Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 08:48, курс лекций
1.Сущность экономики предприятия. Предмет и содержание дисциплины. Её становление и развитие. Место в системе экономических наук.
Макроэкономика исследует регулирование экономических процессов со стороны государства, изучает процессы формирования. Изучает процессы совокупного спроса и предложения, национального дохода, валового внутреннего продукта, анализирует влияние правовой бюджетной, денежно-кредитной политики Центрального банка на экономический рост, анализирует инфляцию, рост безработицы и т.п.
Микроэкономика изучает поведение отдельных элементов экономики, таких как отрасли производства, предприятия, товарные и финансовые рынки, банки т.д. Она изучает, как устанавливается объём производства, цены не продукцию, как организуется предпринимательская деятельность, изучает вопросы финансового и хозяйственного планирования, расчёт издержек производства. Реализации продукции и прочие вопросы.
Тема 1.Методические основы изучения дисциплины «Экономика организации (предприятия)»
1) Сущность экономики предприятия. Предмет и содержание дисциплины. Её становление и развитие. Место в системе экономических наук.
2) Цель и задачи изучения дисциплины. Её связь с другими науками. Логическая структура дисциплины.
3) Методы и принципы исследования экономики организации предприятия.
4) Формы и методы хозяйствования в экономических системах.
2% – c/х
67% – сектор услуг
Страны с высоким уровнем дохода:
32% – пром
2% – с\х
66% – сектор услуг
В РБ прослеживается несколько иная тенденция.
- в 1990 г:
- производство товаров – 68,9%,
- производство услуг – 28,5%
- в 2010 г:
- производство товаров – 46,3%,
- производство услуг – 44%
Поставлена задача к 2020 провести структурную трансформацию с тем, чтобы:
- 28% формировалось в промышленности (2010г. – 27-28%),
- 7% должно формироваться за счёт с/х
- 65% должен давать сектор услуг.
В РБ традиционно выделяют следующие комплексы и подкомплексы в их входящие:
- промышленные комплексы
- топливно-энергетический
- машиностроение и
- металлургический комплекс
- химический и нефтехимический комплекс
- лесной комплекс
- деревообрабатыващий
- целлюлозно-бумажной
- лёгкая промышленность
- агропромышленный комплекс
- строительный комплекс
- капитальное строительство
- строительство промышленных
- транспорт и связь
- все виды транспорта (ж/д, авто, водный, трубопроводный)
- все виды связи (почтовая, электронная и т.д.)
- комплекс социально-культурный отраслей
- образование, соцобслуживание, спорт и т.д.
- социально-потиребительский
- розничная торговля
- общественное питание
- бытовое обслуживание населения
- жилищно-коммунальное хозяйство
Отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, т.к. именно в отраслевом разрезе осуществляется планирование, прогнозирование, учёт и анализ результатов хозяйственной деятельности
Вопрос 07. Конец.
Вопрос 08. Начало.
3.Система народно-хозяйственных связей, её современное сочетание, сфера услуг в экономике РБ, место и роль услуг полиграфического исполнения в данной системе
Принято выделять в составе национальной экономики 2 крупные сферы:
- производство товаров
- производство услуг
К сфере производства товаров относят:
- промышленность
- с/х
- лесное хоз-во
- строительство и прочие виды деятельности, связанные с производством товаров
К сфере производства услуг относят след.отрасли виды деятельности:
- транспорт
- связь
- торговое и общественное
- материально-техническое
- заготовки
- информационно-вычислительное
- операции для жизни и развития
общества, услуг издательско-
Развитие экономики приводит к
появлению новых отраслей и видов
производств. Одновременно со специализацией
идут процессы кооперации, интеграции
производства, приводящие к формированию
и развитию устойчивых производственных
связей между отраслями к созданию
смешанных производств и
Специализация – сосредоточение производства на конкретных отраслях и направлениях деятельности.
Вопрос 08. Конец.
Вопрос 09. Начало.
Услуга – это целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способна удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке. Услуги отличаются специфическими особенностями по сравнению с товарами.
Особенности услуг как предмета торговли:
- отсутствие овеществлённой
- они обладают определёнными признаками товара/услуги (общественной потребительной стоимостью)
- услуги чаще всего полезны не как вещь, а как вид деятельности
- услуги очень неоднородны и изменчивы по качеству
- производятся и потребляются одновременно
- при экспорте/импорте услуг они не проходят через таможенную границу и не подлежат таможенному оформлению
- не все виды пригодны для
вовлечения во внешний
- услуги имеют самую тесную связь с рынком рабочей силы
- ассортимент услуг,
- сфера услуг имеет
Особенности сферы услуг:
- роль сектора услуг постоянно возрастает
- разные услуги характеризуются
разной степенью вовлечения в
хозяйственный оборот. Меньше всего
вовлечены услуги, поступающие в
личное потребление, за
- услуги могут осуществляться
на коммерческой и
- услуги могут осуществляться государственными и частными производителями
- гос.сектор (суды, военные структуры,
полиция, пожарная охрана, почта,
биржи труда, и частично
- коммерческий (авиакомпании, банки,
отели, страховые компании, издательские,
полиграфические предприятия,
Примерно 40% мировой торговли услугами осуществляется транснациональными корпорациями – крупными структурами, имеющими широкое распространение по миру, где может насчитываться до нескольких десятков тысяч работников по всему миру.
В соответствии с руководством международного валютного фонда по составлению платёжного баланса все торгуемые услуги (реализуемые на мировом рынке) подразделяются на 11 видов, внутри которых существуют подвиды:
- транспорт:
- грузовой
- пассажирский
- поездки:
- деловые
- личные
- связь:
- почтовая
- курьерская
- телефонная и т.д.
- страхование:
- рисков
- личное
- финансовые услуги: между резидентами и нерезидентами (физ. и юр. лица)
- компьютерные и информационные услуги
- различного рода бизнес услуги (посреднические, лизинг, полиграфические услуги)
- лицензионно-культурные услуги
- рекреационные услуги (туризм, лечение и т.д.)
- правительственные услуги
Услуги можно классифицировать след.образом:
- социально-культурные услуги (наука, медицина, туризм, искусство и т.д.)
- производственно-сбытовые услуги (строительство, транспорт, связь, складское хозяйство, реклама, торговля, биржевые и посреднические операции и т.д.)
- социально-бытовые услуги (общественное питание, гостиничное обслуживание)
- финансово-страховые услуги
- профессиональные услуги (консалтинг, инженерно-консультационные услуги, информационно-вычислительные услуги, издательско-полиграфические услуги).
За последние годы сфера услуг
существенно преобразилась. Ныне по
классификации Всемирной
Географическая направленность торговли услугами отличается большей ассиметричностью в пользу развитых государств, чем международная торговля товарами.
Лидеры среди стран-
Промышленно развитые страны чаще всего специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны – на предоставлении туристических услуг.
Вопрос 09. Конец.
Вопрос 10. Начало.
Развитая сфера услуг – это показатель высокого уровня экономики страны либо региона. Большинство услуг называют невидимыми (условно говоря), т.е. они имеют неовеществлённую форму, но при этом достаточно высокую доходность. Практически у каждой страны на рынке услуг формируется своя специализация.
Так например:
- Швейцарскиекомпаниисчитаются признанными лидерами в секторе банковского дела, в консалтинге (проведении консультационных услуг, прежде всего капитала), обучении. Организации материально-технического обеспечения.