Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:50, курсовая работа
Успех деятельности организации (предприятия) во многом определяется уровнем квалификации ее работников, степенью сплоченности команды, работающей на одну идею. Поэтому трудовые ресурсы организации являются объектом постоянной заботы со стороны руководства. Все в конечном итоге зависит от людей, их умения и желания работать. В рамках одного предприятия вместо термина «трудовые ресурсы» используют термин «кадры предприятия».
2. Кадровая политика предприятия
Термин «политика» характеризуется как цели и задачи, методы и средства, с помощью которых достигаются эти цели, образ действий, определяющий отношения с людьми. Понятие "политика организации" включает в себя систему правил, в соответствии с которыми ведет себя система в целом и по которым действуют люди, входящие в эту систему. В политике организации выделяют финансовую политику, внешнеэкономическую политику и кадровую политику.
Кадровая политика обосновывает необходимость использования на практике тех или иных конкретных методов набора, расстановки и использования кадров, но не занимается детальным анализом их содержания и спецификой проведения практической работы с кадрами. Поэтому кадровую политику можно определить как систему целей, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с кадрами, распространяемых на все категории работников.
Кадровая политика организации - это целостная стратегия работы с персоналом, объединяющая различные элементы и формы кадровой работы, имеющая целью создание высокопроизводительного и высокопрофессионального, сплоченного и ответственного коллектива, способного гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды.
Кадровую политику классифицируют по двум основным признакам:
1) по уровню осознанности правил и норм, лежащих в основе кадровых мероприятий в организации и непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию выделяют следующие типы кадровой политики:
Основным содержанием кадровой политики является:
1) обеспечение рабочей силой высокого качества, включая планирование, отбор и наём, высвобождение (выход на пенсию, увольнения), анализ текучести кадров и др.;
2) развитие
работников, профориентация и
3) совершенствование
организации и стимулирования
труда, обеспечение техники
Кадровая политика организации нацелена на:
1) безусловное
выполнение предусмотренных
2) подчиненность
всей работы с кадрами задачам
бесперебойного и
3) рациональное
использование кадрового
4) формирование
и поддержание работоспособных,
5) разработка критериев и методики подбора, отбора, обучения и расстановки квалифицированных кадров;
6) подготовки
и повышения квалификации
7) разработка
теории управления персоналом, принципов
определения социального и
Сегодня кадровая политика охватывает следующие области: сфера трудовых конфликтов и взаимоотношений с администрацией, с новыми общественными организациями в ходе решения производственных проблем, роль социальных программ, осуществляемых организацией в рыночных условиях, оказывающих влияние на производственную отдачу персонала, и т.п.
Разрабатывают кадровую политику высшее хозяйственное руководство, совет акционеров, администрация, кадровая служба. Основные моменты этой политики широко обсуждаются в коллективе и с профсоюзами, в результате чего должен быть достигнут необходимый компромисс; к разработке ее могут и должны привлекаться сторонние специалисты и даже научные организации.
Комплексное понимание кадровой политики складывается как внутреннее единство следующих мер:
1) обеспечение
всех участков производства
2) создание
мотивации персонала на
В процессе разработки кадровой политики обычно формулируются следующие отдельные, но взаимосвязанные направления:
1) общая политика кадровой работы;
2) организационно-штатная
политика (определение потребности
в кадрах, получение заявок на
специалистов, оформление назначений
и перемещений персонала,
3) информационная политика (учет, обработка, распределение информации);
4) финансовая
политика по отношению к
5) другие
направления работы (определение
потребности в обучении и
Поскольку проведение активной и эффективной кадровой политики обеспечивает деятельность всего производства и конечный хозяйственный результат, эта политика становится основой деятельности аппарата управления. Как и в случае с основным капиталом организации, в кадровой сфере также необходимо заранее позаботиться о сохранении субстанции "капитала" и о повышении стоимости. Затраты при зачислении на работу, на обучение и повышение квалификации (инвестиции на образование), расходы по заработной плате, услуги социального характера и производственные расходы на создание рабочего места слишком значительны, чтобы они не принимались руководством организации в расчет при разработке планов и концепций.
3. Определение потребности в кадрах.
При планировании численности используются показатели явочного и списочного состава.
Явочный состав включает в себя работников, фактически явившихся на работу.
В списочный состав входят все работник, явившиеся на работу, а также находящиеся в отпусках, на больничном, в командировках, совершившие прогулы.
Для определения явочного числа работников используются следующие методы:
Чяв = Тр / (Fн * Квн), где
Тр – трудоемкость всех работ, нормо – часов;
Fн – номинальный фонд времени одного работника, т.е. календарный фонд времени за вычетом праздничных и выходных, часы;
Fн = Dn * S * Tсм, где
Dn – количество рабочих дней в плановом периоде;
S – число рабочих смен в сутки;
Тсм – продолжительность рабочей смены в часах.
Квн – коэффициент выполнения норм (1,1 : 1,2).
Чяв = Q / В
Q – объем производства в натуральных или стоимостных показателях;
Нв – выработка продукции на одного работающего в натуральных или стоимостных показателях.
Чяв = Nр / Но
Nр – количество рабочих мест;
Но – количество рабочих мест, которое должен обслужить один человек (норма обслуживания).
Потребность в кадрах определяется по каждой профессии, специальности, квалификации.
Для определения списочной
численности трудового
Чсп = Тр / (Fд * Квн), где
Fд – действительный фонд рабочего времени (фактически отработанное время).
Чсп = Чсп * Ксп
Ксп – коэффициент списочного состава, который рассчитывается путем деления номинального фонда времени на действительный.
4. Сущность кадрового планирования
4.1. Понятие кадрового планирования
В системе управления персоналом кадровое планирование занимает третье по значимости место после стратегии развития и стратегического анализа организации (1) и формирования кадровой политики организации (2).
Планирование персонала (кадровое планирование, планирование рабочего состава предприятия) определяется как:
1) процесс обеспечения организации необходимым количеством квалифицированного персонала, принятого на определенные должности в конкретные временные рамки;
2) целенаправленная, научно обоснованная деятельность организации с целью предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями работников и предъявляемыми требованиями;
3) целенаправленная деятельность организации
по подготовке кадров, обеспечению пропорционального
и динамичного развития персонала, расчету
его профессионально-
Сущность кадрового планирования - предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии с их способностями, склонностями и требованиями производства. Рабочие места должны позволить работающим оптимальным образом развивать свои способности, повышать эффективность труда, отвечать требованиям создания достойных человека условий труда и обеспечения занятости. В результате интересы работодателя и работника уравновешиваются.
Кадровое планирование включает в себя:
1)прогнозирование перспективных потребностей организации в персонале (по отдельным его категориям);
2) изучение рынка труда (рынка квалифицированной рабочей силы) и программы мероприятий по его «освоению»;
3) анализ системы рабочих мест организации;
4) разработка программ и мероприятий по развитию персонала.
Пути покрытия
потребности в персонале -
способы приобретения персонала
у определенного источника
Активные:
1) организация
набирает персонал в учебных
заведениях при помощи
2) организация
представляет заявки по
3) использует
услуги консультантов по
4) вербует новый персонал через своих сотрудников (из их семейного круга; в других организациях; в учебных заведениях);