-28.
  10. Официальный сайт компании ЗАО «Авангард лизинг» [Электронный ресурс] / Биржа лизинга в Беларуси. – Режим доступа: http://www.avangard.by/home/company/news/. Дата доступа: 25.03.2011.
  11. Официальный сайт лизинговой компании ЧУП «АСБ Лизинг» [Электронный ресурс] / История развития лизинга. – Режим доступа: http://asbleasing.by/about_leasing/leasing.html. Дата доступа: 25.03.2011.
  12. Положение «О лизинге на территории Республики Беларусь» № 1038 от 13.07.2000 г.
  13. Турыгина В.В. Экономическая эффективность лизинга / В. В. Турыгина // Журнал «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий». - № 10, 2007 г. – с. 60.
  14. Философова Т. Г. Возможности и перспективы развития лизингового бизнеса на международных рынках / Т. Г. Философова // «Международный экономический журнал». - № 1, 2011 г. – с. 42-44.
  15. Цыбулько А.Тенденции развития лизинга в Республике Беларусь / А. Цыбулько // Журнал «Финансовый директор». - № 1, 2008 г. – с. 22-23.

Информация о работе Лизинг в Республике Беларусь