Кадры предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Успех деятельности организации (предприятия) во многом определяется уровнем квалификации ее работников, степенью сплоченности команды, работающей на одну идею. Поэтому трудовые ресурсы организации являются объектом постоянной заботы со стороны руководства. Все в конечном итоге зависит от людей, их умения и желания работать. В рамках одного предприятия вместо термина «трудовые ресурсы» используют термин «кадры предприятия».

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 61.33 Кб (Скачать)

5) заключает  лизинговые соглашения с другими  работодателями на определенных  условиях предоставления кадровых  ресурсов.

Пассивные:

1) Организация  сообщает о вакантных местах  через рекламные объявления в  СМИ и специализированных изданиях;

2) ожидает  претендентов после проведения  рекламной кампании местного  характера. 

Требования  к кадровому планированию:

 

1)гибкость или эластичность планирования, способность приспособления к альтернативным ситуациям;

2)устранение пробелов в ин­формации и неопределенности в исходной ситуации;

3)учет в планах вероятных факторов влияния на плановые показатели;

4)координации отдельных пла­нов и их взаимозависимости;

5)выявление и учет наиболее слабых звеньев производства;

6)наличие, анализ  и учет всесторонней информации о кадрах.

 

4.2. Цели  и задачи кадрового планирования

 

Кадровое  планирование создается на базе целей  организации и состоит из 4 частей:

1) кадровые стратегии (разработка  будущей кадровой политики организации;  создание возможности должностного  и профессионального роста; обеспечение  развития кадров для выполнения  работ новой квалификации и  адаптации их знаний к изменяющимся  условиям);

2) кадровые цели (определение конкретных  целей организации и каждого  работника, вытекающих из кадрового  стратегии; достижение максимального  сближения целей организации  и индивидуальных целей работников);

3) кадровые задачи (обеспечение  организации в нужное время,  в нужном месте, в необходимом  количестве и с соответствующей  квалификацией таким персоналом, который необходим для достижения  целей);

4) кадровые мероприятия (разработка  плана кадровых мероприятий для  реализации конкретных целей  и задач организации и каждого  работника; определение затрат  на реализацию плана кадровых  мероприятий).

При осуществлении  кадрового планирования организация  пре­следует следующие цели:

 

1)получить и удержать людей нужного качества и в нужном ко­личестве;

2)наилучшим образом использовать потенциал своего персонала;

3)уметь предвидеть проблемы, возникающие из-за возможного избытка или нехватки персонала.

При планировании целей необходимо учитывать правовые нормы, а также исходные принципы политики организации.

Этапами процесса планирования целей являются: поиск, анализ и ранжирование целей, выбор  и реализация целей, контроль и их проверка.

 

4.3. Планирование и прогнозирование потребности в персонале.

 

Планирование  потребности в персонале - одно из важней­ших направлений кадрового планирования, позволяющее устано­вить на заданный период времени качественный и количествен­ный состав персонала.

Начальной ступенью процесса кадрового планирования является планирование потребности в персонале. Оно базируется на данных об имеющихся  и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно-технических  мероприятий, штатном расписании и  плане замещения вакантных должностей.

Существует  четыре категории работников, по которым  ведется планирование:

1) действующий персонал;

2) новички;

3) потенциальные сотрудники;

4) персонал, покинувший организацию.

В отношении  каждой из этих категорий менеджмент компании должен принимать разные действия.

 

 

Категории работников

Управленческие действия

Действующий персонал

Оценка производительности труда; распределение  работников; обучение и развитие; оплата и мотивация; карьерный рост.

Новички

Методы найма; процедура отбора;, введение в должность; условия заключения договоров; процесс адаптации; обучение.

Потенциальные сотрудники

Методы найма; внешние связи; уровень  оплаты труда; бонусы для персонала.

Персонал, покинувший организацию

Увольнение по инициативе администрации; выход на пенсию; текучесть персонала.


 

 

  Планирование привлечения и адаптации персонала - планирование мероприятий по найму и приему персонала для удовлетворения в перспективе потребности организации в кадрах за счет внутренних и внешних источников.

Планирование  использования персонала осуществляется за счет разработки плана замещения  штатных должностей.

Планирование  обучения включает переподготовку и  повышение квалификации работников организации.

Обучение  на рабочем месте более дешевое  и оперативное, тесно связано  с повседневной работой и облегчает  вхождение в учебный процесс  тех, кто не привык обучаться в  аудиториях.

Обучение  вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными  финансовыми затратами и отвлечением  работника от служебных обязанностей, от повседневной работы.

Планирование  деловой карьеры и служебно-профессионального  продвижения заключается в необходимости  организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника  с момента его принятия и до предполагаемого увольнения по системе  должностей или рабочих мест.

Планирование  безопасности персонала и забота о нем необходима для сохранения хорошего психологического и физического  состояния и профессиональных качеств  персонала.

Планирование  высвобождения или сокращения персонала  с целью избежать передачи на внешний  рынок труда квалифицированных  кадров и создания для этого персо­нала социальных трудностей, а также всевозможного смягчения перемены сотрудником рода деятельности.

Планирование  расходов на персонал: на поиск новых  работников, заработная плата, соцстрахование, детские учреждения, здравоохранении, спецодежда и пр.

К преимуществам  кадрового планирования можно отнести  следующие:

1. Организация  лучше подготовлена для преодоления  факторов внешней среды.

2. Позволяет  найти новые и более эффективные  способы управления персоналом.

3. Помогает  избежать как избытка, так и  дефицита работников.

4. Обеспечивает  создание и развитие обучения  персонала и преемственности  руководства.

6. Позволит  избежать дублирования в работе  и улучшить координацию действий.

 

Прогнозирование потребности в персонале строится на основе анализа прогнозов спроса и предложения в кадровых ресурсов. Главной за­дачей прогнозирования является установление влияния тенденций развития рынка на изменение потребности в персонале.

 

4.4 Виды и методы кадрового планирования

 

  В теории прогнозирования разработаны различные методы, которые могут быть применимы и для прогнозирования по­требности в персонале. Методы для прогнозирования потребностей в персонале могут быть основаны либо на суждениях (оценки управ­ляющих и методика Дельфи), либо на использовании эконо­мико-математических методов.

В кадровом планировании выделяют количественные и качественные показатели.

Качественная  потребность, т.е. потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных тре­бований к персоналу, рассчитывается исходя из общей организа­ционной структуры, а также организационных структур подраз­делений.

При качественном планировании выделяют следующие методы:

1) Метод экспертной  оценки. Для этого привлекается  эксперт, который анализи­рует проблемы планирования и производит соединение имеющихся переменных плани­рования и величин, влияющих на данные переменные. Исхода из рекомендаций экспер­та, формируются цели планирования, экспертами могут быть либо специалисты в облас­ти планирования персонала либо руководители.

2) Метод групповых  оценок. В этом случае образуются  группы, которые совмест­но разрабатывают планы мероприятий, направленных на решение поставленных задач. К таким методам можно отнести, например, «мозговой штурм».

3) Метод Дельфи включает в себя экспертные и групповые методы. Сначала оп­рашивается множество независимых друг от друга экспертов, а затем результаты опроса анализируются в групповых дискуссиях и принимаются соответствующие решения.

4) Методы  моделирования обычно обеспечивают  упрощенный просмотр кадровых  потребностей организации. При  изменении входных данных кадровые  разветвления могут проверяться  для различных сценариев потребностей  в персонале.

Количественная  потребность в персонале планируется  по­средством определения его расчетной  численности и ее сравне­ния с фактической обеспеченностью на определенный плано­вый период. Различают:

1) общую потребность - вся численность персонала, которая необходима (брутто-потребность в кадрах);

2)дополнительную потребность - количество работников, необходимое в планируемом периоде дополнительно к имею­щейся численности базового года, обусловленное текущими нуждами предприятия (нетто-потребность в кадрах).

При количественном планировании используются следующие  методы:

  1. Балансовый метод основывается на взаимной увязке ресурсов, которыми рас­полагает организация, и потребностей в них в рамках планового периода. Такой план представляет собой двухстороннюю бюджетную таблицу, в одной части которой отра­жаются источники ресурсов, а в другой - их распределение.

 

  1. Нормативный метод. Суть его состоит в том, что в основу плановых заданий на определенный период включаются нормы затрат различных ресурсов на единицу про­дукции.

 

  1. Статистический метод устанавливает рассматриваемого зависимость показателя от других переменных (экстраполяция - наиболее про­стой и часто употребляемый метод, который состоит в перенесении сегодняшней ситуации (пропорций) в будущее).

Выделяют  методы определения необходимой численности кадров предприятия.

Можно выделить несколько основных методов расчета  количественной потребности в персонале.

  1. Метод, основанный на использовании данных о времени тру­дового процесса. Данные о времени процесса дают возможность рассчитать численность рабочих-сдельщиков или рабочих-по­временщиков, количество которых определяется непосредст­венно трудоемкостью процесса.
  2. Метод расчета по нормам обслуживания. В зарубежной лите­ратуре «агрегат-метод», показывающий зави­симость рассчитываемой численности от количества обслужи­ваемых машин, агрегатов и других объектов.
  3. Метод расчета по рабочим местам и нормативам численно­сти. Как разновидность метода норм обслуживания, так как и необ­ходимое число работников по числу рабочих мест, и норма­тивы численности устанавливают исходя из норм обслужи­вания.

Для расчета  численности персонала используют некоторые статистические методы: стохастические методы; методы экспертных оценок.

Стохастические  методы расчета основываются на анализе  взаимосвязи между потребностью в персонале и другими переменными величинами (например, объемом производства). В расчет принимаются данные за предшествующий период, и предполагается, что потребность в будущем будет развиваться по аналогичной зависимости.

Наиболее  часто применяются следующие  стохастические методы: расчет числовых характеристик; регрессионный анализ; корреляционный анализ.

 

Расчет  числовых характеристик применяется, как правило, в том случае, когда  потребность в персонале в  значительной мере связана с каким-либо фактором и эта связь достаточно стабильна: объемы производства; трудоемкость ремонта и т.п.

Регрессионный анализ предполагает установление линейной зависимости между численностью персонала и влияющими на нее  факторами.

Корреляционный  анализ устанавливает тесноту связи  между несколькими параметрами. Это может быть зависимость, определяющая степень влияния какого-либо параметра (например, объема производства или услуг) непосредственно на численность персонала.

Применение  методов экспертных оценок производится с ис­пользованием опыта специалистов и руководителей. Эти методы подразделяются на простую и расширенную оценку, включающую как однократную, так и многократную экспертную оценку.

При простой  оценке потребность в персонале  оценивается руководителем соответствующей  службы. Метод не требует ка­ких-либо существенных затрат, его недостаток в субъективности.

Расширенная экспертная оценка проводится группой  компетентных работников (экспертов).

Приведенные методы позволяют определить общую потребность в персонале. Более важной величиной для кадрового планирования является фактическая потребность в персонале, расчет которой учитывает необходимость покрытия планового или внепланового выбытия персонала и плановое поступление. В качестве планового поступления рассматривается возвращение сотрудников после обучения, службы в армии, длительного отпуска и т.п.

Плановое  выбытие - можно с определенной точностью  прогнозировать и заблаговременно  принять меры по приему или перестановке работников сокращение численности  в связи с реорганизацией производства или услуг, реорганизацией оргструктуры; направление сотрудников на обучение, стажировку и т.п.; призыв в армию; выход на пен­сию.

Информация о работе Кадры предприятия