Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 08:48, курс лекций
1.Сущность экономики предприятия. Предмет и содержание дисциплины. Её становление и развитие. Место в системе экономических наук.
Макроэкономика исследует регулирование экономических процессов со стороны государства, изучает процессы формирования. Изучает процессы совокупного спроса и предложения, национального дохода, валового внутреннего продукта, анализирует влияние правовой бюджетной, денежно-кредитной политики Центрального банка на экономический рост, анализирует инфляцию, рост безработицы и т.п.
Микроэкономика изучает поведение отдельных элементов экономики, таких как отрасли производства, предприятия, товарные и финансовые рынки, банки т.д. Она изучает, как устанавливается объём производства, цены не продукцию, как организуется предпринимательская деятельность, изучает вопросы финансового и хозяйственного планирования, расчёт издержек производства. Реализации продукции и прочие вопросы.
Тема 1.Методические основы изучения дисциплины «Экономика организации (предприятия)»
1) Сущность экономики предприятия. Предмет и содержание дисциплины. Её становление и развитие. Место в системе экономических наук.
2) Цель и задачи изучения дисциплины. Её связь с другими науками. Логическая структура дисциплины.
3) Методы и принципы исследования экономики организации предприятия.
4) Формы и методы хозяйствования в экономических системах.
Преобразования в области
На 01.01.2011 г. Полиграфическую деятельность осуществляют 295 субъектов хозяйствования разных форм собственности. Если проанализировать ситуацию, то структура полиграфической отрасли по организационно-правовым формам среда лицензиатов на 01.01.2011 г. имеет след.вид:
- частным унитарным предприятиям (ЧУП) – 69 предприятий (17%)
- республиканские унитарные
- коммунальные унитарные
- общества с ограниченной
- учреждения – 36 пр-й (9%)
- открытые акционерные общества (ОАО) – 32 пр-й (8%)
- общества с дополнительной ответственностью (ОДО) – 25 пр-й (6%)
- закрытые акционерные общества (ЗАО) – 10 пр-й (3%)
- индивидуальные
- совместные предприятия и
По размещению информация м.б. представлена след.образом:
- г. Минск – 170 пр-й (~58%)
- Минская обл. – 29 пр-й (~10%)
- Гродненская обл. – 24 (8%)
- Гомельская обл. – 23 (8%)
- Витебская обл. – 20 (7%)
- Брестская обл. – 15 (5%)
- Могилёвская обл. – 14 (~5%)
В 2010 г. предприятиями системы
По структуре продукция (на 2010 г.):
- книжная (26,4%)
- журнальная (3,6%)
- изобразительная (1,4%)
- этикеточная (2%)
- упаковочная (2,4%)
- бланочная (3,1%)
- газетная (51,9%)
- блоки строгой отчётности (5,6%)
- прочая (11%)
Среди гос. предприятий наибольший
рост выпуска продукции в
Определённый объём выпуска продукции обеспечивают предприятия областного подчинения: прирост выпуска продукции к 2009 г. в 2010 г. – 109,7%. Лидеры – Витебская (36,4%), 2-е место – Гомельская обл., 3-е место – Брестская обл., 4-е место – Гродненская обл., 5-е место – Могилёвская обл., 6-е место – Минская обл..
В РБ в последние годы активно развивался выпуск газетной продукции (в целом повысился на 6,9%).
В целом, структура выпуска печатной продукции предприятиями всех форм собственности имеет следующий вид:
- 74% – книжная продукция
- 7,6% – бланки строгой отчётности
- 6,8% – газетная продукция
- 6,3% – остальное (журнальная, изобразительная, бланочная, упаковочная, этикеточная)
Анализ выпуская продукции в
натуральных показателях в
В настоящее время на рассмотрении в Совете Министров находятся предложения по реструктуризации таких крупных предприятий Мининформа как:
- ОАО «Полиграфкомбинат» им. Я.Коласа
- РУП «Минская фабрика цветной печати»
По 2010 году экспорт республиканских полиграфических предприятий составил 1,3 млн. долларов США. В целом, реализовано продукции примерно на 79 млрд. рублей по республиканским предприятиям, получено прибыли от реализации 5,2 млрд. рублей. В целом, по полиграфическим предприятиям республиканской формы собственности рентабельность реализованной продукции снизилась по сравнению с 2009 годом с 12,8% до 8,7%. Прогнозный параметр составлял 10%. На 1 августа 2011 года в государственном реестре СМИ зарегистрировано 1390 различных печатных средств массовой информации. Из них 409 государственных и 9811 предприятие негосударственной формы собственности. В т.ч. зарегистрировано газет – 674, журналов – 665, бюллетеней – 43, каталогов – 7, альманах – 1. Среди электронных СМИ: 163 радиопрограммы, 119 – государственные, 24 негосударственных, телепрограмм – 78, 29 – государственных, 49 – негосударственных.
Решением многих проблем, стоящих
перед белорусскими издательствами
в особенности в деле повышения
их тиражности и распространения
мог бы помочь опыт зарубежных издательств,
в частности немецких. Главное
внимание в Германии выделяется созданию
небольших мобильных
В последние годы в Германии доказали свою жизнеспособность 3 типа издательств с различной структурой и организацией производства:
- специализированные, ориентированные на широкий круг читателей
-специализированные, ориентированные на профессиональных читателей (экономисты, учителя, психологи и т.д.)
- универсальные (книги разного формата, разного оформления, дешёвая и дорогостоящая и т.д.)
Вопрос 13. Конец.
Тема:Предприятие как элемент экономической системы
1)Предприятие. Назначение и сфера деятельности. Характерные черты
2) Классификация организаций (предприятий)
3) Основные организационно-правовые формы организации (предприятий)
4) Механизм создания предприятия
5) Экономическая среда функционирования предприятия. Сущность, факторы, субъекты. Факторы внешней среды предприятия.
6) Сущность предпринимательской деятельности
7) Содержание производственного процесса на предприятии. Факторы производства
Вопрос 14. Начало.
1.Предприятие -это понятие рассматривается с разных точек зрения:
- экономической
- технической
- социологической
- правовой
С экономической точки зрения организация (предприятие) – юридическое лицо, которое взаимодействует с экономической, технической, социальной системой, имеет обособленное имущество, вписана в экологическую среду, имеет задачи удовлетворения определённого спроса, располагает правом принятия самостоятельных решений и несёт ответственность за риск.
Техническое понимание предприятия ставит в центр его техническое оснащение как неотъемлемую часть производства.
В социологическом понимании термина «организация» (предприятие) исходят из того, что на предприятии люди (персонал) производят целенаправленные действия в определённом трудовом коллективе.
Правовое толкование термина «организация» (предприятие) зафиксировано в гражданском кодексе РБ. Под предприятием здесь признаётся имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
Организация (предприятие)— самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе его имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги. На рынке предприятие с одной стороны выступает как производитель и продавец своих товаров и услуг, с другой стороны – предприятие покупает у домохозяйств рабочую силу (способность к труду) и производственные факторы у их собственников, которые будут использоваться в выпуске товаров и услуг. Т.е. предприятие одновременно выступает на рынке и в качестве покупателя, и в качестве продавца.
В свободе принятия управленческих
решений заложена необходимость
адаптации предприятия к
Целью деятельности предприятия является удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. В условиях перехода к рыночной экономике на первое место выступает получение прибыли, но не любой ценой.
Основные задачи предприятия (то, что вытекает из целей, конкретизируя их):
- производство материальных
- сочетание и разрешение
- создание финансовой основы
для реализации социальных
- обеспечение занятости
- реальная реализация
- реализация социальных
- производство
Предприятие – тот субъект экономики, который должен при своё создании и функционировании ответить прежде всего на 3 главных вопроса:
1) Что производить? – предприятие должно определиться с видом продукции, чем заниматься.
2) Как производить? – с помощью каких факторов производства, с помощью каких технологий, используя какие ресурсы.
3) Для кого производить? – на какую целевую аудиторию будет рассчитан продукт.
Вопрос 14. Конец.