Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 23:10, контрольная работа
Эффективность деятельности организации во многом зависит от того, насколько она адаптирована к внешней среде, в какой мере гибки, подвижны ее структуры, в какой мере она способна к нововведениям.
Необходимость инновационной деятельности, способность к нововведениям выступает как императивное требование нашего времени, является общим. Как отмечает ведущий французский специалист по социологии организаций М. Крозье, «в современной конкурентной борьбе в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям».
1 Введение
1.1 Глава 1 Понятие инновации, инновационного процесса и инновационной деятельности
1.1.1 Инновационная деятельность
1.1.2 Основные направления инновац. деятельности
1.2 Российский рынок инноваций в современных условиях
2.1 Глава 2 Понятие инновац. стратегии
2.1.1 Особенности инновац. стратегий
2.1.2 Инновац. аспект базовых стратегий роста
2.1.3 Классификация типов конкурентного поведения
2.2 Виды инновационных стратегий
2.2.1 Стратегии в сфере массового производства
2.2.2 Стратегии дифференциации продукции и сегментирования рынка
2.2.3 Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций
2.2.4 Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса
2.3 Специфика российских инновац. стратегий
Заключение
Приложения
Известное НПО «Машиностроение» - государственное унитарное предприятие, расположенное в подмосковном городе Реутово, гордится тем, что не стало разбрасываться на сомнительные конверсионные затеи и сохранило передовые позиции в космической индустрии.
Во главу угла своей стратегии фирма ставит производство уникальной наукоемкой продукции ее традиционного профиля. Проект космической станции «Алмаз-1Бис», чрезвычайно наукоемкой системы, продолжает разрабатываться благодаря перераспределению доходов от других видов деятельности – гражданских разработок, осуществляемых в результате конверсии коренных военных разработок, осуществляемых в результате конверсии коренных военных технологий (например, на устройство для очистки воды имеется огромный спрос, в том числе и в зарубежных странах).
Фирма в состоянии продуцировать новейшие технологические разработки, может организовать их опытное изготовление, но и запустить их в серийное производство не в состоянии. Это совершенно естественная стратегия поведения для компании-патиента, чей узкоспециализированный профиль заключается в производстве уникальных космических спутников.
Само НПО «Машиностроение» не в состоянии стать виолентом, но оно вынуждено использовать комбинацию патиентных (на космическом рынке), эксплерентных (на рынке очистных устройств и других разработок) и коммутантных (в строительстве) стратегий.
В данной работе мы рассмотрели следующие виды инновационных стратегий:
Этот вид стратегии характерен для крупных компаний и предприятий, являющихся технологическими лидерами в сфере массового и крупносерийного производства. На их долю приходится до половины всего ВНД и объема выпускаемой продукции. Крупные фирмы и компании проводят НИОКР, осваивают наукоемкие технологии и выпускают продукцию высокого качества по доступным ценам. В то же время значительная часть крупных производителей продукции не всегда идет на риск и предпочитает оставаться на вторых ролях, уделяя основное внимание снижению издержек производства за счет применения ресурсосберегающих технологий и модернизации выпускаемой продукции.
Многие промышленные организации проводят специализацию производства с целью дифференциации продукции в интересах потребителя и занятия своей ниши в узком сегменте рынка. Специализированное производство организуется в условиях высокой потребительской ценности товара, подкрепляемой хорошим сервисом и рекламой.
Рискованные
прорывы в ранее неизвестные
или малоизвестные области
Типична для мелких и малых организаций. Конкурентными преимуществами малых форм инновационной деятельности таких организаций являются:
Таким образом, Российская экономика сможет занять достойное место в мировом хозяйстве лишь тогда, когда в стране сформируется круг мощных конкурентоспособных глобальных компаний, которые в состоянии на равных соперничать с ведущими зарубежными фирмами.
При этом внимание должно быть обращено главным образом на организации оборонного комплекса, где имеются современные наукоемкие технологии, в ряде случаев не имеющие аналогов в зарубежной практике. К началу 1997 г. государство курировало оборонный комплекс, охватывающий более 2000 организаций. Из них в полной государственной собственности было более 400, около 500 – с контрольным пакетом акций и 500 – с «золотой» акцией у государства. Имеется также примерно 800 организаций с преобладанием негосударственной собственности. Многочисленность оборонных организаций и разнообразие их функций в процессе создания конечной продукции предопределяют потенциальное множество стратегий конкурентного поведения при интеграции в общемировой рынок. От этого же зависят инновационные преобразования и выбор организационных форм инновационной деятельности.
Надо отметить, что доля инновационно-активных организаций в промышленности России в 2001 г. составила 9,2% - это невысокий показатель по сравнению с 40 % в США. Такой низкий показатель можно объяснить низкой инвестиционной привлекательностью российских предприятий для коммерческих банков и инвестиционных компаний. К сожалению, в ближайшие годы ситуация едва ли изменится в лучшую сторону пока не будут разработаны эффективные правительственные программы по развитию промышленности в России и не будет снижен инвестиционный риск инновационных проектов.
По содержанию - Технические - Организационные - Социальные - Экономические |
По особенностям
инновационного процесса - Внутриорганизационные - Межорганизационные |
По уровню разработки
и распространению - Государственные - Республиканские - Региональные - Отраслевые | ||
- Корпоративные
- Фирменные | ||||
Классификационные | ||||
признаки новаций | ||||
и инновационных
процессов |
||||
- Абсолютная
- Относительная |
По сферам разработки
и распространению | |||
- Условная
- Частная |
По этапам
жизненного цикла, |
- Промышленная | ||
технологии, товара,
организации |
- Финансовая
- Услуги | |||
- Торгово-посредническая | ||||
По
новационному
потенциалу |
По длительности этапов | - Научно-педагогическая
- Правовая | ||
инновационного | ||||
- Радикальные | процесса | |||
- Комбинированные | ||||
- Модификационные |
Рис. 2.: Классификация новаций и инновационных процессов
Инновационная деятельность и маркетинг
Научная и научно-
техническая обоснованность Объем прибыли
Создание новаций
этап 1 этап 2 этап 3
время Т
НИР НИР ОКР
фунд. прикл.
Бюджетное
финансироване Рискоинвестиции Инвестиции в производство
Жизненный цикл инноваций
Рис. 3: Основные этапы инновационного процесса
Таблица № 1
Характеристики предприятий по типу стратегического конкурентного инновационного поведения
№ | ПАРАМЕТРЫ | Тип
конкурентного поведения | |||
"ВИОЛЕНТЫ" | "ПАТИЕНТЫ" | "ЭКСПЛЕ-РЕНТЫ" | "КОММУ-ТАНТЫ" | ||
Тип компании (классификация Х. Фризевинкеля) | |||||
"Львы", "Слоны", "Бегемоты" | "Лисы" | "Ласточки" | "Мыши" | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Уровень конкуренции | Высокий | Низкий | Средний | Средний |
2 | Новизна отрасли | Новые | Зрелые | Новые | Новые, зрелые |
3 | Какие потребности обслуживает | Массовые, стандартные | Массовые, но нестандартные | Инновацион-ные | Локальные |
4 | Профиль производства | Массовое | Специализи-рованное | Эксперимен-тальное | Универсаль-ное мелкое |
5 | Размер компании | Крупные | Крупные, средние и мелкие | Средние и мелкие | Мелкие |
6 | Устойчивость компании | Высокая | Высокая | Низкая | Низкая |
7 | Расходы на НИОКР | Высокие | Средние | Высокие | Отсутствует |
8 | Факторы силы в конкурентной борьбе, преимущества | Высокая производи-тельность | Приспособ-ленность к особому рынку | Опережение в нововве-дениях | Гибкость |
9 | Динамизм развития | Высокий | Средний | Высокий | Низкий |
10 | Издержки | Низкие | Средние | Низкие | Низкие |
11 | Качество продукции | Среднее | Высокое | Среднее | Среднее |
12 | Ассортимент | Средний | Узкий | Отсутствует | Узкий |
13 | Тип НИОКР | Улучшающий | Приспосо-бительный | Прорывной | Отсутствует |
14 | Сбытовая сеть | Собственная или контроли-руемая | Собственная или контроли-руемая | Отсутствует | Отсутствует |
15 | Реклама | Массовая | Специали-зированная | Отсутствует | Отсутствует |
Таблица № 2
Морфологическая матрица идентификации предприятий по типу стратегического конкурентного инновационного поведения
№ | ПАРАМЕТРЫ | ЗНАЧЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ | |||||
1 | Уровень конкуренции | а) высокий | б) средний | в) низкий | |||
2 | Новизна отрасли | а) новые отрасли | б) зрелые отрасли | ||||
3 | Какие потребности обслуживает | а) массовые и стандартные | б) массовые и нестандартные | в) инновацион-ные | г) локальные, узкогрупповые | ||
4 | Профиль производства | а) массовое | б) специализи-рованное | в) эксперимен-тальное | г) универса-льное мелкое | ||
5 | Размер компании | а) крупная | б) средняя | в) мелкая | |||
6 | Устойчивость компании | а) высокая | б) высокая | ||||
7 | Расходы на НИОКР | а) большие | б) средние | в) низкие | г) отсутствуют | ||
8 | Факторы силы в конкурентной войне | а)высокая производите-льность | б) приспособ-ленность к особому рынку | в) опереже-
ние в новов-ведениях |
г) гибкость | ||
9 | Динамизм развития | а) высокий | б) средний | в) низкий | |||
10 | Издержки | а) низкие | б) средние | в) высокие | |||
11 | Качество продукции | а) высокое | б) среднее | в) низкое | |||
12 | Ассортимент | а) широкий | б) средний | в) узкий | г) отсутствует | ||
13 | Тип НИОКР | а) прорывной | б) улучшающий | в) приспособи-тельный | г) отсутствует | ||
14 | Сбытовая сеть | а) собственная | б) контролируемая | в) отсутствует | |||
15 | Реклама | а) массовая | б) специализированная | в) индивидуа-льная |