Характеристика вспомогательного и обслуживающего производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Производственный процесс на предприятии является основой любой экономической системы. Чем больше в стране производится продукции, находящей конечных потребителей, тем выше в ней уровень экономического развития. Сложная организация производства требует существования вспомогательных звеньев как внутри предприятия, так и в отрасли в целом. Так называемое вспомогательное хозяйство объединяется понятием «инфраструктура», и от того, насколько эффективно построена деятельность вспомогательных элементов, зависит экономическое состояние предприятий в целом.

Оглавление

Введение 3
1. Производственная структура предприятия и его инфраструктура 5
2. Специфика вспомогательного производства в структуре промышленного предприятия 9
3. Характеристика вспомогательного и обслуживающего производства 12
3.1. Организация и планирование энергетического хозяйства 12
3.2.Организация и планирование инструментального хозяйства 16
3.3 Организация и планирование транспортного хозяйства 18
3.4.Организация и планирование складского хозяйства 22
3.5. Организация и планирование ремонтного хозяйства 24
Заключение 31
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Курсовая Вспомогательное производство.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

     Регламентация ремонтных работ в системе  ППР осуществляется с помощью  нескольких нормативов [12, с.94]:

     а) ремонтный цикл - период времени между двумя капитальными ремонтами;

     б) структура ремонтного цикла - последовательность разных видов ремонта;

     в) межремонтный период - промежуток временит между двумя смежными ремонтами, независимо от их вида;

     г) категория сложности ремонта - относительный показатель, показывающий во сколько раз трудоемкость всех видов ремонта за один ремонтный цикл выше трудоемкости аналогичного ремонта станка-эталона. Себестоимость ремонтных работ определяется на основании сметно-финансового расчета. В нее входят заработная плата ремонтных рабочих с отчислениями, стоимость деталей, смазочных, обтирочных материалов и другие затраты.

     Задачами  ремонтного хозяйства являются: своевременный  ремонт оборудования, осуществление  технического обслуживания, планирование ремонтных работ и осуществление их с минимальными затратами.

     Различают 3 формы управления ремонтным хозяйством:

     а) централизованная форма, при которой  все ремонтные подразделения  административно подчинены главному механику предприятия, что характерно для крупных предприятий;

     б) децентрализованная форма, когда цеховые  ремонтные службы административно  подчинены начальникам соответствующих  основных цехов, а функционально  подчинены главному механику, что  характерно для мелких предприятий;

     в) смешанная форма, когда наряду с цеховыми ремонтными службами  административно подчиненными начальникам основных цехов имеются ремонтные подразделения, находящиеся в административном подчинении у главного механика.

     В основе выбора оптимальной структуры  ремонтного хозяйства лежат следующие принципы:

     а) весь персонал ремонтного хозяйства  должен находится в административном подчинении у главного механика, при  этом ремонтную службу нужно рассматривать  как единое хозрасчетное подразделение;

     б) необходимо использовать централизованную систему технического использования как наиболее прогрессивную;

     в) в цехах основного производства можно создавать специализированные бригады по текущему аварийному ремонту  и по профилактическому уходу;

     г) для совершенствования материально-технической базы ремонтной службы необходимо переводить изготовление  запасных частей в ремонтно-механический цех с созданием центрального склада запасных частей;

     д) создавать систему централизованного  снабжения смазочными материалами.

     Все функции выполняемые ремонтным хозяйством подразделяются по двум направлениям:

     -  производственная функция – ремонт, изготовление запасных частей;

     - непроизводственная функция –  выполняется плановым бюро, включает  планирование ремонтных работ,  оперативное регулирование хода ремонта, анализ показателей ремонтного хозяйства.

     В зависимости от сложности выполняемых  работ, от условий эксплуатации  все оборудование с позиции  организации  ремонта подразделяется на 3 крупных  категории:

     а) оборудование, работающее в нормальных условиях и с равномерной загрузкой. Для данной группы оборудования используется периодическая система планово-предупредительного ремонта (ППР), когда заранее планируется объем ремонтных работ, его сроки и используется система для технологического оборудования и внутрицеховых транспортных средств;

     б) оборудование, которое работает на открытом воздухе в тяжелых условиях с переменой нагрузкой в течение  смены (года). Для этой группы оборудования используется  после осмотровая система ППР, для которой характерно определение сроков проведения ремонтов, объемов на основании осмотра и составления  дефектной ведомости (характерно для прессов, сушилок, строительно-дорожных машин).

     в) оборудование, работа которого связана  с жесткими режимами и выполнением  ответственных работ. Используется стандартная система ППР, при которой объем и сроки ремонтных работ определяются строго по графику и независимо от состояния оборудования.

     Ремонтное хозяйство в своей деятельности основывается на разработанной в 1923 году единой системы ППР. Сущность системы ППР заключатся в проведении через определенное число часов работы оборудования  профилактических осмотров и различных  плановых видов ремонта.

     Система ППР предусматривает следующие  виды работ [18,с.18]:

     а) межремонтное обслуживание (наблюдение, устранение мелких недостатков);

     б) смена и пополнение масла по графику;

     в) определение точности и профилактика при работе оборудования;

     г) проверка всех видов систем после  планово средних и капитальных  ремонтов;

     д) осмотры с целью проверки состояния оборудования;

     е) проведение плановых ремонтов, т. е. текущих, средних и капитальных.

     Система технического обслуживания (ТО) включает 5 компонентов:

     ТО - проводится 1 раз в неделю, осуществляется проверка основных устройств и техники безопасности;

     ТО - проводится 1 раз в 6 месяцев, включает ТО плюс работы по устранению неполадок в органах управления оборудование. При ТО проводится кратковременная остановка оборудования;

     ТО - проводится 1 раз в 3 месяца, включает ТО , ТО плюс более трудоемкие работы с частичной разработкой сборочных единиц;

     ТО , ТО - проводятся 1 раз в 6 и 12 месяцев соответственно и включают все предыдущие работы плюс сложные ремонтные работы по восстановлению ресурса оборудования до следующего планового ремонта.

     В основе системы ППР лежат следующие  нормативы [18,с.20]:

     а) продолжительность межремонтного цикла;

     б) структура межремонтного цикла;

     в) продолжительность межремонтного  и межосмотрового периода;

     г) категория ремонтной сложности;

     д) нормативы материалоемкости;

     е) норма запасов деталей, узлов, агрегатов  для ремонта.

     Продолжительность ремонтного цикла – это период времени от момента ввода оборудование в эксплуатацию до первого капитального ремонта.

     Структура межремонтного цикла заключает  в себе перечень и последовательность выполнения всех работ по техническому обслуживанию за межремонтный период.

     Продолжительность межремонтного периода – это  время работы оборудования между  двумя любыми ремонтами, а межосмотровой  период – это время между двумя  осмотрами.

     Категория ремонтной сложности отражает степень  сложности ремонта и его особенности. Чем сложнее оборудование, чем больше размер ремонта и следовательно выше категория сложности. Категория ремонтной сложности чаще всего обозначается буквой R и буквенным значением перед ней. В качестве эталона для определенной группы принимается свой вид оборудования. Например, в машиностроении за эталон для металлорежущих  станков принят токарно-винторезный станок 1К62, категория сложности которого – 11, что означает, что сложность ремонта технической части составляет 11 ремонтных единиц. В то же время сложность ремонта электрической части  этого станка составляет 8,5 ремонтных единиц.

     Нормативы материалоемкости всех видов ремонта  определяются исходя из норм расхода  материалов на единицу ремонтной  сложности с учетом количества ремонтных  единиц для данной группы оборудования.

     Норма запасов деталей, узлов, агрегатов  для ремонта определяется  так  же как потребность в материалах  в зависимости от сложности ремонта  и количества  ремонтных единиц.

     Выше  перечисленные нормативы ложатся  в основу составления ежегодного графика ППР на предприятии.

     Технико-экономические  показатели, характеризующие деятельность ремонтного хозяйства:

     -    время простоя оборудования;

     - число ремонтных единиц установочного  оборудования на одного ремонтного  рабочего;

     -   себестоимость ремонта одной единицы оборудования;

     - оборачиваемость парка запасных  деталей, т. е. отношение стоимости  израсходованных деталей к среднему  их остатку в кладовых;

     -  число аварий, поломок, внеплановых  ремонтов на единицу оборудования  должны быть минимальны;

     -   численность работников, фонд заработной платы.

     Основными методами ремонта являются:

    • индивидуальный ремонт, т. е. осуществляемый в цехе основного производства, когда детали и узлы с определенным оборудованием не обезличиваются, а после ремонта устанавливаются на то же ремонтируемое оборудование;
    • стендовый ремонт осуществляется на стенде или специальных площадках;
    • узловой ремонт, когда определенные ремонтные бригады занимаются восстановлением изношенных деталей и узлов. При этом могут передавать на склад, а со склада получать для ремонта оборудования.

 

     Заключение

 

     В экономической науке инфраструктура делится на две основные группы: производственную и непроизводственную (социальную). Некоторые специалисты  выделяют третью группу – капитальное  строительство, которое обслуживает как первую, так и вторую группы инфраструктуры. В первую группу включаются отрасли инфраструктуры, непосредственно обслуживающие материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и прочее. Во вторую группу включаются отрасли, опосредованно связанные с процессом производства: подготовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение и так далее. Таким образом, инфраструктура предприятия – это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом. В результате вспомогательной деятельности предприятия не создаются какие-либо элементы конечного продукта. Если результат основного процесса предназначен для представления на рынке, то результат вспомогательного процесса определен для использования внутри предприятия, потребляется в основных процессах. Вспомогательное производство призвано обеспечить бесперебойную и эффективную работу основного производства. Оно включает в себя ремонтное, инструментальное, энергетическое, транспортное, складское и другие хозяйства. Предприятие в общем случае представляет собой достаточно сложное социально-экономическое образование. В нем органически сливаются в единый блок производственные процессы и жизнедеятельность работников. Поэтому структура предприятия должна обеспечивать осуществление не только производственных процессов, их обслуживание, но и удовлетворение ряда нужд работников. Решение данной задачи связано с организацией социальной инфраструктуры предприятия, которая является основным элементом его социальной среды. Социальная инфраструктура – это комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, для удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей. Социальная инфраструктура состоит из подразделений общественного питания (столовые, кафе, буфеты), охраны здоровья (больницы, поликлиники, медпункты), детских дошкольных учреждений (сады, ясли), заведений образования (школы, ПТУ, курсы повышения квалификации), жилищно-коммунального хозяйства (собственные жилые дома), заведений бытового обслуживания, организаций отдыха и культуры (библиотеки, клубы, пансионаты, летние лагеря школьников, спортивные комплексы) и т.п. По своему экономическому содержанию, социальная инфраструктура - часть производительных сил общества, создающих условия для эффективного функционирования человека в производстве.

Информация о работе Характеристика вспомогательного и обслуживающего производства