Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что глобализация экономики предполагает активное взаимодействие различных компаний. В настоящее время практически промышленные компании развитых стран в той или иной мере участвуют в различных формах межфирменного сотрудничества. Кооперация в осуществлении исследовательских проектов, маркетинговых программ, создание совместных предприятий повышают конкурентоспособность фирм, позволяют им осваивать новые технологии, выходить на зарубежные рынки сбыта. Разделять риски и адаптироваться к требованиям антимонопольного законодательства. Межфирменные партнерства в широком смысле известны давно, но только в 1990-х – 2000-х годах специфические формы партнерств оказались в центре внимания руководителей, в том числе руководителей международного бизнеса.

Оглавление

Введение
Глава 1.
1.1 Определение франчайзинга
1.2 Формы и виды франчайзинга
1.3 Сущность франчайзинга
Глава 2.
Технико-экономическая характеристика предприятия.
1.2 Анализ преимуществ франчайзинга и недостатки использования франчайзинга.
Глава 3.
Состояние франчайзинга на Российском рынке.
Перспективы использования франчайзинга в России.

Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсач ЭФ.docx

— 140.31 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1 – Основные технико-экономические  показатели деятельности ООО «Север плюс»

Наименование  показателя

2008 год

2009 год

Абсолютное  отклонение

Темп  роста, %

1 Выручка  от реализации

продукции, тыс. руб.

5380,29

7824

2443,71

145,4197

2 Среднесписочная  числен-

ность работающих, чел.

-в т.ч. рабочих

80

100

20

1250

3 Выручка  приходящаяся на 1

работающего, тыс. руб.

672,536

782,4

109,864

116,3358

4 Фонд  оплаты труда, тыс.руб.

940,8

1224

283,2

130,102

5 Среднегодовой  уровень оп-

латы труда, тыс. руб.

117,6

122,4

4,8

104,08

6 Среднегодовая  стоимость

оборотных средств, тыс. руб.

188

413

225

219,681

Наименование  показателя

2008год

2009 год

Абсолютное  отклонение

Темп  роста, %

7 Полная  себестоимость про-

дукции (услуг), тыс. руб.

5245

7540

2295

143,756

8 Коэффициент  оборачивае-

мости, руб./руб.

28,618

18,944

-9,67

66,195

9 Коэффициент  загрузки,

Руб./руб.

0,0349

0,0527

0,0178

151,066

10 Затраты  на 1 руб. реализо-

ванной продукции, руб.

0,9749

0,9637

-0,0112

98,85

11 Прибыль  от продаж, тыс.

руб.

134,91

284

149,09

210,5107

12 Рентабельность:

- продукции, %

- производства, %

- продаж, %

2,572

-

2,507

3,766

-

3,629

1,194

-

1,122

-

-

-


 

 

 

Из отрицательных тенденций  на предприятии главной является значительное снижение эффективности  использования оборотных средств, коэффициент оборачиваемости снизился на 34% (на 9,67 руб./руб.), то есть предприятие в 2009 году смогло обернуть свои оборотные средства на 9,67 раз меньше, чем в 2008 году. При этом естественно вырос коэффициент загрузки оборотных средств на 51 %. Но в целом, за исследуемый период эффективность деятельности предприятия выросла, о чем свидетельствует рост выручки от реализации продукции на 2443,71 тыс. руб. ( или на 45,41%), увеличение прибыли от продаж на 149 тыс.руб. ( или на 110,51%), рост всех показателей рентабельности: продукции – на 1,194 %, продаж – на 1,122%. Так же, среднегодовая выработка на 1 работающего выросла на 109,864 тыс. руб. ( или на 16,33 %) и это несмотря на увеличение численности персонала на 2 человека ( на 25%) и как следствие увеличение фонда оплаты труда на 30,1 %. При этом затраты на 1 руб. реализованной продукции снизились на 0,0112 руб. ( 1,14884 %).  Главным фактором в появлении таких тенденций на предприятии является увеличение выручки реализованной продукции, вследствие увеличения объема продаж, вызванного в свою очередь выходом предприятия на новых покупателей и укреплением связей со старыми партнерами.

 

 

1.2  Анализ преимуществ франчайзинга и недостатки использования франчайзинга

 

Мировая практика доказала, что франчайзинг - один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше. С другой стороны франчайзинг - это  наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего  бизнесмена, даже для человека, никогда  не занимавшегося бизнесом. По существу суть франчайзинга заключается в  обмене (впрочем, как и все товарно-денежные отношения): франчайзер отдает франчайзи право пользоваться относительно известным брендом, обучает секретам своего бизнеса и предоставляет определенные относительные гарантии надежности бизнеса, так как на практике доказана его успешность. В ответ франчайзи делится с франчайзером своими деньгами и, в какой-то степени, своей независимостью .

Франчайзинг позволяет компании развиваться за счет средств, привлекаемых в систему предпринимателей-франчайзи. Более того, когда деятельность налажена, он становится источником стабильного дохода для организатора сети.

Что касается проблемы поиска и удержания квалифицированных  менеджеров, то в системе франчайзинга эта проблема отпадает сама собой, так  как предприниматели-франчайзи, по определению боладающие более сильной мотивацией, являются так называемыми самомотивированными управленцами .

Преимущества и недостатки франчайзинга для франчайзи.

Одним из основных преимуществ  франчайзинга для франчайзи является значительное снижение риска понести убытки или стать неплатежеспособным прежде, чем он твердо станет на ноги и сможет уверенно вести и развивать свою предпринимательскую деятельность.

Снижение риска понести  убытки основано на использовании уже  опробованных и успевших зарекомендовать себя методов ведения предпринимательской деятельности.

Вступая во франчайзинговую сеть, франчайзи получает огромное преимущество от получения различного рода услуг от франчайзера, франчайзи, таким образом, опосредованно "использует" репутацию (гудвил) франчайзера и привлекает к себе потенциальных потребителей продаваемых товаров или услуг.

Вступая во франчайзинговую сеть, франчайзи получает огромное преимущество от получения различного рода услуг от франчайзера или иных лиц, связанных с ним или доверяющих франчайзеру и его методам ведения предпринимательской деятельности:

● поставка торгового или  иного оборудования на более выгодных условиях (например, в лизинг или  с отсрочкой платежа);

● получение кредита в  банке на наиболее льготных условиях;

● приобретение товаров  с большими скидками;

● проведение широкомасштабной рекламной кампании при небольших  финансовых затратах.

Помощь франчайзи в повседневной деятельности включает в себя постоянные консультации франчайзера, проведение анализа продаж и т. п. Опытный франчайзер раньше, чем франчайзи заметит надвигающиеся финансовые проблемы, предоставит ему необходимые рекомендации по преодолению трудностей и недопущению возникновения подобных проблем в будущем.

Приобретение франшизы с  небольшими оговорками можно сравнить с приобретением предприятия. Суть различий заключается в том, что, приобретя предприятие, покупатель сам решает в дальнейшем, как им управлять. Приобретя франшизу, франчайзи вступает в долгосрочные правоотношения с франчайзером и во многих аспектах ведения бизнеса полагается на него. По большому счету, франчайзи не разрешено вести бизнес по-своему усмотрению, он должен строго придерживаться стандартов франчайзинговой системы. Несколько факторов существенно отличают ведение франчайзингового бизнеса от независимого, а именно:

● наличие франчайзера;

● обязательство использовать наименование и систему франчайзера под постоянным контролем последнего;

● риск наступления событий, которые самым губительным образом повлияют на предприятие франчайзи, и при этом франчайзи не сможет каким-либо образом повлиять на их предотвращение (например, наступление неплатежеспособности или банкротства франчайзера, действия других франчайзи, повлекшие за собой негативные последствия для всей франчайзинговой сети, и т. п.);

● предоставление франчайзером услуг, за которые необходимо платить, и т. п.

 

 

Франчайзи, приобретая право пользования франшизой, значительно снижает обычные риски начинающего предпринимателя, его основным риском является принятое решение: правильно или неправильно выбранная франшиза, т. е. какая из потенциально возможных для приобретения франшиз даст возможность франчайзи быстрее окупить вложенные инвестиции и получить прибыль. На правильность выбора франчайзи влияет количество и характер информации, которую он может получить о продаваемой франшизе. Оценивая важность этого фактора, в некоторых странах основной аспект государственного регулирования франчайзинговой деятельности сводится к обязыванию франчайзера дать как можно больше сведений о продаваемой франшизе. Следует также указать, что к числу потенциальных рисков франчайзи в отношении франшизы могут быть отнесены:

● недостаточное апробирование франшизы. Приобретая вновь разработанную франшизу, франчайзи рискует, что она не была достаточным образом опробована и нет достаточных доказательств ее конкурентоспособности и рентабельности. В целом, минимальным сроком для развития и опробования франшизы принято считать 2 года. Такой срок апробации франшизы реально позволяет франчайзеру сформулировать ответы на большинство вопросов франчайзи об эксплуатации франшизы, а также сформировать деловую репутацию такой франшизы;

● объективные способности франчайзи вести выбранную им предпринимательскую деятельность. Он также заинтересован в выборе "правильного" франчайзи, т. е. такого лица, лучшие качества которого раскроются при ведении определенной предпринимательской деятельности;

● недостаточная структурированность франшизы, являющаяся, как правило, доказательством недостаточной апробации, может повлечь за собой коммерческие и финансовые проблемы не только для отдельного франчайзи, но и в целом для всей франчайзинговой сети;

● недобросовестность франчайзера при предоставлении помощи франчайзи (необходимое количество контрольных и инспекционных проверок, проведение необходимого количества обученческих семинаров и курсов, постоянное совершенствование ноу-хау);

● наличие мест, потенциально пригодных не только для размещения в них торговых точек или помещений, но также способных привлечь достаточно быстро большое количество покупателей.

Для достижения успеха франчайзи придется задействовать не только финансовые, но и интеллектуальные ресурсы . Франчайзер зачастую довольно жестко контролирует многие аспектыдеятельности франчайзи: технологию и стиль работы, финансовую сторону проекта, ценовую политику. С одной стороны, это обеспечивает должное качество продукции, а с другой – ограничивает предпринимательскую самостоятельность франчайзи, которому во многом приходится учитывать мнение своего партнера. Преимущества и недостатки франчайзинга для франчайзера.  Основным преимуществом франчайзинга для франчайзера является        возможность значительного расширения сбыта своей продукции или услуг без привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Быстрое разворачивание франчайзинговой сети может тормозиться лишь следующими факторами:

 

  ● неспособностью франчайзера развивать и поддерживать    соответствующую инфраструктуру;

       ● отсутствием у франчайзи необходимой квалификации и способностей;

● нехваткой мест, размещение в которых магазинов или иных торговых точек даст возможность  быстро развить прибыльную деятельность.

При достаточном развитии франчайзинговой сети франчайзер может получать основные доходы от франчайзинговых платежей, а не от ведения предпринимательской деятельности, на основе которой сформировалась франшиза. Оптимизация масштабов предприятия франчайзера дает ему возможность быстро развиваться как на национальном, так и на международном уровнях и при этом избегать рисков от осуществления капиталовложений.

Франчайзи, являющиеся собственниками своих предприятий, имеют лучший стимул в развитии этих предприятий и соответственно франчайзинговой сети в целом, чем наемные служащие или менеджеры франчайзера. Франчайзинг незаменим при желании франчайзера расширить свою предпринимательскую деятельность на территорию иной страны.

Не будучи связанным каждодневными  проблемами ведения бизнеса, франчайзер имеет возможность уделять больше внимания стратегическим направлениям развития того или иного аспекта своей предпринимательской деятельности.

Основную опасность для  франчайзера во франчайзинге таят его взаимоотношения с франчайзи. Избранный франчайзи может быть не в состоянии вести определенную предпринимательскую деятельность. Основной задачей франчайзера является обеспечение единых стандартов продажи товаров или предоставления услуг во всей франчайзинговой сети. В силу тех или иных причин франчайзинговые отношения могут прекратиться, и франчайзер встает перед реальной опасностью разглашения своего ноу-хау недобросовестным франчайзи или его служащими. И хотя соответствующие положения содержатся во франчайзинговом договоре, они вряд ли гарантируют франчайзеру соблюдение его прав. Франчайзер должен быть готов к этому.

Проведение постоянного  обучения франчайзи ведет к тому, что в будущем после истечения срока франчайзингового договора он может стать реальным конкурентом. Это – реальность, и не нужно о ней забывать. Предотвратить это может только постоянное развитие франчайзером самого себя, франчайзи должен помнить, что его будущее напрямую зависит от этого .Рост эффективности бизнеса предприятий-франчайзи можно достичь путем контроля со стороны франчайзера за соблюдением стандартов ведения дел. Однако нельзя допускать чрезмерного контроля франчайзи, поскольку, во-первых, снижается его действенность, во-вторых, излишний контроль может изменить суть франчайзинга, ориентированного на мотивированных управленцев – владельцев собственного предприятия.

Баланс контроля достинается с помощью прозрачной системы отчетности франчайзи при минимальном вмешательстве в его дела . Наконец, отношения франчайзинга имеют как преимущества, так и недостатки для потребителя. Так преимуществами для потребителя есть: в большинстве случаев товары и услуги, те, что реализуются под одним товарным знаком, имеют одинаковое качество и инфраструктуру услуг, которые предоставляются; если закрывается какая-то определенная торговая точка, можно обратиться в главную компанию; за счет конторля качества со стороны франчайзера франчайзинговые фирмы обычно предлогают более высокий уровень обслуживания; франчайзи как собственники предоставляют потребителю услуги с большей мерой собственного участия. В свою очередь, недостатки для потребителя следующие: потенциально франчайзинг может ограничивать конкуренцию и, в следствие, ограничивать выбор товаров и услуг.

 

 

 

 

Глава 3.

       1.2  Состояние франчайзинга на Российском рынке

 

В России наблюдается возрастающий интерес к развитию бизнеса с  использованием концепций франчайзинга. Количество организаций, заявивших  о своем развитии в формате  франчайзинга, возросло с 50 в 2001 г. почти  до 750 в 2010 г., что само по себе характеризует востребованность этого формата в России. Только в 2010 г. количество франшиз по сравнению с 2009 г. возросло более чем на 40 % (см. рис. 1).

Информация о работе Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса