Экономические основы и принципы социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:47, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – анализ экономических основ и принципов социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть все этапы становления системы социального обеспечения;
Дать определение понятию социального обеспечения;
Изучить организационно-правовые формы и функции социального обеспечения;
Дать общую характеристику принципам социального обеспечения и раскрыть их содержание;
Рассмотреть социальную политику государства как базу социального обеспечения;
Выявить источники финансирования социального обеспечения;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ЕГО ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ФОРМЫ……………………………………. ………………………………………..6
Основные этапы становления систем социального обеспечения……………6
Понятия социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты населения…………………………………………………………………….10
Функции социального обеспечения……………………………………………16
Право человека на социальное обеспечение и роль государства в его реализации…………………………………………………………………………….18
Формы социального обеспечения……………………………………………...26
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ…………………………………………………………………….31
2.1. Основные принципы социального обеспечения…………………………….31
2.2. Источники социального обеспечения………………………………..............33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 76.03 Кб (Скачать)

Политическая  функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Конституция РФ (ст. 7) закрепляет положение о том, что Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной зашиты. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. Так, Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178 введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи — бедность. Появился, следовательно, новый субъект социального обеспечения — граждане, имеющие душевой доход ниже прожиточного минимума.

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы — на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семье с детьми безусловно повлечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.

Наряду с рассмотренными выше функциями социального обеспечения  некоторые специалисты указывают  и на другие. В. Ш. Шайхатдинов обосновывает еще и духовно-идеологическую функцию социального обеспечения, в составе которой он выделяет: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции.

 

    1. Право человека на социальное обеспечение и роль государства в его реализации

 

Практический опыт, накопленный  человечеством в организации  экономического и социального устройства жизни общества, привел к осознанию международным сообществом следующей истины, приобретшей общечеловеческую ценность: основой свободы, справедливости, всеобщего мира, достоинства и ценности человеческой личности являются права человека. Именно это содействует социальному прогрессу и улучшению условий жизни. При этом права человека должны охраняться властью закона. Перед законом все люди равны и имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации.

Права и свободы человека и гражданина закреплены во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). Декларация закрепляет право каждого как члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях (ст. 22). Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который нужен для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой (ст. 25).

Таким образом, Декларация закрепляет, во-первых, право каждого как члена  общества на социальное обеспечение; во-вторых, право на достойный уровень жизни, гарантирующий человеку возможность  удовлетворения его основных потребностей (в пище, жилище, медицинском уходе, социальном обслуживании), который  необходим для поддержания здоровья и благосостояния каждого и его  семьи; в-третьих, перечень социальных рисков, при наступлении которых  возникает право на социальное обеспечение (безработица, болезнь, инвалидность, утрата кормильца, старость и иные случаи утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам); в-четвертых, в качестве самостоятельного основания для особого попечения и помощи предусматривается материнство и младенчество.

Право каждого на социальное обеспечение, включая социальное страхование, закреплено и в Международном  пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В Пакте признается, что самая широкая охрана и помощь должны предоставляться семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании; особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению. Дети, подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации (ст. 10).

Вслед за Всеобщей декларацией  Пакт также признает право каждого: на достаточный уровень жизни  для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий  жизни (ст. 11); на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (ст. 12). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ратифицирован Президиумом  Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. и вступил в силу 3 января 1976 г. Россия как правопреемница СССР несет все юридические обязательства по данному Пакту.

Таким образом, права человека, закрепленные в названных выше актах, свидетельствуют о том, что забота о престарелых, нетрудоспособных, детях  и поддержка каждого, кто потерял  источник средств существования  по независящим от него причинам, признается одной из общечеловеческих ценностей  в цивилизованном обществе.

Одним из первых актов России, в котором права и свободы  человека, его честь и достоинство  провозглашены высшей ценностью  общества и государства, стала Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларация также провозглашает, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а  общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами России и непосредственно порождают права и обязанности граждан (ст. 1).

Декларация от 22 ноября 1991 г. закрепляет право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца  и в иных установленных законом  случаях.

В Декларации провозглашен один из важнейших принципов: пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень  жизни не ниже установленного законом  прожиточного минимума. Государство  развивает систему социального  страхования и обеспечения. Поощряется создание общественных фондов социального  обеспечения и благотворительность (ст. 26). Каждый имеет право на квалифицированную  медицинскую помощь в государственной  системе здравоохранения (ст. 25); государство  обеспечивает защиту материнства и  младенчества, права детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, а также граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы и нуждающихся в социальной поддержке (ст. 27).

Конституция закрепляет также  правовой статус граждан в сфере  социального обеспечения: каждому  гарантируется социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая  в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения оказывается  гражданам бесплатно (ст. 41); право на защиту от безработицы (ст. 37); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38).

Судить о том, в какой  мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать  и защищать права и свободы  человека и гражданина, создавать  надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления  этих прав и свобод, их воплощения в  реальной жизни, можно только по успехам  государства в социальной политике.

Каковы же роль государства  в обеспечении беспрепятственного осуществления каждым конституционного права на социальное обеспечение  и основные направления его социальной политики в данной сфере?

Прежде всего это организация и обеспечение финансирования соответствующей общефедеральной системы социального обеспечения, гарантированность ее бесперебойного функционирования. Это глобальное направление в социальной политике государства. Решение данной проблемы связано с необходимостью законодательного закрепления:

1) организационно-управленческих  основ системы социального обеспечения; 

2) финансовых источников, за счет средств которых гарантируется  предоставление гражданам социального  обеспечения; 

3) собственно системы  материального обеспечения и  социального обслуживания граждан  в порядке их социального обеспечения; 

4) правового механизма  защиты нарушенного права.

Реализация данного направления  в социальной политике находит свое отражение в соответствующей  деятельности государства по формированию систем государственного пенсионного  обеспечения, социальных пособий, социального  обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных; других граждан, нуждающихся в социальной поддержке. В соответствии со ст. 7 Конституции  РФ именно государственные пенсии, пособия, социальные службы являются гарантиями социальной защиты.

Кроме того, системы социальной защиты включают в себя наряду с  собственно государственными также  и иные системы, функционирующие  на основе добровольного социального  страхования, в виде дополнительных форм социального обеспечения и  даже благотворительности (ст. 39 Конституции  РФ).

Следовательно, роль государства  и здесь важна, ибо только в  общегосударственном масштабе может  быть закреплен режим наибольшего  благоприятствования для развития негосударственных форм социального  обеспечения, которые в сочетании  с государственным социальным обеспечением усилят социальную защищенность человека.

Распределительный характер общественных отношений в сфере  социального обеспечения объективно обусловливает обязанность государства  гарантировать их нормальное функционирование. При этом главной универсальной  гарантией является экономика страны, основная функция которой как  раз и состоит в том, чтобы  постоянно создавать блага, необходимые  для жизнедеятельности людей. Под  благом принято понимать то, что  удовлетворяет потребности людей, отвечает их целям и устремлениям. Экономические блага — это  результаты созидательной производственной деятельности людей. Задача государства — стимулировать получение максимально возможных результатов такой деятельности путем проведения соответствующей экономической политики. Таким образом, эффективность социальной политики во многом предопределена эффективностью экономической политики, проводимой государством, что чрезвычайно усиливает его роль в обеспечении беспрепятственного осуществления конституционных прав граждан, включая право на социальное обеспечение.

Распределение соответствующих  благ через систему государственного социального обеспечения, когда  гарантом такого обеспечения выступает  само государство, объективно требует  аккумуляции средств в соответствующих целевых финансовых источниках. Практическая деятельность государства по решению данной задачи выражается в том, что государство образует такие источники на федеральном уровне, законодательно закрепляя механизм их формирования и правовой статус.     Однако в условиях рыночной экономики принципиально меняются организационно-правовые способы аккумуляции таких средств. Экономика, сориентированная на рынок, предполагает не только рынок товаров, капитала, ценных бумаг, но и рынок труда.

В связи с этим затраты  на социальное обеспечение работника (в том числе переставшего быть таковым в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными), рассматриваются как один из элементов, формирующих стоимость рабочей силы. Это означает, что финансовое бремя по осуществлению социального обеспечения работника должны нести в основном работодатели и лишь частично сами работники и государство, которое законодательно определяет соответствующие обязательства, связанные с установлением размеров платежей в особые (страховые) фонды, и порядок их уплаты. Государство создает страховые внебюджетные кредитно-финансовые системы России: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения (был ликвидирован в 2000 году) и фонды обязательного медицинского страхования. Средства этих фондов призваны гарантировать выплату пенсий, пособий, профессиональную подготовку и переподготовку, медико-социальную помощь на условиях и по нормам, закрепленным в федеральных законах.

Наряду с организацией социального обеспечения работника, государство должно гарантировать  каждому социальную поддержку в  необходимых случаях и без  учета трудовой деятельности. С этой целью государство должно выделять в составе государственного бюджета  соответствующие средства, за счет которых социальное обеспечение  предоставляется каждому как  члену общества на условиях и по нормам, также закрепленным в федеральном  законе.

Гарантированность права  граждан на социальное обеспечение  зависит не только от способов организации  и финансирования систем социального  обеспечения, но и от таких объективных  показателей эффективности этих систем, как: охват социальным обеспечением всего населения или лишь отдельных  его социальных групп; предоставление социального обеспечения во всех случаях нуждаемости человека в социальной поддержке по независящим от него причинам либо лишь в некоторых из них; предоставление социального обеспечения в виде денежных выплат и социальных услуг, гарантирующих удовлетворение потребностей человека, либо только в виде денежных выплат; социально справедливое нормирование уровня социального обеспечения с учетом трудового вклада человека либо без учета такового; простота и доступность реализации каждым права на социальное обеспечение и надежный механизм защиты в случае его нарушения.

Информация о работе Экономические основы и принципы социального обеспечения