Курс лекций по "Экономике организаций"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 08:48, курс лекций

Краткое описание

1.Сущность экономики предприятия. Предмет и содержание дисциплины. Её становление и развитие. Место в системе экономических наук.
Макроэкономика исследует регулирование экономических процессов со стороны государства, изучает процессы формирования. Изучает процессы совокупного спроса и предложения, национального дохода, валового внутреннего продукта, анализирует влияние правовой бюджетной, денежно-кредитной политики Центрального банка на экономический рост, анализирует инфляцию, рост безработицы и т.п.
Микроэкономика изучает поведение отдельных элементов экономики, таких как отрасли производства, предприятия, товарные и финансовые рынки, банки т.д. Она изучает, как устанавливается объём производства, цены не продукцию, как организуется предпринимательская деятельность, изучает вопросы финансового и хозяйственного планирования, расчёт издержек производства. Реализации продукции и прочие вопросы.

Оглавление

Тема 1.Методические основы изучения дисциплины «Экономика организации (предприятия)»
1) Сущность экономики предприятия. Предмет и содержание дисциплины. Её становление и развитие. Место в системе экономических наук.
2) Цель и задачи изучения дисциплины. Её связь с другими науками. Логическая структура дисциплины.
3) Методы и принципы исследования экономики организации предприятия.
4) Формы и методы хозяйствования в экономических системах.

Файлы: 1 файл

Эканоміка арганізацыі (поўная версія).docx

— 307.11 Кб (Скачать)
xt-indent:19pt;line-height:12pt">35%  – промышл.сектор

2% – c/х

67%  – сектор услуг

Страны с высоким уровнем дохода:

32%  – пром

2%  – с\х

66%  – сектор услуг

В РБ прослеживается несколько иная тенденция.

- в 1990 г:

- производство товаров – 68,9%,

- производство услуг – 28,5%

- в 2010 г:

- производство товаров – 46,3%,

- производство услуг – 44%

Поставлена задача к 2020 провести структурную  трансформацию с тем, чтобы:

- 28% формировалось в промышленности (2010г. – 27-28%),

- 7% должно формироваться за счёт с/х

- 65% должен давать сектор услуг.

В РБ традиционно выделяют следующие  комплексы и подкомплексы в их входящие:

- промышленные комплексы

- топливно-энергетический

- машиностроение и металлообработка

- металлургический комплекс

- химический и нефтехимический  комплекс

- лесной комплекс

- деревообрабатыващий

- целлюлозно-бумажной промышленности

- лёгкая промышленность

- агропромышленный комплекс

- строительный комплекс

- капитальное строительство

- строительство промышленных материалов

- транспорт и связь

- все виды транспорта (ж/д, авто, водный, трубопроводный)

- все виды связи (почтовая, электронная  и т.д.)

- комплекс социально-культурный  отраслей

- образование, соцобслуживание,  спорт и т.д.

- социально-потиребительский комплекс 

- розничная торговля

- общественное питание

- бытовое обслуживание населения

- жилищно-коммунальное хозяйство

Отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, т.к. именно в отраслевом разрезе осуществляется планирование, прогнозирование, учёт и  анализ результатов хозяйственной  деятельности

Вопрос 07. Конец.

 

 

Вопрос 08. Начало.

3.Система народно-хозяйственных связей, её современное сочетание, сфера услуг в экономике РБ, место и роль услуг полиграфического исполнения в данной системе

Принято выделять в составе национальной экономики 2 крупные сферы:

- производство товаров 

- производство услуг

К сфере производства товаров относят:

- промышленность

- с/х

- лесное хоз-во

- строительство и прочие виды  деятельности, связанные с производством  товаров

К сфере производства услуг относят след.отрасли виды деятельности:

- транспорт

- связь

- торговое и общественное питание

- материально-техническое снабжение  и сбыт

- заготовки

- информационно-вычислительное обслуживание

- операции для жизни и развития  общества, услуг издательско-полиграфического  комплекса

Развитие экономики приводит к  появлению новых отраслей и видов  производств. Одновременно со специализацией идут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие к формированию и развитию устойчивых  производственных связей между отраслями к созданию смешанных производств и межотраслевых  комплексов.

Специализация – сосредоточение производства на конкретных отраслях и направлениях деятельности.

Вопрос 08. Конец.

 

 

 

 

 

 

Вопрос 09. Начало.

Услуга – это целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способна удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке. Услуги отличаются специфическими особенностями по сравнению с товарами.

Особенности услуг как предмета торговли:

- отсутствие овеществлённой формы  (например, компьютерная программа,  киноленты, аудио- и видеопродукция)

- они обладают определёнными  признаками товара/услуги (общественной  потребительной стоимостью)

- услуги чаще всего полезны  не как вещь, а как вид деятельности

- услуги очень неоднородны и  изменчивы по качеству

- производятся и потребляются  одновременно

- при экспорте/импорте услуг они не проходят через таможенную границу и не подлежат таможенному оформлению

- не все виды пригодны для  вовлечения во внешний торговый  оборот (не все виды услуг могут  быть реализуемы)

- услуги имеют самую тесную  связь с рынком рабочей силы

- ассортимент услуг, предлагаемых  на мировых рынках, меньше ассортимента  и номенклатуры услуг на внутреннем  рынке

- сфера услуг имеет специфическую  нормативно-правовую базу регулирования  как на национальном, так и  на международном уровнях

Особенности сферы услуг:

- роль сектора услуг постоянно  возрастает

- разные услуги характеризуются  разной степенью вовлечения в  хозяйственный оборот. Меньше всего  вовлечены услуги, поступающие в  личное потребление, за исключением  образования и здравоохранения

- услуги могут осуществляться  на коммерческой и некоммерческой  основе (платные и бесплатные)

- услуги могут осуществляться  государственными и частными  производителями 

- гос.сектор (суды, военные структуры,  полиция, пожарная охрана, почта,  биржи труда, и частично больницы  и образовательные учреждения)

- коммерческий (авиакомпании, банки,  отели, страховые компании, издательские, полиграфические предприятия, консалтинговые  компании и т.д.)

Примерно 40% мировой торговли услугами осуществляется транснациональными корпорациями – крупными структурами, имеющими широкое  распространение по миру, где может  насчитываться до нескольких десятков тысяч работников по всему миру.

В соответствии с руководством международного валютного фонда по составлению  платёжного баланса все торгуемые услуги (реализуемые на мировом рынке) подразделяются на 11 видов, внутри которых существуют подвиды:

- транспорт:

- грузовой

- пассажирский

- поездки:

- деловые

- личные

- связь:

- почтовая

- курьерская

- телефонная и т.д.

- страхование:

- рисков

- личное

- финансовые услуги: между резидентами  и нерезидентами (физ. и юр. лица)

- компьютерные и информационные  услуги

- различного рода бизнес услуги (посреднические, лизинг, полиграфические  услуги)

- лицензионно-культурные услуги

- рекреационные услуги (туризм, лечение  и т.д.)

- правительственные услуги

Услуги можно классифицировать след.образом:

- социально-культурные услуги (наука, медицина, туризм, искусство и т.д.)

- производственно-сбытовые услуги (строительство, транспорт, связь, складское хозяйство, реклама, торговля, биржевые и посреднические операции и т.д.)

- социально-бытовые услуги (общественное питание, гостиничное обслуживание)

- финансово-страховые услуги

- профессиональные услуги (консалтинг, инженерно-консультационные услуги, информационно-вычислительные услуги, издательско-полиграфические услуги).

За последние годы сфера услуг  существенно преобразилась. Ныне по классификации Всемирной Торговой Организации (ВТО) насчитывается более 160 видов услуг. По темпам роста в  мире лидирует комплекс профессиональных услуг, который представлен службами маркетинга (продвижение товаров), услуг  менеджмента, лизинга, рынок научных  исследований, информационно-компьютерные, консультационные и аудиторско-бухгалтерские услуги. Также к быстрорастущему направлению относятся услуги телекоммуникаций и кредитно-финансовых учреждений. Кроме того, в мире сравнительно высокие темпы роста отличают группу социальных услуг (т.е. это сфера оказания помощи инвалидам, неблагополучным семьям и т.д.), высокие позиции занимает и сфера образования, устойчиво развиваются масштабы туризма.

Географическая направленность торговли услугами отличается большей ассиметричностью в пользу развитых государств, чем  международная торговля товарами.

Лидеры среди стран-экспортёров: США, Великобритания, Франция, Япония, Германия

Промышленно развитые страны чаще всего  специализируются на предоставлении деловых  услуг, развивающиеся страны – на предоставлении туристических услуг.

Вопрос 09. Конец.

 

 

 

 

Вопрос 10. Начало.

Развитая сфера услуг – это  показатель высокого уровня экономики  страны либо региона. Большинство услуг  называют невидимыми (условно говоря), т.е. они имеют неовеществлённую форму, но при этом достаточно высокую  доходность. Практически у каждой страны на рынке услуг формируется  своя специализация.

Так например:

- Швейцарскиекомпаниисчитаются признанными лидерами в секторе банковского дела, в консалтинге (проведении консультационных услуг, прежде всего капитала), обучении. Организации материально-технического обеспечения.

Информация о работе Курс лекций по "Экономике организаций"