Государственное регулирование энергокомпаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Сложившаяся, к настоящему времени, в Российской Федерации система государственного регулирования цен и тарифов на электроэнергию является результатом непрерывного совершенствования и адаптации порядка, норм и методов регулирования к динамично изменяющимся условиям организации и функционирования рынков электроэнергии. Развиваясь в русле реформирования отрасли и всей национальной экономики, тарифное регулирование было и остается связанным с рядом острых проблем. Важнейшими из них являются: искусственное сдерживание роста тарифов, субсидирование электроэнергетикой других отраслей экономики и социальная поддержка населения, перекрестное субсидирование одних групп потребителей другими и, наконец, острый дефицит инвестиций в основные фонды отрасли. В течение всего периода экономических реформ в нашей стране тарифная политика в электроэнергетике играла важную роль в решении социально-экономических задач.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………5
Государственное регулирование энергокомпаний………………….....7
Задачи методы регулирования отрасли……………………………….7
Государственные гарантии и стимулы………………………………10
Функции и органы государственного регулирования………………11
Тарифное регулирование……………………………………………...13
Энергетическая стратегия……………………………………………..14
Организационно-технические показатели электроремонтного цеха….
Планово-экономические показатели электроремонтного цеха………...
Экономическая оценка производства и инвестиций…………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Библиографический список…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Расчетная часть по организации производства.docx

— 216.24 Кб (Скачать)

- либерализация энергорынков, создание и развитие условий

для развития конкуренции;

- развитие конкурентного рынка электрической энергии и

ограничение монополистической деятельности отдельных

субъектов электроэнергетики;

- регулирование естественных монополий в электроэнергетике;

- противодействие злоупотреблениям монопольной властью

отдельными субъектами электроэнергетики.

     Можно выделить следующие формы и методы государственного

регулирования в электроэнергетике: регулирование и контроль в сферах естественных монополий; регулирование ценообразования (тарифная политика); антимонопольное регулирование и контроль; управление государственной собственностью; планирование; лицензирование отдельных видов деятельности; государственная поддержка инвестиционной деятельности; контроль и обеспечение надежности и качества энергоснабжения; управление природоохранной деятельностью; государственный  контроль,  за соблюдением субъектами электроэнергетики

требований нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики.

 

 

1.2 Государственные гарантии и стимулы

      Важнейшей задачей правительства является выработка четких нормативных гарантий по эффективности инвестиций в энергетические объекты и создание экономического механизма реализации этих гарантий.  Речь идет об обеспечении приемлемых параметров окупаемости капиталовложений и компенсации рисков неполучения необходимой инвесторам прибыли на капитал. Другое немаловажное направление – создание ясного юридически защищенного механизма участия инвесторов в управлении энергетическими объектами. Практическим шагом в области государственного гарантирования инвестиций служит решение Правительства РФ по формированию (на конкурсной основе) технологического резерва генерирующих мощностей в ЕЭС для обеспечения бездефицитного развития электроэнергетики страны. При этом возврат средств с необходимой нормой прибыли на вложенный капитал инвесторам гарантируется посредством соответствующей платы, включаемой в  тариф на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению.

Еще одна актуальная для России сфера государственного регулирования – это стимулирование частных капиталовложений в обновление производственных фондов на прогрессивной технической основе, осуществляемое в соответствии с национальной Энергетической программой. Устойчивая мотивация потенциальных инвесторов по этому направлению может быть достигнута за счет специальной ценовой, налоговой, кредитной, амортизационной политики. Для снижения рисков и повышения коммерческой привлекательности наибольшее значение будет иметь не долевое финансирование или даже налоговые льготы, а наличие долгосрочных контрактов на поставки электроэнергии и тепла.

 

 

 

1.3 Функции и органы государственного регулирования

Система государственного регулирования российской электроэнергетики относительно молода. Она начала формироваться в 90-е годы прошлого века в ходе структурных изменений в электроэнергетике страны и рыночных реформ, начавшихся в 1992 г. Законодательством РФ определен состав функций государственного регулирования электроэнергетики и их распределение между отдельными органами государственной власти.

Правительство Российской Федерации утверждает правила оптового и розничных рынков энергии и мощности и основные положения функционирования этих рынков, примерные договоры, регулирующие отношения между субъектами рынков, правила заключения и исполнения этих договоров, основы и правила государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, определяет границы ценовых зон оптового рынка, устанавливает правила ведения обязательного раздельного учета по видам деятельности в электроэнергетике.

Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правового регулирования в отношении электроэнергетики, а также в области технического регулирования и стандартизации; осуществляет правоприменительные функции в области производства и использования топливно-энергетических ресурсов, координацию деятельности организаций по разработке прогнозов развития электро- и теплоэнергетики, энергетики, основанной на использовании возобновляемых источников энергии, подготовку предложений по разработке инвестиционных проектов в области электроэнергетики, текущих и перспективных балансов по отдельным видам энергоресурсов и топливно-энергетическим ресурсам в целом и мер по их реализации, разработку предложений по энергосбережению и обеспечению безопасности при функционировании и развитии топливно-энергетического комплекса.

 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии организует экспертизы и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, а также межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ, проведение испытаний и поверки средств измерений, осуществляет доведение информации о ходе разработке и утверждении технических регламентов и стандартов, сбор и обработку информации о случаях причинения вреда вследствие нарушений требований технических регламентов, утверждение национальных стандартов, учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности.

Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере тарифов субъектов естественных монополий в электроэнергетике, управления федеральным имуществом, несостоятельности (банкротства) акционерных обществ в электроэнергетике, управления государственным материальным резервом, кадастра объектов недвижимости.

 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении акций (долей) акционерных обществ и иного имущества, составляющего казну Российской Федерации, разграничение государственной собственности на собственность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальную собственность, учет федерального имущества и защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации.

 Федеральная служба по тарифам осуществляет правовое регулирование (установление и контроль применения) в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и сопутствующие им услуги на оптовом и розничном рынке.

 Федеральная  антимонопольная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о конкуренции на оптовом и розничных рынках электроэнергии и законодательства об естественных монополиях.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет принятие нормативно - правовых актов по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, гидротехнических сооружений на объектах энергетики, а также лицензирование по продаже электроэнергии гражданам и другие специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за деятельности гарантирующих поставщиков, установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии в рамках предельных уровней, заданных федеральным исполнительным органом, тарифов (цен) на теплоэнергию для котельных и, в рамках предельных уровней, заданных федеральным исполнительным органом при комбинированной выработки электроэнергии и теплоэнергии, согласование использования водных ресурсов гидростанций, размещение объектов электроэнергетике на территории соответствующих субъектов РФ, контроль за применением регулируемых цен (тарифов) на электроэнергию и теплоэнергию.

1.4 Тарифное регулирование

     Сфера тарифного регулирования в электроэнергетике с конкурентными отношениями и рыночным ценообразованием значительного сокращается, так как в конкурентных секторах отрасли, основные из которых - производство и сбыт электроэнергии (мощности), тарифное регулирование замещается рыночным ценообразованием. Однако даже в конкурентной электроэнергетике сохраняются монопольные виды деятельности (большинство из которых носит естественно монопольный характер) и, соответственно, сохраняется их тарифное регулирование.

     Объектами тарифного (ценового) регулирования в конкурентной электроэнергетике являются:

- услуги инфраструктурных организаций электроэнергетики, предоставляемые в условиях естественной монополии (сетевые компании всех уровней);

- услуги компаний, осуществляющих оперативно-диспетчерское управление и администрирующих работу рынка электроэнергии;

- товары и услуги, производимые в условиях ограниченной или отсутствующей конкуренции, (например, дополнительные системные услуги, оказываемые генерирующими компаниями в неконкурентных условиях, поставки электроэнергии, осуществляемые в условиях ограниченной конкуренции системными генераторами; услуги гарантирующих поставщиков электроэнергии и др.).

     Основными задачами тарифного (ценового) регулирования являются:

- обеспечение баланса экономических интересов потребителей и поставщиков;

- устранение препятствий для развития конкуренции на рынках электроэнергии (мощности);

- стимулирование экономической эффективности и энергосбережения;

- обеспечение финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности электроэнергетики.

         Регулирование тарифов на энергию, поставляемую интегрированными

организациями, основывается на принципе раздельного учета объемов продукции, доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии. При ценовом регулировании могут устанавливаться фиксированные значения тарифов, а также их предельные минимальные и (или) максимальные уровни. Расчетный период, на который устанавливаются тарифы, должен быть не менее одного года. Для регулирования тарифов могут применяться методы:

 1.Экономически обоснованных затрат;

      2..Индексации тарифов.

Метод экономически обоснованных затрат предполагает расчет тарифов на основе размера необходимой валовой выручки предприятия и планового объема производства продукции в расчетном периоде регулирования. Метод индексации тарифов рекомендуется использовать в условиях умеренной инфляции на основе прогнозируемых индексов потребительских цен

1.5 . Энергетическая стратегия

      Обоснование перспектив развития ТЭК как единого целого, проблемы которого можно решить только в комплексе, должно основываться на долгосрочной энергетической стратегии. Стратегия определяет наиболее важную проблему сбережения потому, что без регулирующих продуманных действий в этой области через двадцать лет обеспечить экономику энергетическими ресурсами будет сложно, ибо в настоящее время энергосоставляющая валового продукта России в 3 раза превышает аналогичный показатель развитых стран.

       Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2030 г., разработанная Агентством по прогнозированию балансов в электроэнергетике по поручению Минэнерго России и в целом одобренная Правительством РФ в июне 2010 г., является одним из основополагающих прогнозных документов развития электроэнергетики страны. Ежегодным инструментом мониторинга Генеральной схемы, необходимым для ее актуализации, служит прогнозный баланс развития электроэнергетики. В соответствии с Прогнозным балансом — 2012—2030 основные направления развития электроэнергетики России, определенные Генеральной схемой, не изменились. К ним в первую очередь относятся: широкомасштабная модернизация отрасли и ее перевод на новый технологический уровень, разработка, освоение и внедрение новых ключевых энергетических технологий; активный вывод из эксплуатации.

Стратегическими целями развития электроэнергетики являются:

- обеспечение энергетической безопасности страны и регионов;

- удовлетворение потребностей экономики и населения страны в электрической энергии (мощности) по доступным конкурентоспособным ценам, обеспечивающим окупаемость инвестиций в электроэнергетику;

- обеспечение надежности и безопасности работы системы электроснабжения России в нормальных и чрезвычайных ситуациях;

- инвестиционно-инновационное обновление отрасли, направленное на обеспечение высокой энергетической, экономической и экологической эффективности производства, транспорта, распределения и использования электроэнергии.

Ход реализации Энергетической стратегии России на период до 2030 года в указанной сфере характеризуется следующим.

За прошедший период с начала реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года в связи с более ускоренным развитием экономики страны спрос на электроэнергию рос более высокими темпами, чем прогнозировалось. В то же время ввод новых мощностей в электроэнергетике существенно отставал от прогноза, предусмотренного указанной стратегией, и не в полной мере удовлетворял потребности растущей экономики.

При рассмотрении перспектив развития электроэнергетики необходимо учитывать следующие тенденции:

- изменение географии электропотребления в стране, проявляющееся в смещении центров электропотребления в восточные регионы страны и в города европейской части России;

- рост сезонных и суточных пиковых нагрузок в Единой энергетической системе России.

К числу основных проблем в указанной сфере относятся:

- дефицит генерирующих и сетевых мощностей в ряде регионов страны;

- отсутствие электрической связи Сибирь - Урал - Центр с пропускной способностью, позволяющей эффективно использовать сибирские гидро- и топливные ресурсы, реализовать эффекты широтной протяженности Единой энергетической системы России и другие системные эффекты;

- неоптимальная структура генерирующих мощностей, обусловленная недостатком полупиковых и пиковых маневренных электростанций;

- снижение надежности электроснабжения, обусловленное высоким износом основных производственных фондов и отсутствием необходимых инвестиций для их масштабного и своевременного обновления;

- длительное технологическое отставание в создании и освоении современных парогазовых, экологически чистых угольных и электросетевых технологий;

- низкая энергетическая и экономическая эффективность отрасли (низкий коэффициент полезного действия большинства тепловых электростанций, высокие потери в электрических сетях, неоптимальная загрузка генерирующих мощностей в Единой энергетической системе России, в том числе наличие "запертых" мощностей);

Информация о работе Государственное регулирование энергокомпаний