Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование практики совершения расчетов по инкассо как формы международных расчетов на основе системного анализа теории, а также использования документарных операций в Королевском ОСБ филиала Среднерусского банка Сбербанка Российской Федерации.
Задачи данной работы сводятся к тому, чтобы:
Проанализировать международный опыт применения расчетов по инкассо и особенности их совершения в России;
Проанализировать преимущества и недостатки расчетов по инкассо;
Определить доходность проведения документарных операций для банков (на примере Сбербанка РФ).
Введение…………………………………………………………….2
1. Понятие инкассо…………………………………………………4
1.1 Определение и виды инкассо..............................................................4
1.2 Правовые особенности совершения сделок с применением инкассо…..6
1.3 Документарное инкассо…………………………………………………..9
1.4 Виды документарного инкассо………………………………………….13
2. Расчеты по инкассо……………………………………………...15
2.1 Особенности расчетов по инкассо……………………………………...15
2.2 Расчеты платежными требованиями………………………………….19
2.3 Расчеты инкассовыми поручениями…………………………………….23
2.4 Преимущества и недостатки инкассовой формы расчетов………….26
3. Анализ использования документарного инкассо на примере Королевского ОСБ Среднерусского банка Сбербанка Российской Федерации…………………………………………...........................29
3.1 Краткая характеристика деятельности предприятия……………….29
3.2 Совершение операций по документарному инкассо……………………31
3.3 Документарное инкассо в расчетах по экспорту………………………32
3.4 Документарное инкассо в расчетах по импорту……………………….34
3.5 Анализ документарных операций………………………………………...36
Заключение………………………………………………………….41
Подводя
итог, следует отметить, что при
осуществлении
1.3
Документарное инкассо
Документарное инкассо (Documentary Collections) является операцией, в которой банк действует в качестве посредника между продавцом (экспортером) и покупателем (импортером). Банк получает инкассо вместе с инструкциями от продавца (принципала – Principal) и представляет документы, являющиеся в нормальной ситуации реальным доказательством фактической поставки товара, покупателю (Drawee) в обмен на платеж или акцепт векселя (Bill of Exchange) в соответствии с инструкцией принципала.
В этой ситуации выплата бенефициару средств происходит не ранее получения платежа от банка, в который направлены документы. Следовательно, продавец обычно вынужден дольше ждать поступления своих денег за товар, чем при аккредитиве. Кроме прочего, у экспортера в момент окончательной отправки товара нет окончательной уверенности в том, что импортер и его банк совершат платеж, соответственно его риск защищен не полностью. Поэтому документарное инкассо находит применение лишь в случае определенных отношений доверия между покупателем и продавцом.
Фактически все банки мира придерживаются Унифицированных правил по инкассо (URC №522), которые удобны тем, что дают единообразное толкование терминов и вопросов, возникающих в практике расчетов по инкассо. Эти правила обязательны тогда, когда они не противоречат национальному законодательству или соглашениям, между покупателем и продавцом.
Система
платежей по операциям с использованием
инкассовой формы расчетов лучше, чем
открытый счет. Однако банки не принимают
на себя никаких обязательств, если
покупатель не хочет либо не имеет
возможности платить или
Ответственность банков при документарных инкассовых операциях сводится (и ограничивается) в основном к пересылке и вручению документов против оплаты или акцепта, но без собственного обязательства произвести платеж, если покупатель не выполнит или не сможет выполнить своих обязанностей по инкассо. Согласно URC №522, ст.9, банки «должны действовать добросовестно и проявлять разумную тщательность». При этом они не несут никакой ответственности за последствия форс-мажорных обстоятельств, задержки, потери при пересылке сообщений или документов, если они возникают не по их собственной вине.
В отличие от того как это происходит при операциях с документарными аккредитивами, продавец предоставляет аванс путем изготовления и отправки товаров или оказания услуг еще до получения платежа. Кроме того, проведение документарных инкассовых операций несложно и не требует больших затрат. Однако если покупатель откажется оплатить документы, то поиск нового импортера или транспортировка товара обратно всегда связана с существенными потерями.
Стороны, участвующие в операциях по документарному инкассо, как правило, следующие:
Доверитель (продавец, экспортер – The Principal or Remitter) – сторона, которая поручает банку проведение операции по инкассированию;
Банк-ремитент (The Remitting Bank) – банк, которому доверитель поручает операцию по обработке инкассо;
Инкассирующий банк (The Collecting Bank) – любой банк, не являющийся банком-ремитентом, участвующий в процессе обработки инкассового поручения;
Представляющий банк (The Presenting Bank) – инкассирующий банк, делающий представление плательщику;
Плательщик (The Drawee) – лицо, которому должно быть сделано представление в соответствие с инкассовым поручением.
Рис. 1. Схема расчетов по инкассо
Расчеты
в форме инкассо строятся следующим
образом (см. Рис 1). После заключения контракта
(1), в котором стороны оговаривают, через
какие банки будут производиться расчеты,
экспортер отгружает товар (2) в соответствии
с условиями заключенного контракта. Получив
от транспортной организации транспортные
документы (3), экспортер подготавливает
комплект документов, который включает
коммерческие, а также, возможно, и финансовый
документы, и представляет его своему
банку (банку-ремитенту) при инкассовом
поручении (4). Получив от доверителя документы,
банк-ремитент осуществляет их проверку
по внешним признакам, которые указаны
в инкассовом поручении, и далее действует
в соответствии с инструкциями доверителя,
содержащимися в этом поручении, и Унифицированными
правилами. Банк-ремитент отсылает документы
инкассирующему банку (5), которым является,
как правило, банк страны-импортера.
1.4
Виды документарного
инкассо
Вручение документов против платежа – Documents against payment (D/P). Документы передаются против платежа, который может быть осуществлен: немедленно (согласно международным обычаям немедленно означает самое позднее при поступлении товара); по первому предъявлению; по приходу товаров.
Вручение документов против акцепта – Documents against acceptance (D/A). Документы передаются против акцепта тратты или выписки простого векселя (обязательства платить):
При акцептовании векселя трассат вступает во владение товаром до совершения платежа; он может продать его незамедлительно, получая необходимые средства для оплаты векселя. Акцепт трассата может служить обеспечением для продавца после выдачи товара. Следовательно, до момента неплатежа он несет на себе риск неплатежа. Снизить таковой возможно посредством получения аваля инкассирующего банка (авалиста), который будет нести солидарную ответственность наравне с трассатом.
Вручение документов против письма о принятии обязательства – Documents against engagement. Документы поставляются против представления письменного обязательства платить в фиксированный день в будущем, подписываемого покупателем или банком покупателя. Текст письма составляется обычно банком-ремитентом или продавцом, выставляющим инкассовое поручение.
Вручение документов против трастовой расписки – Documents against trust receipt. Трастовая расписка есть не что иное, как утверждение импортера, в котором он подтверждает получение товара «в траст». Так как данный вид имеет юридическое хождение только на территории США, лучше просить банк-ремитент подтвердить текст на «трастовой расписке».
Акцепт
с вручением документов
против платежа – Collection with acceptance: release
of documents only after payment. Используется очень
редко. Продавец требует, чтобы трассат
(плательщик) по предъявлении документов
акцептовал тратту сроком истечения в
определенный день (например, 60 дней после
предъявления), но он может получить документы
только после платежа по акцептованным
траттам по истечении срока их действия
(Maturity). До этого времени товар должен находиться
на хранении.
2.
Расчеты по инкассо
2.1
Особенности расчетов
по инкассо
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее - исполняющий банк). Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке). Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).
Получатель средств (взыскатель) представляет в банк указанные расчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов формы 0401014 составляемом в двух экземплярах. В реестр могут включаться, по усмотрению получателя средств (взыскателя), платежные требования и (или) инкассовые поручения. Первый экземпляр реестра оформляется двумя подписями лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати. При приеме на инкассо платежных требований, инкассовых поручений ответственный исполнитель банка-эмитента осуществляет проверку соответствия расчетного документа установленной форме бланка, полноты заполнения всех предусмотренных бланком реквизитов, соответствия подписей и печати получателя средств (взыскателя) образцам, указанным в карточке с образцами подписей и оттиска печати, а также идентичности всех экземпляров расчетных документов. При приеме инкассовых поручений с приложенными исполнительными документами ответственный исполнитель банка обязан проверить соответствие реквизитов расчетного документа (даты и номера исполнительного документа, на который сделана ссылка в расчетном документе, взыскиваемой суммы, наименований, указанных в полях "Плательщик" и "Получатель" расчетного документа) реквизитам исполнительного документа. Наименование, указанное в поле "Получатель" расчетного документа, может не соответствовать наименованию взыскателя в исполнительном документе в случае взыскания денежных средств судебным приставом-исполнителем на депозитный счет службы судебных приставов.
После проверки правильности заполнения на всех экземплярах принятых расчетных документов проставляется штамп банка-эмитента, дата приема и подпись ответственного исполнителя. Непринятые документы вычеркиваются из реестра переданных на инкассо расчетных документов и возвращаются получателю средств (взыскателю), количество и сумма расчетных документов в реестре исправляются. Оба экземпляра реестра и исправления в них заверяются подписью ответственного исполнителя банка-эмитента. Последние экземпляры расчетных документов вместе со вторым экземпляром реестра возвращаются получателю средств (взыскателю) в качестве подтверждения приема документов на инкассо. Первые экземпляры реестров остаются в банке-эмитенте, подшиваются в отдельную папку, используются в качестве журнала регистрации принятых на инкассо расчетных документов и хранятся в банке-эмитенте в соответствии с установленными сроками хранения документов.
Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом. Кредитные организации (филиалы) организуют доставку расчетных документов своих клиентов самостоятельно. Поступившие в исполняющий банк платежные требования и инкассовые поручения регистрируются в журнале произвольной формы с указанием номера счета плательщика, номера, даты и суммы каждого расчетного документа. Учреждениями и подразделениями расчетной сети Банка России при регистрации дополнительно указываются БИК банка плательщика и БИК банка получателя средств (банка взыскателя). На первом экземпляре поступивших платежных требований и инкассовых поручений в верхнем левом углу проставляется дата поступления расчетного документа. Ответственный исполнитель исполняющего банка осуществляет контроль полноты и правильности заполнения реквизитов платежных требований и инкассовых поручений, за исключением проверки подписей и печати получателя средств (взыскателя), а также проверяет наличие на всех экземплярах расчетных документов штампа банка-эмитента и подписи ответственного исполнителя.
Расчетные
документы, оформленные с нарушением
требований, установленных настоящим
пунктом, подлежат возврату. При возврате
платежных требований, инкассовых поручений
в регистрационном журнале