Экономика качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:37, контрольная работа

Краткое описание

Данная контрольная работа освещает важные вопросы дисциплины Экономика качества стандартизации и сертификации. В ней мы теоретически рассмотрим методику расчета затрат на качество для организаций работающих в условиях TQM, а также взаимосвязь таких важных понятий экономики как качество и конкурентоспособность продукции. В практической части произведем необходимые вычисления для расчета экономического эффекта от внедрения системы качества.

Оглавление

Теоретическая часть
1.1 Методика расчета затрат на качество для организаций,
работающих в условиях TQM
1. 2. Определение взаимосвязи между качеством
и конкурентоспособностью продукции
2. Практическая часть
Заключение
Список использованных информационных источников 26

Файлы: 1 файл

Экономика качества.doc

— 664.50 Кб (Скачать)

     К – коэффициент определяющий часть рабочего времени, затраченного сотрудниками метрологического надзора на выполнение работы по метрологической экспертизе конструкторской документации;

     Кн – коэффициент начисления на фонд оплаты труда.

     2. Затраты на выбор поставщиков  материалов и комплектующих:

                                        З = Ф*К*Кн,                                                                                    (1.1.10)

     Ф  – фонд оплаты труда сотрудников  отдела материального снабжения;

     К – коэффициент определяющий часть  рабочего времени, затраченного на выполнение работ по выбору поставщиков;

     Кн – коэффициент начисления.

     3. Внешние расходы на проверку  и аттестацию средств измерения  и испытательного оборудования:

                                                З= З12,                                                                                  (1.1.11)

     З1  –оплата работы внешней организации за метрологические работы;

     З2 -  командировочные расходы отдела главного механика.

     4. Затраты на исследование рекламации:

                                                 З= Ф*К*Кн,                                           (1.1.12)

     Ф  – фонд оплаты труда сотрудников  отдела рекламаций;

К –  коэффициент учитывающий время  работы сотрудников;

Кн – коэффициент начисления.

5. Затраты  на гарантированный ремонт продукции:

                                         З = Ф*К*Кн+ З12,                                                                     (1.1.13)

Ф  –  фонд оплаты труда сотрудников отдела гарантийного и постгарантийного ремонта;

К –  коэффициент учитывающий время выполнения ремонта;

Кн – коэффициент начисления;

З1  – командировочные расходы сотрудников отдела гарантийного и постгарантийного обслуживания ;

З2 – стоимость материалов, узлов, блоков для гарантийного ремонта. 

6. Возмещение  убытка от рекламируемой продукции:

                                             З= Ф*Кн+ З1,                                                                                  (1.1.14)

Ф  –  фонд оплаты труда сотрудников отдела рекламаций;

Кн – коэффициент начисления;

З1  - величина штрафов и убытков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. 2. Определение взаимосвязи  между качеством

и конкурентоспособностью продукции

     Понятие конкуренции (как и понятие качества) весьма разнообразно (конкуренция фирм, государств, внутриотраслевая, межотраслевая, ценовая, неценовая, недобросовестная, чистая, монополистическая, олигополистическая, функциональная, видовая, предметная, прямая, скрытая, свободная, совершенная и т. п.) и рассматривается в специальных курсах. В общем случае под конкуренцией понимается:

     -    элемент рыночного механизма;

     -   форма взаимодействия рыночных субъектов;

     -    экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли, получение заказа;

     -  механизм регулирования пропорций общественного производства.

     Общепринято понимать под конкурентоспособностью товара способность товара отвечать требованиям рынка данного вида товара.

     Оценка  конкурентоспособности товара (КСП) производится на основе сопоставления  данной продукции с соответствующей  продукцией других фирм. Показатель конкурентоспособности продукции выражается отношением полезного эффекта к цене потребления, а за полезный эффект принимаются интегральные показатели характеристик товара – его качество.

     В современных условиях понятие уровня конкурентоспособности (К) связывается с отношением показателей конкурентоспособности нашей продукции (Кн) и конкурента (Кк). Если это отношение К > 1 (более единицы), то наша продукция считается конкурентоспособной.

     Показатели  конкурентоспособности выражаются как частное от деления сумм относительных показателей характеристик качества продукции к относительной цене потребления этой продукции:

                                  
,                          (1.2.1)

          Относительные значения показателей характеристик качества и цены потребления получаются из сравнения характеристик и цены потребления с таковыми у продукции, принятой за базу. За базовую продукцию принимают устанавливаемую в маркетинге, идеальную потребительскую модель (ИПМ) продукции, т. е. ту продукцию, которую желают приобрести потребители.

     Если  цена потребления исключается из анализа, то оценки конкурентоспособности  называются неценовыми.

     Показатели  качества и конкурентоспособности

     Характеристики  качества прямо пропорциональны  показателям конкурентоспособности. Цена товара неразрывно связана с его качеством и прямо ему пропорциональна. Интересы потребителя к качеству и цене продукции противоположны.

     Взаимосвязь  прибыли и конкурентоспособности товара можно изобразить графически. Для этого следует связать оценку конкурентоспособности (К) с удельным объемом продаж товара В = Q/Qs, где Q — объем продаж товара на данном рынке; Qs — общая емкость рынка данного товара (рис. 1.2.1).

     
      
            
 

 

 

         
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1.2.1 – Временные зависимости показателей продукции 

     На  рисунке обозначены: Q(t) — объем продаж товара; П(t) — прибыль от реализации товара; K(t) — коэффициент уровня конкурентоспособности; B(t)Q(t)/ Q∑ — отношение объема продаж товара Q(t) к общей емкости рынка данного товара Qs

     По  оси времени буквами обозначены: СД — период создания товара; ДЕ —  период производства и сбыта товаров (цифрами 1—5 последовательно обозначены участки этого периода: внедрения, роста, зрелости, насыщения, спада).

     Значения  оценок конкурентоспособности и объемов продаж являются функциями времени, а вид зависимостей Q(t) и B(t) одинаков, так как Qy =const.

     Прибыль является составляющей дохода, который  определяется произведением объема продаж на цену продукции. Поэтому возможно установить связь конкурентоспособности с прибылью через объем продаж.

     На  рисунке 8.1 видно, что с течением времени значение величины уровня конкурентоспособности  уменьшается. Иногда требуется пролонгировать значение показателя К, определенное до проектирования продукции, на момент начала ее выпуска. В этом случае возможно определить по аналогам значения К за предыдущие 10—15 лет. Значения К будут естественно большими, чем сейчас. Далее графически или аналитически (например, методом наименьших квадратов) оценивают значения К на будущее время.

     Получим функциональную зависимость В(К), выраженную следующей формулой:

      ,                                   (1.2.2)  

     где N — число видов продукции — конкурентов продукции А;

     КА — уровень конкурентоспособности продукции А;

     m — соотношение «спрос—предложение»;

     bА — показатель престижа фирмы, представляющей на рынок продукцию А;

     b— показатель престижа фирмы — конкурента.

     Проанализируем  полученную формулу с точки зрения значения в ней уровня конкурентоспособности (а значит — показателей качества товара).

     Так, при m = 1, bk/bн = 1и К=1 получим значение В = 0,5, что соответствует центральной точке (1; 0,5) на рисунке 2, когда потребителю безразлично, у кого приобретать товар — у нас или конкурента.

     При тех же данных, но, если будет значение К = 2, получим В = 0,72, т. е. около 3/4 объема возможных продаж на рынке будут наши. Если же имеем, например, К = 1/2, то получим только В= 0,25. Образно говоря, в этом случае нам на этом рынке делать нечего.

     Рисунок 1.2.2 показывает резкое изменение значения В в узком диапазоне изменений К, что и отражено вхождением К в показатель степени формулы В = f (К). Так, при полученном значении К = 1,25 можно добиться значения В = 0,72 только, например, при двукратном превосходстве в имидже над конкурентом.

                 

  

 Рисунок 1.2.2 –  Взаимосвязь показателя конкурентоспособности  с другими характеристиками предпринимательства

     Если  максимальная емкость данного рынка  по данному товару Q∑ = 100, а продажная цена единицы нашего товара Ц = 10 и рентабельность фирмы R= 0,3, то мы получим представление о прибыли от реализации нашего товара.

     Q =В* Q

     0,72*100=72

      
     доход                                Д= Q * Ц

     72*10=720

      
     R= П /( Д-П)

     отсюда                                П=166

      

     Качество  продукции и цена потребления — важные и главные, но не единственные факторы конкуренции; недостаточно ограничиваться оценкой уровня конкурентоспособности до выхода на рынок; следует относиться к формированию ситуации на рынке активно — приобретать большой имидж, влиять на соотношение между спросом и предложением (кредитование покупателей, развитие сбытовой сети, рекламная деятельность и т. п.). Вместе с тем качество продукции является главным конкурентообразующим фактором.

     Достижение  одновременного улучшения качества и снижения цены потребления (продажной цены и затрат потребителя) возможно в условиях организации системы управления, известной как «всеобщее руководство качеством».

     Рассмотрим  пример. Продавец игрушек решил полностью  захватить рынок данного товара (В = 0,9), однако ради достижения элемента внезапности он не стал добиваться превосходства в имидже, не обращал внимание на возможности обеспечения спроса и предложения (т. е. Вк = Вн иm= 1).

     Какое превосходство в конкурентоспособности  он должен обеспечить за счет улучшения  качества игрушек и снижения их цены потребления (продажной цены)?              

                                 ,                                 (1.2.4)  

     Следует 0,9 = 1/21/к и К = 6, 64

,                              

Информация о работе Экономика качества