Экономические основы и принципы социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:47, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – анализ экономических основ и принципов социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть все этапы становления системы социального обеспечения;
Дать определение понятию социального обеспечения;
Изучить организационно-правовые формы и функции социального обеспечения;
Дать общую характеристику принципам социального обеспечения и раскрыть их содержание;
Рассмотреть социальную политику государства как базу социального обеспечения;
Выявить источники финансирования социального обеспечения;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ЕГО ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ФОРМЫ……………………………………. ………………………………………..6
Основные этапы становления систем социального обеспечения……………6
Понятия социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты населения…………………………………………………………………….10
Функции социального обеспечения……………………………………………16
Право человека на социальное обеспечение и роль государства в его реализации…………………………………………………………………………….18
Формы социального обеспечения……………………………………………...26
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ…………………………………………………………………….31
2.1. Основные принципы социального обеспечения…………………………….31
2.2. Источники социального обеспечения………………………………..............33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 76.03 Кб (Скачать)

С принятием Верховным  Советом РСФСР 20 ноября 1990 г. Закона «О государственных пенсиях в РСФСР» действие союзного Закона о пенсиях на территории России было прекращено.

В целях совершенствования  системы управления средствами, направляемыми  на социальное обеспечение, гарантированного финансирования выплат пенсий и пособий в условиях перехода к рыночным отношениям, усиления контроля за поступлением и расходованием средств на эти цели Верховным Советом РСФСР были приняты законы об. образовании Пенсионного фонда РСФСР, Фонда социального страхования, а затем, в связи с прогнозируемой безработицей, и Фонда занятости населения. В совокупности средства этих фондов создают условия для социальной защиты населения в современных условиях. 
        Значительные ассигнования на социальное обеспечение направляются непосредственно из государственного бюджета, минуя указанные фонды. За счет их обеспечиваются пенсиями и пособиями военнослужащие Российской армии, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лица рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, внешней разведки, налоговой полиции и их семьи и некоторые другие граждане. 
        Бюджетные средства ассигнуются также на обучение и трудовое устройство инвалидов, содержание домов-интернатов для престарелых инвалидов, на протезирование и приобретение транспортных средств для инвалидов, оказания им санаторно-курортной помощи, выплату пособий на детей. За счет бюджетных средств содержатся врачебно-трудовые экспертные комиссии и органы социальной защиты населения. Следовательно, за счет бюджетных ассигнований на социальное обеспечение создаются условия для возвращения к труду лиц, потерявших трудоспособность, и гарантируется материальное обеспечение отдельных категорий трудящихся при наступлении нетрудоспособности или других обстоятельств, предусмотренных законом.

Осуществление социального обеспечения возложено на Министерства труда и социальной защиты населения РФ, республик в составе РФ и их местные органы. В составе Министерства труда и социальной защиты населения РФ создан Департамент пенсионного обеспечения, осуществляющий разработку предложений по формированию государственной федеральной политики пенсионного обеспечения и ее реализации во взаимодействии с органами власти субъектов Федерации; организацию и методическое обеспечение работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке пенсий; обеспечение единообразного применения федерального пенсионного законодательства и подготовку предложений по его совершенствованию, контроль за правильностью начисления и выплаты пенсий, содействие развитию негосударственных форм пенсионного обеспечения и некоторые другие задачи. 
        Назначение пенсий и пособий офицерам, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы Российской армии, пограничных войск, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лицам рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, внешней разведки, налоговой полиции, и их семьям производится соответствующими ведомствами.

Одни экономисты источником образования общественных фондов потребления, включая выплаты пенсий, считают  прибавочный продукт, другие связывают  общественные фонды потребления  с необходимым продуктом. 
       Анализ различных фондов социального обеспечения и выплат из них показывает, что источником одних является необходимый продукт, других — прибавочный. Так, выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, расходы на обучение и трудовое устройство инвалидов, переобучение безработных своим источником имеют необходимый продукт. Назначение этих выплат — предоставить необходимые жизненные блага работнику в период его временной нетрудоспособности, безработицы. Эти выплаты непосредственно связаны с затратами на воспроизводство рабочей силы.

Иное положение с выплатой пенсий. Это выплаты нетрудоспособным гражданам. В настоящее время  в нашей стране численность лиц, получающих пенсии, свыше 37 млн. чел.

До начала трудовой деятельности каждое молодое поколение нашей  страны содержится как за счет необходимого продукта (в форме оплаты труда  родителей), так и за счет прибавочного продукта (в форме льгот и услуг  из общественных фондов потребления). С начала трудовой деятельности и  до выхода на пенсию (за 35—40 лет) это  поколение создает общественный продукт (необходимый и прибавочный) во все увеличивающихся объемах. Значительно увеличивается часть прибавочного продукта, направленная в фонд накопления. В результате быстро растет объем национального богатства. Следовательно, каждое новое поколение передает последующему значительно больший объем национального богатства (включая основные производственные и непроизводственные фонды), чем само получает от своего предшественника. На этой основе каждое новое поколение своим трудом увеличивает производство валового продукта. При этом возрастает как объем необходимого продукта, используемого на удовлетворение личных потребностей работников материального производства, так и прибавочного продукта, направляемого на развитие производства и образование общественных фондов потребления, в том числе на содержание нетрудоспособных членов общества.

В экономически развитых государствах выплата пенсий осуществляется из пенсионных фондов, создаваемых в течение многих лет в основном путем вычетов части заработной платы трудящихся. Поэтому там пенсионные фонды представляют собой зарезервированную часть необходимого продукта, которую работник получает после выхода на пенсию по старости или инвалидности.

В нашей стране право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца в соответствии с Конституцией РФ гарантируется различными формами социального обеспечения. Трудящиеся из своей заработной платы на свои будущие пенсии вносят всего 1 % от своего заработка. Не образуется заранее пенсионный фонд для будущих пенсионеров и за счет государства. Фонды для обеспечения нетрудоспособных выделяются и используются ежегодно в процессе распределения внутреннего валового продукта и национального дохода.

Поскольку неработающие пенсионеры не создают ни необходимого, ни прибавочного продукта, и в период их трудовой деятельности пенсионный фонд для них  не создавался, постольку источником ежегодно образуемого пенсионного  фонда является та часть внутреннего  валового и национального дохода, которая создана прибавочным  трудом работающего поколения, т. е. прибавочный продукт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги вышесказанному, мы пришли к следующим выводам:

Как экономическая категория социальное обеспечение — это система распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания граждан.

В этом широком смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества, независимо от источников образования фондов и организации обеспечения. 
Основными видами расходов по социальному обеспечению являются выплаты денежных пенсий и пособий.

В процессе жизни каждый человек находится в опасности  перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии  его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника  средств существования. К таким  обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца  и другие. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку  они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят  от воли отдельного человека. Но они  прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает  на себя определенную долю ответственности  за их наступление и создает систему  социальной защиты, предоставляет государственные  пенсии, социальные пособия и услуги.

Финансовое обеспечение социальной защиты населения представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет налогов и специальных взносов формируются централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы, направленные на социальное обеспечение, социальное страхование и оказание социальной помощи всем членам общества. Финансовое обеспечение социальной защиты населения предусматривает оценку и планирование объемов необходимых денежных средств, формирование доходов и финансирование расходов, осуществление социальных выплат и. контроль за эффективным использованием средств, направляемых на социальную защиту, социальное страхование и социальное обеспечение. В основе механизма финансирования социальной защиты населения лежит социальный контракт, который заключается между государством, организациями и домохозяйствами. В соответствии с этим контрактом государство берет на себя обязательство выполнять определенные социальные функции перед обществом и определяет тем самым объем предоставляемых благ, которые теоретически должно определять само общество.

В заключении можно сказать, что по мере восхождения человечества к вершинам цивилизации и формирования гражданского общества расширяется круг тех, кто, не нарушая его моральных устоев, может претендовать на социальную поддержку, не теряя своей способности к труду, если лишается возможности иметь соответствующий уровень достатка по независящим от него причинам и обстоятельствам, признаваемым обществом социально уважительными.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция РФ
  2. Закон «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» (1990 г.)
  3. Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» (1990 г.)
  4. Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178 «О государственной социальной помощи»
  5. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования»
  6. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)
  7. Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.)
  8. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.)
  9. Андреев В. С. Право социального обеспечения в СССР: Учебник для вузов. Москва, 1987. С. 13.
  10. Батыгин К. С. Право социального обеспечения. Общая часть: Учебное пособие. Москва, 1998. С. 7.
  11. Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР.   Москва, 1986. С. 7.

 

 


Информация о работе Экономические основы и принципы социального обеспечения