Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:02, курсовая работа
У правительства существует одна обязанность, которая в наши дни привлекает к себе почти столько же внимания прессы и общественности, сколько все остальные, вместе взятые, - это обязанность предотвращать, устранять или каким-то образом контролировать инфляцию и спады производства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….
3
1
СУЩНОСТЬ МЕХАНИЗМА ИНФЛЯЦИИ……………………………………
5
1.1
Понятие инфляции…………………………………………………………
5
1.2
Причины возникновения инфляции………………………………………
6
2
ВИДЫ И ТИПЫ ИНФЛЯЦИИ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ИНДЕКСА ЦЕН……………………………………………………...
10
3
ИНФЛЯЦИЯ В СИСТЕМЕ МАКРОРЕГУЛИРОВАНИЯ И ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ………………………………………………………………..
23
3.1
Антиинфляционная политика государства………………………………..
23
3.2
Основные направления российской антиинфляционной политики……..
28
3.3
Показатели инфляции в 2011 году и прогноз на 2012 год……………….
30
4
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ……….
32
4.1
Последствия инфляции. Инфляция и доходы……………………………..
32
4.2
Последствия ожидаемой инфляции. Инфляция и налоги. Кривая Филипса……………………………………………………………………...
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..
42
Список используемой литературы…………………………………………………...
Все эти три причины взаимосвязаны и каждая из них может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.
2 ВИДЫ И ТИПЫ ИНФЛЯЦИИ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ИНДЕКСА ЦЕН
Различают следующие виды и формы проявления инфляции:
1 По степени проявления:
- Ползучая инфляция – инфляция, проявляющаяся в длительном постепенном росте цен;
- Галопирующая инфляция – инфляция в виде скачкообразного роста цен;
- Гиперинфляция – инфляция с очень высоким темпом роста цен, как правило выше 50% в месяц
2 По способам возникновения:
- Административная инфляция – инфляция, порождаемая «административно» управляемыми ценами;
- Инфляция издержек – инфляция, проявляющаяся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а с ними и цены на выпускаемую продукцию;
- Инфляция спроса – инфляция, проявляющаяся в росте цен, вызванном увеличением доходов населения, т.е. ростом платежеспособного спроса.
- Инфляция предложения – инфляция, проявляющаяся в росте цен, обусловленном увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов;
- Импортируемая инфляция – инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;
- Индуцированная инфляция – инфляция, обусловленная какими-либо другими экономическими факторами;
- Кредитная инфляция – инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией;
- Непредвиденная инфляция – уровень инфляции, оказавшийся выше ожидаемого за определенный период;
- Открытая инфляция – инфляция за счет роста цен потребительских товар и производственных ресурсов;
- Подавленная инфляция (скрытая) инфляция – инфляция, возникающая вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государственных органов удержать цены на прежнем уровне. В этой ситуации происходит «вымывание» товаров на открытых рынках и переток их на теневые, «черные» рынки, где цены растут;
- Ожидаемая инфляция – предполагаемый уровень инфляции в будущем периоде вследствие действия факторов текущего периода.
Ползучая (умеренная) инфляция – инфляция, проявляющаяся в длительном постепенном росте цен. Для ползучей инфляции характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Данные за 70-е, 80-е и начало 90-х гг. по США, Японии и западноевропейским странам, как раз и говорят о наличии ползучей инфляции. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%.
Галопирующая инфляция - это инфляция в виде скачкообразного роста цен (рост цен на 20—2000% в год). Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии. По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%. Потребительские цены опережали рост денежных доходов населения. Ниже, в таблице 2.1, приведены индексы потребительских цен и темпы роста номинальных денежных доходов в странах СНГ 1992 г. к 1991 г.
Таблица 2.1 – Индексы потребительских цен в странах СНГ в 1991-1992гг
Страна |
Потребительские цены |
Среднедушевой доход | |
1 |
2 |
3 | |
Азербайджан |
12,1 |
5,0 | |
Армения |
9,0 |
2,8 | |
Белоруссия |
11,6 |
8,2 | |
Казахстан |
10,7 |
6,7 | |
Киргизия |
11,9 |
4,3 | |
Молдавия |
12,1 |
4,9 | |
Россия |
15,7 |
7,5 | |
Таджикистан |
10,1 |
3,4 | |
Туркменистан |
8,7 |
7,1 | |
Узбекистан |
5,1 |
5,2 | |
Украина |
12,5 |
-- |
Как видно из таблицы 2.1, в нашей стране показатель потребительских цен был самым высоким среди всех стран СНГ.
Под галопирующей инфляцией понимается явление в виде скачкообразного роста цен, которое, как правило, вызывается резкими изменениями в объеме денежной массы или изменениями цен под воздействием внешних факторов. Резкое изменение объема денежной массы может наступить в результате эмиссии, вызванной возникновением бюджетного дефицита. Эмиссия – это выпуск в обращение дополнительно отпечатанных и отчеканенных денежных знаков – банкнот и монет. Бюджетный дефицит – это превышение государственных расходов над государственными доходами, получаемыми от сбора налогов и неналоговых платежей. Превышение доходов над расходами государства называются профицитом.
Допустим, что для выполнения общенациональных задач правительство решит увеличить финансирование, каких – либо федеральных программ, для чего придется увеличить денежную массу, к примеру, на 35%. В нашем примере объем обращающейся денежной массы составляет 2700руб. (или 27 000 руб. в годовом выражении с учетом нескольких оборотов) и увеличение ее на 35% составит 3645руб. (2700+945). Такое резкое увеличение денежной массы (и, соответственно, повышение времени платежеспособного спроса) через короткий промежуток времени приведет к резкому скачкообразному росту цен, которые могут повыситься даже больше чем на 35%. Рост цен при увеличении денежной массы зависит от так называемой эластичности товара, т.е. от темпов изменения спроса на товар в зависимости от цены.
Эластичность (от греч. Elasticos – гибкий) – это мера изменения одного показателя по отношению к изменению другого, от которого зависит первый.
В случае если цены на отдельные товары превысят свой равновесный уровень (так называемые равновесные цены, т.е. цены, равные уровню платежеспособного спроса), то для выравнивания товарно-денежного равновесия придется вновь вводить в обращение дополнительную денежную массу, которая вновь спровоцирует ценовой скачок. Такое скачкообразное изменение цен и называется галопирующей инфляцией.
Такие внешние факторы,
как изменение мировой конъюнкт
Гиперинфляция – это инфляция с очень высоким (как равномерным, так и неравномерным) темпом роста цен, как правило выше 50% в месяц. Она вызывается обычно теми же факторами, о которых было упомянуто выше. Гиперинфляция – это явление, относящееся к разряду кризисных, и для ее устранения используются несколько иные методы, чем при обычной инфляции.
При гиперинфляции цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц).
Так, в Аргентине на апрель 1990 г. зафиксирован рост цен в 200 раз (темп роста инфляции - 2000 %). Спасло аргентинцев лишь то, что у них преобладает натуральное сельское хозяйство и без рыночных отношений можно прожить некоторое время.
Недавний рекорд принадлежит Никарагуа: за период гражданской войны среднегодовой прирост цен достигал 33000%.
Наиболее ошеломляющим в истории является пример гиперинфляции в Венгрии в 1946 г., когда довоенный форинт (денежная единица Венгрии) стоил 829 октильонов новых форинтов (единица с 22 нулями), а доллар США обменивался на 3*1022 форинтов.
Вести успешный бизнес в
условиях гиперинфляции почти невозможно
Административная инфляция – это инфляция, порождаемая «административно» управляемыми ценами. Представим, что в сбалансированной системе, где сумма цен всех товаров и услуг равна (с учетом скорости оборота) сумме обращающихся денег, правительство решит сделать цены на отдельные товары «социально низкими» (к примеру, на товары Д, И и К), снизив их соответственно до 20, 10 и 5руб. за единицу. Теперь данные таблицы 1.1 будет выглядеть следующим образом (Таблица 2.2)
Таблица 2.2 – Производимые товары
Наименование товара |
Количество всех товаров, ед. |
Цена одной единицы товара,руб. |
Общая стоимость всех товаров, руб. |
Товар А |
50 |
55 |
2750 |
Товар Б |
60 |
70 |
4200 |
Товар В |
70 |
60 |
4200 |
Товар Г |
80 |
90 |
7200 |
Товар Д |
90 |
20 |
1800 |
Товар Е |
100 |
20 |
2000 |
Товар И |
120 |
10 |
1200 |
Товар К |
140 |
5 |
700 |
Товар Л |
150 |
5 |
750 |
Итого стоимость ВВП |
24800 |
Из таблицы 2.2 видно, что административное изменение (в сторону уменьшения) отдельных цен на товары приведет к понижению общей стоимости валового внутреннего продукта, который будет теперь стоить не 27 000, а 24 800 руб. В этом случае в финансовой системе образуется некоторый излишек денежной массы по отношению к стоимости товарной массы, который называется ростом платежеспособного спроса.
Платежеспособный спрос- это спрос на товары и услуги обеспеченный денежными средствами их покупателей.
В результате административного снижения цен на отдельные группы товаров и контроля за ними возникнет товарный дефицит, так как в годовом исчислении весь ВВП будет стоит 24 900 руб., а годовой объем денежной массы ( с учетом нескольких оборотов) составит 27000руб. Следовательно, административное понижение цен приведет к нарушению товарно-денежного равновесия, и теперь необходимо уменьшить объем денежной массы в обращении. Разделив 27 800руб. на 10 оборотов, получим необходимый объем денежной массы для обращения 220 руб. В случае, если изъятия излишней денежной массы из сферы обращения не произойдет, тогда через некоторое время наступит либо скрытое, либо явное повышение цен отдельные товары и услуги. Инфляционные последствия, наступившие в результате такого «административного» управления ценами, и называются административной инфляцией. Уровень такой инфляции в приведенном примере рассчитать несложно. Поскольку объем обращающейся денежной массы превышает уровень необходимой примерно на 9%, то на столько же поднимутся и цены.
Инфляция издержек – проявляется в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а также цены на выпускаемую продукцию. Причинами роста цен на ресурсы являются, как правило, изменение мировых цен на ресурсы и снижение курса отечественной валюты.
В свою очередь, рост издержек на конкретный товар влияет на изменение цен на другие товары, так как, чтобы приобрести подорожавшие товары, необходимо поднять цену на свой товар.
Мировые цены – это цены, формирующиеся на мировом рынке под влиянием изменений между спросом и предложением. Изменения между спросом и предложением происходят вследствие ограниченности, истощения запасов сырьевых ресурсов, а также открытия новых месторождений.
Курс валюты – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. В основном различают два вида формирования валютного курса: рыночный, т.е. курс, формирующийся под воздействием спроса и предложения, и курс, основанный на паритете покупательной способности (ППС). ППС означает фиксированную стоимость денежной единицы одной страны относительно денежной единицы другой страны. Если в США конкретный товар стоит 1 доллар, а в России- 1 руб., то курс по паритету данного товара составит 1:1.
Причины возникновения перечисленных видов инфляции в разных странах зависят в первую очередь от фазы экономического развития, места, занимаемого страной на мировом рынке, и условий производства в конкретной стране. В странах с высоким уровнем конкурентоспособности гиперинфляция, как правило, не проявляется, так как естественным ограничением для роста цен служит конкуренция, и чем она выше, тем меньше вероятность ее возникновения.