Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:50, курсовая работа
Успех деятельности организации (предприятия) во многом определяется уровнем квалификации ее работников, степенью сплоченности команды, работающей на одну идею. Поэтому трудовые ресурсы организации являются объектом постоянной заботы со стороны руководства. Все в конечном итоге зависит от людей, их умения и желания работать. В рамках одного предприятия вместо термина «трудовые ресурсы» используют термин «кадры предприятия».
5) заключает
лизинговые соглашения с
Пассивные:
1) Организация
сообщает о вакантных местах
через рекламные объявления в
СМИ и специализированных
2) ожидает претендентов после проведения рекламной кампании местного характера.
Требования к кадровому планированию:
1)гибкость или эластичность планирования, способность приспособления к альтернативным ситуациям;
2)устранение пробелов в информации и неопределенности в исходной ситуации;
3)учет в планах вероятных факторов влияния на плановые показатели;
4)координации отдельных планов и их взаимозависимости;
5)выявление и учет наиболее слабых звеньев производства;
6)наличие, анализ и учет всесторонней информации о кадрах.
4.2. Цели и задачи кадрового планирования
Кадровое планирование создается на базе целей организации и состоит из 4 частей:
1) кадровые стратегии (
2) кадровые цели (определение конкретных
целей организации и каждого
работника, вытекающих из
3) кадровые задачи (обеспечение
организации в нужное время,
в нужном месте, в необходимом
количестве и с
4) кадровые мероприятия (
При осуществлении кадрового планирования организация преследует следующие цели:
1)получить и удержать людей нужного качества и в нужном количестве;
2)наилучшим образом использовать потенциал своего персонала;
3)уметь предвидеть проблемы, возникающие из-за возможного избытка или нехватки персонала.
При планировании целей необходимо учитывать правовые нормы, а также исходные принципы политики организации.
Этапами процесса планирования целей являются: поиск, анализ и ранжирование целей, выбор и реализация целей, контроль и их проверка.
4.3. Планирование и прогнозирование потребности в персонале.
Планирование потребности в персонале - одно из важнейших направлений кадрового планирования, позволяющее установить на заданный период времени качественный и количественный состав персонала.
Начальной ступенью
процесса кадрового планирования является
планирование потребности в персонале.
Оно базируется на данных об имеющихся
и запланированных рабочих
Существует четыре категории работников, по которым ведется планирование:
1) действующий персонал;
2) новички;
3) потенциальные сотрудники;
4) персонал, покинувший организацию.
В отношении каждой из этих категорий менеджмент компании должен принимать разные действия.
Категории работников |
Управленческие действия |
Действующий персонал |
Оценка производительности труда; распределение работников; обучение и развитие; оплата и мотивация; карьерный рост. |
Новички |
Методы найма; процедура отбора;, введение в должность; условия заключения договоров; процесс адаптации; обучение. |
Потенциальные сотрудники |
Методы найма; внешние связи; уровень оплаты труда; бонусы для персонала. |
Персонал, покинувший организацию |
Увольнение по инициативе администрации; выход на пенсию; текучесть персонала. |
Планирование привлечения и адаптации персонала - планирование мероприятий по найму и приему персонала для удовлетворения в перспективе потребности организации в кадрах за счет внутренних и внешних источников.
Планирование
использования персонала
Планирование обучения включает переподготовку и повышение квалификации работников организации.
Обучение на рабочем месте более дешевое и оперативное, тесно связано с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс тех, кто не привык обучаться в аудиториях.
Обучение
вне рабочего места более эффективно,
но связано с дополнительными
финансовыми затратами и
Планирование
деловой карьеры и служебно-
Планирование безопасности персонала и забота о нем необходима для сохранения хорошего психологического и физического состояния и профессиональных качеств персонала.
Планирование высвобождения или сокращения персонала с целью избежать передачи на внешний рынок труда квалифицированных кадров и создания для этого персонала социальных трудностей, а также всевозможного смягчения перемены сотрудником рода деятельности.
Планирование расходов на персонал: на поиск новых работников, заработная плата, соцстрахование, детские учреждения, здравоохранении, спецодежда и пр.
К преимуществам кадрового планирования можно отнести следующие:
1. Организация
лучше подготовлена для
2. Позволяет
найти новые и более
3. Помогает избежать как избытка, так и дефицита работников.
4. Обеспечивает создание и развитие обучения персонала и преемственности руководства.
6. Позволит
избежать дублирования в
Прогнозирование
потребности в персонале
4.4 Виды и методы кадрового планирования
В теории прогнозирования разработаны различные методы, которые могут быть применимы и для прогнозирования потребности в персонале. Методы для прогнозирования потребностей в персонале могут быть основаны либо на суждениях (оценки управляющих и методика Дельфи), либо на использовании экономико-математических методов.
В кадровом планировании выделяют количественные и качественные показатели.
Качественная потребность, т.е. потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу, рассчитывается исходя из общей организационной структуры, а также организационных структур подразделений.
При качественном планировании выделяют следующие методы:
1) Метод экспертной оценки. Для этого привлекается эксперт, который анализирует проблемы планирования и производит соединение имеющихся переменных планирования и величин, влияющих на данные переменные. Исхода из рекомендаций эксперта, формируются цели планирования, экспертами могут быть либо специалисты в области планирования персонала либо руководители.
2) Метод групповых оценок. В этом случае образуются группы, которые совместно разрабатывают планы мероприятий, направленных на решение поставленных задач. К таким методам можно отнести, например, «мозговой штурм».
3) Метод Дельфи включает в себя экспертные и групповые методы. Сначала опрашивается множество независимых друг от друга экспертов, а затем результаты опроса анализируются в групповых дискуссиях и принимаются соответствующие решения.
4) Методы
моделирования обычно
Количественная
потребность в персонале
1) общую потребность - вся численность персонала, которая необходима (брутто-потребность в кадрах);
2)дополнительную потребность - количество работников, необходимое в планируемом периоде дополнительно к имеющейся численности базового года, обусловленное текущими нуждами предприятия (нетто-потребность в кадрах).
При количественном планировании используются следующие методы:
Выделяют методы определения необходимой численности кадров предприятия.
Можно выделить несколько основных методов расчета количественной потребности в персонале.
Для расчета
численности персонала
Стохастические методы расчета основываются на анализе взаимосвязи между потребностью в персонале и другими переменными величинами (например, объемом производства). В расчет принимаются данные за предшествующий период, и предполагается, что потребность в будущем будет развиваться по аналогичной зависимости.
Наиболее часто применяются следующие стохастические методы: расчет числовых характеристик; регрессионный анализ; корреляционный анализ.
Расчет числовых характеристик применяется, как правило, в том случае, когда потребность в персонале в значительной мере связана с каким-либо фактором и эта связь достаточно стабильна: объемы производства; трудоемкость ремонта и т.п.
Регрессионный анализ предполагает установление линейной зависимости между численностью персонала и влияющими на нее факторами.
Корреляционный анализ устанавливает тесноту связи между несколькими параметрами. Это может быть зависимость, определяющая степень влияния какого-либо параметра (например, объема производства или услуг) непосредственно на численность персонала.
Применение
методов экспертных оценок производится
с использованием опыта
При простой
оценке потребность в персонале
оценивается руководителем
Расширенная экспертная оценка проводится группой компетентных работников (экспертов).
Приведенные методы позволяют определить общую потребность в персонале. Более важной величиной для кадрового планирования является фактическая потребность в персонале, расчет которой учитывает необходимость покрытия планового или внепланового выбытия персонала и плановое поступление. В качестве планового поступления рассматривается возвращение сотрудников после обучения, службы в армии, длительного отпуска и т.п.
Плановое выбытие - можно с определенной точностью прогнозировать и заблаговременно принять меры по приему или перестановке работников сокращение численности в связи с реорганизацией производства или услуг, реорганизацией оргструктуры; направление сотрудников на обучение, стажировку и т.п.; призыв в армию; выход на пенсию.