Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:51, курсовая работа
Целью данной работы является изучение организации и управления лизинговыми операциями в РБ и разработка мероприятий повышения их эффективности.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
- особенности лизинговой деятельности;
- анализ развития лизинга в Республике Беларусь;
- формирование практики лизингового кредитования за рубежом
-определение путей повышения эффективности лизинговых операций.
Введение 3
1. Теоретические аспекты лизинга 5
1.1. Сущность, функции, преимущества лизинга 5
1.2. Объекты и субъекты лизинга, виды лизинговых сделок 7
1.3. Понятие договора лизинга, его условия 12
1.4. Порядок осуществления лизинговой операции в банке 14
2. Развитие лизинговых услуг 16
2.1. Обзор рынка лизинговых услуг Республики Беларусь 16
2.2. Мировая практика применения лизинга 20
3. Проблемы рынка лизинговых услуг и пути их решения 23
3.1. Проблемы на внутреннем рынке лизинга……………………….......23
3.2. Лизинг как источник финансирования инновационной деятельности
промышленных предприятий РБ ……………………………………...….…24
3.3.Создание лизинговой биржи в Беларуси ..……………………………..25
Заключение 28
Для сравнения этих показателей белорусского рынка лизинговых услуг с зарубежной практикой развития лизингового бизнеса следует отметить, что рынки лизинговых услуг большинства Европейских стран контролируются банками (непосредственным участием либо посредством дочерней лизинговой компании). Так, в 14 странах из 23 членов Европейской ассоциации LEASEUROPE доля банковского сектора рынка лизинговых услуг превышает 60%. Однако в то же время непосредственное участие банков в рынке лизинговых услуг играет значительную роль только в трех странах: Франции (63,7%), Ирландии (42,1%) и Испании (39,5%). В остальных странах доля активных операций банков составляет менее 25% общего объема лизинговых операций [14].
Лизинг на сегодняшний день в отечественной экономике не получил должного распространения. Его потенциал используется пока недостаточно. Официальная статистика объемов лизинговых операций действует в республике с 2004 года. Анализ структуры лизинговых операций за 2008 год показывает, что 75% их обеспечивается средствами государства и белорусских банков, направляемыми на поддержание сельхозпроизводителей. А что касается чистого лизинга, осуществляемого профильными государственными и негосударственными компаниями, то существенного роста не наблюдается. Если, по данным статистики, в развитых странах лизинг занимает около 30% общего объема инвестиций, то в нашей стране, по данным Белорусского союза лизингодателей, на его долю приходится 3-4%, несмотря на то, что государственное регулирование в направлении развития лизинга можно считать образцовым. Причины в первую очередь связаны с низкой рентабельностью белорусских предприятий и дефицитом ресурсов в банковском секторе. Спрос на них значительно превышает предложение. В этой ситуации большинство банков активно применяет протекционистские меры и выделяет ресурсы только дочерним лизинговым структурам. Ограниченность кредитных ресурсов и соответственно низкая конкуренция на рынке капитала обусловлена преимущественно слабостью отечественной банковской системы.
Выделение в сфере банковского сообщества группы уполномоченных банков, пользующихся определенными преференциями со стороны государства, препятствует развитию здоровой конкуренции между банками, повышению эффективности их деятельности, выходу на международный рынок, Следует также отметить, что два банка (АСБ «Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк») контролируют от 39% в 1999 году до 56,5% в 2003 году предоставляемых кредитов (не включая кредиты населения, 98% которых приходится на долю Беларусбанк).
За
20 лет развития лизинга в Беларуси основным
достижениям явилось создание законодательной
базы по лизингу, которая предоставляет
значительные налоговые льготы участникам
лизинговой сделки, важнейшими из которых
выступают отнесение лизинговых платежей
на себестоимость продукции и свободная
норма амортизации [7].
2.2. Мировая
практика применения лизинга
Предпосылками для быстрого роста финансового лизинга в Северной Америке и Западной Европе послужили несколько факторов. Научно-техническая революция 50-х годов открыла перед предприятиями необходимость обновления основных средств. А механизм финансового лизинга позволял это сделать на более выгодных условиях, чем при покупке оборудования через банковский заем. Одновременно активно развивался рынок финансовых услуг, предлагая новые формы кредитования, низкие процентные ставки, что в сочетании с благоприятным налоговым режимом, сопутствующим лизинговым сделкам, сделало лизинг привлекательным для лизинговых компаний.
В 70-е годы финансовый лизинг начинает развиваться на рынках Южной Америки, Азии и Африки. Восьмидесятые годы отмечены принятием концепции финансового лизинга практически во всем мире. За последние 25 лет ежегодный объем лизинговых операций в мире вырос в 10 раз и в 2007 году составил около 540 млрд долларов, при этом на США и Канаду приходится 41%, на Азию – 28%, на Европу – 19% [14].
Всего в Западной Европе через лизинг в настоящее время осуществляется более 20% инвестиций в производственные фонды. При этом до 80% лизингового бизнеса Западной Европы приходится на Великобританию, Германию, Италию и Францию. Переход на рыночное развитие Венгрии, Чехии, Словакии и других стран Восточной Европы, а также стран СНГ открыли новые возможности для лизингового бизнеса.
Рынок лизинговых услуг в США превосходит страны Западной Европы, а тем более Восточной Европы и СНГ как по масштабам, так и по уровню развития. Широкое использование лизинга в США, да и в развитых странах Западной Европы, объясняется более благоприятными экономическими условиями, поскольку в этих странах осуществляется значительная поддержка предпринимательского бизнеса, который в основном и развивается за счет инвестиций через лизинговый механизм.
Некоторые страны Западной Европы (Великобритания, Германия, Дания) не принимали специального законодательства по лизингу, а реализуют его в рамках обычного коммерческого права, в то время как Франция, Португалия, Швеция имеют специальное законодательство, где указаны в основном права лизингодателя и лизингополучателя, их взаимоотношения с производителями имущества, сдаваемого в лизинг.
Лизинг
как специфическая форма
Государственное регулирование лизинговой деятельности в каждой стране имеет свои особенности. Там, где лизинг является специфической функцией банков (Италия, Франция), государственные органы не только регулируют банковскую деятельность, но и осуществляют контроль над лизингом. В Великобритании, Германии банки контролируют лишь за ту часть лизинговых операций, которая проводится подведомственными им структурами. Во Франции вся лизинговая деятельность строго регулируется со стороны государства наравне с банками. В других странах управление лизинговой деятельностью по сравнению с банковскими операциями значительно упрощено.
Законодательствами Италии, США, Франции предусмотрены специальные требования к лизинговому механизму. Лизинговые соглашения подлежат регистрации в судебных органах с целью оповещения определенного круга лиц, предусмотренного законодательством, о собственнике имущества, передаваемого в лизинг, и др.
В Великобритании, Германии, Дании, Нидерландах лизинговая деятельность, как правило, не регулируется и не ограничивается [13].
Как показывает опыт, специфическое законодательство не является определяющим для развития лизинга, доминируют макроэкономические условия страны, государственная поддержка инвестиционной деятельности и лизинга как важной ее формы. Наиболее благоприятные условия для лизингового рынка созданы в Великобритании, Германии, Ирландии, Норвегии, США. Так, например, в Ирландии для стимулирования лизинга лизинговым компаниям предоставляются государственные субсидии, возможность использовать ускоренный режим амортизации и другие льготы, что благотворно сказалось на лизинговом рынке. В результате Ирландия стала мировым центром лизинга самолетов, в стране функционирует Международный центр по оказанию финансовых услуг и др.
Существуют страны, где развитию лизинга препятствуют некоторые ограничения. Например, в Греции запрещен лизинг недвижимости, а также грузового автотранспорта и автобусов, тормозом являются и нормы амортизации, которые регулируются государством.
Заключение лизингового соглашения на длительный срок позволяет возмещать стоимость имущества, а также обеспечивает возможность для опциона. Такой подход к учету лизинговых операций наиболее реально отражает в финансовой отчетности сущность обязательств и активов обеих сторон лизинговой сделки, и дает возможность обоснованно начислять налоги.
В настоящее время на рынке лизинговых услуг участвует около 100 стран мира, половина из которых – развивающиеся, где лизинг идет ускоренными темпами, особенно в сегментах промышленного оборудования, транспортных средств и др. Расширение лизингового рынка является объективным фактом при интернационализации производства и финансовой сферы. Как известно, лизинговый рынок дает возможность импортировать оборудование многим странам с весьма ограниченными ресурсами. Лизинг более надежен при выполнении финансовых обязательств, чем другие формы инвестиций. Он не только облегчает инвестирование импорта промышленного оборудования, но и позволяет обеспечить передачу технологий из промышленно развитых стран в развивающиеся.
Поскольку
лизинг способствует активизации инвестиционных
процессов, росту объемов производства,
развитию здоровой конкуренции, он всячески
поддерживается Всемирным Банком, Европейским
банком реконструкции и развития, Комиссией
Евросоюза, Европейской экономической
комиссией и другими международными структурами
[14].
Вывод: что касается деятельности операторов, осуществляющих лизинговую деятельность на территории Республики Беларусь, то по общему объёму операций преобладает деятельность коммерческих банков, занимающихся кроме своих основных операций операциями, связанными с лизинговой деятельностью (178864,8 млн. руб.) Спектр лизинговых компаний довольно широк. Крупные компании располагаются не только в столице, а также и в областных центрах (Бресте, Витебске). Объём лизинговых операций, осуществляемых данными компаниями составляет 109981,8 млн. руб. Среди самых крупных лизинговых компаний можно выделить следующие: ООО «Лизингинтеринвест» - 17786.ю3 млн. руб; ЛЧУП «Приорлизинг» - 16081,1 млн. руб.; ЗАО «Промстройинвест» - 14008,2 млн. руб. Объём операций данных компаний имеет весомую долю в общем объёме по республике. Что касается именно банков, активно осуществляющих лизинговую деятельность, то два банка (АСБ «Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк») контролируют от 39% до 56,5% предоставляемых кредитов (не включая кредиты населения, 98% которых приходится на долю Беларусбанк).
Проанализировав структуру рынка лизинговых услуг, можно сделать вывод, что наибольшую долю занимает производственное оборудование (42,8%), а затем уже другие виды оборудования и виды транспорта. Данный факт очевиден, ведь с отраслевой структуре народного хозяйства промышленность занимает наибольший удельный вес, а транспорт – наименьший, поэтому и обновлять основные фонды приходится гораздо чаще, чем транспортные средства, используемые транспортными и иными предприятиями.
Глава 3.
Проблемы
рынка лизинговых
услуг и пути их
решения
3.1. Проблемы
на внутреннем рынке лизинговых услуг
На внутреннем рынке лизинговых услуг существует ряд проблем, сдерживающих его развитие и ограничивающих возможности реализации потенциала, заложенного в течение 14 лет формирования правовой базы, лизинга и деятельности предпринимателей Республики Беларусь в указанном секторе экономики, напрямую связанных с определенным несовершенством правовой базы.
Развитию
лизинга в нашей стране препятствует
ряд следующих серьезных
1. За рубежом термином “ лизинг ” называются отношения финансовой аренды сроком от 3-х лет. В нашей же стране не создан пока еще благоприятный климат для долгосрочных инвестиций. Необходимо принятия налогового законодательства, предоставляющего льготы банкам, покрывающие их риски, связанные с долгосрочным кредитованием.
2. Неразвитость инфраструктуры лизингового рынка. Инфраструктура, способствующая развитию лизинга в Республике Беларусь должна включать в себя более широкую сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм и соответствующую систему информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг. Неразвитость инфраструктуры (сложившихся механизмов финансирования, расчетов, минимизация рисков, эффективных маркетинговых и сбытовых структур и т. п.) предъявляет нереально высокие требования к руководителям и служащим лизинговых компаний.
3. Недостаток квалифицированных кадров для лизинговых компаний.
В заключение следует отметить, что для развития рынка лизинговых услуг недостаточно только создания прогрессивной нормативно-правовой базы. Необходимо еще проведение целенаправленной макроэкономической политики по реализации потенциала лизинга в экономике. Основная функция лизинга как инструмента экономической политики заключается в его использовании как средства активизации процесса обновления основного капитала через создаваемую органами экономического управления систему преференций, способствующих его развитию [15].
Почему в общем объеме инвестиций в Беларуси доля лизинга, несмотря на наличие прогрессивной нормативной базы, незначительна – не превышает, по оценкам ряда исследователей, 3%? В то же время в России лизинговый портфель составлял в 2003г. Более 3 млрд. USD США (порядка 10% от общего объема инвестиций), в Эстонии – 30% от общего объема инвестиций, в США – также порядка 30%.