Экономические основы и принципы социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:47, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – анализ экономических основ и принципов социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть все этапы становления системы социального обеспечения;
Дать определение понятию социального обеспечения;
Изучить организационно-правовые формы и функции социального обеспечения;
Дать общую характеристику принципам социального обеспечения и раскрыть их содержание;
Рассмотреть социальную политику государства как базу социального обеспечения;
Выявить источники финансирования социального обеспечения;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ЕГО ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ФОРМЫ……………………………………. ………………………………………..6
Основные этапы становления систем социального обеспечения……………6
Понятия социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты населения…………………………………………………………………….10
Функции социального обеспечения……………………………………………16
Право человека на социальное обеспечение и роль государства в его реализации…………………………………………………………………………….18
Формы социального обеспечения……………………………………………...26
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ…………………………………………………………………….31
2.1. Основные принципы социального обеспечения…………………………….31
2.2. Источники социального обеспечения………………………………..............33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 76.03 Кб (Скачать)

Роль государства как  раз и заключается в том, насколько  оптимально оно решает названные  проблемы в системах материального  обеспечения и социального обслуживания населения. Именно эти системы закрепляют круг лиц, подлежащих социальному обеспечению; виды обеспечения; уровень обеспечения, который должен гарантировать каждому  достойные условия жизни; условия  предоставления обеспечения и перечень социальных рисков, при наступлении  которых возникает право на тот  или иной вид социального обеспечения; процедуру обращения за реализацией  права и порядок принятия решения  компетентным органом о назначении той или иной денежной выплаты  или о предоставлении той или  иной социальной услуги; способ защиты нарушенного права.

Оценивая роль российского  государства в реализации права  граждан на социальное обеспечение  на современном этапе, к сожалению, приходится констатировать ставшее  очевидным для всего общества реальное положение дел, свидетельствующее  о несостоятельности социальной политики государства. Прежде всего об этом свидетельствуют такие факты, как крайне низкий уровень социального обеспечения, не позволяющий гарантировать достойную жизнь и свободное развитие человека, как это предусмотрено в Конституции страны; задержки в выплате пенсий, когда нарушается регулярность предоставления единственного для значительной части получателей пенсий источника средств существования. Стала обычной ситуация, когда принимаются законы, указы, другие акты, нормы которых не применяются. Все это отрицательно сказывается на доверии населения к государству, подрывает авторитет власти, создает социальную напряженность в обществе.

Таким образом, роль государства  в реализации конституционного права  на социальное обеспечение чрезвычайно  велика. Самым убедительным аргументом действенности социальной политики в сфере социального обеспечения  является создание реальных, а не декларируемых  условий для достойной жизни  каждого. Только в этом случае Россия вправе будет называться социальным государством. На данном этапе экономического состояния страны такая перспектива  представляется весьма отдаленной, что, по существу, дискредитирует Конституцию  страны, нормы которой являются нормами  прямого действия.

 

    1. Формы социального обеспечения

 

Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.

К специфическим признакам  форм социального обеспечения принято  относить: 1) способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение; 2) круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника; 3) виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов; 4) систему органов, осуществляющих социальное обеспечение.

Формы социального обеспечения  постоянно трансформируются.

Значение организационно-правовых способов осуществления социального  обеспечения заключается в том, что они позволяют государству  и обществу наиболее рационально  распределять через систему социального  обеспечения совокупный валовой  продукт, положив в основу такого распределения принципы социальной справедливости.

Используемые в России на современном этапе формы социального  обеспечения можно классифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные. Централизованные формы в свою очередь подразделяются на: обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет бюджетных средств; смешанную форму социального обеспечения, применяемую для определенных специальных субъектов.

Рассмотрим каждую из этих форм.

Обязательное  социальное страхование в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Вторая централизованная форма социального обеспечения  — это социальное обеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеется в виду выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов. Централизованный характер данного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых и виды социального обеспечения устанавливаются федеральными законами, в связи с чем имеют обязательную силу на всей территории России, т. е. гарантируются самим государством. На федеральном уровне определяется также источник финансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средства бюджета субъекта РФ, либо средства местных бюджетов.

Специфика круга лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, заключается  в том, что он охватывает, во-первых, лиц, получающих обеспечение в связи  с определенной общественно полезной деятельностью (в период которой  они не подлежат обязательному социальному  страхованию) при наступлении обстоятельств, признаваемых социально уважительными; во-вторых, все население страны, обеспечиваемое определенными видами социального обеспечения без  какой-либо связи с трудом человека.

К первой категории относятся, например, военнослужащие, служащие органов  внутренних дел, федеральной службы безопасности, горноспасательных частей, налоговой полиции и др. За счет средств федерального бюджета им выплачиваются пенсии, пособия, предоставляются иные виды социального обеспечения именно в связи с прохождением данного вида службы.

Ко второй категории, как  уже говорилось, относится все  население страны, включая граждан  из числа застрахованных, а также  проходящих службу, поскольку определенные виды социального обеспечения гарантируются  гражданину как члену общества вне  всякой связи с его трудом.

На современном этапе  достаточно четко обозначилась еще  одна, третья централизованная форма  социального обеспечения, хотя всей полнотой признаков, характерных для  полнокровно функционирующих форм, она еще не обладает. Речь идет о смешанной форме социального обеспечения, когда государство одновременно использует в отношении определенных субъектов первую и вторую формы социального обеспечения. В данном случае на социальное обеспечение указанных трудящихся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансового источника используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либо особого способа аккумуляции средств для этих целей в настоящее время пока не установлено.

Круг лиц, на которых распространяется смешанная форма социального  обеспечения, достаточно широк. Сюда относятся, например, судьи, прокурорские работники, государственные служащие, депутаты. Как и другие граждане, работающие по трудовому договору (контракту), они относятся к числу застрахованных и в качестве таковых получают все виды страхового обеспечения  в порядке обязательного социального  страхования. В то же время, учитывая особую значимость их деятельности, государство  вводит для них некоторые виды обеспечения за счет бюджетных средств: пенсионное обеспечение, а для судей  — пожизненное денежное содержание; доплаты к пенсии; санаторно-курортное  лечение; отдельные виды пособий. Уровень  таких видов обеспечения гораздо  выше того, который гарантируется  застрахованным.

Будущее данной формы, очевидно, зависит от общего вектора развития системы социального обеспечения  в России и, в частности, от того, станет ли дифференциация в социальном обеспечении в зависимости от социального положения человека определяющим принципом или общество сочтет такой принцип нарушающим представления о социальной справедливости.

Наряду с централизованными, выделяются региональные формы социального обеспечения.

Региональные  формы социального обеспечения представляют собой организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по социальному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет его собственных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся дополнительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, которые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ.

К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер социальной защиты человека, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц, для которых предусматриваются меры дополнительной социальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реагировать на все социальные риски локального характера, хотя ресурсы здесь пока еще ограничены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

2.1.     Принципы социального обеспечения

 

Важной особенностью социального обеспечения являются гуманные принципы его построения.

Рассмотрим самые главные  из всех принципов.  
        1. Всеобщность — распространение социального обеспечения при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Принцип всеобщности заключается далее в том, что он распространяется на все категории трудящихся: рабочих, служащих, колхозников, военнослужащих, учащихся и других граждан.      

Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жены (муж), отец, дед, бабушка и некоторые другие. 
        2. Общедоступность — условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех. Так, при средней продолжительности жизни 70 лет право на пенсию по старости возникает у мужчин в возрасте 60 лет, а у женщин в возрасте 55 лет, а для занятых на тяжелых видах труда пенсионный возраст для мужчин понижен до 50 —55 лет, а для женщин —до 45—50 лет. Стаж, необходимый для получения этой пенсии, установлен для мужчин 25 лет, для женщин — 20 лет, а занятых на тяжелых работах — еще ниже. Следовательно, всем, кто честно трудится, этот стаж доступен еще задолго до наступления старости.

3. Установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, заработной платы, других факторов, связанных с трудовой и общественной деятельностью. Этот принцип находит свое отражение в социальном обеспечении опосредованно, через заработную плату, поскольку пенсии и многие виды пособий исчисляются от заработной платы. 
        4. Большое разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг. Это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости, помещение в дома-интернаты для инвалидов и престарелых, обеспечение мото- и велоколясками и автомобилями, протезирование и т.д.

5.Демократический характер организации и управления проявляется в решении всех вопросов социального обеспечения. Особенно велика в этом роль профессиональных союзов. Их представители участвуют в работе комиссий по назначению пенсий и в работе врачебно-трудовых экспертных комиссий, они принимают непосредственное участие совместно с администрацией в оформлении документов уходящих на пенсию работников через комиссии по пенсионным вопросам при фабричных, заводских местных комитетах профсоюза. Большую работу по социальному обеспечению трудящихся проводят постоянные комиссии по социальному обеспечению и здравоохранению местных органов власти. 
        Социальное обеспечение способствует постоянному обновлению кадров, росту производительности труда. Пенсии по случаю потери кормильца создают детям возможность учиться и приобрести необходимую профессию. 
        Пенсионное законодательство, создавая преимущества для граждан, работающих в более тяжелых условиях труда, способствует закреплению кадров в ведущих отраслях народного хозяйства — горной, металлургической, химической промышленности и т.д. Этой же цели способствует порядок выплаты пенсий по старости и других, при котором пенсионерам полностью сохраняется выплата пенсии.

2.2.    Источники социального обеспечения. 

До 1990 г. в СССР основным источником социального обеспечения рабочих и служащих был бюджет социального страхования, а колхозников — централизованные союзные фонды социального обеспечения, социального страхования колхозников. Поскольку средств этих фондов, формируемых за счет страховых взносов, было недостаточно для финансирования всех расходов, значительные дотации в них поступали из государственного бюджета. 
        С принятием в мае 1990 г. Верховным Советом СССР Закона «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» все граждане стали обеспечиваться пенсиями по этому закону за счет средств созданного для этой цели Пенсионного фонда. Кроме пенсий из этого фонда стали выплачиваться пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста, установленного законодательством, пособия на детей малообеспеченным семьям, повышение пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом зарплаты, содержание органов управления фондом и некоторые другие. Все остальные затраты по социальному обеспечению населения осуществлялись из Фонда социального страхования.

Информация о работе Экономические основы и принципы социального обеспечения