Государственное управление чрезвычайными ситуациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является система государственного управления в чрезвычайных ситуациях, а предметом.
Для достижения поставленной цели предполагается необходимым решить следующие задачи:
- рассмотрение теоретических основ и методологии государственного управления в условиях чрезвычайных ситуаций;
- выработка мероприятий по совершенствованию механизма системы страхования территорий и населения в условиях чрезвычайных ситуаций.

Файлы: 1 файл

Gosudarstvennoe_upravlenie_chrezvychaynyi_situatsi.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

 

 

 ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА государственного управления в чрезвычайных ситуациях

 

2.1 Направления снижения рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций

 

Целью любой системы, равно как и РСЧС, является взаимодействие по горизонтали и вертикали со всеми структурными элементами. Направления снижения рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций в условиях современной России – основные функции МЧС России, с которыми ей удается справляться на высоком профессиональном уровне.

Решение данной задачи определяется основными правилами организации сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от происшествий и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших ситуаций.[19]

Дежурно-диспетчерские службы учреждений СНЛК, дежурно-диспетчерские службы сил постоянной готовности ГЗ ТП РСЧС, дежурно-диспетчерские службы потенциально опасных объектов, руководители отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города, дежурные службы (должностные лица) других организаций представляют в МБУ "КУГЗ" информацию:

- об угрозе (прогнозе) возникновения  чрезвычайных ситуаций;

- о возникновении (факте возникновения) и основных параметрах чрезвычайных  ситуаций;

- о мерах по защите населения  и территорий, ведении аварийно-спасательных  и других неотложных работ;

- о силах и средствах, задействованных  для ликвидации чрезвычайных  ситуаций;

- о переводе объектового звена  в режим "повышенной готовности", режим "чрезвычайной ситуации";

- другую информацию о принятых  решениях и организации работы.

Такой информационный обмен необходим, в первую очередь, для спокойного анализа и определения совокупности необходимых действий в целях снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, в рамках которых ключевые мероприятия планируется направить на снижение риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера путем сокращения количества погибших и пострадавших в чрезвычайных ситуациях и предотвращения ущерба от чрезвычайных ситуаций, создание систем комплексной безопасности межрегионального, регионального, муниципального и объектового уровней на основе технологий общероссийской системы информирования, развитие пилотных проектов систем экстренного реагирования с использованием ресурсов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (далее – ГЛОНАСС), а также совершенствование системы подготовки населения и должностных лиц к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.[20]

Однако, большая часть выделенных ресурсов на развитие спутниковой системы ГЛОНАСС оказалась попросту разворованной.

В последнее десятилетие количество опасных природных явлений и крупных техногенных катастроф ежегодно растет не только на территории Российской Федерации. Риски природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу для населения и объектов экономики страны вне зависимости от развития применяемых технических и иных средств их предупреждения. В свете чего особенно актуален вопрос обеспечения безопасности жизнедеятельности населения от угроз природного и техногенного характера при реализации новых крупных экономических и инфраструктурных проектов.

Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями и пожарами, происшествия на воде, а также техногенные аварии и террористические акты являются основными источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики страны и, как следствие, для устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Годовой экономический ущерб (прямой и косвенный) от чрезвычайных ситуаций составляет 1,5 - 2 процента валового внутреннего продукта (от 675 до 900 млрд. рублей). Чрезвычайные ситуации федерального и регионального характера в регионах с малым бюджетом могут существенно ограничивать их социально-экономическое развитие.

Основной задачей оперативной деятельности органов государственной власти в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности населения, сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития регионов и страны в целом с учетом планов реализации экономических и инфраструктурных проектов в периоде до 2020 года.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - единая система), ее интеграции с аналогичными зарубежными системами.[7]

Решение задач обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается за счет повышения эффективности реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения в местах массового пребывания, а также разработки системы принятия превентивных мер по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических актов.

Решение проблемы снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций рассмотрено и в рамках Концепции федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года", в контексте обеспечения применения сценарных условий двух вариантов.

Так, в рамках первого варианта – определяются основные цели качественного и количественного характера, и для их достижения осуществляются отбор и обоснование комплекса соответствующих мероприятий и соответствующих объемов финансовых средств.

Второй вариант – определяются также основные цели качественного и количественного характера, и для их достижения осуществляются отбор и обоснование соответствующих мероприятий, но при решении поставленной задачи существуют ограничения в виде реальных объемов финансовых средств, которые могут быть привлечены в реализацию, и в выборе соответствующих показателей рисков чрезвычайных ситуаций. Исходя из этого, выбирается комплекс мероприятий, обеспечивающих наилучшие показатели в достижении основных целей.

Первый вариант имеет преимущество с точки зрения постановки обоснованных целей с учетом множества факторов социально-экономического и стратегического характера, а также интересов граждан, общества и государства. При этом имеют место значительные риски, как завышения, так и занижения объемов финансовых средств для реализации мероприятий, а также риски, обусловленные экономическими возможностями бюджетов.

При втором варианте имеется определенность объемов ограниченных ресурсов и приемлемость показателей рисков чрезвычайных ситуаций для данного временного интервала, что часто является определяющим фактором при выборе сценария реализации. В этом варианте решения проблемы имеются риски, связанные с достижением основных показателей.[16]

Оба варианта реализации имеют риски, обусловленные отсутствием всех необходимых данных, обеспечивающих оценку результативности основных мероприятий, их количественных характеристик и объемов финансовых средств.

Второй вариант реализации сценарных условий, когда имеются ограничения в виде реальных объемов финансовых средств, которые могут быть привлечены, и в выборе соответствующих показателей рисков чрезвычайных ситуаций, является более приемлемым в современных экономических условиях страны в целом и каждого региона в отдельности.

Достижение общих целей, определенных в Концепции, в части защиты населения и территорий от угроз природного и техногенного характера предполагается завершить к 2016 году.

 

2.2 Система страхования, как составная часть системы защиты, и направления совершенствования ее механизма.

 

И так, в силу Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", под страхованием понимаются отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Страхование территорий от чрезвычайных ситуаций – новая парадигма развития страхового дела в России, проходящая пока еще стадию своего становления.[24]

Вместе с тем, страхование в рамках чрезвычайных ситуаций уже осуществляется в отношении некоторых участников этих мероприятий, имущества, жизни и здоровья граждан, общественных объединений, органов власти и их учреждений.

Так в силу ст.31 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", страховые гарантии предоставлены спасателям, при этом страхование должно производится на сумму не менее 20 000 рублей.

Организации, осуществляющие деятельность, связанную с повышенным риском возникновения чрезвычайных ситуаций, обязаны страховать свою ответственность в виду возможного причинения ущерба гражданам и окружающей среде, при этом представление страхового полиса является необходимым условием для получения указанными предприятиями и организациями разрешения (лицензии) на деятельность.

Страхованию ответственности подлежит и деятельность организаций, эксплуатирующих объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей среде в результате аварий при осуществлении деятельности по хранению и уничтожению химического оружия, а также при ликвидации последствий их деятельности.

Предложена и схема сельскохозяйственного страхования, которая позволяет дополнительно формировать значительные финансовые ресурсы на случай утраты (гибели) сельскохозяйственных культур при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Страхование мостов как объектов строительства от страхования, скажем, зданий или дорог мало чем отличается. Как комментирует директор Центра страхования технических рисков и ответственности СК «Русский мир» Татьяна Елистратова, страховая защита переправы будет осуществлена на случай гибели, повреждения в результате любых рисков (стихийных бедствий, противоправных действий иных лиц, других рисков, присущих строительной деятельности). Исключениями из договора страхования станут форс-мажорные риски, такие как военные действия, мятеж, забастовка, терроризм, и умышленные действия страхователя – то есть сами чрезвычайные ситуации, по которым необходимо страхование.

 Как и при страховании  любого объекта строительства, заинтересованными  сторонами инвестиционно-строительного  проекта являются все, кто принимает  участие в его реализации: инвесторы, заказчики, подрядчики. Страхователем  с точки зрения гражданского и налогового законодательства РФ корректнее всего выступать строительному предпринимателю (подрядчику). Заказчиком проекта в таких случаях обычно становится город, то есть собственник имущества.[23]

Тарифы на страхование мостов различаются в зависимости от того, как страхуется объект. Цена вопроса становится известна лишь после проведения предстраховой экспертизы. При расчете учитываются особенности страхования, особенности конкретного объекта, пожелания перестраховочных компаний и другие факторы. Так, к примеру, для мостов на территории Петербурга страховой тариф составляет 0,28–0,36 % страховой суммы, являющейся полной сметной стоимостью строительства (определенных этапов стройки).

Договор страхования, как правило, заключается на срок производства подрядных работ, в который при необходимости включается и период выполнения подрядной организацией гарантийных обязательств — как правило, он не больше 36 месяцев.

Вместе с тем, достаточно проблемным в практике страхования опасных и стратегических объектов является установление факта страхового случая.

Все это говорит о необходимости пересмотра программ страхования объектов повышенной важности и стратегического назначения, с введением в их отношении государственного страхования и страхового надзора, а также, при необходимости, с восстановлением такого института советской эпохи, как государственный строительный надзор.

Помимо, самой процедуры страхования являющейся неотъемлемой частью защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в России также предусмотрена компенсационная защита.

Так, важным шагом стала реализация законодательного закрепления норм о предоставлении жилья гражданам, лишившимся его в результате чрезвычайных ситуаций.

- Федеральный закон "О защите  населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ;

- Закон РФ "О приватизации  жилищного фонда в Российской  Федерации" от 4 июля 1991 года № 1541-1;

- Федеральный закон "О гражданской  обороне" от 12 декабря 1998 года № 28-ФЗ;

- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ;

- Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ;

- Постановление Правительства  РФ от 13.10.2008 № 750 "О порядке  выделения бюджетных ассигнований  из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (вместе с "Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий");

Информация о работе Государственное управление чрезвычайными ситуациями