Экономическая сущность прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основ теории прибыли, а также анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК СПК «Заря».
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность прибыли в рыночной экономике;
- произвести анализ хозяйственной деятельности СПК «Заря»;
-сформулировать предложения по оптимизации финансовых результатов деятельности указанного предприятия.

Оглавление

Введение. 2
Глава 1. Прибыль предприятия: сущность явления, виды прибыли, порядок расчетов и факторы роста прибыли. 4
1.1 Экономическая сущность прибыли предприятия. 4
1.2 Виды прибыли и их расчет. 6
1.3 Факторы, влияющие на изменение прибыли. 8
1.4 Распределение и использование прибыли на предприятии. 12
Глава 2. Экономический анализ деятельности СПК «Заря» Алнашского района. 16
2.1 Анализ специализации предприятия. 16
2.2 Анализ ресурсов. 17
2.3 Анализ состава и эффективности использования основных средств. 20
2.4 Анализ состава и эффективности использования оборотных средств. 22
2.5 Анализ кадрового состава и эффективность его использования. 1
2.6 Анализ финансовой деятельности предприятия. 2
Заключение. 5
Список использованной литературы: 6

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ВАРИАНТ 2.docx

— 66.55 Кб (Скачать)

Таким образом, прибыль предприятия формируется под воздействием следующих основных факторов: валовых доходов предприятия, дохода предприятия от продажи продукции, валовых расходов предприятия, уровня действующих цен на продаваемую продукцию и величины амортизационных отчислений.

Важнейшим из них является величина валовых расходов. Количественно в структуре цены расходы занимают значительный удельный вес, поэтому снижение расходов очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях [1, С. 89].

В анализе факторов, влияющих на величину прибыли, лежат резервы увеличения прибыли предприятия, основными из которых являются:

· Обеспечение роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства.

· Улучшение условий продажи продукции, в том числе за счет совершенствования расчетно-платежных отношений между предприятиями.

· Изменение структуры производимой и продаваемой продукции за счет увеличения доли более рентабельной.

· Снижение валовых расходов на производство и обращение продукции.

· Установление реальной зависимости уровня цен от качества производимой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями.

· Увеличение прибыли от прочей деятельности предприятия (от продажи основных фондов, иного имущества предприятия, валютных ценностей, ценных бумаг и т. д.) [5, С. 67].

1.4 Распределение  и использование прибыли на  предприятии

 

Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях. Характер их воздействия на производство зависит от того, на сколько конкретная система распределения, формы и методы ее организации соответствует объективным потребностям общества, уровню развития производительных сил, экономическим интересам государства, предприятий и каждого отдельного работника. При нарушении этого соответствия процесс повышения эффективности производства начинает сдерживаться.

Распределение прибыли является составной неразрывной части общей системы распределительных отношений и, пожалуй, на ровне с распределением дохода физических лиц самой главной.

Конкретные формы и методы распределения прибыли постоянно видоизменяются и развиваются с ростом общественного производства и с изменением задач, стоящих перед экономикой. Каждый этап во взаимоотношениях между бюджетом и предприятие по поводу распределения прибыли порождает новые формы и методы этого распределения.

По сути распределение прибыли следует рассматривать в трех направлениях[6,25]:

Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно.

Взаимоотношения предприятий и государства по поводу прибыли строится на основе налогообложения прибыли.

Существенным в российском законодательстве является то, что налогом на прибыль облагается не та прибыль, которая отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности и показана в бухгалтерской отчетности. Исходной базой для исчисления налогооблагаемой прибыли является валовая прибыль как алгебраическая сумма прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли(убытка) от реализации имущества и доходов от сальдо доходов и расходов от внереализационных операций. Далее прибыль корректируется на суммы безвозмездно полученных ценностей, суммы перерасхода по лимитируемым статьям затрат, разницу между суммой выручки от реализации, исчисленной по рыночным и фактическим ценам (при реализации продукции по ценам ниже себестоимости), суммы списанных на убытки недостач, суммовые разницы и др. Таким образом, прибыль, подлежащая налогообложению, заметно отличается от фактического финансового результата хозяйственной деятельности. При таких корректировках нередки случаи, когда исчисленный налог на прибыль превышает сумму балансовой прибыли.

Следовательно, источником уплаты такого налога служат вместе с прибылью оборотные средства

Было бы рационально, если бы размер налоговых платежей из прибыли не превышал трети балансовой прибыли. В противном случае утрачиваются стимулы к повышению эффективности работы предприятия и получению прибыли.

Оставшиеся две трети могли бы быть распределены между собственниками (акционерами и учредителями) и самим предприятием.

Это распределение зависит от многих факторов. В период технического перевооружения и модернизации производства, освоение новых видов продукции и новых технологий предприятие крайне нуждается в финансовых ресурсах, и предоставить их должны в первую очередь собственники. Однако это не означает, что они должны отказаться от своих ожиданий и не получать доход на вложенный капитал.

В современных условиях в результате приватизации общегосударственной собственности в России сложился класс собственников, принципиально отличающийся от среднего класса в экономически развитых и других развивающихся странах. В большинстве своем это члены трудового коллектива, бесплатно или за небольшую плату получившие акции своего предприятия. Из-за отсутствии собственных накоплений они не в состоянии осуществить вложение в свое предприятие, необходимые ему для выхода из финансового и производственного кризиса. По законам рыночной экономики никто, кроме собственников, не обязан предоставлять денежные средства для финансового оздоровления. Из создавшейся ситуации есть два выхода:

1. Признание предприятия  банкротом и погашение долгов  за счет реализации имущества;

2. Покрытие убытков и  задолжности за счет средств собственников.

В первом случае может не хватить имущества на покрытие долгов, или же оно будет состоять из трудно реализуемых или неликвидных активов. Тогда признание предприятия банкротом не доставит удовольствия никому из заинтересованных сторон: ни кредиторам, ни работникам предприятия, ни собственникам, ни государству. Видимо, поэтому практика признания предприятия банкротом в России пока не получила широкого распространения.

Во втором случае собственники либо должны добровольно отказаться от своей собственности и передать акции своему предприятию для последующей их реализации за деньги, либо внести средства на покрытие убытков и задолжности.

На предприятии распределению подлежит прибыль после уплаты налогов и выплаты дивидендов. Из этой прибыли так же уплачиваются некоторые налоги в местные бюджеты и взыскиваются экономические санкции.

Распределение этой части прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования производственного и социального развития.

В условиях рыночного хозяйства государство не вмешивается в процесс распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.

Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия, как правило, в учетной политике. Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия.

Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов производственного назначения, проведение оздоровительных культурно – массовых мероприятий и т.п.

На практике возможно применение различных методик планирования прибыли, которые можно классифицировать по трем группам:

1) Традиционные методы.

2) Методы маржинального  анализа.

3) Экономико-математические  методы.[7,18]

Важную роль в обеспечении финансовой устойчивости играет размер резервного капитала. В рыночном хозяйстве отчисления в резервный капитал носят первоочередный характер. Наличие и прирост резервного капитала обеспечивает увеличение акционерной собственности, характеризуют готовность предприятия к риску, с которым связана вся предпринимательская деятельность, обеспечивает возможность выплаты дивидендов по привилегированным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, открытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости.

Глава 2. Экономический анализ деятельности СПК «Заря» Алнашского района

 

 

2.1 Анализ специализации  предприятия

Структура товарной продукции СКП «Заря».

Продукция

2007 год

2008 год

2009 год

В среднем за три года

В общем объеме выручки

Выручка,

Тыс.руб.

%

Выручка,

Тыс.руб.

%

Выручка,

Тыс.руб.

%

Выручка,

Тыс.руб.

%

%

Пшеница

227

56

218

52,9

163

27,4

202,6

43

1,36

Рожь

12

2,7

30

6,7

0

0

14

2,9

0,09

Ячмень

84

18,7

0

0

1

0,16

28,3

6

0,19

Овес

81

18

102

24,7

244

41

142,3

30,2

0,96

Прочая продукция

1

0,2

62

15

186

31

83

17,6

0,56

Итого продукция растениеводства

405

100

412

100

594

100

470,3

100

3,17

КРС

4808

37,3

5918

40,4

5230

33

5319

37

36

Лошади

56

0,4

106

0,72

81

0,51

81

0,56

0,55

Прочие виды животных

144

1,1

0

0

0

0

48

0,33

0,32

Молоко цельное

7859

61

8614

58,8

10460

66

8978

62

61

Прочая продукция животноводства

10

0,07

8

0,05

8

0,05

9

0,06

0,06

Итого продукция животноводства

12877

100

14646

100

15771

100

14435

100

97

Общий объем выручки

13282

 

15058

 

16365

 

14805,3

   

 

Анализ структуры товарной продукции СПК «Заря» показал, что это хозяйство, имеющее широкую линейку товаров растениеводства и животноводства. Основной объем выручки идет от реализации продукции животноводства. Доходы хозяйства от реализации цельного молока ежегодно в среднем составляют 61% от общего объема выручки предприятия за период 2007-2009 гг., доходы от реализации КРС – 36%. Среди продукции растениеводства основную прибыль приносит реализация пшеницы, ее удельный вес в структуре продукции – 1,36%. Однако за периоды 2007-2009гг. наблюдается сокращение выручки по данному продукту, как в принципе и по остальным продуктам растениеводства, динамика роста выручки по которым также отрицательная, что может свидетельствовать либо о том, что продукция нерентабельна, либо предприятие сокращает долю данных товаров в своей линейке. Здесь исключением является производство овса, выручка от реализации которого росла каждый год.

Динамика прироста выручки по продукции животноводства также либо нестабильная, либо отрицательная, что позволяет сделать аналогичные выводы. Исключение в данной отрасли составляет реализация молока, выручка от которого растет каждый год.

Достаточно среднее значение коэффициента специализации предприятия, который составляет 0,49, позволяет предположить, что предприятию целесообразнее сконцентрировать свое внимание на виде продукции, приносящем максимальную прибыль и минимизировать внимание и затраты на вспомогательные направления деятельности хозяйства.

 

 

2.2 Анализ ресурсов

Определение структуры земельных ресурсов и с/х угодий

Показатель

2007 год

2008 год

2009 год

Площадь, га

Структура, %

Площадь, га

Структура, %

Площадь, га

Структура, %

с/х угодия

зем.ресурсы

с/х угодия

зем.ресурсы

с/х угодия

зем.ресурсы

Пашня

3996

83,68

60

3996

83,68

60

3996

83,68

60

Сенокосы

103

2,15

1,55

103

2,15

1,55

103

2,15

1,55

Пастбища

676

14,15

10,22

676

14,15

10,22

676

14,15

10,22

Итого с/х угодий

4775

100

72,24

4775

100

72,24

4775

100

72,24

Лесные массивы

1672

 

25,29

1672

 

25,29

1672

 

25,29

Древесно-кустарниковые

растения

30

 

0,45

30

 

0,45

30

 

0,45

Пруды и водоемы

28

 

0,42

28

 

0,42

28

 

0,42

Дороги

47

 

0,71

47

 

0,71

47

 

0,71

Болота

2

 

0,03

2

 

0,03

2

 

0,03

Прочие земли

55

 

0,83

55

 

0,83

55

 

0,83

Всего закреплено земли

6609

 

100

6609

 

100

6609

 

100

Информация о работе Экономическая сущность прибыли