Курс.раб по эк-ке предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:45, курсовая работа

Краткое описание

Как известно из финансовой литературы, под финансовым менеджментом подразумевается сочетание стратегических и тактических моментов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять огромными денежными потоками и находить оптимальные денежные решения. При этом, не удивительно, что основным аспектом реализации данной системы на конкретном предприятии будет ее соотношение с прибылью этого предприятия.
Следует отметить, что прибыль выступает в данном случае в качестве того изначального момента, от которого отталкивается любое руководство при принятии решения о той или иной форме (структуре) финансового менеджмента на своем предприятии, определяя тем самым значение, которое он будет играть в жизни предприятия.

Оглавление

Введение
Инновационное инвестирование и его механизм
Инвестиции и инновации
Инновационно-инвестиционная тактика организаций
Инновационно-инвестиционный механизм
Выработка инновационно-инвестиционной стратегической политики
Наиболее приоритетные направления урегулирования проблем инновационно-инвестиционной деятельности
Кредитно-инвестиционное обеспечение научных проектов
Настоящее положение дел на кредитно-инвестиционном рынке
Необходимость систематизации и комплексности решения проблем
Система отбора наиболее эффективных и конкурентоспособных нововведений
Мотивация коммерческих банков и страховых организаций (как внутренних, так и внешних) к инвестированию
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.теор.часть.docx

— 40.65 Кб (Скачать)

     Таким образом, создание эффективного инновационно-инвестиционного  механизма не просто необходимо, оно  неотложно. И начинать нужно не только сверху, с формирования федеральной  инвестиционной программы и разработки мер по ее реализации, но и снизу, с отбора и быстрого воплощения в  жизнь конкретных инвестиционных проектов и региональных программ, с координацией усилий дееспособности агентов и  инновационно-инвестиционного рынка.

     Также необходимо заметить, что отмеченные выше целевые структуры в данном случае могут рассматриваться в  качестве одного из элементов эффективного инновационно-инвестиционного механизма.  
 

     1.3 Инновационно-инвестиционный механизм

     Вернемся  к анализу инновационно-инвестиционного  механизма. Важнейшим его элементом  наряду с названным выше является ресурсное обеспечение проектов и программ - кадровое, финансовое и  техническое.

     Обычно, приступая к реализации инвестиционных проектов, основное внимание уделяют  поиску источников финансирования, рассуждая  примерно так: будут деньги - все  остальное приложится. Однако, инвестиции, и немалые, попадая в ненадежные или неумелые руки, сплошь и рядом  не дают отдачи. Любой западный инвестор, прежде чем пойти на прямые вложения или предоставить кредит, всесторонне  исследует - что за предприятие или  лицо делает заявку на инвестиции, насколько  надежен партнер, имеет ли он сплоченную команду, квалифицированных менеджеров и работников. И лишь при положительном  ответе на эти и другие вопросы  рассматриваются содержание проекта, бизнес-план, размеры и условия  окупаемости инвестиций, возврата кредита  и т. п.

     Такой подход вполне оправдан, особенно в  условиях широко распространенной профессиональной некомпетентности, многолетней привычки получать централизованные капиталовложения, не заботясь об их возврате, неприспособленности  к рыночной среде, незнакомства со многими  современными технологиями. Начинать осуществление приоритетных инновационно-инвестиционных проектов и программ нужно с обучения и переподготовки кадров - от менеджеров до рабочих.

     При этом, надежная кадровая база помогает более успешно решать вопросы  финансирования проектов и программ. Нужно смотреть правде в глаза, основной капитал сейчас находится у коммерческих банков, частных предприятий, дельцов  теневой экономики, а также иностранных  инвесторов, работающих преимущественно  в сфере обращения, поскольку  отпугивают политическая нестабильность, круговерть законов и большой  коммерческий риск. “Живые деньги”  есть также у части населения, которое готово вкладывать их в строительство  жилых домов, надежные ценные бумаги, но нередко сталкивается с авантюрными  либо мошенническими проектами. Упомянутые выше, указы Президента и постановления Правительства направлены на то, чтобы сломать этот порочный круг, создав благоприятный климат для частных отечественных и зарубежных инвестиций.

     После решения вопроса о финансировании проекта встает проблема технологического оборудования. Сейчас много производственных помещений, простаивающего оборудования. Но это обычно устаревшие машины, морально и физически изношенная техника, не пригодная для производства конкурентоспособной  продукции. Помещения и производственную инфраструктуру после некоторой  реконструкции вполне можно использовать (что удешевляет проект и сокращает  сроки его реализации). Однако, как  правило, приходится приобретать технологическое  оборудование. Стремятся заказать его  за границей вместе с апробированной эффективной технологией. Это лишает отечественное машиностроение заказов, усиливает безработицу в данной отрасли и зависимость от внешних  поставщиков. Следовательно, нужно  поддерживать ориентацию заказчиков на комплекты современного отечественного оборудования, широко привлекая к  проектам конверсионные предприятия. Но для этого необходимо, чтобы  отечественная техника не уступала импортной по своим параметрам, была дешевле и имела налаженные обслуживание и ремонт.

     1.4 Выработка инновационно-инвестиционной  стратегической политики

     Наиболее  важным элементом инновационно-инвестиционного  механизма с позиции его тактической  формализации в границах конкретного  рыночного предприятия является следующий его элемент - выработка  селективной инновационно-инвестиционной стратегии, которая найдет выражение  в федеральных и региональных инновационных и инвестиционных программах и крупных проектах, рассчитанных на длительный период (до 2000 г.) и охватывающих все стадии технологического цикла. Главная трудность - выбрать те узкие приоритетные производства, где концентрация ресурсов сможет в сравнительно короткий срок обеспечить успех и цепную реакцию перелома в более широких сферах народного хозяйства (“стратегия лазерного луча”).

     Важно при этом не попасть в “черные  дыры” экономики, имея в виду предприятия, которые, поглощая в изобилии ресурсы, не в состоянии произвести конкурентоспособную  продукцию. Большинство действующих (или частично бездействующих) предприятий  оснащены техникой вчерашнего дня, четвертого, а то и третьего технологических  укладов и не выдерживают конкуренции  с хлынувшим на внутренний рынок  потоком высокотехнологичных, красочно оформленных товаров с мощной рекламой, пленяющей покупателей. В  этих условиях вкладывать средства в  поддержание производителей устаревшей продукции, не имеющей перспектив сбыта, - безнадежное дело.

     Другая  опасность состоит в чисто  потребительском подходе к капиталовложениям. Примером может служить структура  инвестиций в Москве (да и в других крупных центрах). Десятилетия Москва не знала такого размаха в строительстве  офисов, банков, магазинов, отелей, роскошных  коттеджей и квартир для “новых (и не слишком новых) русских”, реконструкции  и строительства храмов. Это было бы приемлемо, если бы пропорционально  вкладывались средства на обновление производственного аппарата, на строительство  жилья для москвичей со средним  и малым достатком и т. д.

     1.5 Наиболее приоритетные направления  урегулирования проблемм инновационно-инвестиционной  деятельности

     Какие же направления инновационно-инвестиционной деятельности можно считать приоритетными, первоочередными, заслуживающими государственной  поддержки?

     Прежде  всего, это массовое жилищное строительство. Речь не идет о виллах для богачей, поскольку они сами в состоянии  найти для себя средства. Главное в другом, в создании тактически выверенной, продуманной стратегической политики распределения массового жилищного строительства не только в районах большого скопления людей, но и по территории всей РФ, с учетом необходимости развития или восстановления отдельных стратегически важных районов страны.

     Второй  приоритет - современные средства коммуникаций, производство средств транспорта и  связи, создание и модернизация транспортных и информационных сетей. Сейчас быстро стареют, приходят в негодность подвижной состав на железных дорогах, авиалиниях, морском, речном и автомобильном транспорте, многочисленные трубопроводные сети. Падает скорость и надежность доставки грузов и пассажиров, растет число катастроф, уносящих десятки тысяч человеческих жизней, наносящий непоправимый ущерб природной среде. Телефонная и радиотелевизионные сети работают с перегрузками и все чаще дают сбои. Транспортное машиностроение, промышленность средств связи почти не получают государственной поддержки и находятся на грани ликвидации. Если вовремя не устранить эти тенденции, то через год-два наступит транспортная разруха, для преодоления которой потребуются огромные средства и мкогие годы. Здесь не обойтись частными инвестициями, необходимы крупные государственные и межгосударственные капиталовложения.

     Третий  приоритет - высокие технологии на базе конверсии. Жизненно важно, опираясь на элементы пятого технологического уклада, сконцентрированные в военно-промышленном комплексе, организовать производство высокотехнологичных, конкурентоспособных  на мировых рынках и импортозамещающих  товаров.

     Четвертый приоритет - ресурсосберегающие, экологически чистые технологии. Сейчас главное не в том, чтобы приостановить падение добычи минерального и лесного сырья и наращивать их экспорт, ускоряя истощение полезных ископаемых и загрязняя окружавшую среду, а в том, чтобы использовать новейшие научно-технические достижения и уже известные технологии для более полного извлечения минеральных богатств из недр и глубокой комплексной переработки природного сырья.

     Пятый приоритет - экологически чистое продовольствие на базе поддержки сети фермерских и личных подсобных хозяйств, перерабатывающих и торговых предприятий, освоивших  технологии производства, переработки, упаковки, транспортировки, сбыта и  контроля за строгим соблюдением  стандартов по экологически чистому  продовольствию и продуктам с  лечебными добавками. Речь идет, прежде всего, о широкой гамме продуктов  для детей и молодежи, поставляемых в детские дошкольные учреждения, школы, вузы, о продуктах с пектиновыми добавками, выводящими из организма радионуклиды и тяжелые металлы, о выпуске лечебного хлеба, чая, других продуктов с лечебными травами, ягодами т. д.

     Перечисленные приоритеты должны лечь в основу системы  федеральных, региональных и отраслевых инновационно-инвестиционных программ и получать первоочередную государственную  поддержку в виде прямых инвестиций, льготных кредитов, налоговых льгот  и т. д.

 

2. КРЕДИТНО-ИНВЕСТИЦИОННОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНЫХ ПРОЕКТОВ

     2.1 Настоящее положение дел на  кредитно-инвестиционном рынке

     До  настоявшего времени кредиты  в финансировании инновационной  деятельности используются крайне недостаточно. В условиях инфляции коммерческим банкам невыгодно предоставлять их на срок свыше трех месяцев. Даже те из них, которые еще в конце 80-х гг. создавались как инновационные, почти не выдают долгосрочных кредитов, а те банки, которые выдают кредиты  такого рода, зачастую относят их к  безнадежным долгам. Недалеко от банков ушли и страховые организации.

     И дело тут не только в инфляции и  отсутствии стимулов к инвестированию в системе налогообложения. Сказываются  неразвитость инфраструктуры аудита нововведений, неготовность предприятий к их созданию, а также маломощность страховых  компаний. Отрицательно влияет на кредитование инноваций распылённость кредитных  ресурсов по коммерческим банкам, причем формирование последних до сих пор  продолжается. Для становления рыночных отношений такая тенденция положительна, однако развивавшиеся банки не могут  отвлекать из оборота безболезненно  для своего финансового положения  сколько-нибудь значительные средства в инновационные проекты.

     Осложняют положение также отдаленность перспективы  получения прибыли и отставание индексации кредитов от реальной инфляции. Не срабатывает и механизм предоставления Национальным банком по льготным ставкам  кредитных ресурсов на финансирование коммерческими банками правительственных  программ. Так, например, выделенные на одиннадцать месяцев 1993 года из инвестиционного  фонда Национального банка Белоруссии 48 млрд. рублей распределялись в соответствии с Программой кредитного обеспечения  приоритетных направлений развития экономики Белоруссии, но не оказали  существенного воздействия на структурную  перестройку промышленности. Основные причины, вызвавшие реакцию такого рода следующие.

     Во-первых, кредитование не имело ярко выраженной инновационной направленности и  не учитывало наличие высоких  технологий на конверсионных предприятиях. Единственным количественным критерием выбора проектов принимался лишь срок окупаемости в 3 - 4 года с момента начала инвестирования. Во-вторых, не было системы отбора наиболее эффективных, конкурентоспособных нововведений. В-третьих, не было комплексной соорганизованности действий, направляющих деятельность инвесторов в инновационную область. В-четвертых не были приняты меры по стимулированию участия как внешних (иностранных), так и внутренних коммерческих банков в инновационном процессе. Создание такой заинтересованности не было предусмотрено и Основными направлениями денежно-кредитной политики Белоруссии на 1994 г. И, наконец, в-пятых, выделенные на инвестиционные проекты Национальным банком средства составляли всего 5,2% общего объема кредитов, предоставленных коммерческим банкам. При этом 15 млрд. руб. из них, или 30% общего объема, было направлено на строительство объектов социальной сферы.

     2.2 Необходимость систематизации и  комплексности решения проблем

     В аспекте описанного положения недостаточности  использования кредитов в области  инновационного инвестирования, возникает  необходимость систематизации и  комплексности решения возникающих  на рынке проблем. Это помогает ресурсно обеспечить процесс инновационного инвестирования кредитом, но только при наличии (создании) системы отбора наиболее эффективных и конкурентоспособных нововведений, системы мотивации внутренних и внешних коммерческих банков и страховых организаций к инвестированию и сформировав на данной базе определенную рыночную инфраструктуру, которой будут делегированы права по отслеживанию НИОКР с дальнейшим обоснованием и рекомендацией инвестирования именно данной сферы деятельности.

Информация о работе Курс.раб по эк-ке предприятия