Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:50, курсовая работа
Успех деятельности организации (предприятия) во многом определяется уровнем квалификации ее работников, степенью сплоченности команды, работающей на одну идею. Поэтому трудовые ресурсы организации являются объектом постоянной заботы со стороны руководства. Все в конечном итоге зависит от людей, их умения и желания работать. В рамках одного предприятия вместо термина «трудовые ресурсы» используют термин «кадры предприятия».
Внеплановое выбытие - представляет сложность для планирования: увольнение по собственному желанию или по инициативе администрации; длительная болезнь; дополнительные отпуска; незапланированный уход на пенсию и т.п.
4.5. Этапы кадрового планирования.
Процесс кадрового планирования состоит из четырех основных этапов:
1 этап. Кадровое
планирование базируется на
2 этап. Постановка кадровой проблемы: требуемое количество рабочей силы (по должностям и специальностям) и ее качество (уровень знаний, опыта, навыков) для заданной производственной программы и организационной структуры фирмы.Для этого используются различные методы, в том числе «фотография» рабочего места, анкетирование и собеседования с работниками.
3 этап. Оценка кадровых ресурсов фирмы в трех направлениях:
4 этап. Разработка
планов действия для
Имеются четыре пути, как сократить общее число служащих:
- сокращение производства;
- истечение срока работы;
- побуждение к раннему уходу в отставку;
- побуждение
к добровольному уходу с
4.6. Виды кадрового планирования.
В зависимости от цели, срока, функций подсистем управления персоналом можно условно выделить несколько видов кадрового планирования:
- стратегическое - долгосрочное (прогноз от 3 до 10 лет)
- тактическое - среднесрочное (от 1 года до 3 лет)
- оперативное - краткосрочное (не более 1 года)
При стратегическом кадровом планировании речь идет о проблемно ориентиро-ванном, долгосрочном планировании (от З до 10 лет).
Зависит от внешних факторов (экономического, социального, технологического развития и пр.). Является составной частью стратегического планирования организации, более детализированной и основой тактического планирования.
Тактическое
планирование – средне ориентированный
перенос кадровых стратегий на конкретные
проблемы управления персоналом (от 1 до
3 лет). Строго ориентируется на цели,
заявленные стратегическим кадровым планированием.
Детальнее фиксируются
Оперативное кадровое планирование — краткосрочное (сроком до 1 года), ориентированное на достижение отдельных оперативных целей.
Состоит из точно обозначенных целей и конкретных мероприятий, необходимых для их достижения, и выделяемых материальных средств с указанием их вида, количества и времени. Детально прорабатывает все подробности для наилучшего контроля. Составляется только на основе точной информации, которая слабо поддается обобщению. Более распространен на практике, чем план человеческих ресурсов.
Оперативный план работы с персоналом - это детализированный по временному (год, квартал, месяц, декада, рабочий день, смена), объектному (организация, функциональное подразделение, цех, участок, рабочее место) и структурному (потребность, наем, адаптация, использование, обучение, переподготовка и повышение квалификации, деловая карьера, расходы па персонал, высвобождение) признакам план с подробной проработкой оперативных действий, подкрепленных необходимыми расчетами и обоснованиями.
4.7. Кадровый контроллинг и кадровое планирование.
Контроль как функция руководства всегда направлен на конкретные задачи и является составной частью целенаправленного процесса принятия кадровых решений. Контроль может касаться кадровых процессов и их результатов.
Функция контроллинга состоит в координации целеполагания, планирования, контроля и информации. В качестве целей кадрового контроллинга можно назвать: поддержку кадрового планирования; обеспечение гарантии надежности и повышения качества информации о персонале; обеспечение координации в рамках функциональных подсистем системы управления персоналом, а также по отношению к другим функциональным подсистемам организации (например, управление производством и т.п.); повышение гибкости в управлении персоналом посредством своевременного выявления недостатков и рисков для кадровой работы и т.д.
К задачам кадрового контроллинга относится создание кадровой информационной системы, а также анализ имеющейся информации с точки зрения ее значимости для кадровой службы. Задачи могут состоять, например, в проверке эффективности отдельных кадровых подсистем (функций), причем особенно в контроле и анализе кадровых издержек.
4.8. Маркетинг персонала
Маркетинг
персонала - вид управленческой деятельности,
направленной на долговременное обеспечение
организации человеческими
Маркетинг персонала трактует рабочее место как продукт, продающийся на рынке труда.
Маркетинг персонала рассматривается как:
- основной принцип управления, ориентированного на рынок;
- метод систематизированного поиска решений;
- средство достижения конкурентных преимуществ.
В существующих в зарубежных организациях подходах к определению состава и содержания задач маркетинга персонала следует выделить два основных принципа или подхода.
Первый
принцип. В широком смысле - это
определенная философия и стратегия
управления человеческими ресурсами,
а персонал - это внутренние и
внешние клиенты организации. Цель
такого маркетинга - использование
кадровых ресурсов за счет создания максимально
благоприятных условий труда
для повышения его
Второй принцип. В узком смысле - это особая функция службы управления персоналом, направленная на выявление и покрытие потребностей предприятия в кадрах. В данном случае маркетинг персонала это только специфическая деятельность службы управления персоналом, которая относительно обособлена от других направлений работы кадровой службы.
Таким образом, маркетинговой концепцией управления персоналом является утверждение, согласно которому одним из важнейших условий достижения целей организации выступает четкое определение требований к персоналу, его социальных потребностей в процессе профессиональной деятельности и обеспечение удовлетворения этих требований и потребностей более эффективными, чем у конкурентов, способами.
К общим направлениям маркетинга персонала можно отнести следующие:
- маркетинговые исследования;
- стратегическое и тактическое планирование;
- сегментирование рынка труда, позиционирование субъектов рыночных отношений;
- определение цены трудового потенциала;
- стимулирование трудоустройства персонала;
- формирование имиджа организации как работодателя на внешнем и внутреннем рынке труда.
Основными функциями маркетинга персонала являются следующие.
•изучение требований, предъявляемых к должностям и рабочим местам;
•исследование внешней и внутренней среды организации;
•исследование рынка труда;
•изучение имиджа организации.
Главными направлениями изучения внешнего рынка труда являются:
- структура рынка труда (секторная, региональная, возрастная, квалификационная, профессиональная и т.д.);
- мобильность рабочей силы;
- поведение конкурентов на рынке труда;
- стоимость рабочей силы.
Главные направления изучения внутреннего рынка труда:
3. Коммуникационная
функция. Установление и
- сотрудники организации, которые выступают как участники внутреннего рынка труда;
- внешний рынок труда как источник потенциальных претендентов;
- открытость системы управления как основного фактора формирования имиджа фирмы.
Расчетная часть.
Задача 1.
Определить чистую прибыль предприятия, общую и расчетную рентабельность предприятия.
Балансовая прибыль составила 1,5 млн.руб. Стоимость основных фондов – 1 млн.руб. Величина нормируемых оборотных средств – 2,5 млн.руб. Платежи предприятия за год – 200 тыс.руб.
Решение.
Чистая прибыль — часть
Пч = Пб – Пл.
Пч = 1500000 – 200000 = 1,3 млн.руб.
Общая рентабельность - обобщающий показатель экономической эффективности предприятия, отрасли, хозяйства, равный отношению валовой (балансовой) прибыли, полученной за определенный период времени (обычно за год), к средней за этот период стоимости основных и нормативной доли оборотных средств.
Rобщ = Пб *100% / (ОФср + Обср).
Rобщ = 150000000 /(1000000 + 2500000) = 42,857%.
Расчетная рентабельность - показатель
эффективности работы компании, рассчитываемый
как отношение расчетной
Rр = Пч * 100% / (ОФср + Обср).
Rр = 130000000 / (1000000 + 2500000) = 37,143%.
Задача 3.
Рассчитать
Решение.
Товарооборачиваемость является одним из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия общественного питания. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня их реализации, а также скорость оборота сырья и покупных товаров. Товарооборачиваемость может быть выражена либо числом оборотов товаров за определенный период времени, либо количеством дней, необходимых для одного оборота. Следует отметить, что речь идет об оборачиваемости денежных средств, вложенных в запасы.
Тоб = Т / З ср.
З ср = (а1+а2…+аn) /n.
З ср =(400+370+300+330) / 4 = 360 тыс.руб.
Тоб = 1700 / 360 = 4,72.