Эффективность использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью этой работы является изучение состава и социально- профессиональной структуры персонала предприятия и разработка мероприятий по его эффективному использованию.
Для достижения данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть трудовые ресурсы как социально-экономическую категорию; механизм функционирования рынка труда; показатели, характеризующие качественный и количественный состав трудовых ресурсов, эффективность их использования;
оценка эффективности использования рабочего времени;
изучение динамики производительности труда и выявление влияния отдельных факторов на среднегодовую выработку одного работающего.

Оглавление

Введение 3
1.Трудовые ресурсы сельского хозяйства: их классификация и структура 5
2.Использование и перспективы развития трудовых ресурсов в сельскохозяйственных организациях 10
3.Факторы и пути повышения производительности труда в сельском хозяйстве 17
Заключение 31
Список использованных источников 33

Файлы: 1 файл

уирс 2.docx

— 159.33 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение 3

1.Трудовые ресурсы сельского хозяйства: их классификация и структура 5

2.Использование и перспективы развития трудовых ресурсов в сельскохозяйственных организациях 10

3.Факторы и пути повышения производительности труда в сельском хозяйстве 17

Заключение 31

Список использованных источников 33

 

 

Введение

          В настоящее время большинство сельскохозяйственных предприятий находится в тяжелом экономическом и финансовом положении. Диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, разрыв хозяйственных связей, нестабильность политики государства - это и многое другое привело к упадку даже экономически благополучных хозяйств. В этих условиях невозможно добиться положительных результатов без эффективной организации производства и предпринимательства, направленных на рациональное использование земельных, материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов в целях получения наибольшего количества продукции с наименьшими затратами и максимальной прибылью.

          В связи с этим повышаются требования к уровню экономической подготовки специалистов сельского хозяйства, в том числе агрономического профиля. Сегодня нужны кадры, способные вести производство в условиях динамично развивающегося рынка, принимать оптимальные управленческие решения, выпускать конкурентоспособную продукцию. Кадровый потенциал необходимо адаптировать к новым условиям хозяйствования с учетом формирования общественной значимости и престижности сельскохозяйственного труда, создания нормальных условий для работы и жизни сельского труженика.

         Успешное решение производственных, экономических и социальных задач в значительной степени определяется обеспеченностью предприятия трудовыми ресурсами и эффективностью их использования. К трудовым ресурсам относят часть населения, располагающую совокупностью физических и духовных способностей, которая может принимать участие в трудовом процессе (мужчины в возрасте 16 - 59 лет, женщины в возрасте 16 - 54 года). К трудовым ресурсам относятся также работающие пенсионеры и подростки.

          Расширенное воспроизводство рабочей силы требует значительных материальных затрат. Оно во многом зависит от экономических и социальных условий, складывающихся в народном хозяйстве в целом и в его отраслях. Необходимы расходы не только на поддержание нормальной жизнедеятельности работающих, но и на содержание их семей, подготовку отвечающих требованиям научно-технического прогресса рабочих кадров массовых профессий, переподготовку и повышение квалификации. Кроме этих затрат требуются определенные средства на удовлетворение культурных запросов, медицинское и другое обслуживание населения. Категории работников характеризуются рядом признаков: профессия и должность; квалификация; возраст, пол, стаж, образование и др. Являясь составным элементом производительных сил, рабочая сила должна постоянно восстанавливаться, развиваться и совершенствоваться. Интенсивное ее воспроизводство предполагает соответствие современным требованиям, перспективному развитию техники и технологии выращивания сельскохозяйственных культур и содержания животных. Особенно ценятся работники сельского хозяйства, овладевшие несколькими профессиями или специальностями. В соответствии с законом перемены труда они могут легко и быстро адаптироваться в разных ситуациях производства и выполнять те работы, которые необходимы в конкретный момент. Профессионалами широкого профиля должны быть современные трактористы-машинисты, слесари и электрики, мастера машинного доения.

          Целью этой работы является изучение состава и социально- профессиональной структуры персонала предприятия и разработка мероприятий по его эффективному использованию.

         Для достижения данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть трудовые ресурсы как социально-экономическую категорию; механизм функционирования рынка труда; показатели, характеризующие качественный и количественный состав трудовых ресурсов, эффективность их использования;
  2. оценка эффективности использования рабочего времени;
  3. изучение динамики производительности труда и выявление влияния отдельных факторов на среднегодовую выработку одного работающего.

         Предметом изучения являются трудовые ресурсы. При написании работы были использованы учебники белорусских и российских авторов, материалы периодической печати. В качестве учебных пособий использовались издания по экономике предприятия, планированию, экономике труда, а также электронные источники.

 

1.Трудовые  ресурсы сельского хозяйства:  их классификация и структура

 

Трудовые  ресурсы сельского хозяйства  — это трудоспособная часть сельского населения, обладающая знаниями и опытом работы в сельскохозяйственных отраслях. Различают работников постоянных, временных и сезонных. Постоянные работники принимаются на работу без указания срока ее окончания. Временные работники зачисляются на определенный срок. В соответствии с законодательством о труде этот срок не может превышать двух месяцев, а при замещении временно отсутствующих работников - четырех месяцев. Сезонные работники принимаются на период сезонных работ сроком до 6 месяцев.

В последние годы происходят существенные изменения в возрастной структуре  сельского населения, уменьшается  удельный вес молодежи в общей  численности населения и возрастает удельный вес пенсионеров.

Повышение технического уровня сельскохозяйственного  производства, с одной стороны, уменьшает  потребность в рабочей силе, с другой — увеличивает потребность в квалифицированных работниках.

Сезонность  сельскохозяйственного производства обусловливает неравномерную потребность в рабочей силе в течение года, прежде всего в растениеводстве, что снижает эффективность использования труда. Это требует перераспределения трудовых ресурсов между отраслями производства в течение года, овладения работниками несколькими профессиями. Современный механизатор должен уметь работать на тракторе и комбайне, кормозаготовительных машинах, владеть специальностью слесаря-наладчика оборудования на животноводческих фермах и т. д. Опыт лучших хозяйств показывает, что сочетание сельскохозяйственных отраслей с промышленными производствами и подсобными промыслами позволяет лучше использовать годовой запас труда и значительно повышать его производительность.

Поскольку потребность в рабочей силе не одинакова по периодам года, целесообразно  общую потребность хозяйства  в рабочей силе определять по пятидневкам  или декадам наиболее напряженных периодов сельскохозяйственных работ (весенний сев, уход за посевами, заготовка кормов, уборка). Ежегодно в хозяйстве должен составляться баланс труда. Балансовые расчеты позволяют определить излишек или недостаток рабочей силы.[1,с. 171-172]

Для изучения состава, структуры и динамики трудовых ресурсов их можно классифицировать по ряду признаков. В основу классификации  кадров положен характер функций, осуществляемых на производстве отдельными категориями  работников, т.е. функциональное разделение труда.

По  участию в производственной деятельности различают:

    • промышленно-производственный персонал (ППП) - работники основных, вспомогательных, транспортных, подсобных, побочных цехов, охраны и аппарата заводоуправления с его отделами и бюро (персонал основной деятельности).
    • непромышленный персонал (персонал неосновной деятельности) - работники, которые непосредственно не связаны с производством и его обслуживанием. В основном это работники организаций, состоящих на балансе предприятия (ЖЭСы, детские сады, санатории, клубы и т.д.).

В состав промышленно-производственного  персонала включаются работники:

    • основных и вспомогательных цехов, включая работников силовых, инструментальных и других цехов;
    • подсобных производств;
    • обсуживающие электрические и тепловые сети;
    • транспортных цехов;
    • и другие.

В состав непромышленного персонала включаются работники:

    • транспорта, состоящие на балансе предприятия;
    • торговли и общественного питания;
    • занятые на капитальном ремонте зданий и сооружений;
    • подсобные рабочие, сантехники, электрики;
    • и другие.[2,с.156]

По  характеру выполняемых функций (трудовые ресурсы предприятия подразделяются по категориям) промышленно-производственный персонал делится на следующие группы:

    • рабочие (основного и вспомогательного производства);
    • служащие (руководители, специалисты, прочие служащие).

Категория рабочие подразделяется:

    • основные
    • вспомогательные.

К основным относят работников, непосредственно создающих экономический продукт предприятия и занятых осуществлением технологических процессов, т.е. изменением форм, размеров, положения, состояния, структуры, физических, химических и других свойств предметов труда.

К вспомогательным относятся рабочие, занятые обслуживанием оборудования и рабочих мест в производственных цехах, а также все рабочие вспомогательных цехов и участков.

В группе служащих обычно выделяются такие  категории работающих, как руководители, специалисты и собственно служащие. Отнесение работников предприятия  к той или иной группе определяется классификатором профессий рабочих, должностей и тарифных разрядов служащих.

К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей  предприятия и их структурных  подразделений, а также их заместители  по следующим должностям: директора, начальники, управляющие, заведующие на предприятии, в структурных подразделениях и единицах; главные специалисты (главный бухгалтер, главный инженер, главный механик, главный технолог, главный экономист и другие).

К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими, бухгалтерскими, юридическими и другими  аналогичными видами деятельности. Инженерно-технические работники ― лица, осуществляющие техническое, производственное, экономическое руководство производственно - хозяйственной деятельности.

К собственно служащим относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учёт и контроль, хозяйственное обслуживание и делопроизводство (агенты, кассиры, контролёры, делопроизводители, ученики, чертёжники и другие).

В составе промышленно-производственного  персонала выделяются также категории  младшего обслуживающего персонала (МОП) ― лица, занимающие должности по уходу за служебными помещениями (дворники, уборщики), а также по обслуживанию рабочих и служащих; учеников, пожарной и сторожевой охраны.

Кроме общепринятой классификации промышленно-производственного  персонала по категориям существует классификации внутри каждой категории.

По  уровню, занимающему в общей системе  управления, все руководители подразделяются на руководителей низшего, среднего и высшего звена.

В зависимости от характера трудовой деятельности трудовые ресурсы предприятия  подразделяются по профессиям, специальностям и уровню квалификации. При этом под профессией понимается особый вид  человеческой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных  теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, применяемыми орудиями и предметами труда. Многие профессии подразделяются по специальности.

Специальность ― вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков.

Работники каждой профессии и специальности  различаются уровнем квалификации, т.е. степенью овладения той или  иной профессией или специальностью, которая отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях. Тарифные разряды и категории являются одновременно и показателями, характеризующими степень сложности работ.

Квалификация  является ключевой составляющей стандарта  профессионального образования  и характеризуется ступенью и уровнем.

Ступень квалификации ― это этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного образования, отражающий объём и соотношение общего и профессионального образования и завершаемый получением соответствующего документа (свидетельства, сертификата, диплома).

Уровень квалификации ― это степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации.

Профессионально-квалификационная структура трудовых ресурсов характеризуется  удельным весом работников по видам  деятельности и уровню квалификации. Квалификация характеризует степень  общей и профессиональной подготовки.[3,с.198-200]

Соотношение возрастных групп в составе трудовых ресурсов представляет собой их возрастную структуру. Принято выделять четыре основные возрастные группы: молодежь (16-31 лет); лица среднего возраста (32-49 лет); лица предпенсионного возраста (мужчины 55-59, женщины 50-54 года); лица пенсионного возраста (мужчины 60 лет и старше и женщины 55 лет и старше). В научных и практических целях наряду с укрупненными возрастными группами изучаются также возрастные структуры с 5- или 10-летними интервалами.

Независимо  от территориального размещения населения  его трудовая активность в одних  и тех же возрастных группах имеет  общие закономерности: большая часть  молодежи занята получением образования, служит в армии. Этот контингент активно  включается в общественное производство к 22-25 годам. Наиболее высокая трудовая активность характерна для населения  в возрасте 25-49 лет. У лиц старше 50 лет трудовая активность постепенно снижается. Определенная часть лиц  пенсионного возраста продолжает трудиться  в общественном хозяйстве (на особых условиях, как правило, по контракту).[4,с.112]

          Таким образом, соотношение различных категорий работников в их общей численности характеризуют структуру кадров предприятия, цеха, участка. Структура кадров может определяться по таким признакам, как пол, возраст, уровень образования, стаж работы, квалификации, степени выполнения норм и т.п.

Информация о работе Эффективность использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве