Инфляция

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

У правительства существует одна обязанность, которая в наши дни привлекает к себе почти столько же внимания прессы и общественности, сколько все остальные, вместе взятые, - это обязанность предотвращать, устранять или каким-то образом контролировать инфляцию и спады производства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….


3
1
СУЩНОСТЬ МЕХАНИЗМА ИНФЛЯЦИИ……………………………………
5

1.1
Понятие инфляции…………………………………………………………
5

1.2
Причины возникновения инфляции………………………………………
6
2

ВИДЫ И ТИПЫ ИНФЛЯЦИИ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ИНДЕКСА ЦЕН……………………………………………………...

10
3

ИНФЛЯЦИЯ В СИСТЕМЕ МАКРОРЕГУЛИРОВАНИЯ И ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ………………………………………………………………..

23

3.1
Антиинфляционная политика государства………………………………..
23

3.2
Основные направления российской антиинфляционной политики……..
28

3.3
Показатели инфляции в 2011 году и прогноз на 2012 год……………….
30
4
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ……….
32

4.1
Последствия инфляции. Инфляция и доходы……………………………..
32

4.2
Последствия ожидаемой инфляции. Инфляция и налоги. Кривая Филипса……………………………………………………………………...

35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..
42
Список используемой литературы…………………………………………………...

Файлы: 1 файл

инфляция курсовая.doc

— 627.00 Кб (Скачать)

Инфляция спроса – проявляется в экономической ситуации, когда совокупные денежные доходы населения и предприятий увеличиваются быстрее, чем рост реального объема всех товаров и услуг. Как правило, это тип инфляции чаще  всего наблюдается при полной занятости. При этом не имеет значения, за счет чего увеличивается спрос – за счет увеличения расходов государства (например, на военные и социальные заказы) или за счет повышения спроса на товары и услуги со стороны предпринимателей. График возникновения инфляции спроса представлен на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Возникновение инфляции спроса

 

Инфляция предложения – означает рост цен, который был  спровоцирован значительным увеличением издержек производства в условиях, когда производственные ресурсы были недоиспользованы, например, в ситуации, когда предприятия осуществляют крупную модернизацию своих фондов.

Основные фонды, или  средства - это длительно используемые средства производства, участвующие в течение многих производственных циклов и имеющие длительные сроки амортизации, под которыми понимается процесс постепенного перенесения стоимости изношенных средств труда на произведенный с их помощью продукт.

Такой вид инфляции, при  котором цены растут при снижении совокупного спроса, достаточно часто встречается в мировой практике, хотя на этот вид инфляции могут влиять и другие факторы. Согласно теории инфляции такой рост цен объясняется в основном факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. При этом повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, который предприятие готово предложить при существующем уровне цен. В этом случает предприятия пытаются переложить повышение издержек на потребителя конечных товаров, что в итоге будет зависеть от степени эластичности данного товара. Если степень эластичности позволяет переложить повышенные издержки на потребителя, то одновременно может уменьшиться предложение товаров и услуг и увеличатся цены. В этом случае не спрос, а издержки поднимают цены. Следовательно, при таком виде инфляции основными ее источниками являются рост издержек вследствие заработной платы, а также рост цен на сырье и энергию. На практике зачастую возникают ситуации, когда одновременно имеют место как инфляция спроса, так и инфляция предложения. Причинами увеличения как доходов, так и издержек являются, как правило, монополии- государство, профсоюзы и фирмы. Например, государство оплатит фирме выполнение государственного заказа не по существующим в настоящий момент, а по более высоким ценам. Получив больший доход, фирмы заработают больше денег и смогут покупать более дорогие сырье и материалы и одновременно смогут платить более высокую заработную плату, что также поднимет платежеспособный спрос и вновь влияет на рост цен. Но государство, помимо оплаты более дорогих госзаказов, одновременно может усилить инфляцию путем эмиссии бумажных денег для финансирования свои повышенных бюджетных расходов. Кроме этого, оно также может увеличить инфляцию через финансово-кредитный механизм своей финансовой системы, для чего, например, может повысить ставку процента и сыграть тем самым на удорожание банковского кредита.

Как было показано выше, на рост инфляции влияет и увеличение дефицита государственного бюджета, хотя государство иногда использует и так называемый безэмиссионный источник финансирования дефицита (например, за счет выпуска государственных ценных бумаг). Однако практика показывает, что в данном случае просто имеет место отложенная эмиссия, поскольку накопленный государственный долг все равно придется погашать. Оценивая влияние на инфляцию еще одного монополиста- профсоюзов, можно увидеть, что они действуют на инфляцию через механизм необоснованного требования повышения заработной платы. Справедливости  ради необходимо отметить, что почти такой же эффект вызывает и возможность монопольного повышения фирмами цен на свою продукцию. Очевидно, что заработная плата в издержках составляет довольно существенную долю, поэтому требования профсоюзов о повышении заработной платы часто являются источником как инфляции спроса, так и инфляции предложения. В этом случае и появляется спираль «цены-заработная плата», при которой рост одного фактора провоцирует рост другого.

Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности; неожидаемая — возникает стихийно, спорадически, прогноз невозможен.

Фактор ожидаемости, предсказуемости  по-новому освещает нам вопрос влияния  инфляции на стратегию бизнеса, а  именно: если все фирмы и все  население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, скажем в 100 раз, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Все предприятия и население также повысят в 100 раз цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Никто, таким образом, не пострадает существенно даже от гиперинфляции, а в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже на 10% (умеренная инфляция, по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.

Несбалансированность  и непредсказуемость инфляции в  СНГ разрушает психологическую устойчивость людей, которые все менее надеются на торможение роста цен. Большинство развитых стран тяготеет к умеренной инфляции, нарастание инфляции от умеренной через галопирующую к гиперинфляции не является неизбежным. Настойчивая государственная политика в силах если не остановить рост цен, то, по крайней мере, сделать его более ожидаемым или сбалансированным. К сожалению, от отдельных предприятий здесь мало что зависит. Влияние на правительство могут иметь только ассоциации промышленников, мощное промышленное лобби в парламентах.

Основная сложность расчета  уровня инфляции заключается в том, что сводный индекс цен должен рассчитываться на основе максимально большого количества цен и по всей территории страны. В настоящее время индекс цен рассчитывается по определенному кругу регионов и выборочной группе товаров, что делает расчеты не вполне точными. Однако есть еще один аспект этой проблемы, который вполне упоминается в современной литературе.

В настоящее время принято рассчитывать уровни инфляции по различным секторам реального сектора: индекс потребительских  цен, индекс цен на промышленную продукция, индекс цен  строительные материалы, индекс цен на сельскохозяйственную продукцию и т.д. В информативном плане это, безусловно, имеет смысл, так как дает картину динамики цен в разных секторах, однако логика показывает, что все эти индексы являются звеньями одной цепи.

Обусловлен данный подход тем, что оценивается индекс цен традиционной потребительской корзины, в которую входит только набор продовольственных и  промышленных (бытовых) товаров и услуг, а продукции машиностроения, строительных материалов и прочей аналогичной продукции учитывается отдельно.

Необходимо отметить, что такой  подход оправдан лишь отчасти, поскольку  в цену любого товара или услуги автоматически включается стоимость  оборудования, на котором данный товар  произведен, а также всей промежуточной  продукции. То есть в цену конечной потребительской продукции (например, холодильника) автоматически входит стоимость руды, из которой выплавлен металл, стоимость станка, на котором изготовлен компрессор холодильника, стоимость пластмассы и всего  остального, чем рядовой потребитель обычно не пользуется.

Разделение индексов на несколько  категорий – индекс потребительских  цен, индекс цен на промышленную, сельскохозяйственную продукцию – при определении  темпов инфляции утрачивает свою специфику, носит чисто условный характер, так как цена конечного товара вбирает в себя цены на промежуточную продукцию. Поэтому при расчетах и прогнозах имеет смысл в основном учитывать динамику индекса потребительских цен. Разумеется, рост индекса цен на промышленную продукцию тоже является своеобразным сигналом для прогнозов, но его нужно учитывать как фактор, влияющий в конечном итоге на индекс потребительских цен. Очевидно, что если производители машиностроительного сектора поднимут цену на свою продукцию, допустим, на 10%, то это через достаточно короткий период времени скажется на ценах потребительского сектора, поскольку станки, купленные на 10% дороже по отношению к предыдущему периоду, автоматически удорожат и производимые на них потребительские товары.

Еще одной особенностью инфляции в ее чисто российском варианте является то, что в нынешних условиях инфляцию достаточно сложно считать. В ведущих промышленно развитых странах, где давно существует высококонкурентная среда, цены не имеют такой динамики, как в России, ни по темпам роста, ни по уровню колебаний в краткосрочном периоде. Российский производитель может сначала поднять в 2-4 раза цену по отношению к уровню себестоимости, что резко нарушит состояние товарно-денежного баланса в данном секторе, а затем начет снижать ее через систему скидок. Данный фактор весьма затрудняем точность подсчета стоимостных характеристик валового внутреннего продукта в конкретном периоде, а это в свою очередь не позволяет рассчитать необходимый объем денежной массы для обращения.

На практике получается, что сначала стоимость валового внутреннего продукта предельно завышена, и платежеспособный спрос по отношению к товарной массе крайне недостаточен. В этих условиях Центральный банк вынужден добавлять в обращение деньги, а производитель- резко сбрасывать цены. В итоге в какой-то момент денежная масса может превысить стоимость товарной массы, вследствие чего раскручивается инфляционная спираль.

Поскольку эти процессы (рост и  снижение цен и динамика денежной массы) по времени практически никогда  не совпадают, это и приводит то к спаду производства, то к «неожиданной» инфляции.

Очевидно, что этому способствует и разная ценовая эластичность на различные товарные группы, поскольку  рост цен на некоторые товары практически  не влияет на объемы реализации. Поэтому можно утверждать: до тех пор пока государство не начнет эффективно регулировать некоторые сектора экономической системы, что должно привести к относительно устойчивому товарно-денежному балансу, высокая инфляция в России побеждена на будет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ИНФЛЯЦИЯ В СИСТЕМЕ МАКРОРЕГУЛИРОВАНИЯ И ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ

3.1 Антиинфляционная политика государства

 

В связи с тем, что инфляция несет  в себе серьезные угрозы для оптимального функционирования экономического механизма, она является постоянным объектом в системе макрорегулирования и финансовой стабилизации. Для этого правительство должно осуществлять мониторинг финансово-экономической ситуации в стране.

Мониторинг- это непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности как основная часть управления.

Проблема макрорегулирования экономики  и антиинфляционная политика являются наиболее сложными в экономической  науке и практике. Условно всю  государственную макроэкономическую политику можно подразделить на несколько  подвидов:

  • Бюджетная
  • Социальная
  • Налоговая
  • Ценовая
  • Кредитно-финансовая
  • Промышленно-инвестиционная
  • Внешнеэкономическая
  • Эмиссионная

Бюджетная политика – это основной вид государственной экономической  политики, главной задачей которой  является определение приоритетов социально-экономического развития страны на конкретно определенный период времени. Кроме того, это политика распределения и перераспределения полученных от налогов (и неналоговых платежей) государственных финансовых средств на решение общенациональных задач. Составной частью бюджетной политики является социальная политика, поскольку все социальные выплаты идут из бюджета.

Налоговая политика - это законодательно оформленная система изъятия у производителей товаров части финансовых средств на осуществление всех необходимых государственных функций и решение общенациональных задач.

Ценовая политика-это политика регулирования и достижения сбалансированности между товарным предложением и платежеспособным спросом.

Кредитно-финансовая политика - это политика регулирования посредством кредитной банковской ставки, норм обязательного резервирования темпов и объемов инвестиций в производство товарной массы, а также воздействия на ценовые факторы.

Промышленно-инвестиционная политика - это политика развития промышленно-технологического потенциала страны, обеспечивающая рост ВВП.

Внешнеэкономическая политика - это политика, регулирующая внешнеэкономическую деятельность (с помощью таможенно-тарифных инструментов) и отношения внешнеторгового обмена с целью выравнивания качественных характеристик уровня жизни населения страны за счет экспортно-импортных операций.

Эмиссионная политика - это политика, направленная на регулирование и поддержание (с помощью изменения объема денежной массы в обращении) товарно-денежного равновесия при изменениях в объеме ВВП, поскольку для сохранения равновесия при увеличении количества товаров и услуг количество денег в обращении должно увеличиваться, и наоборот. В случае уменьшения товарной массы Центральный банк страны проводит изъятие денег из обращения.

Поскольку инфляция влияет на все  стороны экономической жизни, то основной целью макроэкономического  регулирования в первую очередь  является преодоление социально-экономических  последствий инфляции. Основным дестабилизирующим фактором инфляции в экономике является обесценение потока денежных доходов, так как инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (и населения, и предприятий, и государства) фактически уменьшаются по своей покупательной способности. Необходимо различать номинальные и реальные доходы.

Номинальный (денежный) доход - это конкретно выраженное количество денежных единиц, которые получает человек в виде заработной платы, ренты, прибыли или процента.

Реальный доход определяется количеством  товаров и услуг, которые потребитель может купить на сумму номинального дохода. Например, в 1986г. средняя зарплата составляла примерно 200руб., а в 2002г.-около 5000руб., при этом буханка хлеба в 1986г.стоила 20коп. , а в 2002г. стала стоить 5руб. Номинально зарплата 5000руб. в 25раз больше чем 200руб, но ее реальная покупательная способность равна зарплате в 200руб., так как и на 200руб. в 1986г. и на 500руб. в 2002г. можно купить 1000 буханок хлеба. Поэтому в данном случае можно констатировать, что в экономике за этот период произошло изменение масштаба цен, т.е. увеличение соотношения между количеством денег и товаров, но при этом покупательная способность обращающихся денег осталась прежней.

Информация о работе Инфляция