Коммерческий риск и его страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 00:47, курсовая работа

Краткое описание

В общем случае под риском понимают возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери (например, получение физической травмы, потеря имущества, получение доходов ниже ожидаемого уровня и т.д.).

Оглавление

Введение…….………………………………………………………….………...3
1.Сущность и роль коммерческого риска в планировании .……………………………………………………….……………………………6
1.1 Сущность и значение работы по планированию коммерческого риска……………………………………………………………………….6
1.2 Методы оценки коммерческого риска……………………………….9
2.Состояние коммерческой деятельности по изучению коммерческого риска на предприятии………………..………………………………...…………..…14
2.1 Организационно- экономическая характеристика предприятия и раен его деятельности…….…………………………………………....14
2.2 Показатели риска и порядок их определения..………………….18
2.3 Методы снижения коммерческого риска………………..………..22
2.4 Анализ и планирование коммерческого риска…………………… 25
3.Эффективность коммерческой деятельности по изучению и прогнозированию коммерческого риска……………………………….….…..29
Заключение ………………………………………………………….................34
Список использованной литературы…………………………................……...36
Приложение………………………………………………………………….… 30

Файлы: 1 файл

мой курсач!!!!!!!!!!!!.docx

— 488.03 Кб (Скачать)

Примечание: приложение Г

 

Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть  собственных средств предприятия  находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Обеспечение собственных текущих  активов собственным капиталом  является гарантией устойчивости финансового  состояния при неустойчивой кредитной  политике. Высокое значение коэффициента маневренности положительно характеризует  финансовое состояние.

Показатель рассчитывается по формуле:

(Собственный капитал + Долгосрочные  обязательства - Внеоборотные активы)/Собственный  капитал.

Соотношение основного и оборотного капиталов показывает фактическое  отношение основного капитала к  оборотному.   

Продолжительность оборота оборотного капитала показывает, сколько дней уходит на один оборот оборотных средств  предприятия. Рассчитывается он по формуле:

Выручка от реализации товаров (за год) / оборотный капитал = число оборотов в год;

365 / Число оборотов в год = продолжительность 1 оборота.

 

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности показывает, сможет ли предприятие погасить кредиторскую задолженность при предъявление требований кредиторов через встречное  требование к дебиторам, или ему  необходимо изыскивать дополнительные источники, например, отвлекать оборотные  средства, что отрицательно скажется на самом предприятии.

Проведя анализ финансового состояния  ООО «Оренсах», можно сделать  следующие выводы.

Величина собственного капитала в  отчётном году выросла на 41,68%. Уровень  заёмного капитала значительно снизился (на 28,29%).

Предприятие имеет достаточно высокий  коэффициент маневренности собственного капитала, и этот коэффициент в 2006 году выше уровня 2005 года, что говорит  о положительной тенденции.

Соотношение основного и оборотного капитала находится на нормальном уровне.

Степень изношенности основных средств  можно охарактеризовать как нормальную, учитывая, что предприятие ежегодно производит обновление основных фондов.

 

 

                            2.2 Показатели риска и порядок их определения

Для принятия оптимального решения  по управлению риском важно иметь  четкую информацию о том, какой объект подвергается риску. Прежде чем оценить  риск и принять соответствующее  решение, необходимо собрать исходную информацию об объекте — носителе риска. Данный процесс называется выявлением риска и включает два основных этапа:       1)      сбор информации о структуре объекта риска;        2)      выявление опасностей или инцидентов.     Опасность является одним из факторов риска, но не единственным. Риск представляет собой наступление определенного события. Каждое неблагоприятное событие обладает такими свойствами, как вероятность наступления, частота наступления и ущерб, выражаемый в натуральном или стоимостном выражении. Ущерб — это ухудшение или потеря свойств объекта. В качестве объекта, обладающего риском, могут выступать: человек (персонал, руководитель предприятия, население), имущество (различные объекты, информация, нематериальные активы) и имущественный интерес (прибыльность, рентабельность, финансовая устойчивость). Риск определяется в абсолютном и относительном выражении. Абсолютная величина риска — это возможные потери в материально-вещественном или стоимостном выражении. Для определения относительной величины риска возможные потери относят к некоторой базе, в качестве которой целесообразно принимать стоимость основных и оборотных средств предприятия, или общие затраты, или ожидаемый доход. Для определения источников риска и его видов необходимо наличие надежного информационного обеспечения. Вся информация о характеристиках отдельных рисков может быть получена из различных источников: разовых и постоянных, официальных и неофициальных, приобретенных и полученных, достоверных и сомнительных и др. В то же время, информация, используемая в риск-менеджменте, должна быть достоверной, качественно полноценной и своевременной.   

Каждое предприятие имеет свою информационную среду для определения  источников хозяйственного риска, и  одна из функций риск-менеджера как  раз и заключаются в своевременном  выявлении, группировке и ранжировании опасностей.        Важной составной частью организации работ по сбору информации и выявлению рисков является разработка специальной программы по контролю и выявлению новых рисков, которая имеет собственный бюджет и экономическое обоснование.          Итак, к основным методам получения исходной информации и выявления опасностей относятся:        1. Опросные листы. Существует два типа — стандартизированные и специализированные. Стандартизированные, или универсальные, листы разрабатываются и используются международными ассоциациями консультантов или страховщиков для унификации статистических данных и применимы для большинства предприятий. Опросный лист включает несколько разделов, каждый из которых содержит перечень вопросов, позволяющих составить полное представление о структуре и количественных показателях описываемого объекта. Специализированные опросные листы разрабатываются для конкретных видов деятельности и стимулируют респондентов выявлять характерные для них особенности рисков.                  2. Структурные диаграммы, позволяющие выявлять, прежде всего, внутренние риски, связанные с качеством менеджмента, маркетинга, организацией работы и т.д. Структурные диаграммы описывают особенности структуры предприятия и зависят от сложившегося типа управления и принципов разделения функций. В основном структурные диаграммы предоставляют возможность выявления внутренних рисков, таких как дублирование функций одного отдела другими, зависимость и концентрация, а также позволяют определить отсутствие или недостаточность хорошо налаженных связей между подразделениями.       3. Карты потоков или потоковые диаграммы выявляют основные опасности производственного процесса и позволяют примерно оценить надежность и устойчивость узловых элементов производства. В то же время, без привлечения дополнительных источников информации потоковые диаграммы не дают возможности определить степень вероятности наступления риска. Виды карт потоков делятся на три группы: описывающие отдельный технологический процесс внутри предприятия; совокупность производственных процессов и элементов управления; технологическую цепочку, в которой предприятие является отдельным звеном.   4. Инспектирование дает возможность получения дополнительной информации и проверки ее достоверности и полноты на местах. Существует практика неожиданных инспекций объектов и заблаговременного извещения. В любом случае при планировании посещения объекта прежде всего необходимо четко определить перечень задач и вопросов, которые могут быть решены либо уточнены в процессе прямой инспекции. После предварительной оценки задач и учета различных особых факторов составляется программа посещения объекта, содержащая логическую схему выявления рисков, которая позволяет не упустить что-либо существенное. Все результаты инспекции оформляются в виде отчета, в котором указывается цель обследования, дата и место проведения, краткое содержание, результаты, заключение. Эффективность инспекции зависит от умения риск-менеджера отмечать важные нюансы, которые могут быть упущены респондентами опросных листов или специалистами, осуществляющими определенные технологические операции.   5. Анализ отчетности важен для выявления финансовых, коммерческих, предпринимательских рисков. В финансовой и управленческой документации фиксируются все события, имеющие отношение к увеличению или уменьшению риска. Риск-менеджер, анализируя финансовые и управленческие документы, систематически использует всю доступную информацию для идентификации опасностей, связанных с условиями заключения договоров, эффективностью использования финансовых ресурсов предприятия и выполнением обязательств. Наличие у менеджера надежной деловой информации позволяет ему быстро принимать оптимальное финансовое или коммерческое решение, влияет на правильность таких решений и ведет к снижению потерь и увеличению прибыли. Надлежащее использование информации при заключении сделок сводит к минимуму вероятность финансовых потерь.    

 

 

     2.3 методы снижения коммерческого  риска

 

Снижение  степени риска – это сокращение вероятности и объема потерь. Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются:

- диверсификация;          - приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;              - лимитирование;            - сомострахование;           - страхование;             - хеджирование;             - приобретение контроля над деятельностью в связанных областях;    - учет и оценка доли использования специфических фондов компании в ее общих фондах и др.           В системе мер, направленных на снижение рисков, важная роль принадлежит диверсификации. Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Примером диверсификации может служить хранение свободных денежных средств в различных банках. Часто диверсификацию рассматривают как эффективный способ снижения рисков в процессе управления портфелем ценных бумаг. Вместе с тем этот метод имеет значительно более широкую область эффективного применения и может использоваться в различных сферах предпринимательской деятельности: промышленном производстве, строительстве, торговле и др. Так, для снижения риска потерь, связанных с падением спроса на определенный вид продукции, промышленное предприятие осваивает и осуществляет выпуск разных видов продукции.  Выход за пределы рынка одной страны может уменьшить колебания спроса, а соответствующее увеличение клиентов уменьшает уязвимость проекта (деятельность) при потере одного или нескольких клиентов. Следует отметить, что не любое разнообразие акций, товаров, услуг, клиентов и т. п. приводит к снижению риска. При планировании разнообразия с целью снижения риска желательно выбирать производство таких товаров (услуг), спрос на которые изменяется в противоположных направлениях, т. е. при увеличении спроса на один товар спрос на другой предположительно уменьшается и наоборот.     Диверсификация является способом снижения несистематического риска. Как отмечалось, посредством диверсификации не может быть сокращен систематический риск, который обусловлен общим состоянием экономики и связан с такими факторами, как война, инфляция, глобальные изменения налогообложения, изменения денежной политики и т. п. [14]  Информация играет важную роль в риск-менеджменте. Финансовому менеджеру часто приходится принимать рисковые решения, когда результаты вложения капитала не определены и основаны на ограниченной информации. Если бы у него была более полная информация, то он мог бы сделать более точный прогноз и снизить риск. Это делает информацию товаром, причем очень ценным.        Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения капитала, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.         Лимитирование – это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.п. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п. [13]    Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску.    Создание предпринимателем обособленного фонда возмещения возможных убытков в производственно-торговом процессе выражает сущность самострахования. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово-коммерческой деятельности. В процессе самострахования создаются различные резервные и страховые фонды. Эти фонды, в зависимости от цели назначения, могут создаваться в натуральной или денежной форме.       Страхование - один из наиболее распространенных способов снижения рисков.           Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.       В общем случае страхование - это соглашение, согласно которому страховщик (например, какая-либо страховая компания), за определенное обусловленное вознаграждение (страховую премию), принимает на себя обязательство возместить убытки или их часть (страховую сумму) страхователю (например, хозяину какого-либо объекта), произошедшие вследствие предусмотренных в страховом договоре опасностей и/или случайностей (страховой случай), которым подвергается страхователь или застрахованное им имущество.                  Таким образом, страхование представляет собой совокупность экономических отношений между его участниками по поводу формирования, за счет денежных взносов, целевого страхового фонда и использования его для возмещения ущерба и выплаты страховых сумм.      Страховать реальные сделки можно также путем покупки опциона. Последний представляет собой контракт, по условиям которого продавец за определенную невозвращаемую плату, называемую премией, предоставляет покупателю право совершить в оговоренные сроки с определенной ценой исполнения сделку или отказаться от нее.    

 

 

 

2.4 Анализ  и планирование коммерческого  риска

 

Анализ риска может включать множество подходов, связанных с  проблемами, вызванными неуверенностью, включая определение, оценку, контроль и управление риском.

Иными словами, анализ риска должен быть связан с пониманием того, что  может случиться и что должно случиться.

С этой целью английские экономисты Д.Ф.Купер и К. Б. Чепмэн предлагают использовать программирование риска, предполагающее комплексный подход ко всем аспектам анализа риска. Его  цель выявить и измерить неопределенность, а также развивать способность  проникновения в суть неизбежных изменений, связанных с риском через  эффективные и действенные решения. Программирование риска основывается на наиболее широком и гибком применении анализа риска в стремлении к  наилучшему управлению риском.

В своей основе теория анализа риска  позволяет создать гибкую общую  сеть вербальных, графических и математических моделей, формируемых на базе взаимодействия с компьютерной документацией; применять  совокупность взаимосвязанных методов, предназначенных для соответствующих  моделей, объединяющих модели и обстоятельства, в которых они использованы, обширный ряд относящихся к делу экспертиз  и экспериментов.

Таким образом, анализ риска помогает своевременно выбирать оптимальный альтернативный вариант во всех сферах экономики. Именно эта теория может стать наиболее эффективным средством прогнозирования  развития микроэкономических объектов, являющихся основой рыночной экономики.

Разделив систему на отдельные  элементы подсистемы, можно анализировать  неопределенность, связанную с каждым из них, а также рассматривать  степень зависимости между риском и элементами данного объекта, оценивать  совокупное влияние рисков на объект.

Эта форма анализа может потребоваться, например, в условиях, когда неопределенность становится главным фактором и необходимо решать, использовать ли выбранный  порядок действия условно или  обязательно или привлечь дополнительный вариант в том случае, когда  норма прибыли, рассчитанная на основе наилучших требований оценки капитала, и денежный поток могут оказаться  недостаточными для покрытия затрат или в чистом стоимостном выражении  ее абсолютная величина приближается к нулю.

Если программа или инвестиция связаны с неопределенностью, которая  может приводить к широкому разнообразию вероятных норм прибыли, анализ риска  также может оказаться уместным. Причем его методика может быть полезна  как для стратегических, так и  для тактических решений.

Используя экономический анализ, определяя  вероятность ожидаемого результата и оценивая риск посредством экономико-математических методов, мы получаем возможность ослабить или избежать влияние риска на финансовые результаты и принять  решение о выборе данной программы  коммерческой деятельности или о  замене ее другой программой, содержащей предварительно подготовленный порядок  действий на случай неудачного исхода, выходящего за пределы расчетной  степени вероятности.

Таким образом, с возможностью оптимального выбора определенной позиции, производственных, финансовых, коммерческих операций и  составляющих их элементов экономика  получает возможность саморегулирования, достижения сбалансированности, стабильности функционирования и затем исключения кризисов.

В рыночной экономике, предполагающей наличие у предпринимателей права  самостоятельно выбирать, какую производить  продукцию, устанавливать цены на нее, а в торговле наценки на основе себестоимости процесса производства (реализации) и сложившейся рыночной конъюнктуры, возникает потребность в оптимальном формировании структуры товаров с целью получить максимальную прибыль. Для этого можно использовать систему увязки перспектив сбыта продукции с возможностями ресурсообеспечения и прибыльностью по товарным группам, основанную на построении «баланса выживания». Его наиболее целесообразно применять в коммерческой деятельности, если при оценке (ранжировке) товаров по их прибыльности для его составления использовать анализ рентабельности по товарным группам. А при оценке (ранжировке) продукции по перспективам реализации обратиться к методу экстраполяции по среднему темпу роста, которым можно также дополнить расчет прибыльности, если требуется более точный результат при оценке (ранжировке) товаров по их прибыльности на будущий период.

При выборе рациональной стратегии производства (оптовых закупок в торговле) в  условиях неопределенности можно использовать игровые модели.

Вариант применения игровых моделей  покажем на примере фирмы, имеющей  несколько каналов сбыта продукции  определенного ассортимента. Этот же пример можно использовать и в  оптовой торговле при подобных описанных  далее соотношениях спроса и предложения.

Неопределенность  в вероятных колебаниях спроса на продукцию данной фирмы вызвана  тем, что: объем продукции в стоимостном  выражении с устойчивым сбытом на ряд лет составляет 300 (низкая зависимость  от резких изменений рыночной конъюнктуры); объем продукции с устойчивым сбытом, но не на длительный срок (средняя  зависимость от изменений конъюнктуры  рынка) составляет 3000; продукция обеспечена только разовыми поставками — 3000 (высокая  зависимость от изменений конъюнктуры); объем продукции, покупатель на которую  не определен, — 3000 (абсолютная зависимость  от изменений конъюнктуры). Итого  — 12000 денежных единиц.

Информация о работе Коммерческий риск и его страхование