Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:47, реферат
Цель данной работы – анализ экономических основ и принципов социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть все этапы становления системы социального обеспечения;
Дать определение понятию социального обеспечения;
Изучить организационно-правовые формы и функции социального обеспечения;
Дать общую характеристику принципам социального обеспечения и раскрыть их содержание;
Рассмотреть социальную политику государства как базу социального обеспечения;
Выявить источники финансирования социального обеспечения;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ЕГО ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ФОРМЫ……………………………………. ………………………………………..6
Основные этапы становления систем социального обеспечения……………6
Понятия социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты населения…………………………………………………………………….10
Функции социального обеспечения……………………………………………16
Право человека на социальное обеспечение и роль государства в его реализации…………………………………………………………………………….18
Формы социального обеспечения……………………………………………...26
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ…………………………………………………………………….31
2.1. Основные принципы социального обеспечения…………………………….31
2.2. Источники социального обеспечения………………………………..............33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….40
Астраханский Государственный Технический Университет
Институт экономики
Кафедра «Экономика бизнеса и финансы»
Реферат
по дисциплине «Управление пенсионным капиталом»
на тему:
«Экономические основы и принципы социального обеспечения»
Выполнила
студентка группы ДФН-41
Султаненко Н.Р.
Проверила:
доц. Антонова О.В.
Астрахань 2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ЕГО ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ФОРМЫ……………………………………. ………………………………………..6
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ
И ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ…………………………………………………
2.1. Основные
принципы социального
2.2. Источники
социального обеспечения…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи
прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Осуществляющиеся
В условиях России это означает, что должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для формирования новой концепции социального обеспечения.
При формировании социальной стратегии и политики особое значение
приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.
В России все еще сильно
влияние централизованного
распределительно-
Существовавшая в течение многих лет система социального обслуживания носила скорее формальный характер и требовала больше технических исполнителей, нежели профессиональных социальных работников. Иными словами, специалистов в области социальной работы, как это принято в мировой практике, в России не существовало и их подготовка не велась до начала 1991г.
Тенденция социально-экономического развития свидетельствует, что на смену экстренным мерам, необходимым на данном этапе, должна прийти новая и стабильная социальная помощь, рациональная и практичная по сути, формам и методам. Это должна быть научно обоснованная, структурно четкая система ориентированная на совокупность мер в сфере социального обеспечения, опирающаяся на надежную финансово - экономическую базу.
Цель данной работы – анализ экономических основ и принципов социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Теоретическое и практическое значение проблемы развития социального обеспечения в ближайшей и более отдаленной перспективе, их актуальность предопределили выбор темы данной работы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ЕГО ФУНКЦИИ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ФОРМЫ
Потребность в социальном
обеспечении появилась
По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.
Социальное обеспечение как определенная форма жизнеобеспечения людей имеет конкретные исторические типы, поскольку оно осуществляется в рамках той или иной общественно-экономической формации.
Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщинном строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае нетрудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграждается предоставлением земельного надела.
Феодальный период характеризуется господством натурального хозяйства, основой которого является семья, несущая обязанности по материальному обеспечению стариков и нетрудоспособных. В этот же период появляются и иные формы социальной поддержки тех, кто не может работать и не имеет хозяйства, например благотворительность, санкционированное нищенство. Государственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом. Таким образом, пенсия в это время имела характер награды, а не вида обеспечения нетрудоспособных.
Историки отмечают, что
«по мере укрепления государства
в раз
витии общественного призрения стали
более четко определяться два
взаимно дополняющих друг друга направления.
Первое — продолжение традиций Владимира
и других князей Киевской Руси, показывающих
пример личного благодеяния и покровительства
убогих, престарелых, сирот и других страждущих.
Второе — усиление организующего начала,
совершенствование форм и масштабов государственного
общественного призрения при сохранении
и поощрении благотвори
тельной деятельности церкви». В качестве
доказательства второго на
правления в становлении системы общественного
призрения можно
привести Указ Ивана IV Грозного «О милостыне»,
в котором в качестве неотложных мер ставилась
задача выявить во всех городах «престарелых
и прокаженных», построить для них богадельни,
обеспечить
их одеждой.
Петр I приказал Святейшему Синоду, Камер Конторе, Главному магистрату и воеводам «приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев, домов смирительных для людей праздношатающих и им подобных». В то же время Петр I запретил подавать милостыню непосредственно просящим подаяние, а Указом от 3 мая 1720 г. повелел всех офицеров и нижних чинов, признанных по удостоверению Военной коллегии неспособными к службе из-за ран, увечий или старости, определять на жительство в монастыри и богадельни и выдавать им пожизненное содержание.
Екатерина II в Манифесте от 1 сентября 1763 г. «Об учреждении Воспитательных домов» указала, что призрение бедных — главное для Верховной власти. В принятом ею в 1775 г. «Учреждении для управления губерний» впервые в законодательном порядке была установлена государственная система общественного призрения для всех гражданских сословий. С этой целью в каждой губернии создавались особые Приказы общественного призрения, на которые возлагалась обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, работные дома (в которых бедные люди могли бы своим трудом добывать себе пропитание), смирительные дома (для исправления людей). При Екатерине II в России был учрежден первый инвалидный дом, однако по существу это была богадельня для призрения раненых, больных и престарелых воинов и их семейств.
В конце XIX в. в развитии системы социального обеспечения наступает принципиально новый этап — социальное обеспечение наемных работников начинает осуществляться на правовой основе, закрепляемой государством. В качестве способа его организации вводится государственное социальное страхование наемных работников.
Суть данной системы состояла
в том, что каждое лицо, отвечающее
условиям, указанным в законе, подлежало
страхованию в принудительном порядке;
взносы на страхование вносили не
только сами наемные работники, но и
предприниматели; обеспечение предоставлялось
на основе правовых норм, что делало
систему государственного социального
страхования гарантированной; посредством
норм права закреплялись единые условия
и размеры обеспечения, не зависящие
от специфики отрасли
В развитии социального обеспечения следует выделить еще один важный этап, когда наряду с государственными и производственным социальным страхованием наемных работников в странах с рыночной экономикой начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие все население и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых взносов.
На Международной конференции труда (1993 г.) отмечалось, что в первые годы нашего века правительства промышленно развитых стран активно выступали за создание систем социального страхования, позволяющих трудящимся застраховывать себя на случай многих социальных рисков и предоставляющих им возможность получать определенную материальную помощь в момент, когда они утрачивали физическую возможность трудиться по причине пожилого возраста, при заболеваниях и, в меньшей степени, по причине безработицы.
В середине текущего столетия и, в частности, после Второй мировой войны эти системы уступили место более развитым системам социального обеспечения, которые характеризовались повышенной степенью солидарности молодежи и людей пожилого возраста; имеющих работу, и безработных; людей с крепким здоровьем и со слабым здоровьем. Сфера применения этих систем была расширена и распространилась на все профессиональные категории, государство же полностью или частично взяло на себя обязанности по финансированию этих систем, которые отошли от принципа строгого учета индивидуальных взносов и финансовых обязательств.
В более поздний период,
т. е. последние 30 — 40 лет, концепция
социального обеспечения
Информация о работе Экономические основы и принципы социального обеспечения