Интелектуальная собственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – изучить интеллектуальную собственность на предприятии.

Файлы: 1 файл

interektualnaya_sobstvennost юля.docx

— 195.36 Кб (Скачать)

Но не все предприятия  в состоянии сохранять промышленную тайну в течение столь долгого  срока. Обычно она существует не дольше года. Например, в 1945 году М. Рейнольдс изобрел шариковую ручку и создал фирму, которая благодаря коммерческой тайне стала монополией. Первоначальная прибыль составляла 0,5 млрд. долларов в месяц. Однако очень скоро монополия Рейнольдса была подорвана и через шесть лет его фирма была абсолютно вытеснена с рынка. В этом случае становится очевидно, что патентование шариковой ручки и последующая продажа лицензий на использование этого изобретения принесла бы Рейнольдсу значительно большую прибыль. Таким образом, при появлении нового изобретения его автор становиться перед дилеммой – либо опубликовать свое открытие, запантетовав его и предоставить его защиту государству, либо сохранить его в тайне, но при этом самостоятельно предпринимать меры, необходимые для её неразглашения. И если стратегия выбрана правильно, то и патент, и коммерческая тайна может принести своему владельцу значительную выгоду.

Но следует разграничивать понятия «коммерческая тайна» и  «секреты производства». Секретами  производства, или know-how владелец может распоряжаться по своему усмотрению и получать от их реализации экономическую выгоду. Ни в международных правовых нормах, ни в российском законодательстве невозможно найти однозначную и определенную трактовку понятия ноу-хау. Очень часто под ноу-хау подразумевается любая полезная информация, как попадающая под определение коммерческой тайны, так и вне него. Достаточно часто ноу-хау может быть незапатентованным усовершенствованием зарегистрированного изобретения и передаваться на материальных носителях при заключении договоров лицензирования. Также секреты производства могут существовать в идеальной форме в виде знания и опыта специалиста и передаваться с помощью демонстрации способа производства, консультирования или услуг по менеджменту.

В дореволюционной России промышленная тайна занимала определенное место в экономике связи с  развитием рыночных отношений, особенно в 19-начале 20 вв. В своей книге  «Промысловая тайная» (СПб, 1910) В. Розенберг  рассматривает промышленную тайну  как способ защиты от недобросовестной конкуренции. Но с приходом советской  власти отношение к промышленной тайне изменилось. В первые дни своего существования советское правительство в декрете «О рабочем контроле» коммерческая тайна была отменена, как атрибут капиталистического общества. В СССР существовал только один вид собственности – государственная, соответственно множество промышленных тайн стало государственными и их охрана перешла на совершенно иной уровень. Эта перемена статуса сыграла очень негативную роль для экономики страны. Очень часто засекречивались изобретения, не имеющие стратегического значения, ограничивался доступ советских ученых к результатам работы соотечественников, на системы защиты секретов были направлены огромные средства. (Стоит отметить, что иногда охрана секретов была абсолютно нецелесообразной и иногда абсурдной, так как страны Запада обгоняли СССР в научно-техническом плане и иногда гриф «секретно» ставился на изобретениях, считавшихся на Западе уже морально устаревшими.) Таким образом, излишняя засекреченность парализовала научно-технический прогресс и блокировала обмен знаниями даже внутри страны. Но в 1990 г. был сделан первый шаг к восстановлению института промышленной и коммерческой тайны, что нашло отражение в законе «О предприятии в СССР». Сегодня продолжается создание условий для окончания режима неразумной секретности.

Нематериальные активы компании и их значение

интеллектуальная собственность  авторское право

Сейчас происходит расширение понятия интеллектуальной собственности. Если раньше это определение касалось лишь права использования изобретений (патент) и право получения прибыли от художественных произведений (авторское право), то сейчас все большее значение в производстве приобретает человеческий капитал, знания, умения и информация, которой обладают сотрудники компании, то есть собственность на управление (в основном – человеческим капиталом).

Если 20 веке использование  и управление интеллектуальной собственностью считалось прерогативой лишь тех  отраслей и производств, для которых  характерны высокие технологии, изготовление новых образцов, базирующихся непосредственно  на научных исследованиях, то сейчас же при развитии любого производства невозможно не учитывать значение инновационных процессов, пренебрегать управлением интеллектуальной собственностью компании. Производственная структура развитых стран уже не дает возможности обеспечивать существенные преимущества фирмы только за счет материальных и финансовых факторов, делая их в принципе общедоступными. Индивидуальные преимущества и лидерство во все большей и большей степени становятся следствием эффективного использования уникальных по своей природе факторов нематериального, неосязаемого характера, включающих в себя объекты интеллектуальной собственности.

Основными ресурсами для  развития любой компании сейчас все  чаще становиться интеллектуальные ресурсы. Благодаря неисчерпаемости  их использование не только более  разумно и экономически оправдано, но и еще позволяет рациональнее использовать другие виды ресурсов (так  называемые вещественные ресурсы)

Любая компания обладает нескольким типами интеллектуальных ресурсов:

·  рыночные активы (марка компании, портфели заказов, приверженность покупателей товару данной марки, механизмы распределения, деловое сотрудничество, лизинговые и франшизные соглашения);

·  интеллектуальная собственность (патент, авторские права, собственное программное обеспечение, права на дизайн, ноу-хау, товарные знаки, бренд предприятия и производственные секреты);

·  человеческий капитал (образование работников, профессиональная квалификация, связанные с работой навыки и знания);

·  инфраструктурный капитал (управленческие процессы, информационные технологии, сетевые системы связи, требуемые стандарты).

Все это можно отнести  в категорию нематериальных активов. К сожалению, их ценность была осознана не так давно. До последнего времени  в графе «Нематериальные активы»  бухгалтерских балансов большинства  предприятий значился прочерк или незначительные цифры. Отсутствие стройной системы учета стоимости этих активов вело к тому, что они воспринимались как какое-то абстрактное понятие, которое в силу отсутствия цены не имеет никакой ценности. Поэтому управленческий персонал не представляя, как можно использовать эти активы, пренебрегал ими. Отсутствовало понимание того, что интеллектуальная собственность это такой же объект экономической деятельности (как и объекты вещественной собственности), который может изменяться в цене и приносить прибыль. И только сейчас система использования интеллектуального капитала заняла достойное место в мировом хозяйстве. В настоящее время по оценкам Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса («SOIS-SERVAL») в среднем доля нематериальных активов в общей структуре активов всех хозяйствующих субъектов российской экономики уже сегодня составляет 10-15 %. Причем в промышленности на долю этих активов приходится в среднем 15-20 % от общей стоимости активов. Но экспертами также отмечено, что данная оценка носит вербальный характер, так как номинально в бухгалтерском балансе большинства предприятий данные активы не зафиксированы.

Иная ситуация в развитых странах. В США, например, эти цифры вдвое выше в основном за счет иного отношения к юридическому оформлению своих прав и существенно более высокого уровня управления активами предприятий, построенного на принципах тщательного учета, оценки, охраны и внедрения объектов интеллектуальной собственности в производстве. Так, по данным аналитика Пола Страссмана, в конце 1998 года общая стоимость 6 153 американских компаний составила 13,7 трлн. долл., причем стоимость основного капитала 25% наиболее удачных из этих компаний (таких, как Microsoft, Symantec, Oracle, IBM и т.п.) составляет в среднем всего около 14% от их рыночной стоимости. Следовательно, оставшиеся 86% стоимости определяется как стоимость знаний, накопленных компанией, в том числе и стоимость интеллектуальной собственности.

Отдельное внимание стоит  уделить такому виду нематериальных активов, как бренд.Существует несколько определений этого понятия.

·  Бренд – позитивная репутация фирмы, выпускающей продукцию, доказанная многократно, в течение продолжительного времени.

·  Бренд это совокупность положительных ассоциаций, появляющихся у потребителей в связи с названием, товарным знаком, и внешним видом товара.

·  Бренд это символ имиджа, выраженного в знаковой позиции вербальных и визуальных объектов.

В некоторых компаниях  бренд из графического и словесного обозначения предприятия стал главным  активом. Вот список всемирно известных  предприятий и доля, которую составляет стоимость бренда в их общих активах.

  Стоить отметить, что такой высокой стоимости нематериальных активов в основном добились те компании, которые занимаются производством наукоемкой продукции. Таким образом, мы можем видеть, что активное использование интеллектуальных ресурсов способствует активному развитию компании. Это связанно с таким свойством интеллектуальной собственности, как капитализация. При увеличении объемов производства с использованием интеллектуальных ресурсов их стоимость не амортизируется, а увеличивается.

Сейчас существует несколько  методов оценки нематериальных активов  компаний, из которых можно выделить два наиболее простых и распространенных методов. Первый – оценка затрат на производство знаний. Но этот метод  не всегда бывает точным, так как  не всегда можно оценить эти затраты.

Рассмотрим простейший пример – создание новой компьютерной программы, которая позволит рационализировать  какой либо процесс производства. Оценить стоимость этой программы достаточно сложно, если она создавалась небольшим коллективом (2-3 человека) время не более 1 рабочего месяца. В этом случае можно сказать, что цена этой программы – стоимость рабочего времени коллектива, который её создал. Но стоит отметить, что в данном случае при оценке стоимости этой программы надо еще учитывать то, как она повлияла на процесс производства и какую пользу принесла обладателю. И уж точно невозможно оценить стоимость производственной квалификации работников или деловой репутации. Последняя, кстати, может составлять до 35% стоимости всех активов компании.

Поэтому более точным является способ оценки рыночной стоимости знаний. Для этого находят отношение  между рыночной ценой акции предприятия  и её бухгалтерской (подкрепленной  материальными активами компании) стоимостью. Она полностью отражает, какое  место занимают нематериальные активы в структуре активов компании, и насколько продуктивно они  используются (при рассмотрении изменения  их стоимости за некоторый промежуток времени.) Каждый год в мире инвестиции в объекты интеллектуальной собственности и их производство увеличиваются на 3,4 %, а инвестиции в основные, материальные активы 2,2%. Таким образом, для развития предприятия симметрично мировому рынку рост стоимости нематериальных активов должен в полтора-два раза превышать рост стоимости основных активов.

Особенности использования  интеллектуальных ресурсов в производстве.

Сейчас наблюдается тенденция  снижения использования в производстве и экономической деятельности такого ресурса, как капитал, так как  его можно заменить другим типом  ресурсов. Эта мера является очень  востребованной в кризис, ведь при  недостатке свободной денежной массы  и высоким банковским ставкам  по кредиту (так называемая ситуация «дорогих денег») можно заместить  один тип ресурсов другим. И если замена капитала землей или трудом в большинстве случаев не приводит к экономии средств, то замена и труда и капитала интеллектуальными ресурсами ведет к значительному сокращению расходов. Грамотная организация рабочего процесса, наличие в компании хороших управленцев, использование современного программного обеспечения, систем поиска и хранения данных, глубокий анализ возникающих проблем – все эти меры позволяют избегать возможных ошибок, которые могут привести к излишней трате средств. И все эти меры основаны на использовании интеллектуальных ресурсов.

В последнее время приобретают  популярность не так давно появившиеся  виртуальные предприятия. Создание таких предприятий обусловлено  все ускоряющейся глобализацией, причем для многих компаний серьезной мотивацией для виртуального слияния является возможность воспользоваться интеллектуальными  ресурсами, принадлежащими другой компании. Слияние информационных баз создает  более обширную и продуктивную интеллектуальную систему, которая охватывает более  значительный сегмент рынка, чем  те, которые занимали компании до слияния. Так же предприятие может организовать производственную корпорацию с другим предприятием с условием использования  его производственной базы и предоставлением  собственных нематериальных активов. Виртуальные предприятия могут  создаваться либо для работы над  каким-либо отдельным проектом, либо для долговременного сотрудничества. При этом каждая компания сохраняет  определенную независимость и автономность управления.

 

 

1.3. Особенности информационного общества

Сейчас становиться очевидной  необходимость предприятий использовать интеллектуальную собственность и  нематериальные активы компании для  дальнейшего развития и процветания. Сейчас, при формировании информационного  общества, компании, желающие оказаться  в авангарде, должны учитывать влияние информации на производство и прибыльность предприятия. Можно встретить говорить о новом принципе «Те, кто меньше знают, меньше могут, так как не имеют информации о том, как делать» В данном случае системы управления знанием являются информационными ускорителями прогресса. Рассмотрим, например, всемирную глобальную паутину.

Если раньше Интернет был  самым большим банком информации, в котором постоянно шел процесс  обмена информацией, то сейчас его назначение серьезно изменилось. Из хранилища  информации он превратился в рынок  или даже в информационную биржу, на которой происходит продажа, покупка, обмен информацией, повышение или  понижение её стоимости. Существуют люди, которые лишь тратят деньги и  время на покупку информации и  развлечений. В данном случае развлечения  – не более чем поток информации. Существует другая группа, которая  занимается продажей информации. Новой  является группа пользователей, которые  приобретают информацию с целью  её использования и в дальнейшем -- извлечения из неё прибыли, значительно большей, чем средства, потраченные на первоначальную покупку. Они как раз и являются игроками на этой информационной бирже. Но как любой рынок, рынок, базирующийся на информационных технологиях, содержит в себе не только возможную прибыль, но и возможные риски.

Из-за доступности любой  информации многие продавцы столкнулись  с рядом проблем. Жизненный цикл товаров и услуг становиться  все короче, поэтому потребитель  постоянно ждет от производителя  новинок, моделей, которые будут  совершеннее существующих по каким  либо характеристикам. Техническая  новинка, которая вышла сегодня  завтра уже перестанет быть чем-то новым, привлекающим внимания покупателя. Поэтому  производители товаров «долговременного потребления» по сути, начинают производить  товары, пользующиеся успехом лишь до следующей новинки. Но иногда возникает  такая ситуация, что новый товар  еще не выпущен, но старый уже не пользуется популярностью. С подобной проблемой столкнулся концерн BMW в 2005 году. Люди не хотели приобретать недавно вышедшую модель автомобиля, располагая информацией о выходе в следующем году модели, которая значительно превосходила по техническим характеристикам существующую. В таких случаях конкуренцию реальным товара составляют товары будущие, виртуальные.

Информация о работе Интелектуальная собственность