Характеристика вспомогательного и обслуживающего производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Производственный процесс на предприятии является основой любой экономической системы. Чем больше в стране производится продукции, находящей конечных потребителей, тем выше в ней уровень экономического развития. Сложная организация производства требует существования вспомогательных звеньев как внутри предприятия, так и в отрасли в целом. Так называемое вспомогательное хозяйство объединяется понятием «инфраструктура», и от того, насколько эффективно построена деятельность вспомогательных элементов, зависит экономическое состояние предприятий в целом.

Оглавление

Введение 3
1. Производственная структура предприятия и его инфраструктура 5
2. Специфика вспомогательного производства в структуре промышленного предприятия 9
3. Характеристика вспомогательного и обслуживающего производства 12
3.1. Организация и планирование энергетического хозяйства 12
3.2.Организация и планирование инструментального хозяйства 16
3.3 Организация и планирование транспортного хозяйства 18
3.4.Организация и планирование складского хозяйства 22
3.5. Организация и планирование ремонтного хозяйства 24
Заключение 31
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Курсовая Вспомогательное производство.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

     Н - однодневный расход инструмента;

     Т - время поставки инструмента в нормальных условиях. 

     З   =  Н T ,       (3.2.4)

     где: З - минимальная потребность в материальном инструменте;

     Н - однодневный расход инструмента;

     T -время срочной поставки инструмента. 

     Технико-экономические  показатели, характеризующие работу инструментального хозяйства:

     - объем инструмента, выпускаемых собственными силами и со стороны;

     - численность работников для производства  инструментов;

     - численность работников инструментального  цеха;

     - заработная плата работников;

     - затраты на изготовление инструментов;

     - соблюдение сроков изготовления и подачи инструментов в цеха;

     - мероприятия по снижению себестоимости,  мероприятия по повышению качества  инструмента; 

     - соблюдение сроков проектирования, изготовления инструментов;

     - снижение затрат на проектирование.

     План  обеспечения предприятия инструментами составляется по следующему направлению:

     а) потребность для действующего производства;

     б) обеспечение инструмента нового производства;

     в) изменение оборотных фондов;

     г) изменение запасов ЦИС;

     д) изготовление инструмента на сторону  для продажи.

     3.3 Организация и планирование транспортного  хозяйства

 

     По  назначению транспорт классифицируется на внешний, межцеховой, внутрицеховой  и внутрискладской. По виду транспорт  делят на железнодорожный, водный и  автомобильный, а внутризаводской - на безрельсовый и рельсовый; по способу действия - на прерывный (автомобили, электрокары, автотягачи, электровозы и др.) и непрерывный (конвейеры, трубопроводы и т.д.). При организации транспортного хозяйства должны быть решены следующие вопросы: определены грузооборот и грузовые потоки и осуществлены организация перевозок грузов, выбор типа транспорта и расчет потребности транспортных средств, организация погрузочно-разгрузочных работ. Грузооборотом называется количество грузов, поступающих на предприятие, а также перевезенных за пределы и в пределах самого предприятия за определенный период времени. Различают внешний и внутренний грузообороты. Грузопотоком называется количество груза, перемещаемого по одному направлению, от одного пункта к другому за какой-либо период времени (сутки, месяц, квартал, год). График грузопотоков составляется на основании шахматной ведомости. Работа внутризаводского транспорта характеризуется системой количественных показателей, которые характеризуют объем погрузочно-разгрузочных работ, определяемый грузооборотом, числом тонно-операций и количеством нормо-часов для выполнения запланированных объемов работ. Число тонно-операций находят умножением количества тонн перевезенных грузов на число погрузочно-разгрузочных и транспортных операций. К качественным показателям относятся техническая и эксплуатационная скорость транспортных средств; коэффициент грузоподъемности, определяемый отношением массы перевезенного груза к паспортной грузоподъемности машины, умноженной на число совершенный ездок; коэффициент использования пробега, являющийся отношением длины пути, проделанного машиной с грузом, к общей длине пути; коэффициент использования рабочего времени машины, определяемый отношением времени ездки машины за смену к продолжительности смены.

     Основными задачами транспортного хозяйства  являются: обеспечение ритмичного производства путем рационального продвижения  предметов труда, снижение себестоимости  транспортных операций и внедрение  новой техники в транспортное хозяйство.

     Факторы, которые определяют выбор транспортных средств:

     - объем и характер груза; 

     - габариты, масса перемещаемого груза;

     - расстояние перемещения; 

     - частота рейса; 

     - направление перемещения.

     Технические характеристики транспортных средств:

     - скорость;

     - грузоподъемность.

     В состав транспортного хозяйства  входят: транспортный отдел, гаражи, ремонтные  мастерские, специальные цехи (цехи автомобильного транспорта, железнодорожного, воздушного и т. п.).

     Основными показателями, характеризующими деятельность транспортного хозяйства, являются:

     - грузооборот, под которым понимается  количество грузов, перевозимых  на предприятии за определенный  промежуток времени; 

     - грузопоток – это количество  груза, перемещаемого из одного  пункта в другой за определенный  промежуток времени.

        При расчете грузооборота  все перевозимые грузы разбиваются  на 3 группы:

     а) сыпучие;

     б) наливные;

     в) штучные.

     Суммарное количество перемещаемого груза  является основой для определения  потребности в транспортных средствах. В общем виде потребность в транспортном средстве можно определить: 

     n= ,          (3.3.5)

     где: n – количество одинаковых транспортных средств;

     Q – масса груза, подлежащая перевозки в сутки (в тоннах);

     t – длительность одного рейса (в часах);

     q – грузоподъемность транспортных средств (в тоннах);

     Т – рабочее время транспортных средств в течение суток (в  часах);

     К - коэффициент полезного использования грузоподъемности;

     К - коэффициент использования транспортных средств во времени. 

     При выборе транспортных средств необходимо учитывать ряд требований:

     а) транспортные средства должны соответствовать  характеру перевозимого груза;

     б) транспортные средства должны отвечать требованиям  производственного  процесса;

     в) транспортные средства должны повышать производительность, способствовать снижению затрат на перевозку и обеспечивать возможность замены в случае необходимости.

     Работа  транспортных средств на предприятии  организуется по заявкам, сделанным  на следующий день с выпиской путевого листа.

     В сводку технико-экономических показателей  включаются:

     -    среднесуточный пробег;

     -    коэффициент готовности парка; 

     - коэффициент использования транспортных  средств по времени и грузоподъемности;

     - коэффициент использования пробега, т. е. отношение пробега транспортного средства с грузом к общему пробегу, в км;

     -    себестоимость транспортировки  на внутренних и внешних маршрутах; 

     -    численность работников в транспортном  хозяйстве, заработная плата, 

     -    система материального поощрения. 

     3.4.Организация  и планирование складского хозяйства

 

     Различают специализированные и универсальные  склады, снабженческие, производственные и сбытовые, закрытые, полузакрытые и открытые, общезаводские и цеховые. При организации складского хозяйства необходимо установить количество и размеры складов, их расположение относительно производственных объектов, выбрать наиболее рациональные в каждом конкретном случае виды складского оборудования и инвентаря. Прием, хранение и отпуск сырья и материалов на складах осуществляется таким образом, чтобы обеспечить полную сохранность материальных ценностей, быстрое их нахождение по заданной номенклатуре и отпуск по требованию производственных участков, противопожарную безопасность.

     Задачами  складского хозяйства на предприятии являются: своевременное обеспечение всех подразделений предприятия необходимыми материалами, комплектующими и запасными частями, правильный учет и хранение поступающих ресурсов на предприятие.

     В зависимости от родов хранимых материалов все склады различаются по видам:

     а) материальные;

     б) полуфабрикаты;

     в) склады инструментов;

     г) оборудование запасных частей;

     д) склад готовой продукции;

     е) хозяйственные склады;

     ж) склад отходов.

     По  масштабу все склады делятся:

     -    общезаводские, т. е. снабженческие, сбытовые, склады инструментов;

     - общецеховые промежуточные склады  материала запасных частей инструмента.

     Большое значение в организации складского хозяйства принадлежит расчету  площади склада (S). Площадь склада состоит из:

     S -  грузовой полезной площади;

     S - оперативной площади, предназначенной для сортировки, приема, отпуска материалов;

     S - конструктивной площади, занятой перегородками, тамбурами, лестницами;

     S -  служебной площади для бытовых помещений. 

       К = ,          (3.4.6)

     где: К - коэффициент использования площади склада.

     Коэффициент использования площади склада составляет при хранении на стеллажах 0,3-0,4; а при штабельном хранении 0,6-0,7.  

     При этом  S = ,        (3.4.7)

     где: М - максимальная масса материалов, подлежащая хранению (в тоннах);

     М - допустимая масса груза на м склада. 

     Технико-экономические  показатели, характеризующие работу складского хозяйства:

     - численность работников на складе;

     - коэффициент механизации; 

     - заработная плата; 

     - оптимальные запасы материалов. 

     3.5. Организация и планирование ремонтного  хозяйства

 

     На  крупных предприятиях в состав ремонтного хозяйства входят ремонтно-механический, электроремонтный и ремонтно-строительные цехи и участок по ремонту санитарно-технического оборудования. В частности в состав ремонтного хозяйства входят: отдел главного механика (ОГМ), ремонтно-механический цех (РМЦ), смазочное хозяйство, склады и оборудование запчастей, бюро планово-предупредительного ремонта. Организация ремонтного хозяйства, его структура в большей степени зависят от масштаба производства и типа предприятия, учитывая, что конечной целью ремонтного хозяйства является надежное функционирование всей техники на предприятии.

     На  предприятиях ремонт технологического оборудования осуществляется на основе [12, с.73]:

     1) системы ремонта по результатам  технической диагностики (все  виды ремонта производятся в  зависимости от фактической потребности  в нём после объективного контроля  технического состояния оборудования);

     2) системы планово-предупредительного ремонта (ППР) - совокупность запланированных технических и организационных мероприятий по уходу, надзору и ремонту, направленных на предотвращение преждевременного износа оборудования, аварий, а также на поддержание его в хорошем техническом состоянии. Сюда же относят возможную модернизацию оборудования в процессе ремонта. Система ППР предусматривает [17, с.21]: 

     - осмотры, при которых выявляется  степень износа отдельных деталей,  устраняются мелкие дефекты (неисправности);

     - текущий ремонт - частичная разборка машины, замена износившихся трущихся поверхностей, регулировка, сборка, испытание агрегатов вхолостую и под нагрузкой;

     - средний ремонт - разборка узлов,  замена и ремонт деталей, износившихся  в период между двумя текущими  ремонтами, окраска оборудования, испытание оборудования и т.д.;

     - капитальный ремонт предполагает  полную разборку оборудования, осмотр  всех его узлов и деталей.  При этом выполняется весь  объем среднего ремонта и, кроме  того, ремонт всех узлов и механизмов, фундаментов и опор, замена футеровки, обмуровки и изоляции поверхности. Для большинства видов оборудования капитальный ремонт сопровождается модернизацией.

Информация о работе Характеристика вспомогательного и обслуживающего производства