Экономические основы и принципы социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:47, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – анализ экономических основ и принципов социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть все этапы становления системы социального обеспечения;
Дать определение понятию социального обеспечения;
Изучить организационно-правовые формы и функции социального обеспечения;
Дать общую характеристику принципам социального обеспечения и раскрыть их содержание;
Рассмотреть социальную политику государства как базу социального обеспечения;
Выявить источники финансирования социального обеспечения;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ЕГО ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ФОРМЫ……………………………………. ………………………………………..6
Основные этапы становления систем социального обеспечения……………6
Понятия социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты населения…………………………………………………………………….10
Функции социального обеспечения……………………………………………16
Право человека на социальное обеспечение и роль государства в его реализации…………………………………………………………………………….18
Формы социального обеспечения……………………………………………...26
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ…………………………………………………………………….31
2.1. Основные принципы социального обеспечения…………………………….31
2.2. Источники социального обеспечения………………………………..............33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 76.03 Кб (Скачать)

Астраханский Государственный  Технический Университет

Институт экономики

 

 

Кафедра «Экономика бизнеса  и финансы»

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Управление пенсионным капиталом»

на тему:

«Экономические основы и  принципы социального обеспечения»

 

 

 

 

Выполнила

студентка группы ДФН-41

Султаненко Н.Р.

Проверила:

доц. Антонова О.В.

 

 

 

Астрахань 2012

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ЕГО ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ФОРМЫ……………………………………. ………………………………………..6

    1. Основные этапы становления систем социального обеспечения……………6
    2. Понятия социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты населения…………………………………………………………………….10
    3. Функции социального обеспечения……………………………………………16
    4. Право человека на социальное обеспечение и роль государства в его реализации…………………………………………………………………………….18
    5. Формы социального обеспечения……………………………………………...26

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ…………………………………………………………………….31

2.1.     Основные  принципы социального обеспечения…………………………….31

2.2.     Источники  социального обеспечения………………………………..............33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый  этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи

прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.

Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной политики. Сложность заключается в том, что социальная политика не может ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность - это то, что политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим изменениям.

В условиях России это означает, что должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для формирования новой концепции социального обеспечения.

При формировании социальной стратегии и политики особое значение

приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия  по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.

В России все еще сильно влияние централизованного управления и

распределительно-уравнительной  системы в социальной сфере, что  в настоящее время проявляется в низкой эффективности деятельности социальных служб. Федеральное правительство выделяет средства для решения социальных проблем и распределяет их на местах. Однако, реального контроля за использованием средств нет, как нет, по большей части, местных программ социального развития, а следовательно нет и ответственности.

Существовавшая в течение  многих лет система социального  обслуживания носила скорее формальный характер и требовала больше технических исполнителей, нежели профессиональных социальных работников. Иными словами, специалистов в области социальной работы, как это принято в мировой практике, в России не существовало и их подготовка не велась до начала 1991г.

Тенденция социально-экономического развития свидетельствует, что на смену экстренным мерам, необходимым на данном этапе, должна прийти новая и стабильная социальная помощь, рациональная и практичная по сути, формам и методам. Это должна быть научно обоснованная, структурно четкая система ориентированная на совокупность мер в сфере социального обеспечения, опирающаяся на надежную финансово - экономическую базу.

Цель данной работы –  анализ экономических основ и принципов социального обеспечения.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие  задачи:

  1. Рассмотреть все этапы становления системы социального обеспечения;
  2. Дать определение понятию социального обеспечения;
  3. Изучить организационно-правовые формы и функции социального обеспечения;
  4. Дать общую характеристику принципам социального обеспечения и раскрыть их содержание;
  5. Рассмотреть социальную политику государства как базу социального обеспечения;
  6. Выявить источники финансирования социального обеспечения;

Теоретическое и практическое значение проблемы развития социального обеспечения в ближайшей и более отдаленной перспективе, их актуальность предопределили выбор темы данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ЕГО ФУНКЦИИ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ФОРМЫ

 

    1. Основные этапы становления систем социального обеспечения

 

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого  общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического  устройства всегда есть люди, которые  в силу естественных, не зависящих  от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся прежде всего дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.

По мере развития общества и усложнения социальных связей к  числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и  те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических  отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

Социальное обеспечение  как определенная форма жизнеобеспечения людей имеет конкретные исторические типы, поскольку оно осуществляется в рамках той или иной общественно-экономической  формации.

Содержание престарелых  и нетрудоспособных при первобытнообщинном строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае нетрудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграждается предоставлением земельного надела.

Феодальный период характеризуется  господством натурального хозяйства, основой которого является семья, несущая  обязанности по материальному обеспечению  стариков и нетрудоспособных. В этот же период появляются и иные формы социальной поддержки тех, кто не может работать и не имеет хозяйства, например благотворительность, санкционированное нищенство. Государственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом. Таким образом, пенсия в это время имела характер награды, а не вида обеспечения нетрудоспособных.

Историки отмечают, что  «по мере укрепления государства  в раз 
витии общественного призрения стали более четко определяться два 
взаимно дополняющих друг друга направления. Первое — продолжение традиций Владимира и других князей Киевской Руси, показывающих пример личного благодеяния и покровительства убогих, престарелых, сирот и других страждущих. Второе — усиление организующего начала, совершенствование форм и масштабов государственного 
общественного призрения при сохранении и поощрении благотвори 
тельной деятельности церкви». В качестве доказательства второго на 
правления в становлении системы общественного призрения можно 
привести Указ Ивана IV Грозного «О милостыне», в котором в качестве неотложных мер ставилась задача выявить во всех городах «престарелых и прокаженных», построить для них богадельни, обеспечить 
их одеждой.

Петр I приказал Святейшему Синоду, Камер Конторе, Главному магистрату и воеводам «приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев, домов смирительных для людей праздношатающих и им подобных». В то же время Петр I запретил подавать милостыню непосредственно просящим подаяние, а Указом от 3 мая 1720 г. повелел всех офицеров и нижних чинов, признанных по удостоверению Военной коллегии неспособными к службе из-за ран, увечий или старости, определять на жительство в монастыри и богадельни и выдавать им пожизненное содержание.

Екатерина II в Манифесте от 1 сентября 1763 г. «Об учреждении Воспитательных домов» указала, что призрение бедных — главное для Верховной власти. В принятом ею в 1775 г. «Учреждении для управления губерний» впервые в законодательном порядке была установлена государственная система общественного призрения для всех гражданских сословий. С этой целью в каждой губернии создавались особые Приказы общественного призрения, на которые возлагалась обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, работные дома (в которых бедные люди могли бы своим трудом добывать себе пропитание), смирительные дома (для исправления людей). При Екатерине II в России был учрежден первый инвалидный дом, однако по существу это была богадельня для призрения раненых, больных и престарелых воинов и их семейств.

В конце XIX в. в развитии системы социального обеспечения наступает принципиально новый этап — социальное обеспечение наемных работников начинает осуществляться на правовой основе, закрепляемой государством. В качестве способа его организации вводится государственное социальное страхование наемных работников.

Суть данной системы состояла в том, что каждое лицо, отвечающее условиям, указанным в законе, подлежало  страхованию в принудительном порядке; взносы на страхование вносили не только сами наемные работники, но и  предприниматели; обеспечение предоставлялось  на основе правовых норм, что делало систему государственного социального  страхования гарантированной; посредством  норм права закреплялись единые условия  и размеры обеспечения, не зависящие  от специфики отрасли промышленности, в которой трудились застрахованные.

В развитии социального обеспечения  следует выделить еще один важный этап, когда наряду с государственными и производственным социальным страхованием наемных работников в странах с рыночной экономикой начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие все население и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых взносов.

На Международной конференции  труда (1993 г.) отмечалось, что в первые годы нашего века правительства промышленно  развитых стран активно выступали  за создание систем социального страхования, позволяющих трудящимся застраховывать себя на случай многих социальных рисков и предоставляющих им возможность  получать определенную материальную помощь в момент, когда они утрачивали физическую возможность трудиться  по причине пожилого возраста, при  заболеваниях и, в меньшей степени, по причине безработицы.

В середине текущего столетия и, в частности, после Второй мировой войны эти системы уступили место более развитым системам социального обеспечения, которые характеризовались повышенной степенью солидарности молодежи и людей пожилого возраста; имеющих работу, и безработных; людей с крепким здоровьем и со слабым здоровьем. Сфера применения этих систем была расширена и распространилась на все профессиональные категории, государство же полностью или частично взяло на себя обязанности по финансированию этих систем, которые отошли от принципа строгого учета индивидуальных взносов и финансовых обязательств.

В более поздний период, т. е. последние 30 — 40 лет, концепция  социального обеспечения получила дальнейшее развитие и стала включать понятие социальной защиты, которая  предоставляет всеобщую базовую  социальную поддержку всем гражданам, независимо от взносов или продолжительности  их трудового стажа, хотя эти факторы  продолжают играть заметную роль при  определении размера отдельных  пособий, превышающих основной минимум. Благодаря развитию систем социальной защиты взаимная поддержка и солидарность получили широкое, почти универсальное распространение, охватывая все слои населения развитых стран.

Информация о работе Экономические основы и принципы социального обеспечения