Кадры предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Успех деятельности организации (предприятия) во многом определяется уровнем квалификации ее работников, степенью сплоченности команды, работающей на одну идею. Поэтому трудовые ресурсы организации являются объектом постоянной заботы со стороны руководства. Все в конечном итоге зависит от людей, их умения и желания работать. В рамках одного предприятия вместо термина «трудовые ресурсы» используют термин «кадры предприятия».

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 61.33 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

2. Кадровая политика предприятия

 

Термин «политика» характеризуется  как цели и задачи, методы и средства, с помощью которых достигаются  эти цели, образ действий, определяющий отношения с людьми. Понятие "политика организации" включает в себя систему  правил, в соответствии с которыми ведет себя система в целом  и по которым действуют люди, входящие в эту систему. В политике организации  выделяют финансовую политику, внешнеэкономическую  политику и кадровую политику.

Кадровая политика обосновывает необходимость  использования на практике тех или  иных конкретных методов набора, расстановки  и использования кадров, но не занимается детальным анализом их содержания и  спецификой проведения практической работы с кадрами. Поэтому кадровую политику можно определить как систему  целей, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев  работы с кадрами, распространяемых на все категории работников.

  Кадровая политика организации - это целостная стратегия работы с персоналом, объединяющая различные элементы и формы кадровой работы, имеющая целью создание высокопроизводительного и высокопрофессионального, сплоченного и ответственного коллектива, способного гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды.

Кадровую политику классифицируют по двум основным признакам:

1) по  уровню осознанности правил и  норм, лежащих в основе кадровых мероприятий в организации и непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию выделяют следующие типы кадровой политики:

  • пассивная - руководство не имеет программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий.Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации и т.д.;
  • реактивная - руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтов, отсутствие квалифицированной рабочей силы, отсутствие мотивации к труду. Кадровые службы развиты, но нет целостной программы прогнозирования развития персонала;
  • превентивная - руководство имеет обоснованные прогнозы развития кадровой ситуации. Однако организация не имеет средств для влияния на нее.В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема - разработка целевых кадровых программ;
  • активная - это рациональная кадровая политика, когда руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуацией;
  1. по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава выделяют:
    • открытую кадровую политику, которая характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, организация готова принять на работу любого специалиста соответствующей квалификации без учета опыта работы в других организациях;
    • закрытую кадровую политику, которая характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации.

Основным содержанием кадровой политики является:

1) обеспечение рабочей силой высокого качества, включая планирование, отбор и наём, высвобождение (выход на пенсию, увольнения), анализ текучести кадров и др.;

2) развитие  работников, профориентация и переподготовка, проведение аттестации и оценки  уровня квалификации, организация  продвижения по службе;

3) совершенствование  организации и стимулирования  труда, обеспечение техники безопасности, социальные выплаты.

Кадровая политика организации  нацелена на:

1) безусловное  выполнение предусмотренных Конституцией  прав и обязанностей граждан  в трудовой области; соблюдение  всеми организациями и отдельными  гражданами положений законов  о труде и профессиональных  союзах, Трудового кодекса РФ, типовых  правил внутреннего распорядка  и других документов, принятых  высшими органами по этому  вопросу; 

2) подчиненность  всей работы с кадрами задачам  бесперебойного и качественного  обеспечения основной хозяйственной  деятельности требуемым числом  работников необходимого профессионалыю-квалификационного состава;

3) рациональное  использование кадрового потенциала, имеющегося в распоряжении предприятия,  организации, объединения; 

4) формирование  и поддержание работоспособных,  дружных производственных коллективов,  разработка принципов организации  трудового процесса; развитие внутрипроизводственной  демократии;

5) разработка  критериев и методики подбора,  отбора, обучения и расстановки  квалифицированных кадров;

6) подготовки  и повышения квалификации остальной  части работающих;

7) разработка  теории управления персоналом, принципов  определения социального и экономического  эффекта от мероприятий, входящих  в этот комплекс.

Сегодня кадровая политика охватывает следующие области: сфера трудовых конфликтов и взаимоотношений с  администрацией, с новыми общественными  организациями в ходе решения  производственных проблем, роль социальных программ, осуществляемых организацией в рыночных условиях, оказывающих  влияние на производственную отдачу персонала, и т.п.

Разрабатывают кадровую политику высшее хозяйственное руководство, совет  акционеров, администрация, кадровая служба. Основные моменты этой политики широко обсуждаются в коллективе и с  профсоюзами, в результате чего должен быть достигнут необходимый компромисс; к разработке ее могут и должны привлекаться сторонние специалисты и даже научные организации.

Комплексное понимание кадровой политики складывается как внутреннее единство следующих мер:

1) обеспечение  всех участков производства необходимыми  человеческими ресурсами. Поскольку  человек на производстве не  является тем объектом, который  можно планировать любым образом,  в кадровой политике следует  учитывать интересы работополучателей. Это относится как к обеспечению рабочих мест, так и к предоставлению возможностей для развития личности и к созданию условий труда, достойных человека и соответствующих его квалификации. Инструментом для решения этих задач является кадровое планирование;

2) создание  мотивации персонала на высокоэффективную  трудовую деятельность. Особенность  кадровых решений заключается  в том, что они почти всегда  отражаются на мотивации сотрудников  и моральном климате в коллективе. В идеале они должны соотноситься  с общей системой ценностей,  принятой в организации, с установками  и ожиданиями каждого работника. 

В процессе разработки кадровой политики обычно формулируются следующие  отдельные, но взаимосвязанные направления:

1) общая  политика кадровой работы;

2) организационно-штатная  политика (определение потребности  в кадрах, получение заявок на  специалистов, оформление назначений  и перемещений персонала, подбор  кандидатов);

3) информационная  политика (учет, обработка, распределение  информации);

4) финансовая  политика по отношению к персоналу  (принципы распределения средств,  выдачи вознаграждений и других  выплат, обеспечение страховки и  т.д.);

5) другие  направления работы (определение  потребности в обучении и повышении  квалификации и т.д.).

Поскольку проведение активной и эффективной  кадровой политики обеспечивает деятельность всего производства и конечный хозяйственный  результат, эта политика становится основой деятельности аппарата управления. Как и в случае с основным капиталом  организации, в кадровой сфере также  необходимо заранее позаботиться о  сохранении субстанции "капитала" и о повышении стоимости. Затраты  при зачислении на работу, на обучение и повышение квалификации (инвестиции на образование), расходы по заработной плате, услуги социального характера и производственные расходы на создание рабочего места слишком значительны, чтобы они не принимались руководством организации в расчет при разработке планов и концепций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Определение потребности в кадрах.

 

При планировании численности используются показатели явочного и списочного состава.

Явочный состав включает в себя работников, фактически явившихся на работу.

В списочный состав входят все работник, явившиеся на работу, а также находящиеся  в отпусках, на больничном, в командировках, совершившие прогулы.

  Для определения явочного  числа работников используются  следующие методы:

    • определение численности по трудоемкости:

Чяв = Тр / (Fн * Квн), где

Тр – трудоемкость всех работ, нормо – часов;

Fн – номинальный фонд времени одного работника, т.е. календарный фонд времени за вычетом праздничных и выходных, часы;

Fн = Dn * S * Tсм, где

  Dn – количество рабочих дней в плановом периоде;

  S – число рабочих смен  в сутки;

  Тсм – продолжительность рабочей смены в часах.

Квн – коэффициент выполнения норм (1,1 :  1,2).

  • определение численности по нормам выработки:

Чяв = Q / В

  Q – объем производства в  натуральных или стоимостных  показателях;

            Нв – выработка продукции на одного работающего в натуральных или стоимостных показателях.

  • определение численности по нормам обслуживания:

Чяв = Nр / Но

Nр – количество рабочих мест;

Но – количество рабочих мест, которое должен обслужить один человек (норма обслуживания).

Потребность в кадрах определяется по каждой профессии, специальности, квалификации.

  Для определения списочной  численности трудового персонала  используют следующие методы:

    • расчет списочной численности по планируемому числу дней невыходов на работу:

Чсп = Тр / (Fд * Квн), где

Fд – действительный фонд рабочего времени (фактически отработанное время).

    • расчет по коэффициенту списочной численности:

Чсп = Чсп * Ксп

Ксп – коэффициент списочного состава, который рассчитывается путем деления номинального фонда времени на действительный.

 

 

 

 

 

 

 

4. Сущность кадрового  планирования

 

 

 

4.1. Понятие кадрового планирования

 

В системе  управления персоналом кадровое планирование занимает третье по значимости место  после стратегии развития и стратегического  анализа организации (1) и формирования кадровой политики организации (2).

Планирование  персонала (кадровое планирование, планирование рабочего со­става предприятия) определяется как:

 

1) процесс обеспечения орга­низации необходимым количеством квалифицированного персо­нала, принятого на определенные должности в конкретные вре­менные рамки;

 

2) целенаправленная, научно обоснованная дея­тельность организации с целью предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со спо­собностями работников и предъявляемыми требованиями;

 

3) целенаправленная деятельность организации по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчету его профессионально-квалификационной структуры, определе­нию общей и дополнительной потребности в персонале, контролю над его использованием.

Сущность  кадрового планирования - предоставление рабочих мест в нужный момент времени  и в необходимом количестве в  соответствии с их способностями, склонностями и требованиями производства. Рабочие  места должны позволить работающим оптимальным образом развивать  свои способности, повышать эффективность труда, отвечать требованиям создания достойных человека условий труда и обеспечения занятости. В результате интересы работодателя и работника уравновешиваются.

Кадровое  планирование включает в себя:

1)прогнозирование перспективных потребностей организации в персонале (по отдельным его категориям);

2) изучение рынка труда (рынка квалифицированной рабочей силы) и программы мероприятий по его «освоению»;

3) анализ системы рабочих мест организации;

4) разработка программ и мероприятий по развитию персонала.

Пути покрытия   потребности  в  персонале  -  способы приобретения персонала  у определенного источника покрытия кадровой потребности.  

Активные:

1) организация  набирает персонал в учебных  заведениях при помощи заключения  двустороннего соглашения с самим  заведением и участниками    обучения; 

2) организация  представляет заявки по вакансиям  в местные или межрегиональные  службы занятости;

3) использует  услуги консультантов по персоналу  и специализированных посреднических  фирм по найму персонала;

4) вербует  новый персонал через своих  сотрудников (из их семейного  круга; в других организациях; в учебных заведениях);

Информация о работе Кадры предприятия