Кредитные кооперативы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Россия находится в процессе трансформации. На данный период в стране накопилось множество экономических проблем, хотя основной период перехода от командной к рыночной экономики уже завершился. Нестабильность экономики была вызвана не только ее реформированием, но и самими реформами. Это можно рассмотреть на примере монополий, к концу 90-х г. их число планомерно увеличивалось, хотя должно было быть иначе.

Файлы: 1 файл

Готовое.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

1.        Покупатель приобретает продукцию, не имеет возможности ее перепродать.

2.        Существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на сегменты, спрос на которых имеет разную степень эластичности.

      Если фирма, производящая любую продукцию, которая может быть перепродана, решила прибегнуть к ценовой дискриминации, она столкнется со следующей ситуацией. Снижение цены на товары, для определенной группы потребителей и сохранения ее на первоначальном уровне для остальных категорий населения приведет к тому, что покупая эти товары, социальная группа имеющая скидку, будет их тут же перепродавать.

              Иная ситуация складывается, если продукция не может перепродаваться; сюда относятся прежде всего отдельные виды услуг. В этом случае для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным, устанавливаются различные виды скидок с цены. Другими словами, разные группы потребителей представляют собой разные рынки, эластичность спроса на которые различна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

                 Глава 2. Антимонопольное регулирование.

2.1. Антимонопольное законодательство.

              Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. Таким образом в подавляющем большинстве развитых стран существует антимонопольное законодательство.

              Антимонопольное законодательство — совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира[11].

              Монопольная власть над ценами таит опасность завышения цен на продукцию монополий и занижение цен на сырье для монопольной фирмы. Монополия сохраняет определенный запас прочности, что тормозит слишком частые и глубокие положительные модификации в деятельности монополий, порождается тенденция к бюрократизации и Jf-неэффективности ,когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социальными конфликтами.

              Как известно, в странах Запада государство активно вмешивается в хозяйственную деятельность монополий и олигополии. Оно стремится не допустить чрезмерного влияния монополий и олигополии в экономике, разрабатывает антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

              Антимонопольное законодательство направлено против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.                                             18

              Оно может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти, в том числе и мелкими фирмами, любых форм монопольного поведения.

              Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде в1889г и США в 1890 — знаменитый закон Шермана, получивший широкую популярность как «хартия экономической свободы». Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признавались незаконными. Создание монополий влекло штраф до 5 тыс. долл. (впоследствии он был повышен до 50 тыс. долл.) и тюремное заключение сроком до одного года. Такой же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии[12].

              Закон Клейтона в 1914 запретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, если это могло уничтожить конкуренцию, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Запрещались горизонтальные слияния (объединения фирм одной отрасли). В 1914 г. была образована федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с «нечестными» методами конкурентной борьбы и антиконкурентными слияниями компаний.

              Таким образом,  эти законы были направлены на обеспечение свободного рынка, добросовестной конкуренции, устанавливали контроль за разного рода соглашениями.

              Современное антимонопольное регулирование со стороны государственных органов можно свести к трем группам мер:

              Первая группа мер — административно-правовое воздействие в виде:

•  запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;

•  роспуска существующих монополистических объединений;

•  расчленения монополий на ряд самостоятельных производств.                           19

              Вторая группа мер — административно-экономическое воздействие, направленное на:

•  преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства);

•  преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товаров путем использования рекламы;

•  запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.

              Третья группа мер — экономическое воздействие, проводимое государством:

•  использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;

•  поощрение выпуска товаров-субститутов, т.е. товаров-заменителей[13].               Разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного производства;

•  расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта; распространение научных и технологических знаний.

              Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствуют о том, что образование монополий — закономерный процесс, и объясняется это тем, что сама конкуренция — важный элемент рыночного механизма — порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.

 

2.2. Антимонопольное законодательство в России.

 

              Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение.

20

              Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших компаний.

              Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования[14].

              Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

21

2.3. Цели и методы антимонопольного регулирования в России.

 

              В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:
1. Обеспечение единства экономического пространства на территории
Российской Федерации.
2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

3. Снижение барьеров входа на товарные рынки.
4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.
5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

              Достижение поставленных целей реализуется посредством применения сложившихся в мировой практике методов, основными из которых можно выделить следующие: применение ограничительных мер, контроль за усилением экономической концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, использование государственного реестра.

              Ограничительные меры применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство.

              Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением.

22

              Такие злоупотребления являются наиболее типичным  нарушением антимонопольного законодательства.

              Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции.

              Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями, несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар[15].

              Среди ограничивающих конкуренцию факторов следует выделить, во-первых, соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок; во- вторых, отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; в-третьих, соглашения по разделу рынка по территориальному признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу продавцов или покупателей; в-четвертых, ценовые соглашения.

              Контроль за усилением экономической концентрации.

              Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений. Когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. Согласно закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано

23

получить согласие антимонопольного органа на свои действия. Контролируются, во-первых, создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций.

Информация о работе Кредитные кооперативы